Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Иркутск: путешествие во времени

Любящиесвойгородиркутяне любятеговыборочно. Наверное, потому, чтолюбитьИркутскцели­ком, совсемиегонедостатками большинствугорожаннекогда: не хватаетвременивсматриватьсяи вдумываться.

Влюбленность, которую мно­гие из нас испытывают к милым иркутским деревянным домикам или к его красивейшим каменным особнякам, как правило, не тре­бует душевных сил: несложно лю­бить открытку с видом на улицу Карла Маркса, сквер Кирова, бульвар Гагарина. Однако чтобы разглядеть истинную суть вещи: былое величие города с непро­стой историей, приметы которой можно обнаружить где угодно, даже в неприглядной промышлен­ной зоне, заброшенном частном секторе или полуразрушенной церкви, - нужно иметь особый дар.

Таким даром обладает хрупкая на первый взгляд, но полная сил, прекрасная Галина Майорова, экс­курсовод, член президиума Иркут­ского регионального отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры.

Ее недаром называют «хранитель­ницей памяти Иркутска», «экскур­соводом, влюбленным в Иркутск»: она говорит о городе увлека­тельно и вместе с тем бережно, как будто о старом друге, о кото­ром знает, кажется, больше, чем он сам.

Свой рассказ Галина Владими­ровна начинает с небольшой исто­рии о Ленинском округе, том самом, любить который получа­ется далеко не у всех. Мы едем по улице Мира, центральной улице поселка Иннокентьевский, как раньше назывался Иркутск-II, про­езжаем мимо храма Рождества Христова, установленного в па­мять о погибших 6 декабря 1997 года в авиакатастрофе самолета Ан-124 «Руслан». Автор проекта -архитектор А.В. Яковлев. Его ком­плекс сооружений, включающий церковь, надвратную звонницу, ка­менную ограду с коваными метал­лическими заполнениями, мемориальный камень с поимен­ным списком фамилий всех погиб­ших и 72 подсвечниками на нем, был отмечен Губернаторской пре­мией. Красивое, но необыкно­венно печальное получилось место на карте Второго Иркутска.

- Слева от нас располагался заводской поселок, строительство которого развернулось в 30-е года позапрошлого века, - говорит Га­лина Владимировна. - Названий у улиц не было, нумерация начина­лась от железной дороги: первая улица, вторая, седьмая... В годы советской власти улицы получили имена Троцкого, Ленина, Зиновь­ева и тому подобное. В ноябре 1920 года, когда улицы переиме­новывались, поселок Иннокенть­евский (позже я объясню, почему он так назывался) переименовали в поселок Ленина. Как ни странно, городская администрация считает именно 3 ноября 1920 года датой образования нашего района, между тем, я доказываю, что район существовал и прежде, про­сто носил другое имя. Здесь жили рабочие завода, телеграфа и, ко­нечно, железной дороги - тот самый пролетариат, который стал в свое время опорой революции и поддержкой первого и второго установления советской власти в городе. Сегодня от тех домиков уже ничего не осталось.

- Меня все время спрашивают, какую историческую ценность может представлять этот район, -говорит Галина Владимировна, -мало кто знает его историю. А ведь Ленинский район - это самый старый, после централь­ного, район нашего города. Если в 1661 году был основан Иркутский острог, то буквально через шесть лет, в 1667 году, старец Герасим, который пришел сюда с казаками, на левом берегу Ангары, куда мы сейчас будем поворачивать, осно­вал первую пустынь для монахов. Сначала их было шесть человек. Но со временем здесь появляется община, а через одиннадцать лет на этом месте возникает знамени­тый Вознесенский мужской мона­стырь, вокруг которого формируется первая жилая зона Ленинского района. Второй жилой зоной является Ново-Ленино, или, как он назывался сначала, поселок Ново-Иннокентьевский. Жители этого места, которое принадле­жало Вознесенскому монастырю, были заняты в строительстве же­лезной дороги. И уже в 30-е годы начинается новый этап развития Ленинского округа: разворачива­ется строительство Иркутского авиационного завода.

