Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XIX веков. Расположен музей "Тальцы" на правом берегу реки Ангары в Тальцинском урочище

Татары в освоении новых Cибирских земель

Семья переселенцев из Уфимской губернии. В центре — братья Сахиб-Галей и Саид-Гали в окружении своих детей. Фото 1936 г.

Семья Галеевых — отец, мать, бабушка, дети — потомки переселенцев. Одна из дочерей (стоит слева) — Г.Н. Макогон — в настоящее время директор Заларинского районного краеведческого музея. Фото 1976 г.

Мечеть села Залари (не сохранилась)

Здание советской татарской школы села Залари. (До 1917 г. — волостная управа, в настоящее время редакция газеты «Сельская новь»)

История, этнография, архитектура переселенческих сел периода
столыпинской реформы: материалы научно-практической
конференции 3 июля 2008 г., пос. Залари Иркутской области.
Иркутск, 2011. 

 

Важной составной частью аграрной политики Российской империи являлось содействие переселению малоземельных крестьян на сво­бодные земли. Одним из районов переселения стала и Иркутская об­ласть, куда устремились крестьяне из Европейской России. В Сибирь потянулись представители различных народов царской России. Именно благодаря сельскохозяйственному переселению на территории Иркут­ской области появились компактные поселения украинцев, белорусов, немцев, поляков, чувашей, татар. Однако если в целом по теме сель­скохозяйственного переселения в Иркутскую губернию есть отдельные глубокие исследования, то национальный аспект этой проблемы еще не изучен.

Татары стремились селиться кучно, так как отличались от основной массы населения языком, религией, обычаями. Самым лучшим вариан­том было образование этнически однородного поселка. Кроме того, су­ществовали переселенческие поселки, деревни, где татары составляли значительную часть населения (половину, треть). В свою очередь, эти этнически окрашенные поселения тянулись друг к другу, образуя группы деревень, связанных между собой хозяйственными, родственными и дру­жескими отношениями.

В последние годы появились небольшие по объему публикации, ка­сающиеся переселения татар на территорию Восточной Сибири. Тема вли­яния планового переселения крестьян на формирование национального состава Прибайкалья затронута в некоторых работах историка Л.В. Зандановой, однако она рассматривает в основном период после 1917 г. (1).

Большой интерес представляет в этой связи опубликованная в 1998 г. работа Н.Г. Галеткиной, которая рассматривает переселенческие татар­ские деревни на территории Заларинского района Иркутской области (2). К сожалению, статья по данной теме у Н.Г. Галеткиной осталась един­ственной.

Материалы о сельскохозяйственном переселении, в том числе с учетом этнического аспекта, собраны в Заларинском районном краевед­ческом музее. Его директор Г.Н. Макогон опубликовала статью о пересе­лении татар Поволжья в журнале «Земля Иркутская» и несколько мате­риалов в периодической печати (3).

Скрупулезно собрала историю переселения своих предков-татар жительница Чунского района Иркутской области, учитель, краевед В.С. Снеткова. Найденный ею материал вошел в учебное пособие для школьников (4). Книга содержит уникальные воспоминания о переселе­нии татар, во время столыпинской реформы основавших на севере При­байкалья несколько чисто татарских деревень.

Помимо данных работ нами изучены также, по возможности, все га­зетные публикации, где есть хотя бы крупицы сведений, которые в какой-то степени относятся к изучаемой теме. Кроме того, в период 1999-2002 гг. нами проводился сбор полевого материала в Заларинском, Чунском, Тай­шетском, Нижнеудинском, Усольском районах Иркутской области. Сбор полевого материала проходил также в Иркутске, Ангарске, где живут в настоящее время потомки переселенцев. Записаны многочисленные вос­поминания детей и внуков татар-переселенцев столыпинской эпохи (5).

Привлечены документальные источники из фондов Государствен­ного архива Иркутской области (ГАИО): дела заведующего землеустрой­ством и переселением в Иркутской губернии, ведомости о водворении и зачислении переселенцев, метрические книги Иркутской соборной мече­ти, дела Иркутского общества верующих мусульман, дело о постройке Иркутской татарской мечети и др. (6).

Сложность данного исследования состоит в том, что националь­ность переселенцев в ходе самой реформы имела второстепенное значе­ние и мало где учитывалась. Национальность не указывалась в отчетных ведомостях о водворении и зачислении крестьян, в сводных ежегодных отчетах заведующего землеустройством и переселением. Точные данные о переселении людей той или иной национальности могут дать сложные и трудоемкие архивные изыскания.

