Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XIX веков. Расположен музей "Тальцы" на правом берегу реки Ангары в Тальцинском урочище

Торговля между Россией и Китаем в 19-м веке

Русская Америка и Восточная Сибирь: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием (г. Кяхта, 14 августа 2009 г.)

Кяхтинская торговля Российско-американской компании в 1840–1860-х годах*. Организация торговли и привилегии компании

После подписания Кяхтинского договора в 1727 г. единственным местом торговли между Россией и Китаем стала приграничная слобода Кяхта. С китайской стороны таким местом был Маймайчэн (в переводе на русский язык — торговый город), расположенный напротив Кяхты. До середины XIX в. Кяхта была практически единственным пунктом русско-китайской торговли. Поток товаров через Кяхту в конце XVIII – первой половине XIX в. исчислялся миллионами рублей. В конце XVIII в. кяхтинская торговля составляла 8 % всего внешнеторгового оборота России.

История кяхтинской торговли, ее роль и значение для Сибири и России в целом достаточно хорошо изучены в научной литературе [1]. Наша задача — показать роль и место Российско-американской компании в этой торговле в 1840–1860-х гг. Выбор данной хронологии объясняется двумя главными причинами. Во-первых, в это время кяхтинская торговля РАК достигла наивысшего расцвета, потом вошла в кризис и полностью прекратилась. Во-вторых, по данному периоду сохранились подробные источники — отчеты Главного правления компании, в которых представлены данные о вывозе пушнины и приобретении чая. В обобщенном виде кяхтинская торговля РАК в указанный период времени затрагивалась некоторыми исследователями, но детальный анализ не проводился [2].

К концу XVIII в. сложилась определенная система торговли в Кяхте. После подписания так называемого Международного акта в 1792 г., возобновившего торговые отношения между русскими и китайцами, прерванные ранее, сложилась система торговли, получившая название «торговля по ежегодному положению компаньонов». Она заключалась в том, что ежегодно из русских купеческих компаний, торговавших в Кяхте, выбирались уполномоченные или поверенные по одному от каждой компании. Эти уполномоченные оценивали качество русских и китайских товаров и определяли, сколько необходимо русских товаров для того, чтобы выменять определенное число китайских товаров и наоборот. Торговля велась исключительно путем обмена товара. Использование денег, драгоценных металлов и кредита запрещалось [3].

Таким образом, главной особенностью торговли в Кяхте был ее меновой характер. Он создавал определенные сложности в торговле, которая становилась многоступенчатой. Русским купцам необходимо было приобрести какой-то товар, затем его привезти в Кяхту, там выменять на него китайский товар, а потом вывезти его и продать в России. Русские купцы, вступая в торговлю с китайцами, должны были рисковать, выменивая у них товар, так как сбыт этого товара в России мог не принести прибыль. Российско-американская компания находилась в более выгодном положении. Ей не надо было закупать товары, она привозила в Кяхту товар, пользующийся хорошим спросом. Это была пушнина, добытая в колониях. Компания обменивала пушнину на чай, а затем продавала его в России. То есть товарооборот РАК в Кяхте имел меньше ступеней, чем товарооборот других российских купцов. Поэтому кяхтинская торговля для компании была выгодной и важной, можно даже сказать, необходимой, так как именно в Кяхте сбывалась колониальная «мягкая рухлядь».

В 1841 г. истекал срок очередных привилегий Российско-американской компании. Главное правление компании заблаговременно направило на рассмотрение правительства проект нового устава РАК. По распоряжению министра финансов Е.Ф. Канкрина в июне 1840 г. проект устава РАК был направлен на рассмотрение в Совет министра финансов. В сопроводительной записке Департамента мануфактур и внутренней торговли было сказано, что прекращение привилегий приведет к нарушению торговли в Кяхте и совершенному истреблению пушного зверя, «а само управление тою страной сделается обременительным для правительства» [4]. Таким образом, кях-тинская торговля Российско-американской компании была одним из аргументов в пользу продления привилегий РАК.

Разработка нового устава заняла длительный период. Устав компании был утвержден только в 1844 г. Привилегии были продлены еще на 20 лет.

Несмотря на продление привилегий, руководство компании рассчитывало получить дополнительные льготы от правительства. В апреле 1845 г. Главное правление РАК обратилось в Департамент мануфактур и внутренней торговли с представлением, где было сказано, что компания ежегодно тратит на содержание колоний 32 % прибыли, на управление делами в России — 12 %, на пошлины в Кяхте — 27 %, на торговые расходы в России — 16 % и на дивиденды акционерам — 12 %. Для облегчения финансового положения компании директора просили предоставить ей специальные льготы по торговле в Кяхте, которые заключались в освобождении РАК от уплаты пошлин на ввозимые в Китай меха, сокращении пошлин с чая и разрешении компании брать кредиты в банке под 4 % годовых.

