Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XIX веков. Расположен музей "Тальцы" на правом берегу реки Ангары в Тальцинском урочище

Археологические исследования в Кяхтинской слободе

Кяхта, слобода, северная часть стоянки Кяхта-4

Русская Америка и Восточная Сибирь: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием (г. Кяхта, 14 августа 2009 г.)


Начало изучения археологических памятников в Кях­тинском районе связано с деятельностью Троицкосавско­-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Император­ского Русского Географического общества, образованного в 1896 г. Ю.Д. Талько-Гринцевичем, А.П. Мостицем и О.В. Ра­зинцевым. В 1947 г. в долине р. Кяхты работала Бурят­Монгольская археологическая экспедиция под руководством А.П. Окладникова. В черте г. Кяхты участниками экспедиции выявлено два местонахождения археологического материала. Первому из них на левом берегу реки присвоено название «Кяхтинский Обрыв» (Кяхта-1), а второму на правом берегу реки — «стоянка на р. Грязнуха» (Кяхта-2) [1]. 

В 1989 г. работы на территории г. Кяхты проводились ар­хеологическим отрядом Бурятского научного центра под ру­ководством Л.В. Лбовой [2]. Археологические работы в черте города были вызваны необходимостью обоснования выделения зон археологического надзора и охранных зон памятников ар­хеологии. Для этого требовалось определить площадь распро­странения культурных слоев форпоста (начало XVIII в.), сло­боды (XVIII–XIX вв.), Троицкосавска (конец XVIII–XIX в.). 

На территории слободы (юго-восточная часть современной Кяхты) выкопано девять шурфов размерами 1 х 2 м. Общая вскрытая площадь составила 32 кв. м. Во всех шурфах фик­сировался культурный слой русского времени, что позволи­ло определить границы стоянки XVIII–XIX вв., получившей название «Кяхта-4». В шурфе № 9, заложенном на правом берегу Кяхты на контакте серой и желтой супесей, зафик­сированы артефакты, имеющие отношение к более древним культурам: два мелких фрагмента штриховой керамики, концевой скребок, проколка на микроотщепе, проксималь­ный фрагмент пластины со следами утилитарной зубчатой ретуши по дорсалу. Предварительно материалы датируются в пределах финального неолита — ранней бронзы (4,5–3,8 тыс. л. н.). Местонахождение получило название «Кяхта-3» [3]. При последующем осмотре берегов Кяхты и оврагов, прореза­ющих борта, аналогичный материал не обнаружен, очевидно, это связано с маломощностью культурного слоя стоянки. 

Во время работ по определению границ стоянки Кяхта-4, проводившихся в 1989 г. Л.В. Лбовой, не были заложены шурфы в северо-западной и восточной части слободы. Дол­гие годы вести археологические исследования на значитель­ной части слободы, занимаемой гостиным двором, было не­возможно. Там располагалась прядильно-ткацкая фабрика. Вследствие этого не существовало определенной ясности о распространении культурного слоя XVIII–XIX вв. в этих ча­стях поселения. 

Строительство гостиного двора было начато в 1835 г. и за­кончено в 1842 г. Он был сооружен на средства Государствен­ного казначейства и Департамента внешней торговли по хо­датайству иркутского генерал-губернатора. Двор представлял собой два огромных корпуса, построенных в виде замкнутых прямоугольников (один внутри другого). Наружное капиталь­ное здание имело 72 помещения. Внутренний корпус был раз­делен проездами на четыре части и состоял из кирпичных столбов и легких деревянных конструкций. Общая высота здания составляла 35,4 м. В 1900 г. в части здания гости­ного двора была размещена таможня. В 1953 г. здание было передано Министерству местной промышленности Бурятской АССР, а с 1955 г. в нем разместилась Кяхтинская прядильно-­трикотажная фабрика. В дальнейшем здание было подвер­гнуто значительной перестройке: убраны поперечные стены, пробиты новые проемы для освещения, особенно со стороны двора. Некоторые плоские декоративные ниши наружного фасада были превращены в окна такой же формы [4]. 

