Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XIX веков. Расположен музей "Тальцы" на правом берегу реки Ангары в Тальцинском урочище

Создание и обустройство российско-китайской границы в первой половине 19 века. Маяки

Сибирь из атласа 1745 года

Русская Америка и Восточная Сибирь: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием (г. Кяхта, 14 августа 2009 г.)

 

Идея обозначения границы особыми знаками в виде ка­менных насыпей принадлежала китайской стороне. Так, еще в 1723 г. Л. Ланг сообщал в Коллегию иностранных дел: «…караулы китайские на границах не в тех местах стоят, где прежде стаивали, а несколько верст ближе к Селенгинску подалися… И начали каменные малые горки ставить, якобы знаки границы» [40]. 

Пограничные знаки и возле них караулы обе стороны ста­вили одновременно. У русских они стали называться маяка­ми. Граница была снабжена в целях предотвращения кон­трабанды и баранты (угона скота) поселениями и караулами. На самой границе оставлена нейтральная полоса шириной в 30 саженей. В промежутках между маяками были насыпаны большие каменные кучи (обо), обозначавшие границу. На мо­стах через реки, где проходит граница, были вбиты по обоим берегам столбы, обвязанные веревками из конского волоса, с печатями, чтобы затруднить или контролировать тайные переходы. 

Маяки являются историческими памятниками, свидетель­ствующими об успехах русской дипломатии в первой поло­вине XVIII в. на восточных рубежах России. Одновременно они говорят о сохранении добрососедских отношений между Россией и ее восточными соседями — Китаем и Монголией. Граница, проведенная по маякам, остается неизменной вот уже в течение около 300 лет (за исключением самого крайнего западного ее отрезка в бассейне Енисея, где гра­ница много позднее была отодвинута к югу). Поэтому эти исторические памятники заслуживают самого пристального внимания. Описания их местоположения, условий обслуживания дозорщиками, создания постоянных караулов (поселе­ний) выполнялись, в основном в XVIII в., Г.-Ю. Клапротом [41], советником Троицко-Савского пограничного правления Е.И. Сычевским в работе «Историческая записка о кяхтин­ской границе», извлечения из которой перепечатаны в наше время [42], П.П. Семёновым [43] и др. Некоторые из маяков отмечены на специальных географических картах, составляв­шихся в начале ХХ в. Основываясь на этих материалах, мы дадим перечень маяков и их нумерацию в той последователь­ности, которая сложилась в соответствии с условиями Бурин­ского договора — сначала от Кяхты на восток (Восточная ли­ния) и затем от Кяхты на запад (Западная линия). 

 

От Кяхты в восточном направлении (Восточная линия) до Аргуни было построено с российской стороны 63 маяка: 

1. Маяк на горе Бургултее, в 20 верстах от Кяхты. 

2. Маяк в 12 верстах от первого, на горе у оз. Чайдам, лежащего уже за границей. Между маяками 2 и 1 берет свое начало южнее границы р. Киран и течет на север в Чикой. 

3. Маяк в 12 верстах от предыдущего на горе Курлик, у соленого озера, лежащего за границею. 

4. Маяк в 8 верстах от предыдущего, на холме, против луга Дирету, лежащего за границею. Маяки 1–4 обслуживались бурятами цонгольского, аше­багатского и табангутского родов, размещенных на р. Киран против маяка 4 на Шербагатайском лугу. Кроме бурят за мая­ками 1–5 уже, видимо, позже, стали присматривать трое рус­ских служилых людей из Кударинской крепости, основанной на северном берегу Чикоя в 1761 г. 

5. Маяк в 9 верстах от предыдущего на левом берегу р. Чикой, на нижнем краю луга Харбага. 

6. Маяк на горе близ устья речки Чиктой, изливающейся с левой стороны в Чикой, 5 верст от предыдущего. 

7. Маяк близ устья р. Хабцагай (Ходца), текущей в Чикой, 9 верст от предыдущего. 

