Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XIX веков. Расположен музей "Тальцы" на правом берегу реки Ангары в Тальцинском урочище

Владыка Евгений в сёлах Горбовское, Банщиково, Чечуйск Киренского уезда. 1913 год

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

После полудня 1-го июля мы вступили в пределы 2-го благочиннического округа Киренского уезда; сопровождал о. благочинный Николай Пономарев.

Первое селение — Горбовское, Чечуйского прихода. В приписном Казанском храме, приличном и поместительном, при громадном стечении (450 чел.) народа, совершен молебен Казанской Божией Матери и св. Иннокентию; затем обревизована церковно-приходская школа. Здание ветхое, маленькое: при пособии от епархиального училищного совета предположена постройка нового здания. Учительница — из местных крестьянок, окончившая в Киренске педагогические курсы. Знания учеников признаны Владыкой хорошими; библиотека в порядке.

На лошадях проследовали в соседнее село — Банщиково. Когда-то оно славилось богачами Дмитриевыми, да и теперь еще они в большой силе: имеют в селе богатые усадьбы, по Лене рейсирует их пароход, сплавляют массу всякого груза на Бодайбо и т.п., простецы-мужички, исстари труженики-пахари, — они свято живут заветами отцов своих, глубоко веривших в Бога. Убедительным доказательством этого служит прекрасный храм, воздвигнутый фамилией Дмитриевых в их селе; этот храм из всех церквей благочиния Владыка признал «особенно хорошим и благоустроенным»… Дай, Господи, чтобы на святой Руси было больше храмоздателей с таким высоким религиозным настроением и воодушевлением. Храм — их родное детище, за которым они постоянно наблюдают и о благолепии и красоте которого непрестанно заботятся… Собралось человек 300 молящихся; Владыка совершил молебен Божией Матери (храм в честь образа Скорбящей Божией Матери) и св. Иннокентию, напутствовал богослужение словом о почитании Божией Матери и подражании ее добродетелям. В храме устроены хоры, во всем Киренском уезде единственные в приписном храме; живопись довольно хороша, в некоторых случаях, пожалуй, оригинальна: здесь нам впервые пришлось увидеть образ св. Александра Невского92, изображенного стоящим пред аналоем в воинском одеянии — в полуоборот. Обозрев храм, Владыка посетил почтенного из фамилии храмоздателей Митрофана Никиф[оровича] Дмитриева, где пил чай. Время клонилось уже к вечеру, мы спешили в приходское село Чечуйское, где назначено было всенощное бдение. В 8 час. вечера, когда мы пристали к берегу с. Чечуйского, пошел проливной дождь; народ, собравшийся в числе человек 500, стойко ожидал своего Архипастыря. После встречи началось всенощное бдение, окончившееся в 11 час. ночи. Пел довольно стройно хор певчих-любителей, под управлением политического ссыльного: регент без музыкального образования, молодой человек, «поет» из-за куска хлеба, живет в церковной сторожке. После богослужения Владыка осмотрел храм; между прочим, ему были показаны рельефные изображения Спасителя, Божией Матери и св. Николая, сделанные кем-то довольно искусно из дерева; изображения давно уже вынесены из храма и хранятся на колокольне. Владыка просил пожертвовать их Церковно-Археологическому обществу при духовной семинарии; это он делал везде, где обнаруживались какие-либо церковные предметы, ценные в археологическом отношении.

Чечуйский храм двухпрестольный, очень поместительный. Построен в 1868 году «тщанием крестьянина Никифора Дмитриева», родоначальника тех Дмитриевых, о которых была речь. Священником состоял о. Григорий Комиссаренко93, окончивший учительскую семинарию, псаломщиком — Никита Кузнецов94. При осмотре храма Владыка обратил внимание на оклейку храма обоями, которые местами разорвались и отвисли. Находя обои небезопасными в пожарном отношении, Владыка везде рекомендовал замазывать стены глиной с песком, наподобие штукатурки, и храм белить или же оставлять стены бревенчатыми, но отнюдь не оклеивать обоями и не превращать в обыкновенную комнату.

Из Чечуйского наш путь, по маршруту, лежал в сторону — на Нижнюю Тунгузску — для посещения прихода Преображенского, разбросанного на 500-верстном расстоянии по течению реки Н. Тунгузски, в дебрях непроходимой тайги. К крайнему сожалению нашему, местная полиция сообщила, что проезд туда невозможен: река Тунгузска настолько обмелела, что проплыть по ней нельзя даже в небольшой лодочке, особенно в верховьях ее. Другого способа сообщения, кроме верховой езды на сотни верст, нет. С большим сожалением Владыке пришлось отложить свое намерение до другого раза, и он полагал посетить Преображенский приход или зимой, или ранней весной, когда вода в Нижней Тунгузске стоит высоко. Слышно было, что тунгусцы с нетерпением ждали Архипастыря, да и как не ждать, когда в последний и чуть ли не единственный раз на Тунгузске был Епископ в 60-х годах. Выехавшие в Чечуйское встретить Владыку тунгусцы, когда узнали, что поездка к ним не состоится, с горечью говорили: «Да мы Владыку на руках перенесли бы к себе, если нельзя проплыть в лодке»… Владыка решился было побывать у них без свиты, в сопровождении одного священника, но полиция и в этом случае снимала с себя всякую ответственность за благополучный исход поездки. Пришлось отказаться. А между тем если еще есть в Сибири забытые и заброшенные углы, то река Н. Тунгузска с раскинутыми по ее берегам редкими селениями и зимовьями является наилучшей представительницей всеми забытого в культурном и экономическом отношении края. Главное зло края — отдаленность, а особенно плохие пути сообщения, которые проникновение туда просвещения делают почти невозможным. То обстоятельство, что и теперь на Тунгузску ежегодно спешат десятки различных скупщиков пушнины, рыбы и дичи, — достаточно убедительно свидетельствует, что край этот действительно заслуживает внимания и всестороннего обследования.

