Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Сибирская народная игрушка

Кукла-скатка

Кукла-скатка. Нижнеудинский район Иркутской области. Середина ХХ в.

Кукла. Иркутск, клуб «Слобода»

Кукла. Иркутск, клуб «Слобода» средней школы № 66. Конец ХХ в.

Лошадка-каталка. Поселок Усть-Орда

Лошадка-каталка. Поселок Усть-Орда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Конец ХХ в.

Машина «ГАЗ-66». Казачинско-Ленский район

Машина «ГАЗ-66». Казачинско-Ленский район Иркутской области. Конец ХХ в.

Солдатик-ветряк.

Солдатик-ветряк. Кабанский район Республики Бурятия. Середина ХХ в.

Александр Дмитриевич Назаркин,
научный сотрудник Областного центра
народного творчества и досуга,
г. Иркутск


Трудно сказать точно, когда появились детские игрушки. Главный источник наших знаний — археологические находки. Археологи условно называют игрушками все находки в виде фигурок людей и животных. На территории Сибири нашли множество таких игрушек, выточенных из мягкого камня мергеля или из бивня мамонта за 35–12 тысяч лет до нашей эры.

С древнейших времен кукла была участницей ритуальных действий. Она выступала связующим звеном между миром богов и миром людей, медиатором, подобием живого человека, находящегося в состоянии транса. Такая кукла не имела собственной сущности и всегда была готова принять иной облик и разделить чужую точку зрения. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. Куклы-чучела спасли множество человеческих жизней — их приносили в жертву богам вместо людей.

Почти во всех древнеславянских обрядах присутствуют куклы. Можно сказать, что наши предки играли с куклой в ходе религиозного обряда, но смысл и характер этой игры не походил ни на забаву, ни на развлечение. Это была серьезнейшая духовная работа, направленная на поддержание гармонии в самих себе и в мироздании в целом.

Потом куклы служили оберегами от болезней, несчастий, голода и бесплодия. Пока, наконец, не стали утешителями и воспитателями детей — игрушками.

Игрушка всегда была неотъемлемой частью быта любого народа, «зеркалом» его жизни. С давних же времен известно существование в России различных игрушечных промыслов. Это знаменитые Дымка, Каргополь, Вятка, Богородское, Сергиев Посад и др.

В Сибири же почти отсутствовало как фабричное, так и массовое кустарное производство детских игрушек. Однако игрушки у наших сибиряков были всегда. Пока дети были малы, игрушки мастерили матери, бабушки, старшие сестры: при всей невероятной занятости они находили для этого время. Это были самобытные игрушки из подручных материалов: дерева, кости, бересты, остатков кожи и материи.

Как известно, жизнь игрушки коротка. Но благодаря стараниям ученыхэтнографов Г.С. Виноградова, Б.Э. Петри, А.М. Поповой, собравших в начале ХХ века музейную коллекцию самоделок, мы можем увидеть образцы игрушек, которыми играли наши предки.

Игрушка стояла в прямом отношении к деятельности будущего взрослого члена общества. Получив игрушку от взрослых, ребенок имел своего рода задание для совершенно определенной деятельности. Так, маленькие эвенки играли со «стадом оленей», искусно сделанных из кусочков обычных веточек, обучаясь управляться с ними, как взрослые, вьючили оленя, кочевали по тайге, играя. Среди игрушек бурятских детей преобладали изображения лошади. Буряты — потомственные скотоводы, их игрушки — это разнообразные изображения лошади, вырезанной из дерева и кости.

В быту русских сибиряков тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Житейское мнение, будто кукла — забава только для девочек, ошибочно. В куклы играли все дети, пока не имели различий в костюме, до семи-восьми лет. И лишь когда мальчик облачался в порты, а девочка — в юбку, их роли и игры строго разделялись. С этого времени и до самого замужества игровые интересы девочки сужались вокруг куклы и все теснее переплетались с народным творчеством. Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое белой «тряпицей» лицо, кудельная либо волосяная коса. Это был поэтический примитив с чертами наивного реализма и идеализации, образ, близкий к фольклорному женскому образу.