8. Маяк ниже устья Ару-кидуре (Ара-кидуру), текущей в Чикой, 14 верст от предыдущего. 

9. Маяк ниже впадения р. Уй-алга в Чикой, 20 верст от предыдущего. 

10. Маяк близ устья Ару-хадань-су (большой реки, назы­ваемой также Ару-Хадаин-уссу или Ара-хатанца), в 19 вер­стах от предыдущего. По этому притоку Чикоя граница идет вверх в большой долине на Становой хребет. Маяки 5–10 были вверены бурятам тех же трех родов, что и предыдущие, но поселенных на устье р. Кудары (на северном берегу Чикоя) и в д. Парфентьевской на устье р. Ара-Хадаин-Усу (здесь позднее был основан Чжиндинский караул). Между маяками 8 и 9 в 1768 г. был основан Усть­Урлукский караул. 

11. Маяк на устье речки Улолей (Улилей), текущей с востока и изливающейся в Хатанцу, отстоит на 60 верст от предыдущего. Отсюда граница идет вверх по Улюлею до его истоков, потом переходит на р. Мензу, которая изливается в Чикой с правой, южной стороны, наконец, она направляется к верхнему Онону и его притокам. 

12. Маяк при впадении Убур-Хадань-су (т. е. южной Ха­танцы, называемой также Убер-Хаданх-су или Убер-Хадаинъ­уссу) с востока в р. Мензу, 83 версты от предыдущего. 

13. Маяк на горе Кумур, или Кумурун-уле, недалеко от ис­тока ручья того же названия, впадающего с востока в Мензу, 70 верст от предыдущего. На картах 30-х гг. ХХ в. он назы­вается маяк Кумырский. 

14. Маяк на горе у источника речки Куше (Куге) в 51 вер­сте от предыдущего. Река Куше течет с севера и считается первой в ряду рек, которые, направляясь с русской стороны, пересекают границу и впадают на юге в Онон. Здесь уже на­чинается нерчинская территория; все же прежние маяки при­надлежали территории селенгинской. Граница тянется здесь в значительном расстоянии от северных берегов Онона, по его левым верхним притокам; сам Онон течет отсюда к востоку. 

15. Маяк на севере от ручья Гунгуртея (или Кунгуртей), вливающегося с северо-запада в Онон. Здесь оканчивают­ся горы Кумур, называемые на китайской стороне Хинган­Кумур. Этот маяк находится в 15 верстах от предыдущего. Маяки 11–15 были вверены бурятам всех 11 хоринских родов, руководимым двумя засулами, кочевать им предписы­валось на Мензе против Кумурюнского устья на лугах. Позд­нее у маяка 12 был создан Мензинский караул, и в 1772 г. у маяка 15 — пикет Ашангинский. 

16. Маяк на горе, недалеко от р. Асинга (Ашангай, Ашин­га), впадающей с северо-запада в Онон, в 18 верстах от пред­ыдущего. На картах 30-х гг. ХХ в. он имеет название Ашин­гинский маяк. 

17. Маяк на горе Хариагутее (или Хара-кутул) на левом берегу Онона, в 10 верстах от предыдущего. 

18. Маяк на горе, при речке Хасулак (Кашулык, Коше­лик), впадающей в Онон, в 12 верстах от предыдущего. 

19. Маяк на горе Мунгге-сили (Мунгке), омываемой боль­шой рекой Балдзи (Балдза), текущей к юго-востоку и впадаю­щей в Онон, в 57 верстах от предыдущего. На картах 30-х гг. ХХ в. он называется маяк Бату-Хадайский. 

20. Маяк на горе, на южном берегу р. Балдзиха (Балдзи­хан, Балчикан), впадающей с северо-запада в Кара-ул (Ка­рол), в 46 верстах от предыдущего. На картах 30-х гг. ХХ в. он называется маяк Кумылинский. Маяки 16–20 были вверены тунгусам сарадульского рода с засулом, руководимым зайсаном Гурдзеем, со стоянкой на Балчикане. Здесь же позднее возник Балчиканский караул. 