Татарские переселенческие участки появились в Иркутской губер­нии в начале XX в. Пик этого процесса приходится на 1910-1914 гг. Основ­ными местами расселения татар стали Балаганский и Нижнеудинский уезды. На территории Балаганского уезда можно выделить две группы переселенческих населенных пунктов, где компактно расселились тата­ры. Одна группа образовалась в Тагнинской (с 1915 г. — Око-Тагнинская) волости, другая — в Заларинской. В настоящее время данные деревни и поселки относятся к разным районам.

Остановимся на заселении большого села Залари и его окрестно­стей. Это переселенческие участки Шаховский, Чичиковский, Новоселовский, Сенная Падь, Романово. Татары селились в этой местности издав­на. Недалеко от д. Романово находилась заимка Сейфулина. В начале XX в. в волости появились также заимки Каптигулова и Капсолямова. К сожалению, об их происхождении, кроме устных преданий, сведений нет. Документальные источники сохранились только по переселенческим участкам.

На право считаться первой чисто татарской деревней в Заларинской волости претендует д. Сенная Падь. Она была образована в 1825 г., и было в ней на тот год 31 двор, 169 человек (7). Деревня была рас­положена недалеко от Московского тракта, поэтому активно заселялась задолго до столыпинской реформы. Однако, судя по отчетным сведениям заведующего Балаганской поземельно-устроительной партией, в 1908 г. в Сенной Пади отводились участки (8).

Деревня Романово — один из первых населенных пунктов на Заларинской земле, основана в 1720 г. Были ли среди первых поселенцев татары, неизвестно. Однако в столыпинскую реформу здесь получали участки татары, и в настоящее время четверть жителей деревни состав­ляют представители этой национальности (9).

Первая партия татар по столыпинскому переселению прибывает в Залари в 1910-1912 гг. из Уфимской губернии, аулов Кереш и Иштрак. Среди них семьи Апсолямовых, Асмадьяровых, Ахмадьяновых, Бик-тимировых, Валимухаметовых, Ихматулиных, Зарыповых, Куркеевых, Габидулиных, Мухаметдиновых, Саджатовых, Тимгановых, Хабибуллиных, Хазахметовых, Шафигулиных и др. Они осели почти в центре села, основав переулок Татарский (ныне ул. Октябрьская) и свое зем­лячество. Тогда же была построена мечеть, простоявшая в Заларях до 1934 г. (10).

На 1913 г. в приходе Заларинской Никольской церкви числилось, по клировым ведомостям, магометан 275 человек из 53 дворов, Петровской церкви (села Тыреть, Моисеевка, Николаевка и др.) — 75 человек. Эти приходы располагались вокруг линии Московского тракта.

Первой партии заларинских татар относительно повезло: они не узнали тягот оседания на земле неосвоенной, нераскорчеванной. Село Залари стояло на Московском тракте, здесь проживало старожильче­ское население Сибири. Доприсоединение к старожилам явилось для таежной зоны преобладающей формой оседания переселенцев по всей полосе Сибирского тракта. Лишние руки нищих переселенцев воспринимались далеко не всегда как благо для старожилов, которые чувствовали себя здесь хозяевами. Об этом красноречиво свидетель­ствует выписка из приговора Заларинского волостного схода от 12 декабря 1887 г. «В нашей Заларинской волости весьма трудно иметь крестьянину рабочих людей, так как последние часто меняют хозяев... Особенно неудобно это в разгар работы, в самое важное летнее вре­мя. Следствием являются ссоры, жалобы...» Далее сход предлагает ввести рабочие книжки, где по договору предусматривалось, что ра­бочая наемная сила обязательно должна отрабатывать оговоренный срок, виновный в нарушении правил должен подвергаться штрафу или аресту при сельской тюрьме в течение 6 дней. Так крестьяне-старожилы прибирали к рукам прибывающую переселенческую массу. Многие татары, не знающие русского языка, в непривычной сибирской обстановке, были батраками, самыми нищими среди населения Зала-рей. Однако обилие земли, леса требовало и ждало новых рабочих рук. Богатства Сибири нашли отражение в местной пословице пере­селенцев: «Воды хоть утопись, леса хоть удавись». И трудности не останавливали переселенцев из России.

