Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

По страницам журнала Тальцы

В разделе "Журнал Тальцы : Статьи" собраны статьи, заметки, очерки, опубликованные в журнале "Тальцы". Все статьи и заметки данного раздела сортируются в хронологическом порядке.

 

Журнал "Тальцы" (г.Иркутск)

 

Сказки эвенков: Хитрая Лиса и Дятел  Жила в этих краях очень хитрая Лиса. Однажды она пришла в чум к Старику со Старухой и говорит: — Детей у вас нет. Я хочу быть вашей дочерью. Старики приняли Лису. Живет она в чуме один месяц, другой. Лето теплое подошло.Вот Старик говорит Старухе: — Надо нам на другой берег перебираться. Летом там сухо, в тайге зверя и птицы много, охотиться будем. Старики сложили свои вещи в лодку, попросили Лису, чтобы она на другой берег их переправила.Лиса согласилась перевезти вещи, села в лодку и поплыла. На середине реки она положила весло и поплыла по течению все дальше и дальше.Старик со...    

07 февраля 2012    подробнее...

Игры и развлечения эвенков  Людмила Георгиевна Чинагина,методист Эвенкийскогокраеведческого музея,пос. Тура Красноярского края Глухариная кость (хорокинги умэкин). Играет один человек. Берет за концы кость предплечья глухаря и старается, не опираясь ни на что, переломить ее. Если не сможет, то кость передается второму, третьему и т. д. Побеждает человек, сломавший кость. Чтобы сломать кость, надо знать приемы. А ломать надо так: левой рукой жать кость влево, а правой одновременно жать вправо. «Кто перетянет» (тангматкан). В игре участвуют двое. Они садятся друг к другу, а ноги упираются ступнями. Между ступнями кладут...    

02 февраля 2012    подробнее...

Сказки эвенков: Лебедь и ворон. Медведь и кедровка  Лебедь и ворон В давние времена это было, когда Хэвэки создавал все живое на земле. Много птиц уже плавало и летало, много зверей обиталов этих краях. А в один какой-то день Хэвэки сотворил белых лебедей.Увидел Харги белых лебедей и захотел сотворить свою белую птицу. Долго лепил он белую птицу, но она получалась некрасивой и не умела плавать, и Харги подбросил ее лебедям. Лебеди увидели белую птицу, подумали, что это тоже лебедь, и приняли в свой род. Вот прошло какое-то время, и один молодой Лебедь решил жениться.Он собрал весь свой род на свадьбу. Белую птицу Харги тоже позвал.На...    

01 февраля 2012    подробнее...

Музей народов севера Бурятии  Владимир Николаевич Козулин,директор Музеянародов Севера Бурятииим. А.Г. Позднякова,с. Баградин, Баунтовский район, Республика Бурятия В 2006 году Музей народов Севера Буря­тии отметил свое 25-летие. Это дает повод подвести некоторые итоги. В Баунтовском районе Бурятии, един­ственном в республике эвенкийском районе, в ноябре 1981 года начал работу на общественных началах небольшой краеведче­ский музей по изучению эвенкийского народа. Это определило главные направления работы — этнография и краеведение. Музей имел около 400 экспонатов основного фонда и ограни­ченную экспозиционную...    

25 января 2012    подробнее...

Сказки эвенков: Почему карась стал плоским. Цена иголки  Почему карась стал плоским Однажды Сохатый ходил по берегу реки и у самой воды пощи­пывал сочную траву. Карась увидел Сохатого, подплыл к берегу и давай дразнить: — Уши длинные, ноги длинные, а в воде не плавает! Сохатый рассердился, ударил по воде ногой, и Карась на суше оказался. Карась на суше задыхаться стал, испугался и стал упрашивать Сохатого: — Пить хочу! Жабры мои засохли. Умираю без воды! Пожалел его Сохатый и сбросил в воду.Ожил в воде Карась и опять начал дразнить: — Уши длинные, ноги длинные, а плавать не умеет! Сохатый еще больше рассердился и так ударил ногой по...    

25 января 2012    подробнее...

Призрак нефтепровода: история об эвенках северного Прибайкалья  Анна Анатольевна Сирина,кандидат исторических наук,старший научный сотрудникотдела СевераИнститута этнологиии антропологии РАН,г. МоскваГейл Фондал, доктор,специалист в области культурнойи юридической географии,УниверситетСеверно-БританскойКолумбии, КанадаСибиряки долго будут помнить многолюдные митинги в защиту Байкала от нефтяной трубы. Люди разных возрастов и социального положения объединились, чтобы защитить святое. О накале страстей, вызванных нефтяным проектом, напоминают еще оставшиеся кое-где в Иркутске надписи и рисунки на стенах домов, на асфальте: «Будь бдителен!», «Борись за нашу...    

19 января 2012    подробнее...

Коренные народы Севера. Катангские эвенки  Письма с Угрюм-реки (записи из полевого дневника 2005 года) Михаил Григорьевич Туров,кандидат исторических наук, доцент Иркутского государственного университета, г. Иркутск  Деревни, как острова-атоллы в безбрежном океане тайги  Название Катанга (в отличие от названия государства в Африке) имеет ударение на первом слоге и употребляется как бытовое наименование одного из самых северных районов Иркутской области. Катангский район образован в составе области в 1937 году и простирается в верхней части бассейна Нижней Тунгуски на площади более 139 тысяч квадратных...    

11 января 2012    подробнее...

