Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Бытовая культура казачества Верхнего Дона конца XIX - начала XX века

Курень зажиточного казака

Курень зажиточного казака

Воссозданный дом в станице Вёшенской, в котором в 1926–1928 гг. жил М.А. Шолохов

Воссозданный дом в станице Вёшенской, в котором в 1926–1928 гг. жил М.А. Шолохов

Марина Федоровна Попова,
заведующая отделом музейной
педагогики Государственного
музея-заповедника М.А. Шолохова,
станица Вёшенская Ростовской области


Указом президента Российской Федера­ции Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова отнесен к объектам историчес­кого и культурного наследия федерального значения. Он входит в число крупнейших музеев страны и известен как в России, так и далеко за ее пределами.

М.А. Шолохов всю свою жизнь был связан с донскими каза­ками, поэтому важным направлением комплектования фондов, научных разработок, экспозиционной и музейно-педагогичес­кой деятельности является исследование темы казачества, его культуры и быта, труда и воинской службы.

Большую роль в формировании системы знаний о быто­вой культуре казаков играет изучение жилища. Оно отражает социально-экономическую историю казачества, специфику хозяйства и природных условий, особенности жизненного ук­лада. Как форма народного творчества жилище казаков вклю­чает множество компонентов: материал и способ постройки, планировку дома, назначение помещений, виды отопления, особенность интерьера.

Главными типами построек на Верхнем Дону в конце XIX – начале XX века были курени, флигеля, хаты.

Жилища казаков Верхнего Дона рассматриваемого периода имели свои особенности. Они не были похожими ни на русскую избу, ни на малороссийскую хату. Казаки и сейчас называют свои дома «куренями». Курень — слово монголо-татарского происхождения. Значение слова персидский историк конца XIV века Рашид ад Дин определяет как «кольцо». «В старинное время, когда какое-либо племя останавливалось в каком-нибудь месте наподобие кольца… старейший из них был подобен точ­ке в середине круга… В нынешнее время, когда приблизится неприятельское войско, располагаются на той же фигуре, дабы не вошел в середину чужой неприятель» (1, с. 117).

По словарю турецко-татарских наречий, «курень — толпа, племя, отряд, корпус, полк» (1, с. 117).

Другой источник утверждает, что «курень», очень распро­страненное в те времена на Дону название, — большой дом для группы казаков. Впоследствии это название распростра­нилось и на семейные жилища (3, с. 4). А автор статьи «Ка­зачий курень» С. Пьявченко предполагает, что слово «курень» произошло, по-видимому, от курной избы (5, с. 132).

Изучение построек куреней станицы Вёшенской конца XIX – начала ХХ века показывает, что жилище строилось ближе к улице, фасадом к дороге у края ограды. Естественно, что вид жилища зависел от состоятельности хозяина. «Курени были разными — большими и добротными, малыми и худыми. На фоне невзрачных домишек, а то и просто мазанок-„завалю­шекњ красовались богатые „доминыњ». Очень долго строения станицы Вёшенской были деревянными. Каменные дома стали появляться с середины XIX века в единичных экземплярах. Сооружение дома было большим событием в жизни казака и сопровождалось определенными обрядами. При строительстве дома было принято подкладывать под углы в его основании медные, серебряные, золотые монеты (в зависимости от до­статка). Считалось, что это принесет долголетие дому, достаток и счастье хозяину.

Курень представлял собой квадратный дом, как правило, на высоком фундаменте. Крыша была одним из самых главных элементов жилища. Ее форма и материал связаны с природно­климатическими условиями местности. Крыша делалась шат­ровой четырехскатной, была покрыта камышом (тростником) или «чаканом» (рогозом). Пучки сухого камыша закрепляли и укладывали в несколько рядов, ярусов. Чтобы крыша не давала течи, ее верх (у трубы) плотно заполняли соломой и мелом. Такие природные материалы, как чакан, камыш, имели свои достоинства: зимой сохраняли тепло в доме, а летом — про­хладу. И по сей день в станице можно встретить дома, крыши которых покрыты камышом.

Площадь лесов в окрестностях станицы и хуторов спо­собствовала распространению форм деревянного исполне­ния жилища. Строили дома из деревянных наборных пластин, в заборку и из деревянного бруса, для чего использовали местный лес: дуб, вяз, вербу, часто срубленные в собс­твенной леваде. Наружные и внутренние стены обивались дранкой. В промежутках между ними набивалась глина, перемешанная с соломой. После высыхания стены куреня смазывались глиной с песком повторно, потом покрывались раствором мела. Верхний слой белой глины предохранял от распада нижний слой красной глины. Иногда делали срубы со стенами, гладко оструганными изнутри и тщательно по­догнанными друг к другу. Такие срубы обмазывали глиной только с внешней стороны.