- А мы с вами въезжаем в по­селок Жилкино, названный так по имени одного из переселенцев, -замечает Галина Владимировна. -Это все были монастырские земли. Сюда приглашали крестьян, давали им подъемные деньги, а через три года крестьяне уже начинали отрабатывать деся­тину. Эта территория со временем была застроена полностью: по­явилось Жилкино, потом, в запад­ной части, Боково. Савва Боков являлся вкладчиком монастыря, или, как принято говорить, инве­стором: он вкладывал деньги в мо­настырь, помогал ему развиваться и, разумеется, получал прибыль. Сегодня эта территория запол­нена организациями транспорт­ного назначения: шиномонтажными предприя­тиями, дилерскими центрами, специализированными магази­нами.

- Мы въезжаем на Иннокентьевский мост, - продолжает рас­сказывать экскурсовод. -Обратите внимание, слева нахо­дится Успенская церковь, которая сохранилась до наших дней и яв­ляется последним фрагментом Вознесенского монастыря. Когда мы в прошлом году готовились к 350-летию Иркутска, было при­нято справедливое решение дать четырем иркутским мостам исто­рические названия. Этот мост по­лучил название Иннокентьевский в честь первого самостоятельного епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия Кульчицкого, че­ловека высоких нравственных качеств. Для монастыря же пребы­вание епископа имело большое значение: обитель в эти годы яв­лялась центром епархиального управления, что выделяло ее в ряду других монастырей. Репута­ция ее была достаточно хорошей, чтобы продолжить развиваться и возвышаться даже тогда, когда преемники Иннокентия пересели­лись в город. Спустя много лет после смерти Иннокентия имя епископа вновь связывается с ис­торией монастыря. Указом Свя­тейшего Синода тело архиерея, пробывшее нетленным многие годы, не тронутое огнем во время пожара 1783 года, признается за совершенные святые мощи, про­славляется и открывается для все­народного чествования.9 февраля 1805 года мощи торже­ственно переносятся в соборную Вознесенскую церковь, в 1808 году помещаются в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра. Говорят, что стоит только помо­литься Святому Иннокентию, как происходят чудеса.

- Я обещала рассказать, по­чему поселок стал называться Иннокентьевским, - возвращается Галина Владимировна к началу разговора. - Когда началось строительство железной дороги, городские власти договорились с монастырем, что монастырь без­возмездно передает городу 53 де­сятины земли, те самые, где сейчас находятся станция Сорти­ровочная и Николо-Иннокентьевская церковь, за это город обещает дать поселку и станции имя святого Иннокентия. Так и по­лучилось. Кстати, в Ново-Ленин­ском поселке можно встретить еще один интересный топоним -Порт-Артур. Когда закончилась война 1905 года, Порт-Артур и Са­халин были отданы японцам, рус­ские стали возвращаться в Россию. Они ехали с востока и за­нимали свободные территории, где строили свои землянки вне всякого плана и без платы. Утром полиция приходила и ломала эти времянки. Но через некоторое время они возникали снова. В конце концов, городская дума приняла решение утвердить посе­лок, который вошел в состав Ново-Ленино и был назван в па­мять об утраченном Порт-Артуре. - Мы выехали в Правобереж­ный район, - сказала Галина Вла­димировна. - Территория, по которой мы едем, называется предместье Знаменское. В 1920 году это предместье было пере­именовано в предместье Марата. С какой стати? Я помню, во вре­мена губернатора Говорина по просьбе монастыря этой территории было возвращено название предместья Знаменского. Улица Сурнова, названная в честь одного из революционеров, участвовав­ших в боях 19-го года, носила прежде другое, более красивое название - Адмиралтейская. Здесь, у слияния рек Ангары и Ушаковки, в 20-30-е годы 19-го века стояло здание адмиралтей­ства. Неслучайно на Ангаре любят праздновать морские праздники, неслучайно мы считаем Иркутск морским городом. Столица Вос­точной Сибири являлась основной базой промыслового освоения островов Тихого океана и Русской Америки. В Иркутске побывали практически все участники экспе­диции Беринга. Поданным Иркут­ской городской Думы, во второй половине 18 века среди работни­ков тихоокеанских промыслов было около 200 иркутян. Самую большую промысловую компанию возглавил русский исследователь, мореплаватель, промышленник Григорий Иванович Шелехов, ро­дившийся в 1747 году в Рыльске. Компания называлась Русско-Американской и находилась в Ир­кутске.

