Как возник и чем живет благотворительный фонд имени Иннокентия Сибирякова
Категория: Журнал "Тальцы"
Предыдущая статья | Следующая статья
Меня нередко спрашивают о том, как я пришел к мысли о необходимости создания благотворительного фонда. Вступление на путь сознательной благотворительности связано с главным событием моей жизни — приходом к Богу. После того как Господь открыл передо мной двери храма, я увлекся разной общественной деятельностью: Рождественскими чтениями, семинарами, конференциями православной интеллигенции… Я постигал новый для себя мир, где люди занимаются настоящим делом — спасаются сами и помогают другим. «А ты, — укорял я себя, — банально зарабатываешь на кусок хлеба». Моя основная работа в качестве предпринимателя стала как-то отходить на второй план, а производственный корабль пустился в самостоятельное плавание. Встал вопрос, как жить дальше?
Мне доводилось спрашивать совет у недавно почившего известного многим верующим старца Николая Гурьянова, богоугодно ли мое коммерческое дело, на своем ли я месте.Старец благословил меня заниматься тем, чем я занимаюсь. Так я остался в бизнесе, но проблемы нашей действительности продолжали волновать меня, заставляли думать о том, как внести и свою лепту в возрождение духовности в России, как помочь хотя бы некоторым людям в их нуждах.
Мы все сегодня являемся свидетелями тому, что за по-следние пятнадцать лет отечественной истории в России произошло имущественное расслоение и рядом с нами оказалось немало людей, нуждающихся в поддержке. Само время призывает сейчас и государство, и предпринимателей обратиться к нашим отечественным традициям и увидеть, что в течение многих веков милосердие в России было не только важнейшим принципом общественных отношений, но и образом жизни большинства людей. Наши предки умели добиваться материального успеха в жизни, не забывая и протягивать руку помощи нуждающимся.
Наблюдения за происходящим в стране и размышления над судьбами Отечества и близких мне людей побуждали к конкретной деятельности. Как духовное завещание предыдущих поколений воспринимались изречения святых отцов о милосердии. Так постепенно созревала мысль о создании благотворительного фонда, который был задуман как «фонд добрых дел». К моменту создания фонда у нас уже существовали бесплатные обеды для сотрудников, рождественские подарки, совместный отдых и праздники… Но такая благотворительность была ограничена корпоративными рамками и не имела общественного звучания, а значит, и не могла внести свой вклад в возрождение наших духовных начал, основанных на милосердии и любви к ближнему. Мы долго искали название фонду и по предложению православной писательницы Татьяны Сергеевны Шороховой остановились на яркой личности капиталиста-золотопромышленника и выдающегося благотворителя Иннокентия Михайловича Сибирякова, уроженца Иркутска, что тоже немаловажно. Как известно, он был достойным продолжателем благотворительных традиций сибирского купечества, которое в XIX – начале XX века своей щедростью поражало всю Россию.
В личности Иннокентия Сибирякова меня тронули не только масштабность его благодеяний и прекрасные душевные качества, но и его непростой путь к Богу: после увлечениярадикальными идеями западного толка по преображению России Иннокентий Михайлович вернулся «домой», к православной духовной традиции своих предков, и отдал себяслужению Богу всецело. В расцвете лет он раздал свое многомиллионное состояние, принял монашеский постриг в Санкт-Петербурге и жил на Афоне в Свято-Андреевском скиту смиренным схимником, спасаясь в высшем монашеском подвиге — подвиге безмолвия. К счастью, и в наше время со многими случаются подобные духовные перемены, хотя онидалеко не всегда завершаются монашеским служением, так как избрание на последнее является делом Промысла Божия. И мой путь к жизни по вере тоже отчасти сходен с опытомИннокентия Сибирякова.
