Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Пасха в Иркутске

Нина Федоровна Соснина

Нина Федоровна Соснина

Казанская церковь, названная в честь Казанской Божией Матери, видна была из нашего двора и из окон нашего дома — величественная, красивая.

Когда мы переехали в свой дом (родители Нины Федоровны купили дом недалеко от Казанской церкви, в переулке Учительском, в октябре 1919 г. — Ю.Л.), папа пригласил священнослужителей, священника отца Андрияна (Сивцева. — Ю.Л.) и дьякона, отслужить в доме молебен и освятить его. После молебна священник все кропил (обрызгивал) святой водой, после чего был торжественный ужин.

В церковь нас водили часто: в субботу ко всенощной службе, в воскресенье к обедне. Перед Пасхой был Великий пост, во время которого мы постились целый месяц. В это время мы не ели скоромную пищу, ели постное масло, овощи, рыбу, даже молоко пить не разрешалось. Когда мы подросли и стали девицами (нас называли «барышни»), мы ходили в церковь по целой неделе — «говели», то есть ходили ко всенощной и к обедне, затем исповедовались — говорили священнику о своих грехах: непослушании родителям, ссорах и т. п. Какие у нас в то время были грехи, когда все дети беспрекословно слушались родителей и старших? Это было совсем другое время, нас воспитывали, требовали быть вежливыми, учтивыми, честными, правдивыми. После исповеди мы причащались, то есть священник из серебряной чаши давал нам кусочки просвирок, плавающих в разбавленном кагоре (тело и кровь Господня).

Все это было очень торжественно — нас одевали в лучшие платья, красиво причесывали, украшали бантами. На четвертой пасхальной неделе в церкви были богослужения; в Великий четверг было чтение 12 Евангелий (12 отрывков, посвященных страстям Христовым. — Ю.Л.) вечером, заканчивалось оно поздно, где-то в двенадцатом часу ночи, и вся присутствующая публика с горящими свечами шла вокруг церкви во главе со священниками и другими служителями церкви, несущими впереди крест с распятьем Христа, хоругви и иконы. Зажженную свечу надо было принести до дому и на притолоке каждой двери сделать коптящим пламенем свечи крест. А дома в Великий четверг красили к Пасхе яички — в разные цвета. Окрашенные яички ставились на праздничный стол, приготовленный для разговенья после заутрени — воскрешение Христа. Стол был накрыт и уставлен всевозможными блюдами начиная с закусок и кончая горячими блюдами, все это разрешалось употреблять после Великого поста. Стол накрывался в субботу перед заутреней.

В пятницу во время обедни был вынос плащаницы. Плащаница — это как бы надгробие Христа (полотно. — Ю.Л.) прямоугольной формы, сделанное из мягкого шелковистогоматериала золотистого цвета, обрамленное такими же кистями. На поверхности плащаницы изображено тело умершего Христа с окружающими его учениками и Богоматерью. Откуда священнослужители выносили плащаницу, я не помню (в десять-одиннадцать лет не все запоминается, это я сейчас ворошу все в своей памяти и вспоминаю прошлое). На вынос плащаницы мы ходили редко, а вот на заутреню мы ходили ежегодно.

В пятницу дома пекли куличи, варили пасху, пекли печенье. Нам, детям, не разрешалось топать ногами по полу, хлопать дверями, чтобы не стрясти подъем куличей. Куличи пекли в русской печке в высоких железных формах, форму внутри обкладывали промасленной бумагой, чтобы тесто не приставало к стенкам формы. Сверху куличи обмазывали белой сахарной помадкой, обсыпали разноцветными зернышками (как крупинки проса) и на середину верха кулича помещали сделанное из сахара какое-нибудь украшение — ангела, целующихся голубков или цветы. Это все я видела и запомнила маленькой, а потом этого уже ничего не было.

Пасхальный стол, как он был прекрасен! Покрыт новой белоснежной льняной скатертью, и чего там только не было! Жареный поросенок, жареный гусь — во рту поросенка и в клюве гуся были веточки маринованной сибирской яблони. Запеченный осетр — огромный, чуть не во весь стол. Всевозможные закуски: окорок, разных сортов колбасы, омуль соленый и копченый, селедка, икра крас

Пасху праздновали целую неделю, магазины не торговали три дня. Торговали только провизией. Обычно Пасха была теплая, ходили в весенней одежде, шляпках, мужчины в фетровых «котелках» и шляпах и обязательно с тросточками.

После Пасхальной недели в следующее воскресенье была «Красная Горка». С этого дня начинались свадьбы и игра с крашеными яичками, их катали со специально сделанныхполированных и выкрашенных в разные цвета горок. Так же играли и искусственными яичками.

 

Об авторе: Нина Федоровна Соснина родилась в Иркутске 25 декабря 1908 года (7 января 1909 года по новому стилю). В 1927–1930 годах училась в фармакологическом техникуме в Иркутске. С 1934 года работала лаборантом-химиком в лаборатории факультета агрохимии Иркутского сельскохозяйственного института. В 1937–1954 годах была химиком, заведующей лабораторией, главным пивоваром на Иркутском пивзаводе. С 1958 года — химик, затем — старший микробиолог на Иркутском ликеро-водочном заводе. Вышла на пенсию в 1972 году. Воспоминания, отрывок из которых мы публикуем, были написаны в 1990-х годах. Скончалась Н.Ф. Соснина 2 февраля 1997 года в возрасте 88 лет.

Публикация Ю.П. Лыхина

 

Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год