21–24. Маяки 21–24 были поручены для дозора тунгусам того же сарадульского рода со стоянкой у маяка 24 (Гиль­биринского) на речке Алтан. Позднее против маяка 23 был создан караул Букукунский, а против 24-го — караул Алтай­ский (скорее Алтанский). Маяк 21 на картах 30-х гг. ХХ в. на­зывается маяк Галгатайский, маяк 22 — маяк Киркунский, маяк 23 — маяк Букукунский, маяк 24 — маяк Зун-Модун. 

25–28. Маяки 25–28 были под надзором тунгусов сар­тольского рода со стоянкой на речке вблизи маяка 28 (Табун­Тологой), где позднее был создан караул Кыринский. На кар­тах 30-х гг. ХХ в. маяк 25 называется маяк Агуцинский, маяк 26 — маяк Газулутуйский, маяк 27 — маяк Адаргин­ский, маяк 28 — маяк Хонгорукский. 

29–30. Маяки 29–30 были наблюдением поручены тунгу­сам цамцагинского рода под надзором шуленги Хоника со стоянкой на р. Кырын вблизи 30 (Улхутского) маяка, где позднее был образован караул Верхнеульхунский. На картах 30-х гг. ХХ в. маяк 29 отмечен, но оставлен без названия, маяк 30 назван маяк Усть-Зуругинский (Ничугурский). 

31–35. Маяки 31–35 были поручены тунгусам почекатско­го рода под надзором засула Кобу со стоянкой вблизи маяка 35 (Мангутского), где позднее образован караул Мангутский. На картах 30-х гг. ХХ в. маяк 31 называется маяк Убур­Зуругинский (Убур-Авонский), маяк 32 — маяк Цыркийский, маяк 33 — маяк Курцинский, маяк 35 — маяк Мангутский. 

36–40. Маяки 36–40 были поручены тунгусам ульзюцкого рода под надзором зайсана Дугара со стоянкой на речке Учир­ху, вблизи маяка 39, где позднее образован караул Нижне­ульхунский. Против маяка 40, расположенного в 25 верстах от предыдущего, в 1764 г. на правом берегу Онона воздвигну­та крепость Акшинская (ныне пос. Акша). На картах 30-х гг. ХХ в. маяк 36 называется маяк Тургенский, маяк 37 — маяк Лучинский, маяк 38 — маяк Улан-Шаройский, маяк 39 — маяк Убур-Хоринский. 

41–45. Маяки 41–45 надзирали тунгусы гунова рода под наблюдением зайсана Сонома со стоянкой у речки Доролги и оз. Цаган-Нора, близ маяка 45 (позднее караул Дурулгуев­ский). При маяке 41, напротив крепости Акшинской, возник караул Токторский, а при маяке 43 в 1770 г. — Могойтуев­ский. 

46–49. Маяки 46–49 были поручены тунгусам баликигир­ского рода под наблюдением зайсана Бирчи со стоянкой на речке Ималка, вблизи маяка 47 (Обойту). Позднее здесь об­разован караул Кубухаевский, а против маяка 48 в 1770 г. — Пасучинский, против маяка 49 в 1773 г. — Чиндант­Турукаевская крепость. 

50–53. Маяки 50–53 были поручены тунгусам уляцкого рода под надзором зайсана Шода со стоянкой у оз. Тара, вбли­зи маяка 51 (Могыцзыга). Здесь позднее образован караул Кулусутаевский. 

54–58. Маяки 54–58 наблюдали тунгусы намяцкого рода под руководством шуленги Илдену со стоянкой у оз. Тарабага­Даху, вблизи маяка 58. Позднее между маяками 55 и 56 орга­низован караул Чиндантский, а против маяка 57 в 1779 г. — Ключевский. 