Все, что связано с Афоном, для меня особенно дорого, я бывал там неоднократно, так как Святая Гора — идеальное место для исследования своей души: тишина и покой, и ты, грешный, падший человек, вопиющий к Богу: «Как быть, что делать?» Пятый раз я ехал на Афон осенью 2004 года уже в качестве президента Благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова. У меня с собой был вопросник для выяснения подробностей жизни схимонаха Иннокентия в Свято-Андреевском скиту. На тот момент о пребывании отца Иннокентия на Афоне мы мало что знали. И здесь со мной и моим духовным отцом протоиереем Игорем Филиным произошли события, которые я отношу к разряду православных чудес и о которых считаю своим долгом рассказывать.
В настоящее время в Свято-Андреевском скиту русских монахов нет. Там проживают во главе с настоятелем архимандритом Ефремом греческие подвижники из Ватопедскогомонастыря. Остановившись в скиту Ксилургу, где живут русские монахи Свято-Пантелеимонова монастыря, мы отправились в Свято-Андреевский скит паломниками. Осмотревтерриторию обители, зашли и в Андреевский собор, по-строенный на средства Иннокентия Михайловича Сибирякова. Здесь взяли благословение у иеромонаха Ефрема, но поговорить нам не удалось. Мешал языковой барьер… Однако оставшийся безответным вопросник в моих руках не давал мне покоя. Надо было уже уходить, и, почти не имея никакой надежды получить в скиту какие-либо сведения о схимонахе Иннокентии, я чуть ли не в отчаянии взмолился ему: «Отче Иннокентие, помоги!»
Выйдя в монастырский двор и собираясь уже покинуть обитель, мы обратили внимание на группу паломников, только что вошедших на территорию скита. В руках священника я увидел книгу с названием на русском языке «Андреевский скит», дерзнул взять благословение и спросить, не поможет ли он нам перевести вопросы. Заговорили и познакомились со священником из Канады протоиереем Владимиром Мальченко — настоятелем Свято-Троицкого собора Русской зарубежной церкви в Торонто. Оказалось, что он уже два-дцать пять лет поминает схимонаха Иннокентия (Сибирякова) в своих молитвах. Так Господь в одно и то же время свел почитателей Иннокентия Михайловича Сибирякова из разных концов света в месте его упокоения. С отцом Владимиром мы не разминулись всего лишь на пару минут!
Батюшка стал нашим переводчиком, и мы смогли объясниться с настоятелем скита, задать ему интересующие нас вопросы. Отец Ефрем провел нас в костницу, обычно недоступную большинству паломников. Здесь по афонской традиции хранятся главы почившей братии — всего полторы тысячи черепов. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что глава схимонаха Иннокентия имеет янтарно-медовый цвет, что по афонскому преданию считается несомненным признаком святости. Само положение главы — на красной ткани рядом с главами основателей обители — говорило об особом почитании на Святой Горе схимонаха Иннокентия.
Отец Ефрем не только благословил нас осмотреть святыни костницы, но и позволил сфотографировать их. Благодаря этому наши соотечественники смогли познакомиться с уникальными видами Свято-Андреевского скита, братской костницы, честных останков схимонаха Иннокентия. В костнице произошло еще одно чудо. На Афоне существует правило не отделять частиц мощей от монашеских глав. Зная об этом, мы не решались просить настоятеля монастыря о передаче частицы чест-ных останков схимника в Санкт-Петербург, но Господь видел наше желание и не замедлил явить свою милость. В тот момент, когда отец Ефрем, — уже в который раз! — повернул в руках главу схимонаха Иннокентия, внимательно всматриваясь в нее, ему на ладонь выпала частица кости, самопроизвольно отколовшаяся от черепа. Настоятель передал эту частицу отцу Игорю Филину. Через несколько дней мы доставили ее в Санкт-Петербург, где она теперь хранится в алтаре храма Преподобного Серафима Саровского в Песочном, так как здесь и настоятельствует духовник нашего фонда отец Игорь.