Кукольные игры, будто в зеркале, отражают практическую и духовную жизнь народа, его нравственные устои и эстетические представления.

Меняются времена. Неизменным остается интерес этнографов к детской жизни, к тому, что связано с игрой и игрушкой. Автор этих строк также собирает коллекцию детских игрушек-самоделок.

Современный ассортимент мальчиковых игрушек состоит из деревянных образцов автомобилей: «ЗИС-5», сделанный дедушкой-фронтовиком для внука, грузовые «ГАЗ-66» и лесовоз, сделанные деревенским мальчуганом, легковые гоночные — городским. А также деревянные самолеты, корабли, пистолеты, винтовки, автоматы — все то, что способствует воспитанию героизма и воинской романтики у подрастающего поколения.

Из двигающихся игрушек есть изделия, сделанные в подражание образцам богородской игрушки: «кузнецы», «клюющие курочки». Резные, схематичные и очень выразительные фигурки из неокрашенного дерева, укрепленные на подвижных планках. Потянешь планки за концы в стороны — и фигурки оживают: кузнецы бьют по наковальне, а куры яростно стучат клювами.

Остроумна и занимательна игрушка «акробатик», с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике.

Лошадка-каталка, сделанная бурятским мастером, отличается особой статичностью, умелой моделировкой головки, гривы и хвоста.

Ветряки представлены в виде самолета «Ан-2» (в народе — «кукурузник») и солдата, исполняющего джигитовку саблями. Солдатик отличается высокой художественностью. Он представляет собой, по сути, народную скульптуру, отражающую поэтическое представление о герое, способном противостоять всему, даже силам природы. Особая стать фигурки подчеркивается силуэтом гимнастерки и брюками галифе, на голове пилотка, на ногах сапоги. Игрушка окрашена в темно-зеленый цвет. Солдатик сконструирован в динамичной позе, руки, закрепленные на вал, — одна вверху, другая внизу, — сжимают сабли. Ветряки подобного типа изготавливались в Вятской губернии и могли быть занесены в Сибирь переселенцами.

Среди девичьих самоделок тряпичные куклы близки традиционным по технике изготовления и стилю одежды. Крой одежды прост. Умело подобрана ткань, красивая отделка лентами, тесьмой. Головки причесаны, повязаны платочком или убраны тесьмой. Традиционная кукла сохраняет в себе внутреннее спокойствие, нежную меланхоличность, олицетворяет скромный, тихий и милый женский образ. Глядя на нее, восхищаешься способностью мастериц из обрезков материалов сделать привлекательную игрушку.

Собирая материалы по игрушке, в каждом отдельном случае даешь себе отчет, имеешь ты дело с игрушкой — продуктом детского творчества, или игрушкой, изготовленной взрослыми для детей. «Наибольшую научную ценность, — полагают знатоки дела, — имеет первая разновидность, как достоверный источник для детского миропонимания». Вторая разновидность отражает миропонимание взрослых на путях решения педагогических задач.

Взрослые пытаются максимально изучить мир детских игровых интересов, чтобы влиять на него в нужном направлении. Мы видим, как активно формируется вокруг ребенка игровая предметная среда. Современный рынок завален промышленной игрушкой и программными играми. Только это никогда не устраивало детей полностью. Дети самостоятельно, независимо от взрослых, развивают свои игровые традиции, создавая игрушки-самоделки, восполняя то, чего не могут или не хотят предусмотреть взрослые. А стало быть, такие игрушки еще и еще раз будут привлекать к себе внимание исследователей.

 

ЛИТЕРАТУРА

Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт: (Программа наблюдений). — Иркутск, 1925. — Вып. 3.

Назаркин А.Д. Сибирская народная игрушка: (о коллекции игрушек из фондов Иркутского областного краеведческого музея). — Иркутск, 1995.

Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские: Репринтное изд. — СПб., 1994.

 

Журнал "Тальцы" №3 (22), 2004 год