- Улица Рабочего штаба раньше называлась Якутской ули­цей и кончалась там, где начи­нался Якутский тракт, который вел на берега полярных морей, куда уходили все экспедиции, - про­должает рассказывать Галина Вла­димировна. - Это хорошо понимал Александр Васильевич Колчак, ко­торый относился к Иркутску очень неравнодушно. Когда Вячеслав Клыков планировал ставить па­мятник, он собирался ставить его в Томске, откуда начиналась дея­тельность верховного правителя. Но когда скульптор приехал в Ир­кутск, начал изучать документы, он решил - памятник Колчаку должен стоять в Иркутске. Когда это ре­шение было озвучено, в Иркутске началась самая настоящая граж­данская война. Ситуацию спас владыка Вадим. Он обратился к прихожанам со словами о том, что если у этого человека есть грехи и он в чем-то виноват перед своим народом, то монахини, которые несколько раз в день встают на молитву и по монастырскому обы­чаю молятся за грехи всего чело­вечества, обязательно отмолят грехи этого человека. Это выступление прозвучало настолько убе­дительно, что городская дума со­гласилась поставить памятник именно здесь.

- Улица Шевцова, - объявляет экскурсовод. - Здесь находится школа номер 10, которую основал для бедной рабочей слободы купец 1-й гильдии, крупный чае­торговец, промышленник и меце­нат Павел Андреевич Пономарев. Это - семинария. Дальше - карто­графическая фабрика. Здание сейчас заброшено. Еще одно изу­мительное здание Ремесленного училища Трапезниковых 1908 года. А рядом, в переулке, стоял дом, где жила семья Трубецкого. В современном доме Трубецкие не жили, они построили его в прида­ное дочери.

- Скоро мы поедем по улице Декабрьских событий, где на одном из зданий давно висит чу­гунная доска, на которой напи­сано, что улица названа в память о событиях декабря 1917 года, - за­бегая вперед, рассказывает Га­лина Владимировна. - Но события декабря 1917 года происходили на верхней набережной, там, где находится анатомический зал ме­дицинского университета, в про­шлом 3-я школа прапорщиков. Когда объявили, что в Иркутске, городе купцов, духовенства (44 храма, плюс домовые церкви, плюс церкви при всех учрежде­ниях) и военных (юнкерское учи­лище, кадетские корпуса, школы прапорщиков), устанавливается советская власть, военные, осо­бенно молодежь, устроили мятеж. Конечно, юнкера имели преиму­щество, однако и в декабре 1905 года, и в декабре 1917 года крас­ным помог начавшийся ледоход на Ангаре. Ангара шумела, пугала, на несколько дней прекращалось всякое сообщение. Когда ледоход прекратился, кавалерия из Крас­ноярска, шахтеры из Черемхово, рабочие, сидевшие на вокзале, кинулись на помощь осажденным. Юнкера соглашаются на переми­рие. Это любопытный момент в истории города. На носу - новый год. Юнкерам хочется домой, на каникулы. И этим воспользова­лись красные, мол, вы отправляй­тесь на каникулы - вернетесь, будет ясно, как быть дальше. Но училища закрылись. Возвра­щаться было некуда. В городе непрочно, ровно на восемь месяцев, установилась советская власть. В Иркутске советская власть уста­навливалась дважды. Этим Ир­кутск славится в истории гражданской войны.

- До революции в Иркутске действовало 44 храма, в 1939 году не осталось ни одного действую­щего: были снесены, преобразо­ваны под общежития и транспортные базы. Территория Знаменского монастыря, одного из старейших монастырей Си­бири, удобно расположена на бе­регу Ангары, и в 1924 году, когда монастырь окончательно за­крылся, по решению правитель­ства Советского Союза здесь началось строительство иркут­ского гидроаэропорта. Звонница превращается в парашютную вышку. Разбираются стены забора - открывается вид на Ангару. Идут испытания самолетов, модуляция, реконструкция. И, может быть, был бы в Иркутске гидроаэропорт, если бы не конфликт на КВЖД в 1929 году. Принимается решение укрепить восточные границы, на­чинается строительство трех авиазаводов - в Иркутске, Комсо­мольске-на-Амуре и в Улан-Удэ, параллельно идет строительство сухопутных крупных аэропортов. Денег не хватало, поэтому на месте гидроаэропорта открывают знаменитый в свое время гидро­аэроклуб. Кто в те годы не мечтал стать летчиком? Так продолжалось до 1941 года, пока не началась война. Все ушли на фронт, терри­тория осталась заброшенной.