В основном видовом ряду несколько вариантов куреня — тра­диционного народного жилища донских казаков. Остановим­ся на двух из них. Между собой подобные курени разнятся главным образом внутренней планировкой, характером входа и галереями.

Первый тип имеет все классические объемно-планировоч­ные элементы казачьего куреня, которые относятся к донскому «северному» варианту постройки.

В плане это квадратный дом, обычно четырехскатный, включающий в свой объем идущий по двум или трем внешним сторонам стен узкий помост, балкончик-«баляс­ник», шириной около 70 сантиметров, огражденный или не огражденный. Балкончик был очень удобен для закрывания ставен, а также для отдыха. Именно он придавал куреню неповторимый вид. Эти дома имеют каменные «низы» и деревянные «верхи». В нижней части дома со стороныкрыльца — хозяйственный вход в «низы». Здесь помещалась кухня. Дом «ошалёван» (обит тесом или пластинами) и пок­рашен в ярко-синий цвет. Неотъемлемой частью дома-куреня было небольшое крыльцо с двускатной крышей. На всем протяжении фасада — веранда. Окна снаружи закрывались двустворчатыми ставнями. Крыша железная. Характерная особенность внутренней планировки — дверные проемы, соединяющие комнаты вкруговую. Строили подобные дома люди состоятельные. Такой дом сохранился по ул. Шолохова, 103. Построен он в конце XIX века начальником Вёшенского почтового отделения Никанором Георгиевичем Каргиным. Куреней такого вида сохранилось очень мало.

К другому типу казачьего куреня относятся дома, стро­ившиеся преимущественно в начале XX века, вплоть до 40-х годов. Такие курени строили в основном люди с небольшим материальным достатком. Стесненные в средствах казаки стали отказываться от некоторых традиций постройки дома. Перестали возводить высокие каменные «низы». Как следствие отпала необходимость в устройстве балясника.

Что касается архитектурных деталей куреней, то украшение орнаментом в станице было частым. Дома зажиточных казаков украшала резьба по дереву на карнизах, фронтонах, крыльце, ставнях.

Самой парадной жилой комнатой в казачьем курене была горница — чистая половина крестьянской избы.

В казачьей горнице — по достатку обставленной — хра­нилось все нажитое семьей. Здесь стояли сундук, обширный стол, красивый угольник, горка для посуды, имелись настенные часы, керосиновые лампы, зеркало в раме резной работы. В переднем углу размещались иконы. В простенке красовалась деревянная убранная кровать. На ней возвышалось несколько больших подушек. На окнах и над кроватью вешали ситцевые занавески. Такими же занавесками занавешивали печь, двер­ные проемы. Каждая хозяйка считала своим долгом следить за чистотой. Казачки — большие охотницы до цветов и особенно любят герань, по-местному «липка», и «невестку».

Для приготовления пищи в зимнее время хозяйка ис­пользовала кухню. В зимнее время в курене — это одна из комнат дома, а если дом круглый, то в «низах». В начале XX века стали строить отдельные кухни–«стряпки». В кухне была печь. Вдоль стен стояли деревянные лавки, небольшой стол для еды. На стене висел деревянный шкафчик для посуды, рядом — полотенца. В домашнем быту для приготовления пищи женщина-казачка использовала ступу, в которой толкла пшеницу, кукурузу и другие продукты питания, с помощью «чапли» держала сковороду, для переноса чугунков исполь­зовала рогач, для работы в печи — металлическую кочергу с деревянной ручкой. Кухонная посуда была сделана из дере­ва: деревянные чашки, ложки, солонки, тарелки для блинов, даже разносы. Глиняные корчажки, «махотки», «бальсаны» использовались под жидкие и сыпучие продукты. В каждой казачьей семье для приготовления блюд использовались чу­гунки. В маленьких — варили кашу, картошку, щи, в большом чугуне — «звар» (компот из сухофруктов).

Нехитрой была обстановка и в сенях (прихожей). Там стояли деревянные лавки или топчан с ведром воды и кружкой. На стенах висели пучки трав. Сени — самое удобное место для хранения и сушки трав, так как в темноте и прохладе сохра­няются целебные свойства растений.

Еще одним типом жилища казаков была «связь». Связь имеет форму продолговатого четырехугольника. Сенцы посе­редине как бы связывают жилую комнату и горницу. Часто для строительства связей применялся саман. Саманные постройки были дешевле в изготовлении и теплее. Такое жилье строили прежде всего небогатые казаки.

