Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Общие сведения


Мы пишем

Тайшетский промышленный район

Район располагается в западной части области, вдоль Транс­сибирской магистрали и головных участков железнодорожных ма­гистралей Тайшет-Лена и Тайшет-Абакан. Он максимально при­ближен к индустриально развитым регионам Средней и Западной Сибири. В его состав входят Чунский, Нижнеудинский и Тайшетс­кий административные районы, города Тайшет, Нижнеудинск, Алзамай и Бирюсинск (табл. 4.5).

По размерам территории (13 %) Тайшетский промышленный рай­он превосходит Иркутско-Черемховскую промышленную зону, одна­ко по объему производства продукции (1 %) и численности населения (9 %) он намного усту­пает ей и занимает пя­тое место в Иркутской области. Его доля в чис­ленности населения по­стоянно снижается, в ос­новном за счет оттока сельских жителей. В пе­риод 1960-1995 гг. сель­ское население здесь со­кратилось в 2 раза при росте городского толь­ко в 1,2 раза.

Основными отрас­лями специализации яв­ляются лесная, дерево­обрабатывающая, гидро­лизная,  канифольная промышленность, железнодорожный транспорт. Имеются небольшие предприятия металлообрабатывающей и пищевой промышленности. В 1930-1980-х гг. в районе была развита слюдяная промышленность. Строительство Западного участка БАМа способствовало созданию в Тайшете комплекса производств по выпуску строительных конструк­ций и ремонту техники для нужд транспортных строителей. Другие отрасли развиты недостаточно, особенно энергетика, в первую очередь теплоэнергетика. Здесь нет крупной ТЭЦ, поэтому отсутствует цент­рализованная система теплоснабжения.

В районе имеются освоенные сельскохозяйственные площади, где наряду с зерновыми выращиваются лен и овощные культуры. Получили распространение молочное животноводство и свиноводство. Традиционно развивается охотничий промысел (охота на соболя и белку). На юге района, в Восточном Саяне, живут охотники и олене­воды  — тофы.

Основным ресурсом данной территории долгие годы являлся лес. Однако расчетная лесосека, особенно по хвойным породам, здесь уже исчерпана, и поэтому существенное увеличение объемов заготовок дре­весины невозможно. Не предполагается и освоение разведанных место­рождений бурых углей и железных руд, во всяком случае в ближайшей перспективе. Все это привело к снижению доли продукции, произведен­ной в районе, в общем объеме промышленной продукции области с 14 % в 1950 г. до 1 % в 1998 г.

Транспортно-географическое положение создает данной тер-ри-тории определенную инвестиционную привлекательность. Еще в нача­ле XX в. именно в Тайшете было рекомендовано разместить металлур­гический комбинат полного цикла, с комплексом металлоемких маши­ностроительных и металлообрабатывающих производств. В 1960-х гг. был выполнен большой объем проектных работ, подтверждающих экономическую эффективность подобного производства для Восточной Сибири и Дальнего Востока. Тем более, что в районе Тайшета имеется удобная площадка, а основные виды сырья, в том числе вспомогательно­го, расположены относительно близко. Например, до месторождений угля и железной руды всего 200-400 км. Однако строительство комби­ната так и не начато. Есть предложение создать вначале не металлур­гическое, а прокатное производство, ориентированное на выпуск стальных труб, необходимых для прокладки нефте- и газопроводов в Сибири.

Тайшет является крупным железнодорожным узлом. Город воз­ник в конце прошлого века, в период строительства Транссибирской железной дороги. Сегодня в Тайшете сходятся магистрали четырех на­правлений. Здесь начинается Западный участок БАМа. Сюда приходит железная дорога из Абакана, открывающая выход на юго-запад Сибири. Все это придает Тайшету важное значение, а его транспортно-экономическое положение характеризуется как достаточно благоприятное.

В городе построены такие предприятия, как ремонтно-механический завод, обслуживающий дорожно-строительную технику, деревооб­рабатывающий и шпалопропиточный завод, поставляющий обработан­ные шпалы на многие железнодорожные станции Сибири, швейная фаб­рика, мясокомбинат, имеется депо по ремонту вагонов и электровозов.

Нижнеудинск — один из важных центров деревообрабатываю­щей промышленности и крупный железнодорожный узел. Здесь рабо­тают лесопильный завод, мебельная фабрика, завод по выпуску сбор­ных домов контейнерного типа, слюдообрабатывающая и кондитерс­кая фабрики, пивоваренный завод, железнодорожное депо и другие предприятия.


Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 1998. Т. 1. - 203 с.