В 1993 г. фабрика была закрыта, а ее оборудование выве­зено. Отсутствие на территории бывшей фабрики постоянной охраны привело к тому, что в 1995-м, а затем в 1997 г. там произошли пожары. Многие деревянные конструкции сгоре­ли. В 2008 г. внутреннее каре в гостином дворе, возведенное в советское время, было разобрано. В настоящее время на тер­ритории гостиного двора планируется устроить таможенный терминал. 
Гостиный двор находится между таможенным постом и ул. Сухэ-Батора. Сооружение имеет четырехугольную форму. Его размеры 140 х 190 м. Длинными сторонами здание ори­ентировано по линии с азимутом 75°. В 140 м к западу от гостиного двора располагается Воскресенский собор. С четы­рех сторон здания гостиного двора имеются проезды. Внутри двора располагается единственное работающее сооружение — медицинский пункт. Большая часть внутреннего простран­ства гостиного двора заасфальтирована. Поэтому при выборе места для закладки шурфа старались найти участок, по воз­можности меньше всего пострадавший от антропогенного воз­действия в XX в. 

Шурф размерами 2 х 2 м, ориентированный стенками по сторонам света, был разбит внутри гостиного двора, в 3,8 м к северу от восточного края южных ворот. Координаты северо­западного угла шурфа N 50°19’28,4’’ E 106°29’02,3’’. В верх­ней части шурфа залегал серый песок мощностью 50–55 см, насыщенный камнями, кирпичом и металлическими пред­метами (проволока, гаечный ключ, гиря, арматура и т. д.). Ниже располагался слой скальной плитки с кусками бетона в серо-зеленом суглинке мощностью 30–34 см. Нижней частью шурфа на глубину 80 см вскрыт слой темно-серого песка с не­значительными глинистыми примесями. 

Оба верхних геологических слоя имеют искусственное про­исхождение и связаны с человеческой деятельностью. Ниж­ний слой естественного генезиса. Культурных слоев XVII– XIX вв. или более раннего времени в шурфе зафиксировано не было. В средней части второго геологического слоя на глу­бине 50–55 см обнаружено пять кованых гвоздей. Они нахо­дились среди бутора, поэтому достоверно установить их воз­раст невозможно. Гвозди кованые четырехгранные с круглой шляпкой диаметром 1,2 см. Длина трех из них 8,5 см, толщи­на у основания 0,4 см. Длина двух гвоздей 12,5 см, толщина у основания 0,7 см. В слое темно-серого песка находки не за­фиксированы. 

Отсутствие в шурфе археологического материала XVIII– XIX вв., возможно, связано с тем, что гостиный двор распола­гался восточнее основного места расселения русских жителей Кяхты — форпоста, и здесь не было построек. Не исключено и то, что во время строительства гостиного двора и его пере­строек культурный слой XVIII–XIX вв. был уничтожен. Хотя отсутствие археологического материала в одном шурфе еще не означает, что он не будет обнаружен в других частях гости­ного двора. Поэтому эту территорию слободы следует считать перспективной для ведения поиска культурного слоя XVIII– XIX вв. 

Для уточнения границ стоянки Кяхта-4 было решено осмотреть те участки слободы, которые не вошли в состав археологического памятника по проекту 1990 г. [5]. Одним из них был участок на левом берегу Кяхты протяженностью 100 м, расположенный к юго-востоку от моста. Он представ­лен осыпями и подмытыми стенками террасовидного склона, возвышающегося на 5,0–5,5 м над уровнем реки. Склон пре­имущественно сформирован серым среднезернистым песком эолового происхождения. В месте, где проводилось обследо­вание, река течет с северо-запада на северо-восток, далее она меняет направление своего течения на южное, а затем и на юго-западное. 

Археологический материал залегал во всей толще песка, мощность которого составляла 2,5 м. Наиболее интересные находки были зафиксированы на глубине 1,1–1,8 м. Они включали остатки керамической и стеклянной посуды, дати­рующейся в пределах XVIII–XIX вв. Зачисток берега не про­изводилось. Из его толщи было изъято всего несколько арте­фактов, обнажившихся вследствие подмыва рекой береговой полосы. Отбор артефактов производился в трех пунктах.