Теперь обратимся к деревням, образованным в результате столы­пинского переселения. Это участки Новоселовский, Шаховский и Чичи­ковский. Они были созданы в 1909-1911 гг. Участки поселкового поль­зования, ссудная полоса в 100 р. Норма земельного надела на душу мужского пола составляла 10-12 десятин. Чичиковский участок не был целиком татарским селением, однако татары составляли там значитель­ную часть. В Чичиково была деревянная мечеть, школа при ней. Новоселовские татары относились к Чичиковской мечети.

Центром культурной, хозяйственной и религиозной жизни татар этой местности стал участок Шаховский. Татарское население состав­ляло около 320 душ. В деревне были мулла, муэдзин, имелась ме­четь (11).

Эта группа участков находилась близко к путям сообщения — Си­бирской железной дороге, Московскому тракту. Жители поддерживали между собой хозяйственные, семейные, дружеские связи. До сих пор вы­ходцы из этих деревень, живущие в городах Иркутской области, знают друг друга.

В начале XX в. лучшие земли Балаганского уезда были заняты. Правительство было заинтересовано в освоении окраин, именно там об­разовывались переселенческие участки, заимки, хутора.

Переселенческим управлением был образован Око-Тагнинский подрайон. Переселенческие организации взяли на себя прежде всего строительство дорог, колодцев. В Око-Тагнинском подрайоне государ­ство строит показательные для Иркутской губернии скипидарный завод на участке Шарагулл-Сачки, в с. Тагна — больничный комплекс из девяти зданий. Вся эта работа проводится для поддержания переселенцев на новом месте.

По тяжести освоения земель участки Око-Тагнинского подрайона делились на три группы, самой тяжелой являлась третья. Участки, куда попали татары, относились ко второй и третьей группам. Все они пред­ставляли собой труднейшие для разработки лесные участки. Почвы под­золистые, песчано-иловатые, полуболотные. Разработка и расчистка земель под пашни была очень трудной, поэтому Переселенческое управ­ление предприняло на ряде таких участков корчевательные работы по расчистке земель под пашни и назначило поощрительные премии пере­селенцам, взявшимся за раскорчевку. Хлебопашество было главным промыслом населения. Сеяли яровую пшеницу, яровую и озимую рожь, овес, коноплю, ячмень, гречиху, картофель и даже лен. Мучили осенние заморозки, сорные травы. Перепахивали землю по 2-3 раза.

Неимоверным трудом крестьян тайга стала превращаться в хлеб­ную пашню. С позиции сегодняшнего дня этот труд можно оценить как подвиг. Не было техники, семян, электричества, лишних рабочих рук, тор­говых точек и всего другого, без чего сегодня немыслимо представить жизнь даже в захолустье. Таежные новоселы не имели возможности опи­раться на помощь, пусть и не бескорыстную, старожилов, воспользовать­ся их обжитостью, утварью.

В годы столыпинской реформы на территории Око-Тагнинского под­района Тагнинской волости были образованы несколько татарских по­селений. Это переселенческие участки Харагунский, Хорско-Бутырский, Федоровский, Черемшанский, Чернореченский. Все они относились к ссудной полосе в 200 р., представляли собой участки поселкового пользования. Деревни были основаны почти одновременно татарами из Уфимской губернии. Большая группа татар поселилась тогда же на переселенческом участке Русь наряду с русскими. Жители этих деревень долгое время поддерживали между собой связи — брачные, хозяйствен­ные, дружеские (12).

Сегодня единственное из указанных поселений — деревня Черемшанка — является крупным поселением. Деревень на месте участков Русь и Федоровский уже не существует, остальные находятся на грани вымирания. Нами подробно изучено зачисление участков и водворение семей (13).

Самое крупное поселение этого куста переселенческий участок Черемшанский создан в 1909 г. Участок находился почти в 70 км от желез­ной дороги, эту трассу через тайгу называли столыпинской николаевской дорогой. Первые поселенцы прибыли сюда в 1912 г., и на 1 января 1913 г. мы видим 22 семьи, в составе которых 59 мужчин. Первую улицу пере­селенцы назвали Кереш, в честь своей исторической родины. К октябрю этого года число семей достигло 82, занятых долей —220. В дальнейшем число жителей немного уменьшилось (14).

Почти все жители Черемшанки знают историю об ошибке ходоков, принявших замерзшее болото за пашню. Ее помнят и рассказывают до сих пор. Это обстоятельство могло быть причиной того, что некоторые семьи, зачислившие отрезки в Черемшанском переселенческом участке, отказались от переезда.