Среди построек Верхнего Дона часто встречается фли­гель. В словаре русского языка С.И. Ожегова читаем: «Фли­гель — пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания» (4, с. 698). Более точным для построек Верхнего Дона является второе толкование, так как флигелем могла называться постройка, в которой в усадьбе богатого казака размещалась летняя кухня, или «стряпка». А для казака среднего достатка флигель служил жилым домом. Внутренняя стена делила его на две жилые комнаты. Сени располагались вдоль всей продольной стены строения. Крыша — двускатная, покрывалась камышом, жестью, позднее — шифером. Флигеля строились из дерева или самана.

Много было жилищ, которые назывались хатами. Они со­стояли из одной комнаты с сенцами и ступеньками без крыль­ца. Такое жилье строили в основном бедные люди. Внешних стен было четыре, пятая, внутренняя, разделяла строение на две части: комнату и сенцы. Кроме русской печи еще одним источником тепла была печка-«подземка», которая размеща­лась обычно под кроватью. Подземка и печь соединялись дымоходом, скрытым под полом. Хаты строились из самана и принадлежали, как правило, украинским переселенцам, ко­торые переносили на новые земли и образ привычного им жилища.

Рядом с домом строили летнюю кухню, «стряпку». Тща­тельной отделки она не имела. Использовали летнюю кухню как столовую в теплое время года с весны до осени. Зимой она служила подсобным или складским помещением. Строи­тельным материалом для «стряпки» были камень, мел, саман или плетни.

Кроме летней кухни во дворе имелась и летняя печь, а рядом с печью — «поветка» (навес). На печке готовили корм скоту, а также отвары с резким запахом. На «поветке» сушили фрукты. Она представляла собой небольших размеров пле­тень, положенный горизонтально на столбы высотой до двух метров. Для сельскохозяйственных орудий, дров, хвороста навесы делались отдельно.

В усадьбе возводили и различные подсобные сооружения. Большая часть их была связана с хозяйственной деятельнос­тью казаков. Постройки устраивались в глубине двора, ближе к внутренней ограде. Для размещения животных отводилось отдельное место, баз, с различными постройками. Сооружение не требовало больших материальных затрат. Строили сараи из местного подручного материала. В сарае могло быть несколь­ко отделений — для коров, телят, быков, овец. Если хозяева держали свиней, то свинарники делались отдельно, как и сарай для водоплавающей птицы. Перед сараем имелся выгульный баз, ориентируемый обязательно на юг. Над частью база с наветренной стороны сооружали навес, чтобы в непогоду жи­вотные могли найти укрытие.

Рядом с базами располагалось гумно. Оно всегда обноси­лось добротной изгородью. На гумне размещали несколько стогов сена, соломы, а также скошенный, но необмолоченный хлеб. Здесь же располагался ток, на котором каменными кат­ками или цепами обмолачивали хлеб. Солому складывали в скирды, а полову (остатки колосьев, стеблей и другие отходы при молотьбе) — в специальное помещение, «половню». По­ловня представляла собой небольшой сарай с легкими стена­ми, но очень надежной крышей. Находилась половня рядом с гумном и базами для скота.

У большинства казаков строился подъездной сарай со сквоз­ным проездом на подворье. В сарае оставляли сани на лето, брички на зиму, хранили другие полевые орудия: лобогрейки, косилки, конные грабли.

Своеобразной постройкой на подворье казака был амбар, где хранились зерно, мука, припасы. Строились амбары, как правило, на столбчатом фундаменте с рундуком (погрузоч­ная площадка на уровне фундамента, которая примыкает к дверям амбара, шириной 1 м, длиной 3 м). Высота фунда­ментных столбов — 50–70 сантиметров, чтобы было удобно разгружать повозку. Полы и несколько рядов (нижних) сруба делались обязательно из дуба. Кровля чаще всего — ка­мышовая, шатровая. Под амбаром — инвентарь: лопаты, грабли, вилы.

Конюшни представляли собой вытянутые постройки с плав­но закругленными углами. Конюшня делалась для нескольких лошадей. Кроме строевого коня, которого использовали только под седлом, в хозяйстве держали рабочих лошадей. Базы с лошадьми были непременно отделены от базов с коровами и быками. Для сооружения конюшни использовался самый доб­ротный материал, так как строевой конь должен содержаться в хороших условиях. В конюшне обязательно утеплялся потолок, настилался пол.