Так началось возвращение в Россию Иннокентия Михайловича Сибирякова не только как благотворителя, но и как подвижника веры и благочестия. Там же, в Свято-Андреевскомскиту, удалось нам увидеть и больничный корпус с храмом во имя Иннокентия Иркутского, построенные на средства отца Иннокентия в честь его небесного покровителя. Благодаряэтому храму на Афоне имя сибирского святого Иннокентия Иркутского стало известно во всем мире, и теперь ему по-священы храмы во многих частях света.
Видели мы и скиток близ монастырских стен, где подвизался схимонах Иннокентий со своим духовным отцом, а при этом ските — храм в честь Михаила Клопского и Великомученицы Варвары — небесных покровителей родителей отца Иннокентия. И как трогает сердце тот факт, что осиротевший еще в отроческом возрасте Иннокентий Михайлович и в монашестве не забыл своих родителей, носил нежную память о них в своем сердце. Как это великодушно, как по-русски, по-христиански! Место подвига схимонаха Иннокентия сегодня пока находится в полном запустении, но мы верим, что традиции сибирской благотворительности живы, а значит, островок Сибири на Афоне дождется своих благодетелей.
Посещение Свято-Андреевского скита стало для меня этапным и в духовной жизни. Я пережил там такие глубокие покаянные чувства, которые перевернули всю мою душу, и вернулся в Россию с полным убеждением, что наш фонд носит имя не только выдающегося благотворителя, но и угодника Божия, который слышит наши молитвы и подает нам свою помощь.
Так как события, случившиеся с нами на Афоне, переросли рамки полномочий фонда как социальной организации, мы после возвращения в Санкт-Петербург подали рапорт обовсем происшедшем митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Тогда же получили благословение на публикации статей и организацию радиопередач об отцеИннокентии (Сибирякове) в епархиальных средствах массовой информации и на сбор материалов о нем для предоставления биографической справки в комиссию по канонизации.Сбор материалов о жизни, благотворительной деятельности и духовном подвиге схимонаха Иннокентия Сибирякова является сейчас одним из основных направлений деятельностинашего фонда. Мы надеемся, что Господь поможет нам организовать исследование архива в Свято-Андреевском скиту на предмет изучения монашеской жизни отца Иннокентия, чтопозволит завершить работу над биографической справкой в полном объеме. Мы были бы счастливы получить материалы с Афона уже в этом году.
В Свято-Андреевском скиту побывали мы и осенью 2005 года. В это посещение на мощах Андрея Первозванного (в Андреевском скиту хранится его лобная кость) была освящена рукопись книги Т.С. Шороховой «Благотворитель Иннокентий Сибиряков». Книга вышла в свет через два месяца после этого попечением нашего фонда к XIII Международному конгрессу по благотворительности, который был приурочен к 145-летию со дня рождения Иннокентия Михайловича Сибирякова. Это научное исследование, появившееся в Издательстве Санкт-Петербургского государственного университета, — первая книга об Иннокентии Михайловиче Сибирякове. Думаю, что о нем будет написан еще не один труд.
Получилось как бы само собой, что название фонда теперь определяет и еще одно важное направление нашей деятельности: работу по распространению в общественном сознании россиян идеи о необходимости возрождения традиций благотворительности на примере жизни Иннокентия Михайловича Сибирякова. Поэтому и посвящение Иннокентию Сибирякову конгресса «Проблемы благотворительности в современном мире» считаем важнейшим достижением петербургской интеллигенции, а также нашего фонда, так как имя незаслуженно забытого за последние сто лет благотворителя теперь не только введено в научный оборот, но и, так сказать, «легализовано» на официальном уровне. Удивительный пример жизни Иннокентия Михайловича Сибирякова попал и в поле зрения широкой российской общественности.