А в 1943 году, если вы пом­ните, начинаются переговоры по открытию второго фронта. Я не стану утверждать, но как говорят историки, изучающие Великую Отечественную войну, негласным условием открытия фронта было введение погонов для личного со­става и проведение мероприятий, обеспечивающих свободу религии не только на бумаге, но и на прак­тике. 4 сентября 1943 года Сталин принял митрополитов Сергия, Алексия и Николая и дал согласие на избрание Патриарха, на созда­ние Священного синода. Также было получено разрешение на от­крытие духовных учебных заведе­ний (богословских курсов, духовных семинарий и академий), на издание «Журнала Московской патриархии», на увеличение числа православных приходов и откры­тие ранее закрытых православных храмов, на освобождение нахо­дившихся в заключении право­славных священнослужителей, на исполнение церковных служб свя­щеннослужителями, отбывшими срок своего заключения, и на от­крытие свечных заводов. Никто из истинно верующих не сомнева­ется, что это послужило главной причиной победы. Я с большим уважением отношусь к религии, -признается Галина Владимировна. - То, что православие сыграло большую роль в становлении куль­туры, государства, нравственно­сти, организации общества, отрицать никто из людей, кто хоть немного знает историю, не будет. Я хорошо помню урок «10 сталин­ских ударов». Речь идет о ряде крупнейших операций в Великой Отечественной войне, которые внесли решающий вклад в победу стран антигитлеровской коали­ции над нацистской Германией во 2-й мировой войне. Все эти операции произошли после того, как в российских городах были от­крыты храмы и церкви, и в завер­шении всех молебнов стала произноситься молитва о победе. - В ноябре 1902 года в Иркутск приезжают Колчак и Матиссон, -возвращается Галина Владими­ровна к своей излюбленной теме, теме Гражданской войны. - До ушаковского мостика их довозят извозчики, которые ездят по линии тракта. Здесь, на бирже из­возчиков, они пересаживаются на городского извозчика. Это место, где Колчак впервые ступил на Ир­кутскую землю. Это - первая тра­гичная линия в судьбе Колчака, связанная с Иркутском. Вторая линия проходит вдоль Знаменской улицы, ныне улицы Баррикад, где находится тюремный замок, в одиночной камере которого Кол­чак провел 15 дней. Его везут рано утром 7 февраля 20-го года, я убеждена, уже расстрелянного, нам навстречу по этой самой улице. Мы будем проезжать мимо замка, посмотрите - за ним рас­положена Знаменская гора, у ее подножия находилось арестант­ское кладбище. Террор был такой, что могил не хватало, а вырыть свежую могилу при температуре минус сорок невозможно. А ведь еще был заговор устроить побег! Работники тюремного замка были на стороне Колчака. Поэтому и было принято такое быстрое ре­шение, с нарушением всех про­цессуальных протоколов: расстрелять и тело утопить. На расстрел выводили в нижнем белье. Поэтому никаких погонов на Колчаке быть не могло. Вот мы проезжаем тюремный замок. А там, где стоит деревянный крест, вероятно, находилась прорубь, где монахини брали воду и полос­кали белье, и куда, собственно, опустили тело. Обстановка в го­роде была напряженная. Бабушка рассказывала, что иркутяне не вы­ходили из подвалов. Иркутск был в страшной осаде. Третья линия ведет как раз от проруби, где утоплено тело, и сходится в одной точке, там, где стоит памятник, с другими двумя линиями. Поэтому, я считаю, лучшего места для па­мятника Колчаку нет. Памятник стоит на месте, где он ступил на иркутскую землю и где покинул ее.