Вот как рассказывает о жизни своих предков, татарских переселен­цев из Черемшанки и Хор-Бутырино, ученица Заларинской средней шко­лы Даша Боброва: «Мой прадед Сахиб Юнусов приехал сюда 16-летним парнишкой из Уфимской губернии. В Тырети было переселенческое управление. Там новым переселенцам были выделены огородные участ­ки, небольшие поля. Стали садить картошку, сеяли коноплю, ячмень, просо. На ручных мельницах мололи зерно, из конопли делали масло. При­езжим крестьянам отводили участки в тайге. Так появились нынешние села Черемшанка, Хор-Бутырино. Переселение сюда было зимой. Когда снег растаял, люди увидели, что им дали тайгу да болото, непригодное для земледелия место. Обратно на Родину пути нет, нет денег, да и ни­кто их там не ждал. Многие не выдерживали дороги, холодной долгой зимы — умирали. Остальные стали приспосабливаться — нанимались осенью к богатым мужикам на работы в Троицке, Моисеевке, убирали их урожаи, получали вместо денег зерно, картошку, собирали ягоды, грибы, били орехи» (15).

Кроме земледелия жители Черемшанки занимались охотой, рыбал­кой, извозом, бортничеством (16).

Были и те, кто покинул Черемшанку, переселился на другие участ­ки. Не всегда эти сведения фиксировались в ведомостях о водворении и зачислении. Например, житель г. Тайшета Идрис Валимухаммедович Латыпов так излагает историю своей семьи: «Дед был самоход. Снача­ла они приехали в Черемшанку (со слов, в 1906-1907 гг.), но там был везде лес, места для земледелия плохие. Стали искать степные земли, переехали в Чичиковскую Заларинского района. Там в 1936 году я и ро­дился. Жена моя тоже Чичиковская, ее моя бабушка принимала, когда та родилась...» (17).

В фондах Заларинского краеведческого музея есть воспоминания старожилов Черемшанки, записанные учителями средней школы по заданию музея в 1993 г. Изложенные в этих воспоминаниях факты точно соотносятся с документами ГАИО по срокам заселения пересе­ленческого участка и дополняют их живыми деталями. Как утверждают старожилы, селение появилось в 1912 г., т. е. в этом году здесь появи­лись первые жители. Среди первых поселенцев были Д. Давлетгареев, А. Мухомодьяров, Ф. Гильманов, Ф. Сафаров, Н. Гаталхаков, Г. Фатрутдинов и др. «Приехали зимой, увидели реку, лес и, как им показалось, луга. Возле реки построили несколько домов, некоторые семьи выко­пали землянки. Но когда наступила весна, стало ясно, что это были не луга, а болота, и дома оказались на болоте. Пришлось их перестав­лять выше, где было суше. Некоторые семьи, увидев, что здесь нельзя заниматься земледелием, переехали в другие деревни. Оставшиеся семьи разработали возле домов участки вручную. Стали жить тем, что выручали с огорода. Благом было то, что в присаянской тайге было много ягоды, черемша (отсюда и пошло название Черемшанка), кедро­вых орех, всякой дичи, зверья. Стали исследовать тайгу— нашли кедра­чи, ягодные россыпи. Магазина не было, ездили за продуктами в Хор-Тагну, которая находилась в 22 км от Черемшанки. Не все еще хорошо обосновались, как началась Первая мировая война. Всех мужчин за­брали на фронт. После войны 1914-1917 гг. появились первые русские и украинцы. Свое место они назвали „Новая Черемшанка"... Где-то в 1915-1916 г. татары построили мечеть. Сначала там молились, выпол­няли религиозные обряды. Потом в мечети учили грамоте на арабской графике. Это было до 1920 г. Потом открыли ликбез...» (18).

Черемшанка стала своеобразным духовным и культурным центром татар-переселенцев. Об этом говорит тот факт, что именно там была по­строена мечеть. Правда, установить точно дату данного события пока не удалось: по рассказам старожилов, это 1915-1916 гг., по косвенным дан­ным, содержащимся в материалах ГАИО, — 1919 г. (19).

По рассказам старожилов, записанным поисковой группой Черемшанской средней школы под руководством учителя Л.Г. Сагитовой и ди­ректора Ф.М. Салимгареева, Черемшанская мечеть строилась совмест­ными усилиями жителей. Этот очаг религиозной культуры в далекой глубинке, в отрогах Саян, представлял собой строение, возвышавшее­ся над остальными черемшанскими домами. Его высота была достигну­та за счет высокого фундамента. Сложили мечеть из круглого леса. В верхней части здания находилась небольшая площадка. На нее перед восходом и закатом солнца поднимался муэдзин, призывавший на мо­литву. В мечеть ходили только мужчины. Муллой был один из местных жителей, переселенец из Казанской губернии Абзал Гильманов (20).