В пункте № 1 (N 50°19’39,7’’ E 106°28’20,4’’), расположен­ном в северо-западной части осмотренного участка, на глуби­не 1,1 м обнаружено дно керамического сосуда серого цвета. Дно плоское, двухслойное, толщиной 0,7 см. Стенки сосуда располагаются под углом 30° по отношению к дну. Их тол­щина в основании 1,3 см, в верхней части фрагмента 1 см. В основании стенки двухслойные. Тесто сосуда имеет одина­ковую структуру без включения крупных частиц отощите­ля. На одном уровне с фрагментом керамики в толще серого песка зафиксированы обломки костей животных. Такая же прослойка с костями животных фиксируется и на 12 см выше фрагмента керамики.

В пункте № 2 (N 50°19’39,1’’ E 106°28’21,0’’), локализую­щемся в 20 м к юго-востоку от пункта № 1, на глубине 1,8 м выявлены фрагменты сосудов, сделанных на гончарном кру­ге. Один из фрагментов выполнен из светло-коричневой гли­ны. Тесто сосуда имеет одинаковую структуру без включения крупных частиц отощителя. Толщина стенки 0,6–0,7 см. С внешней стороны фрагмента находятся два горизонтальных желобка шириной 1 см, располагающиеся на расстоянии 0,5 см друг от друга. Второй фрагмент — обломок сосуда из белого фарфора. Толщина его стенок 0,2–0,5 см. С одной стороны фрагмента фиксируется венчик, а с другой придонная часть. Ниже слоя с фрагментами керамики обнаружено еще три прослойки, содержащих кости животных. Одна на глубине 1,9 см от поверхности земли, другая на глубине 2,2 м, третья на глубине 2,3 м. 

В пункте № 3 (N 50°19’37,8’’ E 106°28’23,4’’), находящем­ся на расстоянии 63 м от пункта № 2, на глубине 1,4 м от поверхности земли выявлено шесть фрагментов стеклянной бутыли и один фрагмент керамического сосуда. Сосуд выпол­нен на гончарном круге. Тесто светло-коричневое, однородное без примеси крупных зерен отощителя. Толщина стенок 0,6– 0,8 см. На большинстве фрагментов стеклянной бутыли име­ется серебристо-серый налет. Толщина фрагментов 0,3–0,5 см. Один из фрагментов зеленого цвета от придонной части бу­тыли. Другой фрагмент черного цвета от горлышка. Третий фрагмент светло-зеленый от стенки бутыли. Три остальных фрагмента стекла светло-зеленые, они являются осколками стенок.

Залегание артефактов тонкими прослойками на разных уровнях песчаной толщи даст возможность, в случае прове­дения раскопочных работ, выполнить прекрасную культурно-хронологическую стратификацию материалов стоянки Кяхта-4. Находка артефактов XVIII–XIX вв. у моста через Кяхту позволяет расширить территорию стоянки. Ее северо­западную границу можно отодвинуть на 100–110 м на северо­запад и провести по обочине проселочной дороги, пересекаю­щей реку. Кроме этого следует более внимательно осмотреть береговые обнажения на правом берегу, к северо-западу от моста. В этом месте также велика вероятность нахождения археологического материала XVIII–XIX вв. 

 

Примечания:

  1. Хамзина Е.А. Археологические памятники Бурятии. Новоси­бирск: Наука, 1982. С. 27. 
  2. Лбова Л.В. Проект зон охраны памятников истории и куль­туры и зон регулирования застройки г. Кяхта Бур. АССР. Т. III: Археологические памятники. Улан-Удэ, 1990 // Архив Бурятского научного центра. № 22. 
  3. Лбова Л.В., Хамзина Е.А. Древности Бурятии: Карта археоло­гических памятников. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 241 с. 
  4. Кяхта. Памятник истории и культуры: Путеводитель. М., 1990. С. 13–14. 
  5. Лбова Л.В. Указ. соч. 

 

А.В. Харинский, Д. МакМэхан, Т. Диллиплэйн  

Материалы предоставлены сайту www.pribaikal.ru
архитектурно-этнографическим музеем Тальцы