Иркутская область : Промышленные районы
Тайшетский промышленный район
Район располагается в западной части области, вдоль Транссибирской магистрали и головных участков железнодорожных магистралей Тайшет-Лена и Тайшет-Абакан. Он максимально приближен к индустриально развитым регионам Средней и Западной Сибири. В его состав входят Чунский, Нижнеудинский и Тайшетский административные районы, города Тайшет, Нижнеудинск, Алзамай и Бирюсинск (табл. 4.5).
По размерам территории (13 %) Тайшетский промышленный район превосходит Иркутско-Черемховскую промышленную зону, однако по объему производства продукции (1 %) и численности населения (9 %) он намного уступает ей и занимает пятое место в Иркутской области. Его доля в численности населения постоянно снижается, в основном за счет оттока сельских жителей. В период 1960-1995 гг. сельское население здесь сократилось в 2 раза при росте городского только в 1,2 раза.
Основными отраслями специализации являются лесная, деревообрабатывающая, гидролизная, канифольная промышленность, железнодорожный транспорт. Имеются небольшие предприятия металлообрабатывающей и пищевой промышленности. В 1930-1980-х гг. в районе была развита слюдяная промышленность. Строительство Западного участка БАМа способствовало созданию в Тайшете комплекса производств по выпуску строительных конструкций и ремонту техники для нужд транспортных строителей. Другие отрасли развиты недостаточно, особенно энергетика, в первую очередь теплоэнергетика. Здесь нет крупной ТЭЦ, поэтому отсутствует централизованная система теплоснабжения.
В районе имеются освоенные сельскохозяйственные площади, где наряду с зерновыми выращиваются лен и овощные культуры. Получили распространение молочное животноводство и свиноводство. Традиционно развивается охотничий промысел (охота на соболя и белку). На юге района, в Восточном Саяне, живут охотники и оленеводы — тофы.
Основным ресурсом данной территории долгие годы являлся лес. Однако расчетная лесосека, особенно по хвойным породам, здесь уже исчерпана, и поэтому существенное увеличение объемов заготовок древесины невозможно. Не предполагается и освоение разведанных месторождений бурых углей и железных руд, во всяком случае в ближайшей перспективе. Все это привело к снижению доли продукции, произведенной в районе, в общем объеме промышленной продукции области с 14 % в 1950 г. до 1 % в 1998 г.
Транспортно-географическое положение создает данной тер-ри-тории определенную инвестиционную привлекательность. Еще в начале XX в. именно в Тайшете было рекомендовано разместить металлургический комбинат полного цикла, с комплексом металлоемких машиностроительных и металлообрабатывающих производств. В 1960-х гг. был выполнен большой объем проектных работ, подтверждающих экономическую эффективность подобного производства для Восточной Сибири и Дальнего Востока. Тем более, что в районе Тайшета имеется удобная площадка, а основные виды сырья, в том числе вспомогательного, расположены относительно близко. Например, до месторождений угля и железной руды всего 200-400 км. Однако строительство комбината так и не начато. Есть предложение создать вначале не металлургическое, а прокатное производство, ориентированное на выпуск стальных труб, необходимых для прокладки нефте- и газопроводов в Сибири.
Тайшет является крупным железнодорожным узлом. Город возник в конце прошлого века, в период строительства Транссибирской железной дороги. Сегодня в Тайшете сходятся магистрали четырех направлений. Здесь начинается Западный участок БАМа. Сюда приходит железная дорога из Абакана, открывающая выход на юго-запад Сибири. Все это придает Тайшету важное значение, а его транспортно-экономическое положение характеризуется как достаточно благоприятное.
В городе построены такие предприятия, как ремонтно-механический завод, обслуживающий дорожно-строительную технику, деревообрабатывающий и шпалопропиточный завод, поставляющий обработанные шпалы на многие железнодорожные станции Сибири, швейная фабрика, мясокомбинат, имеется депо по ремонту вагонов и электровозов.
Нижнеудинск — один из важных центров деревообрабатывающей промышленности и крупный железнодорожный узел. Здесь работают лесопильный завод, мебельная фабрика, завод по выпуску сборных домов контейнерного типа, слюдообрабатывающая и кондитерская фабрики, пивоваренный завод, железнодорожное депо и другие предприятия.
Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 1998. Т. 1. - 203 с.