59–61. Маяки 59–61 были поручены тунгусам челкагир­ского рода под надзором шуленги Умучана со стоянкой у оз. Халсутая, вблизи маяка 59 (Цаган-Ола). Позднее здесь об­разован караул Цаган-Олуевский, а при маяке 61 в 1748 г. — Соктуевский. 

62–63. Маяки 62–63 попали под наблюдение тунгусов до­лоцкого, намяцкого и конурского родов под надзором шуленг Бугулуна, Доржи и Абида. Им велено было стоять у р. Ар­гунь, близ маяка 63, против Хайзарского устья у стрелочной сопки Абагайту. Им же вменялось в обязанность смотреть вниз по р. Аргунь, по ее левому берегу, до перевоза (здесь позднее образовался караул Кайласутаевский). Сразу же был определен караул из нерчинских служилых людей во главе с пятидесятником Дмитрием Мыльниковым в том месте, где было назначено быть пограничному купечеству (здесь в 1745 г. образован караул Старо-Цурухтаевский). 

 

В западном направлении от Кяхты (Западная линия) было создано 24 маяка: 

1. Маяк на правом, западном берегу р. Кяхты. 
Маяк на горе Орхойту, в 10 верстах от предыдущего. 

2. Маяки 1 и 2 были вверены селенгинским служилым лю­дям Лаврентию Третьякову с товарищами с приданными им бурятами цонголова рода (тайша Лопсан) в количестве 10 че­ловек со стоянкой в урочище на р. Кяхте. Позднее у маяка 2 возник караул Наушинский (ныне пос. Наушки). 

3. Маяк на горе Буйле-Суту, близ левого, западного берега Селенги, в 20 верстах от предыдущего. 

4. Маяк на горе Янхор-ола, на запад от Цаган-усуна (Белая вода), впадающего в Селенгу, в 16 верстах от предыдущего. 

Маяки 3 и 4 были поручены селенгинским служилым лю­дям Ивану Торой с товарищами, и при них бурят табангут­ского рода (зайсан Дугар) 10 человек, поселенных в урочище при устье Цаган-усуна. Позднее у маяка 3 образован караул Цаган-Усунский. 

5. Маяк на горе Хонгор-Обо, в 10 верстах от 4-го. 

6. Маяк на горе Гундзан-Ола, на запад от речки Бугузун­ама (Бос-анга) на маньчжурских картах, Боссинской на рус­ских, впадающей в Джиду, в 16 верстах от предыдущего. 
Маяки 5 и 6 были вверены селенгинским служилым лю­дям Григорию Березовскому с товарищами, при них были определены буряты атаганова рода (зайсан Текен) 10 чело­век, поставленные в урочище на устье речки Ботея. Позднее у маяка 5 возник караул Босинский, а у маяка 6 в 1768 г. — Чемуртайский. 

7. Маяк на горе Худахайту (Хутугайту), на левом, запад­ном берегу р. Дзельтура (Желтура, Зильтура), 10 верстами выше ее впадения справа в Джиду, в 20 верстах от предыду­щего. 
Маяк был поручен селенгинским служилым людям Ан­дрею Тугаринову с товарищами, им были приданы 10 человек бурят сартолова рода (зайсан Дуки), поставленных в урочище на устье Дзельтуры. Позднее у маяка был образован караул Желтуринский. 

8. Маяк на горе Куку-Нуругу, при истоке Убер-Хулады, впадающей в Джиду, 25 верст от предыдущего. 
Маяк был поручен селенгинским служилым людям Якову Кузнецову с товарищами, им были приданы 10 человек бурят сартулова рода (зайсан Дуки), поставленных в урочище на устье Хулуды. Позднее здесь был образован отводной караул Хулдатский. 