Еще одной необходимой постройкой в хозяйстве казаков станицы был ледник. Рыли котлован, стены обкладывали кам­нем. Дно ледника засыпали крупнозернистым песком. Зимой котлован забивали колотым льдом, засыпали снегом и сверху укрывали опилками или соломой. На лед обычно ставили мо­локо, квас и другие скоропортящиеся продукты.

Для получения ранних овощей казаки у себя в усадьбе со­оружали «рассадню» — своеобразный парник, сооруженный сверху грунта. Из хвороста плели круглой формы плетень диаметром до двух метров и высотой до метра. Вниз рассад­ни насыпали свежий конский навоз, а сверху — слой хорошо удобренной земли. Благодаря теплу от перегнивающего кон­ского навоза, хорошей освещенности (сверху клали оконные рамы) к наступлению устойчиво теплых дней обычно вырастала рассада овощных культур (капуста, помидоры).

В большинстве хозяйств держали кур. Курятник распола­гался в глубине двора и представлял собой поставленный вкруговую, обмазанный глиной с двух сторон и побеленный мелом плетень, сверху крытый камышом, чаканом (рогозом) или соломой.

При устройстве усадьбы казаки большое внимание уделяли возведению ворот и оформлению въезда. Внешний вид их находился в прямой зависимости от благосостояния семьи, ее трудолюбия и находчивости.

Дом, двор, гумно обносились изгородью. В хуторах и станицах Верхнего Дона в конце XIX – начале ХХ века чаще всего для изгороди применялись плетни. Выбор материала для плетней зависел от того, какие ивы росли в данном населенном пункте. Обилие зарослей «белотала» (ива корзиночная), «чернотала» (ива козья и серая) в пойме степных речек и Дона, а также «краснотала» (ива красная) на песчаных увалах левобережья позволяло казакам использовать гибкие прутья для изготов­ления изгородей — плетней.

Плетни из краснотала шли на ограждение гумна и двора. Парадная сторона усадьбы часто ограждалась плетнями из белотала. Его прутья — гибкие, ровные и не имеют отростков, поэтому плетни получались более изящными, светлого оттен­ка, что придавало изгороди нарядный вид. Бытовали плетни и из чернотала. Но их вид не так радовал глаз, так как сами прутья темного цвета, с изгибами, с большим количеством отростков, для удаления которых требовались дополнительное время и силы.

До сих пор ограды из плетня встречаются в хуторах Пига­ревском, Альшанском, Меркуловском, в станицах Вёшенской, Еланской, Базковской и других населенных пунктах.

Технология изготовления плетня несложная, но требует оп­ределенного навыка и больших физических усилий. Заранее затесанные и высушенные колья забивают в землю на рас­стоянии 20–25 сантиметров друг от друга. Чем толще хворост (прутья ивы), тем реже и толще колья. Прутья обвивают колья в виде восьмерки. Дойдя до крайнего кола, мастер начинает плетение в обратном направлении.

После каждого цикла плетения («шара») полотно плетня «осаживают», уплотняют, ударяя деревянным брусом, обухом топора. Плетут изгородь весной в теплую погоду. В холодную погоду прутья гнутся хуже.

Более зажиточные казаки в редких случаях использовали штакет. В станице Вёшенской были сплошные дощатые заборы, но не у многих. Въезд и вход в усадьбу оформляли воротами с калиткой с выгнутой поперечиной над ней.

В хуторах, где зарослей ивы не было, а близко залегали выходы камня, изгородь делали из него. Высота забора из хорошо подобранных камней составляла 60–70 сантимет­ров. Базы, левады, огороды ограждались попроще. Для сооружения изгороди использовали подручный материал — хво­рост, камень, жерди, ветки, землю. Часто изгородью левад и садов по межевой грани служил бруствер водоотводной канавы, в который втыкали ветки от обрезки и прочистки садов.

Сотрудники музея-заповедника занимаются сбором и изучением материалов традиционной бытовой культуры казачества Верхнего Дона, чтобы больше узнать о той ис­торической среде, которая изображена в произведениях М.А. Шолохова, и чтобы сохранить прошлое донского края.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Губарев Г.В., Скрылов А.И. Казачий словарь-справочник.  — Ансельмо (Калифорния, США), 1968.

2. Королев В.И. Старые Вёшки. — Ростов н/Д, 1991.

3. Новак А., Фрадкина Н. Казачий курень. — Ростов н/Д, 1973.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1988.

5. Пьявченко Е. Казачий курень // Богатый колодец: Исто­рико-краеведческий альманах. — Ростов н/Д, 1991.

 

Журнал "Тальцы" №1 (24), 2005 год