Международный форум, проходивший 22–24 ноября 2005 года в Петровском зале Санкт-Петербургского университета, был организован и проведен усилиями не только Благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова, но и Санкт-Петербургского государственного университета, в котором учился Иннокентий Михайлович, Санкт-Петербургской духовной академии, Отдела благотворительности Санкт-Петербургской епархии и других организаций. Особым духовным событием стала панихида по схимонаху Иннокентию, отслуженная в церкви Апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского государственного университета в день открытия конгресса, ровно через 120 лет после того, как студент Императорского университета Иннокентий Сибиряков написал заявление о переводе его в вольнослушатели.
В настоящее время нашим фондом разработана просветительная программа «Благотворитель Иннокентий Сибиряков: через благотворение к святости». Мы надеемся найти единомышленников для широкого информирования наших соотечественников о вкладе Иннокентия Михайловича Сибирякова в развитие отечественной науки и образования, светскойи духовной культуры, а для этого надо провести огромную исследовательскую работу, выпустить книги, кинофильмы, создать музей, передвижную выставку… Сегодня уже кое-что в этом направлении сделано. Помимо издания книги Т.С. Шороховой «Благотворитель Иннокентий Сибиряков» разработан сайт нашего фонда, где мы помещаем материалы о схимонахе Иннокентии, вышел в эфир цикл радиопередач на радиостанциях Санкт-Петербурга, регулярно публикуются о благотворителе статьи в светских и церковных СМИ.
Разумеется, не оставлено нами без внимания и главное назначение благотворительного фонда — социальное служение. В рамках средств, которыми фонд располагает, мыоказываем посильную материальную помощь семьям священнослужителей, оставшимся без кормильца (вдовам, малолетним детям и престарелым родителям). Помогаем мы и батюшкам, вышедшим за штат по болезни, овдовевшим священнослужителям с детьми, нескольким семьям, оказавшимся в кризисной ситуации, больным детским церебральным параличом. Удалось организовать помощь приходу храма Святителя Николая в деревне Каменный Конец Гдовского района Псковской области, при котором создается богадельня, и т. д. Мысль Федора Михайловича Достоевского о том, что сострадание есть «главный и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», нам близка.
Кроме этого, мы помогали обществу «Санкт-Петербург — Крым» в организации детских международных крестных ходов. Совместно с Обществом возрождения отечественныхтрадиций устроили в Петербурге и Севастополе творческие встречи с писателем Виктором Николаевым, книги которого «Живый в помощи» и «Из рода в род» хорошо знают православные читатели и люди, не растерявшие в ходе перемен любви к родной земле и ее людям. Наш фонд поддерживает и информационный интернет-проект — общественный портал «Собор Санкт-Петербург».
В заключение этой своеобразной презентации Благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова я хотел бы пригласить к сотрудничеству всех, кто свое будущее и будущее своих детей связывает с Россией и понимает, что в нашей стране расчет на отдельное от народа счастье — вещь малонадежная. Сегодня сама действительность ставит передотечественными предпринимателями вопрос о социально ответственном бизнесе. Не следует рубить сук, на котором сидишь.
Братьев и сестер по вере я призываю молиться о схимонахе Иннокентии и обращаться к нему за помощью. Если она будет вам полезна, то получите ее, получите и более того, что просите, как получил на Афоне и я, о чем и свидетельствую. И если ваша молитва к схимнику будет услышана, то просим вас сообщать об этом со всеми подробностями и точным указанием вашего полного имени, телефона и адреса по нашему адресу: 198097, г. Санкт-Петербург, улица Новоовсянниковская, 19/1; телефон (812) 746-67-65.
Ваши свидетельства помогут подготовить необходимый пакет документов в комиссию по канонизации для прославления схимонаха Иннокентия (Сибирякова) в лике святых. Чего чают, ожиданием чего живут все почитатели незабвенного благотворителя Иннокентия Михайловича Сибирякова во всех частях света.
Валентин Иванович Боцвин,
президент Благотворительного фонда
имени Иннокентия Сибирякова,
г. Санкт-Петербург
Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год