9. Маяк на горе Эгуден-джо, обыкновенно называемой Угден-Цзун; он находится на восточной оконечности этого гор­ного хребта, при истоке р. Кацартай (Кацуратай), текущей к югу в Монголию и впадающей в Дзельтуру 50 верстами выше впадения Дзельтуры в Джиду. Упомянутый горный хребет Эгуден-джо простирается отсюда к северо-западу и разделяет истоки рек Джида-эхел (Ига) и Уки. Этот маяк находится в 34 верстах от предыдущего, и между ними проходила прежде граница уездов Селенгинского и Иркутского. 
Маяк был поручен ясачным тунгусам Култукского зимо­вья: шуленге Тонуму Табитуеву и Чинеку Заргунгаеву, при них находились 5 улусных людей, поставленных на устье речки Харцагай. В 1779 г. здесь была образована крепость Харацайская. 

10. Маяк находится на Цедзи (по-русски Соджи), текущей с севера и впадающей в Дзельтуру 30 верстами выше Кацар­тая и в 19 верстах от предыдущего маяка. 
Маяк был поручен ясачным людям Култукского зимовья: шуленге цынгинова рода Битуду и ясачному заентова рода Шубшунгину, им были приданы улусные люди 5 человек, поставленные в урочище на речке Цежий. Позднее здесь об­разован караул Цежинский. 

11. Маяк на истоке Модон-гола (т. е. деревянной реки), впадающего в Эрин или Ирен, который изливается в Эхе (слева в Селенгу), в 46 верстах от предыдущего маяка. Близ этого маяка берет начало другая река — Модонгол, или Ару­Модонгол, текущая к северу и впадающая в Джиду. Между маяками 11 и 10 в 1768 г. были основаны караулы Хамней­ский на речке Хамней и Цакирский на речке Цакир. 

12. Маяк на горе Бухоту-дабага, называемой также Бугу­ту, на истоке Бурула, впадающего слева в Эхе; в 77 верстах от предыдущего. 
Маяки 11 и 12 были вверены зайсану заектаева рода Обо­моггонову и шуленге цынкеева рода Лорицу Никанову; им было придано 5 улусных людей, поставленных в урочище на Зоде, против Модон-Куля и против речки Пашиту. У мая­ка 12 образован караул Модон-Кульский. 

13. Маяк на горе Досит-дабага, или Дошикту-дабага, на истоке Кепета, впадающего в Ур; в 43 верстах от предыду­щего. 

14. Маяк на Кесенекту-дабага, при истоке речки, принад­лежащей к верховьям Кепета, в 7 верстах от предыдущего. Здесь оканчиваются горы Эгуден-джо, или Уден-Дзон. и на­чинаются другие, которые называются Гурбинскими. 
Маяки 13 и 14 были поручены бурятам Тункинского ве­домства: шуленге иркитского рода Цанкирану с улусными людьми и буряту тыбдеевского рода Бошху Тулен-Гамину с 2 улусными людьми. Они были поселены в урочище на устье речки Дотожи. Позднее у маяка 13 был образован караул Ша­раазаргинский, у маяка 14 — Ключевский (Харацайский). 

15. Маяк на истоке Ури находится на Гурбинских горах, в 43 верстах от предыдущего. 

16. Маяк Хангинский при истоке Ханги, в 46 верстах от предыдущего. 
Маяки 15 и 16 были поручены шуленге куигудцузского рода Баиру и шуленге тырудыевского рода Василию Унзано­ву; им было велено стоять в урочищах на устьях речек Туран и Ханчи. Позднее у маяка 15 учрежден караул Туранский, у маяка 16 — Хандинский, между маяками 15 и 16 в 1773 г. — крепость Тункинская. 

17–18. Маяки 17 и 18 были поручены шуленге зукдеев­ского рода (еудинцы) Красноярского ведомства Хараджи Ку­вадарову; велено было стоять в урочище на Ахе (Оке), против устья р. Сенси (Сенцы). В 1771 г. у маяка 17 был образован караул Наринхоройский, у маяка 18 (без даты) — караул Окинский (Тункинской дистанции). 