Давно говорят, что на Тунгузске можно найти даже золото и будто бы тунгусы находили самородки. Школ в крае немного, интеллигентных сил еще меньше. Кругом тьма. Народ суеверный: «в суседку» и «банную» верит, на клюке под новый год свою избу объезжает. Украдет мужик у соседа рыбу из морды: «пренепременно это водяной сделал. Боле некому. Вишь так и шарахтится под водой-то»… Во многих деревнях можно встретить курные избы с печами без трубы; в каждой избе имеется «светец» для освещения лучиной, свечи дороги, а керосин для Тунгузски еще роскошь. В избах сохранились слюдяные рамы. Словом, все отстало на десятки лет. Заимствованное от тунгусов знахарство, суеверия, страх пред ведьмами и колдунами, заговоры, дикие песни и пляски, бесшабашное пьянство, при котором нередко пропивается почти все хозяйство, — составляют обычное явление в жизни тунгусчика; и течет она — темная, невежественная, безотрадная… Народ же в общем симпатичный, добродушный, трудолюбивый и очень религиозный, несмотря на то, что с ним бок о бок постоянно живет деморализующий политический элемент.

При всей своей отсталости тунгусчик, однако, не лишен и чувства изящного (по-своему, конечно): дом снаружи украшен резьбой, внутри размалеван длиннохвостыми птицами и цветами, на стенах лубочные картинки и зеркала, на столах фарфоровая, нередко золоченая, посуда… Надо идти к этому народу и помочь ему, поднять уровень его знаний, освежить его житейскую атмосферу. В крае до сего времени нет даже двухклассного училища, хотя необходимость его более чем очевидна. Для удовлетворения религиозно-нравственных нужд на 500-верстное расстояние — всего один причт, который при первобытных путях сообщения (есть станки в 75 верст) лишен физической возможности даже наполовину исполнять приходские надобности… Назрел окончательно вопрос об открытии самостоятельного прихода в с. Непе, где теперь приписной храм. Владыкой об этом возбуждается дело.

Примечания:

92 Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексей (1220–1263). Сын великого князя Ярослава Всеволо­довича второго. В 1236 г. стал князем Новгородским. В 1242 г. освободил Псков от немцев и на льду Чудского озера одержал победу над ливонскими рыцарями (Ледовое побоище). В 1250 г. стал князем Владимирским и благодаря благоразумной политике по отношению к татарам неоднократно спасал Русь от разорения. Умер во Владимире и был погребен в Рождественско-Богородич­ном монастыре. В 1380 г. были обретены его мощи, которые по велению Петра I в 1724 г. были перенесены в Санкт-Петербург и доныне почивают в Александро-Невской лавре. Память 30 августа (12 сентября по н. ст.) и 23 ноября (6 декабря по н. ст.).

93 Комиссаренко Григорий Авраамович (около 1875 – после 1916). Родился в семье мещанина. В 1894 г. окончил курс Хер­сонесской учительской семинарии. С 1894 по 1905 г. был заведу­ющим Каменским двухклассным училищем. В 1905 г. приехал в Иркутск и архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном рукоположен в сан диакона церкви Пресвятой Троицы с. Узкий Луг Иркутского уезда Иркутской губернии (ныне Черемховский район Иркутской области). В 1906 г. выдержал при Иркутской духовной семинарии экзамены по богословским предметам и 18 марта 1907 г. рукоположен в священника церкви Святите­ля Николая Чудотворца с. Ичера Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). В 1912 г. переведен в церковь Воскресения Христова с. Чечуйск Киренско­го уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). 1 августа 1913 г. перемещен на вакансию 3-го священ­ника собора Спаса Нерукотворного Образа г. Киренск Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области) и назначен заведующим Киренской второклассной школой. В 1916 г. назна­чен катехизатором по благочинию 1-го округа Киренского уезда.

94 Кузнецов Никита Романович (около 1885 – после 1913). В 1901 г. окончил курс Киренской второклассной школы и в этом же году был назначен учителем Кривошапкинской школы грамот­ности. 17 марта 1902 г. определен штатным псаломщиком церкви Святителя Николая Чудотворца д. Подкаменка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). 3 августа 1907 г. перемещен псаломщиком в церковь Воскресения Христова с. Чечуйск Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). 2 июля 1913 г. посвящен в стихарь.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области