Министр финансов Ф.П. Вронченко «дал знать компании, что при настоящем положении дел на Кяхте в Китае он не находит возможным ходатайствовать для компании исключительных льгот в торговле ее на Кяхте, ибо это может послужить к стеснению прочих торгующих там купцов, которые в год торгуют на 5 млн. рублей» [5]. Главное правление компании проявило настойчивость. Ответ министра финансов ее не удовлетворил, директора по-прежнему считали, что поскольку компания выполняет государственные функции, то ей нужно предоставить дополнительные льготы. 21 сентября 1845 г. Главное правление РАК вновь обратилось в Министерство финансов. Большие расходы компании на содержание колоний, по мнению директоров, приводят к постепенному истощению денежных средств, что «неминуемо повлечет за собой расстройство дел компании и тогда Правительство или должно будет принять на себя управление колониями и лишиться ныне получаемых от торговли компании выгод… или, наконец, должно отказаться от колоний и предоставить их в пользу другой нации» [6].

Столь смелое заявление Главного правления заканчивалось изложением требований по предоставлению дополнительных льгот компании. Директора предлагали: 1) снизить пошлины на чай до 40 к. за фунт, это позволило бы сократить расходы по кяхтинской торговле с 228 тыс. р. до 91 тыс. р. в год; 2) дозволить РАК вносить пошлины с продажи чая в рассрочку; 3) отменить пошлину на пушной товар в Кяхте [7].

Дело рассматривалось в разных инстанциях в течение нескольких лет. Министр финансов вступил в переписку с начальником Морского штаба, Министерством внутренних дел, Министерством народного просвещения, обер-прокурором Святейшего синода и Государственным казначейством. В сентябре 1848 г. Совет министра финансов выдал следующее заключение: «представляется один только способ оказать компании вспомоществование: ссудой из Государственного заемного банка с возвратом долга каждогодно равными частями в течение действия привилегий, то есть по 1 января 1862 года» [8]. Таким образом, дополнительных льгот по торговле в Кяхте Российско-американская компания не получила.

* Статья подготовлена при финансовом содействии гранта РГНФ (проект «История США и российско-американских отношений (1765–1917) в отечественных региональных архивах, музеях и библиотеках». 08-01-00001а ИВИ РАН. 2010) и гранта Ведущей научной школы им. академика Н.Н. Болховитинова «Северная Америка и ее отношения с Россией» (грант № НШ4405.2008.6).

Примечания

  1. Корсак А. Историко-статистическое обозрение торговых сношений России с Китаем. Казань, 1857; Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). М., 1974; Хохлов А.Н. Кяхтинская торговля и ее место в политике России и Китая (20-е годы XVIII в. — 50-е годы XIX в.) // Документы опровергают. Против фальсификации истории русско-китайских отношений. М., 1982. С. 99–148; Он же. Кяхта и кяхтинская торговля (20-е гг. XVIII в. – середина XIX в) // Бурятия XVII – начала ХХ вв. Экономика и социально-культурные процессы. Новосибирск, 1989. С. 15–50; Единархова Н.Е. Кяхта и кяхтинская торговля (40–60-е годы XIX в.) // Взаимоотношения России со странами Востока в середине XIX – начале ХХ вв. Иркутск, 1982. С. 12–25; Она же. Кяхтинская торговля и ее влияние на экономическое развитие России, Монголии и Китая: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1979. 17 с.
  2. Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российскоамериканской компании и действий ее до настоящего времени. СПб., 1861–1863. Т. 1–2; Петров А.Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799–1867). М., 2006; Единархова Н.Е. Торговля Российско-американской компании с Китаем через Кяхту // Земля Иркутская. 2000. № 12. С. 10–11.
  3. Корсак А. Указ. соч. С. 95–96.
  4. Записка департамента мануфактур и внутренней торговли, 29 июля 1840 г. // АВПРИ. Ф. РАК. Оп. 888. Д. 365. Л. 42–42 об.
  5. Записка департамента мануфактур и внутренней торговли, 27 ноября 1845 г. // РГИА. Ф. 560. Оп. 4. Д. 1224. Л. 5.
  6. Там же. Л. 7 об.
  7. Там же. Л. 9–9 об.
  8. Заключение Совета министра финансов, сентябрь 1848 г. // Там же. Л. 109.

 

 

А.Н. Ермолаев 

Материалы предоставлены порталу www.pribaikal.ru архитектурно-этнографическим музеем Тальцы