- Сейчас мы находимся в Ра­бочей слободе возле церкви Ка­занской иконы Божией Матери. Территорию Ремесленной сло­боды можно уверенно назвать благодетельно-спонсорской. Здесь жили люди, обслуживаю­щие центр Иркутска, ремесленники, зарабатывающие на жизнь своим трудом. Интересно, что первые ремесла появились в этом районе благодаря тюремному замку. Однажды городским вла­стям надоело поить-кормить за­ключенных, и было принято решение устроить ремесленный дом. Начался осмотр заключен­ных. Были выявлены востребован­ные профессии. В «Губернских новостях» появляется сообщение об оказании целого ряда услуг, цены на которые были ниже обык­новенных. Сначала люди шли осторожно, потом тюремный замок оказался завален заказами. Потому что было много хороших специалистов. Особенно востре­бованы в деревянном городе были трубочисты. В конце концов, коли­чество заказов стало таким, что тюремная администрация открыла в банке счет для арестантов, куда поступали отчисления, достаточ­ные для того, чтобы построить дома и завести семью. Огромная часть улицы Баррикад - первые постройки бывших арестантов тю­ремного замка.

- В 1872 году на средства, со­бранные потомственным почет­ным гражданином Иркутска А. Сибиряковым, начинается строи­тельство этого храма Казанской иконы Божией Матери. Александр Михайлович Сибиряков, который построил здание, где сегодня рас­положен музей истории Иркутска, решает разукрасить бедную рабо­чую слободу. Получился образец не обычной православной архи­тектуры, а псевдовизантийской. Композиция храма значительно отличается от всех предшествую­щих ему культовых зданий города. К сожалению, реставраторам не удалось восстановить былую рос­пись стен - не осталось никаких документов. Но художник Николай Мятиганов сотворил нечто не­обыкновенное. Эта церковь рас­писана в духе синодальной живописи.

- Улица Октябрьской револю­ции сначала называлась Институт­ской, потому что здесь располагался первый институт благородных девиц, построенный на средства графини Лаваль, ма­тери Екатерины Ивановны Трубец­кой. Когда у графини появились внучки, она очень хотела дать им воспитание, какое получали в Петербурге. Поэтому она договаривается с властью и выделяет средства на строительство. Первой директрисой этого института была вдова одного из сыновей генерала Дорохова. Графиня Лаваль уговорила ее приехать в Иркутск. Расскажу инте­ресную деталь. Когда у декабриста Муханова в Симферополе умерла любимая невеста Варенька Щаховская, которая прожила в Иркутске три года, думая, что Муханова переведут из Братска сюда, Муханов, конечно, очень грустил. Но ему разре­шают покинуть Братск, он переезжает в Усть-Куду, и из Усть-Куды по праздникам приезжает в Ир­кутск. Здесь на одном из бомондов его знакомят с мадам Дороховой, они влюбляются друг в друга, назначается помолвка. Он строит дом по адресу Дзержинского, 45, но буквально накануне рано утром его находят мертвым в постели. Врачи ди­агностируют разрыв сердца.

- Проезжаем музей истории Иркутска. Этот великолепный дворец построил Александр Сиби­ряков на деньги, которые он получил после смерти своей родной сестры. Его сестра выходит замуж за чиновника Кладищева, ей выделяется большое приданое на каких-то определенных условиях. Когда через три года, не оставив на­следников, сестра неожиданно умирает, часть приданого возвращается обратно в семью Сибиряковых. Не желая пользоваться этими деньгами, Алексей Михайлович полностью направляет их на строительство Кладищевского училища для детей бедной Преображенской слободы, где мы сейчас находимся. Здесь учились и девчонки, и маль­чишки.

После того, как институт переезжает, улица получает название Шелашниковской в честь гене­рал-губернатора Шелашникова. Здесь, прямо за зданием автовокзала, расположен дом генерал-губернатора М.М. Сперанского (бывший флигель усадьбы Е.А. Кузнецова).