19. Маяк 19 был установлен на хребте Торос-Дабага, он был поручен шуленге кареинского рода Сырен-Минхелееву, шуленге туралицкого рода Аларбан-Инову и шуленге шара­ицкого рода Бургоцу-Кутуеву в 10 юртах; им было велено стоять в урочище в верховьях Уды (Нижнеудинский уезд). 

20–23. Маяки 20–23 (маяк 23 установлен на левом берегу Енисея) были поручены есаулу малого бахамницкого рода Ха­ранхыру с 10 юртами под надзором красноярского служилого человека Алексея Чашкова; стоянка определена в верховьях речки Оя, правого притока Енисея. 

24. Маяк 24 установлен на хребте Шабина-Дабага в верхо­вьях Абакана; он был поручен есаулу сагайского рода Кузнец­кого ведомства Кыштымен-Тыбычикову и есаулу бултырско­го рода того же ведомства Аючак-Азыбаеву, со стоянкой (10 юрт) в урочищах на устьях рек Ебаш (Абаш) и Цаган-Махан (Цаган-Кахан), относящихся к Красноярскому уезду. 

На восток от Кяхты установкой знаков с русской сторо­ны руководил секретарь посольства И.И. Глазунов, с китай­ской — чиновник Хубиту. Установив знаки, обе стороны 12 октября 1727 г. на Абагайтуевской сопке обменялись пись­менными актами. На запад от Кяхты знаки устанавливал с русской стороны комиссар посольства С.А. Колычев (помогал ему дьяк Н.К. Кондратьев), с китайской — министр Дорой­Амбан Бесыга. И здесь обе стороны обменялись 18 октября 1727 г. актами. В актах (письменных росписях) были подроб­но поименованы и обозначены, как сообщает Г.-Ю. Клапрот, все реки, ручьи, озера, горы, долины и степи, где поставлены маяки. 

Всего, таким образом, на границе было поставлено 87 мая­ков. Заметим, что в некоторых современных работах [44] ука­зывается цифра 63, но она относится только к пограничной линии к востоку от Кяхты, а не ко всей границе. Погранич­ные знаки (маяки) делались из насыпной земли и камней. Правда, Г.-Ю. Клапрот пишет, что знаки были исключитель­но каменные: «Пограничные маяки для прочности построе­ны были каменные, вышиною в две сажени, и в основании на столько же в ширину». В материалах, опубликованных Е.И. Сычевским, маяки характеризуются как каменные на­сыпи: «Секретарь… Глазунов… поставил на возвышенных ме­стах всего 63 маяка (или 63 пары каменных насыпей)… <…> Коммисар… Колычев с… Бесыгою… поставили… всего 24 мая­ка, состоящие из парных каменных насыпей, из коих послед­ний поставлен на хребте Шабина-Дабига». Иное суждение о пограничных знаках можно найти у П.П. Семёнова, который утверждает, что это были деревянные столбы. 

 

Примечания:

40. Там же. С. 604–605. 41.Клапрот Г.-Ю. Описание Кяхты // Байкал. 1994. № 3. 42. Сычевский Е.И. Чиновники, посланные для проведения по­граничной линии или границы // Байкал. 1994. № 3. 43. Землеведение Азии Карла Риттера. География стран, входя­щих в состав Азиатской России и пограничных с нею. Восточная Сибирь, озеро Байкал и Прибайкальские страны, Забайкалье и степь Гоби. Т. V / пер. и изд. под рук. П. Семёнова. СПб., 1879. 44. Чимитдоржиев Ш.Б. Россия и Монголия. М.: Наука, 1987. С. 88.

 

 

С.А. Гурулёв   

Материалы предоставлены сайту www.pribaikal.ru архитектурно-этнографическим музеем Тальцы