Позднее, начиная с 30-х по 60-е гг. XX в., в Черемшанку вливалось татарское население из поселков Харагун, Федоровск, Русь, Чернореченское в связи с угасанием в них экономической жизни. Подводя итоги по татарским деревням данного куста, можно отме­тить, что все шесть описанных нами участков находились в непосред­ственной близости друг от друга, имели общие черты. Не желая терять свое лицо, раствориться среди других национальностей, татары стара­лись селиться кучно, поддерживать хозяйственные и дружеские связи. Важную роль в их жизни играла религия (21).

Общая сельскохозяйственная культура татарских переселенцев данного куста была несколько ниже, чем выходцев из Украины и Белорус­сии, водворившихся на соседних участках (Пихтинский, Метёлкинский). Так, к примеру, по свидетельству одной из старейших жительниц Черемшанки, татары не выращивали овощей — капусты, моркови, картошки, и научились этому уже в Сибири. Другой собеседник, говоря о жителях Метёлкино, отмечал изначальную способность белорусов к хлеборобству, как бы отказывая в этом односельчанам.

В первые годы водворения почти никто из переселенцев не мог обе­спечить себя продуктами, повсеместно был распространен уход на за­работки в другие деревни. Однако постепенно, несмотря на трудности и неурожаи, переселенцы становились на ноги, размеры возделываемой ими пашни увеличивались (22).

Со временем татары приспособились к новым для себя условиям жизни. Успешно раскорчевывали лес, очищали от его корней участ­ки, осушили некоторые болота, научились строить таежные зимовья для лесных промыслов (охоты, кедрования, сбора ягод), занимались гонкой дегтя, скипидара, смолокурением, что оказалось очень важным при обживании тайги. Распространены были заработки на заготовке дров, за сдачу картофеля. Шла заготовка шпал для Сибирской желез­ной дороги, где продолжалось строительство вторых путей. Однако не занимались извозом, как притрактовые крестьяне, ввиду удаленности от дорог.

Среди переселенцев этих двух кустов были, конечно, и «обратники», т. е. вернувшиеся на запад, об этом говорят и воспоминания старо­жилов. Но найти точные цифры весьма трудно, так как царские чиновники старались не сообщать их начальству. Однако значительного оттока из татарских переселенческих пунктов, находящихся в глубинке, в те годы не было. Было внутреннее движение в другие переселенческие пункты подрайона или губернии. Люди тянулись ближе к обжитым селам, к же­лезной дороге.

В 1920-х и 1930-х гг. татарские деревни пополнились новой волной переселенцев из Поволжья — «по голодовке». В 60-х гг. многие жители вышеназванных деревень уехали на сибирские новостройки. Эта причи­на, а также укрупнение колхозов обусловили угасание татарских дере­вень во второй половине XX в.

Приложение

ДелаЗаведывающегоземлеустройствомипереселениемвИркутскойгубернии. Зачислениеземельходоками, водворениеиустройствопереселенцеввИркутскойгуберниив 1910 году

К 1 января 1911 года колонизационный фонд Иркутской губернии составляли 710 переселенческих, 84 хуторских участков и 8 старожиль­ческих селений...

К 1 января 1911 года занято водворенными на переселенческих участках 30 604 доли, зачислено 18 777, оставалось свободных 85 384, из коих 65 000 может быть предоставлено для немедленного заселения.

Движение ходоков надо признать слабым... Наиболее усиленное движение в апреле, мае, июне. В 1910 году в Иркутскую губернию было разрешено свободное ходачество всем желающим... Срок зачисления продлен до 1 октября.

Общие результаты зачисления долей в районах по губерниям вы­хода переселенцев (с учетом зачисленных в предыдущие годы): 18 840 долей.

Казанская —153 [доли],

Уфимская — 26,

Симбирская — 227,

Пензенская — 338,

Пермская —122.

Для сравнения: Витебская — 1 862, Волынская — 786, Могилевская — 761, Калужская — 1, Саратовская — 3.