- Удивление и даже возмущение вызывает у меня памятник женам декабристов. В том, что это Мария Николаевна, нет никакого сомнения. Но это не Мария Николаевна Волконская - это Машенька Раевская, молодая, воздушная, в бальном платье. Когда мне приходится про­водить экскурсии для молодежи, я, рассказы­вая им эту историю, понимаю, что они не знают, кто такая Машенька Раевская. Я го­ворю - это дочь генерала Раевского, которая влюбила в себя нашего прекрасного поэта. -Какого? - Пушкина, разумеется! За оду «Вольность» он молодым юношей был от­правлен в ссылку в Одессу. Хохот: «В Одессу в ссылку?!» Начинаю смеяться вместе с ними. Пушкин влюбился в нее, посвятил ей огром­ное количество стихов. Вспомните, в «Пол­таве» - Мария, в «Бахчисарайском фонтане» -

Мария, в «Кавказском пленнике» - Мария. Мария его не покидала никогда. Когда она, будучи замужем за Волконским, собиралась в Иркутск и прощалась в салоне Зинаиды Вол­конской на Тверской, Пушкин пришел прово­дить ее, и именно тогда у него родилась идея стихотворения «Во глубине сибирских руд...», которое он передал своим товарищам с Алек­сандрин Муравьевой.

- Жены декабристов были измученные, больные, несчастные женщины. Екатерина Трубецкая из-за болезни позвоночника не могла ходить. Мария Волконская в 41 год вы­глядит как старуха. Поставить им в Сибири памятник в виде фигуры женщины в бальном платье - это немыс­лимо. Возможно, я не права.

- Мы проезжаем 106-й квар­тал, который является подобием настоящей реставрации памятни­ков деревянного зодчества. Здесь, конечно, переборщили. Но кружевная резьба очень красивая. И я читала в статье Марка Мееровича, что наши мастера сумели перенести каменный барочный стиль на дерево, и это была при­вилегия именно иркутских древо-резов. Но скажите мне, что это такое? Как попасть внутрь? Можем мы сделать этот кусочек Иркутска открытым для иркутян?

- Вот, наконец, улица Декабрь­ских событий, названная в память о событиях, которые случились в декабре 1919 года, - рассказы­вает экскурсовод. - Колчаковцы находятся в центре Иркутска с левой стороны улицы, ушаковский фронт, подпольный большевист­ский штаб которого располагался на улице Якутской - с правой сто­роны. На улице Декабрьских со­бытий были сосредоточены силы белых и красных. Это была жесто­кая битва. Они дрались за эту улицу. Поэтому она и получила на­звание Декабрьских Событий, но событий 1919 года. И, обратите внимание, белая сторона осталась нетронутой, ее потихоньку пере­несут в 106-й квартал, а на крас­ной стороне все сломали, строят новое, современное. Как уйти от этих сравнений,судьбоносных для нашего Иркутска?

- Мы завершаем нашу экскур­сию на улице Карла Маркса, улице Большой. Это главная улица го­рода, красивая, каменная, где нет усадеб и переулочек. Она воз­никла после июньского пожара 1879 года, когда правительство

принимает решение на централь­ных улицах в семи саженях по обеим сторонам строить только каменные дома. Погорельцы поку­пают места в 130-м квартале и бы­стро строят маленькие деревянные избушки. А эта улица начинает застраиваться купече­скими особняками. Посмотрите, какая красота! Наши купцы немед­ленно приглашают архитекторов из Петербурга. Но откуда взялась эта замечательная эклектика? По­тому что требование купцов было таково - делай как хочешь и что хочешь, но мой дом должен быть лучше дома моего соседа. Однако сами купцы здесь нежили, они сдавали эти роскошные здания в аренду, и здесь располагались ювелирные лавки, иллюзионы, ма­газины, банки, гостиницы, асами хозяева уходили наТрапезниковскую и Медведниковскую улицы, где жили в деревянных усадьбах, с баней, гостевым домиком, пали­садником и огородом.

Надо сказать спасибо нашим бизнесменам зато, что они сохра­няют улицу Большую, ее парадный вид, благодаря чему она остается действительно главной улицей на­шего города.

Прогулка по городу в компа­нии Галины Майоровой - это как путешествие во времени: откры­ваются неизвестные страницы прошлого, неожиданные взаимо­связи и хитросплетения человече­ских судеб, встают из небытия безвозвратно утраченные зда­ния... Мы надеемся, что в новом году мы повторим нашу экскурсию и узнаем еще много увлекатель­ных историй из жизни города, ко­торый мы любим.

 

МарияНосова

Журнал «Строим вместе» № 16(140), декабрь 2012 года