Особенно охотно зачисляются участки, близкие к железной до­роге, с значительным количеством готовых пашен и лугов и с обеспе­ченным водоснабжением. Ходоки боятся удаляться от участков, на которых есть водворенные переселенцы, предпочитают участки уже заселенные или расположенные вблизи старожильческих селений. Неохотно зачисляются на отдаленные лесные участки, на безводные, лишенные лугов...

В отчетном году водворилось 2 652 семьи на 7 216 долей, что вме­сте с водворенными прежде с учетом выбывших составляло к 1 января 1911 года 9 907 семей в числе 30 954 доли.

Водворенные переселенцы по губерниям выхода распределяются так:

Губерния  семей  мужчин женщин

Казанская   28      49          45

Уфимская    5        17          9

Симбирская 14      30          26

Пензенская 54      168        140

Пермская     7        10          13

(ГАИО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 256. Л. 26-28).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Занданова Л.В. Сельскохозяйственное переселение как фактор формирования сельского населения Восточной Сибири в 50-е гг. // Исто­рия и общество в панораме веков: Тез. Всесоюз. Байкальской ист. шко­лы (19-24 июня 1990 г.). Иркутск, 1990. Ч. 2. С. 316-322; Она же. Роль планового переселения крестьян в формировании диаспор в Сибири и на Дальнем Востоке // Диаспоры в историческом времени и простран­стве. Национальная ситуация в Восточной Сибири: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. 6-8 октября 1994 г. Иркутск, 1994. С. 140-142.

2. Галеткина Н.Г. Черемшанка: динамика развития татарской пере­селенческой деревни // Россия и Восток: взгляд из Сибири: материалы и тез. докл. кXI Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 13-16 мая 1998 г.: в 2т./ под ред. В.И. Дятлова и В.П. Олтаржевского. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998. Т. 1. С. 208-214.

3. Макогон Г.Н. Это нашей истории строки // Сельская новь. 1994. 15 апр.; Она же. Это нашей истории строки // Там же. 1996. 28 мая; Она же. Откуда мы? Путь заларинских татар // Земля Иркутская. 1997. № 7. С. 57-59; Она же. Тайна арабской вязи // Восточно-Сибирская правда. 2002. 25 мая.

4. Земля Чунская. Историко-краеведческий сборник: учебное посо­бие. Чунская типография, 1999. 96 с.

5. Полевые материалы автора.

6. ГАИО. Ф. 171. Оп. 1-5; Ф. 789. Оп. 2. Д. 4; Ф. 786.

7. Макогон Г.Н. Откуда мы? Путь заларинских татар. С. 57.

8. ГАИО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 24. Л. 69.

9. Сельские населенные пункты, в которых одной из преобладаю­щих национальностей являются татары: Справка Иркутскоблстата. По материалам переписи 1989 г.

10. Фонд письменных источников Заларинского районного краевед­ческого музея. Информационная справка о татарах. С. 8.

11. ГАИО. Ф. 767. Оп. 1. Д. 4. Л. 48.

12. Галеткина Н.Г. Указ. соч. С. 208.

13. ГАИО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 70. Л. 75, 175, 281; Д. 81. Л. 78-79, 143-144, 255-256, 420-421; Д. 86. Л. 91-92, 228-229; Д. 87. Л. 57-58, 167-168, 280-281.

14. ГАИО. Ф. 171. Оп. 1. Д. 70. Л. 75, 281; Д. 81. Л. 78-79, 143-144, 255-256, 420-421; Д. 86. Л. 91-92, 228-229; Д. 87. Л. 57-58, 167-168, 280-281; Д. 256. Л. 9.

15. Макогон Г.Н. Откуда мы? Путь заларинских татар. С. 57.

16. Фонд письменных источников Заларинского краеведческого му­зея. Татарская диаспора. Вопросник. С. 3.

17. Полевые материалы. 2001 г.

18. Фонд письменных источников Заларинского районного музея. История рождения села Черемшанка. С.1-2.

19. ГАИО. Ф. 767. Оп. 1. Д. 4. Л. 46.

20. Макогон Г.Н. Откуда мы? Путь заларинских татар. С. 58.

21. ГАИО. Ф. 767. Оп. 1. Д. 4. Л. 46.

22. Галеткина Н.Г. Указ. соч. С. 209.

 

Галия Ивановна Бобкова,
кандидат
историческихнаук, доцент,
заведующая
кафедройтелевидения,
радиовещания
иисториижурналистики
Иркутского
государственногоуниверситета

 

Порталу www.pribaikal.ru материалы предоставлены архитектурно-этнографическим музеем Тальцы