Эвенкийские элементы в фольклоре хамниган  Сарюна Владимировна Гомбоева, студентка Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ Цель исследования заключается в том, чтобы выявить сходства между эвенкийским фольклором и фольклором закаменских хам­ниган. Для этого мы проанализируем такие виды мифов, как космогонические и мифы с элементами эти­ологического мифа, а также обрядовый фольклор эвенков и хамниган. Космогонические виды мифов — это мифы о сотворении мира, небесных тел. В эвенкийском фольклоре есть космогонический миф о девочке-сиротке, которую забрала к себе Луна. В хамниганском фольклоре есть точно такой же миф,...    

28 декабря 2011    подробнее...

Эвенкийская тематика в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева  Анфиса Александровна Воронина,ассистент кафедры фольклора и национальной культуры Национального гуманитарного института Бурятскогогосударственного университета,г. Улан-Удэ Много русских писателей обращалось к показу культуры, жизни, быта, верований эвенков. Русский читатель, перечитавший все о себе, впервые по­лучил информацию об эвенках в рамках художественного слова. Писатель-современник Виктор Астафьев упоминает об эвен­ках на страницах лучшей своей книги — «Царь-рыба». Родился Астафьев в селе Овсянка Красноярского края. Дет­ство писателя связано с Таймыром, Игаркой. Оно прошло в...    

21 декабря 2011    подробнее...

Эвенкийские амулеты в фондах Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары  Александр Анатольевич Павлов, заместитель директора по науке Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары, г. Братск, Иркутская область В 1970–1990-х годах Братский городской музей проводил исследования культуры эвен­ков в Катангском районе Иркутской области. К этому времени значительная часть эвенков вследствие социально-экономической, идео­логической политики государства утратила связь с национальной культурой. Однако небольшая часть эвенкийских семей еще со­держала домашних оленей, составлявших когда-то основу тради­ционного охотничье-оленеводческого уклада. Некоторые...    

14 декабря 2011    подробнее...

Детская люлька эвенков  Татьяна Гавриловна Старостина,старший научный сотрудникЯкутского государственногообъединенного музеяистории и культурынародов Севераим. Е. Ярославского,г. Якутск В тунгусской коллекции В.Н. Васильева, хранящейся в фондах Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера имени Е. Ярославского, имеется детская люлька эвенков с ровдужным чехлом — «баба тэпкун» из урочища Чагда на побережье Охотского моря. В.Н. Васильев исследовал эвенкийское население Алдано-Майского улуса Якутской АССР и кочующих эвенков Охотского побережья в 1926–1928 годы в составе...    

06 декабря 2011    подробнее...

Экологическое сознание эвенков в обычаях  Анфиса Александровна Воронина,ассистент кафедры фольклораи национальной культурыНациональногогуманитарного институтаБурятскогогосударственного университета,г. Улан-Удэ Нас интересует экологическое созна­ние эвенков. Эвенки, осваивая просторы тайги, менее других народов нанесли ущерб природе. Сосре­доточенная в фольклоре и религиозных верованиях народа совокупность табу, запретов и предписаний представляется нам как одно из условий гармонизации отношений человека и природы. «Законы предков», регулирующие поведение человека в природе, в решающей степени базируются на тыся­челетнем опыте...    

30 ноября 2011    подробнее...

Народная медицина эвенков  Лариса Сергеевна Баханова, студентка эвенкийского отделения Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ «Здоровье — это конечно, еще не все, но если нет здоровья, то все остальное не имеет значения». Хальдодан Малер Суровый климат Восточной Сибири подвергал человека тя­желым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суро­вая природа формировала сильный характер и особое мировос­приятие. При таком климате люди искали естественные способы защиты своего организма от холода и болезней, уделяя особое внимание народной...    

22 ноября 2011    подробнее...

Декоративное искусство эвенков (по материалам Этнографического музея народов Забайкалья)  Наталья Валентиновна Монго, старший научный сотрудник, заведующая эвенкийским комплексом Этнографического музея народов Забайкалья, г. Улан-Удэ Традиции художественного оформления различных вещей и предметов быта у эвенков зародились в условиях кочевого быта и целиком были связаны с ним. Изобразительное искусство эвен­ков нашло выражение в резьбе по кости, дереву и железу, изго­товлении деревянных фигур, литье фигур из свинца и олова, вы­ковывании разных предметов, нанесении силуэтных рисунков на деревянные предметы, тиснении на бересте, шитье из меховых полосок и квадратиков, вышивках швом...    

15 ноября 2011    подробнее...

Коренные народы Севера в XX веке (на примере эвенков Северо-Востока Иркутской области)  Анастасия Юрьевна Пяткова (Пастухова),ассистент кафедры всемирной историиИркутского государственногопедагогического университета,г. Иркутск XX век — время всеобщей перестройки жизни на Севере: культурная революция и индустриализация в значительной степени изменили быт коренного населения север­ных районов России. Эти страницы истории до сегодняшнего дня остаются мало изученными, в особенности жизнь небольших этнических групп, таких как эвенки северо-востока Иркутской области. Район данного исследования совпадает с границами Байкало-Патомского нагорья — территории исторического...    

07 ноября 2011    подробнее...

Эвенки — коренной народ Бурятии  Елизавета Федоровна Афанасьева,кандидат филологических наук, доцент Бурятского государственногоуниверситета, заслуженный работникобразования Республики Бурятия,г. Улан-Удэ Эвенки — одна из многочисленных этни­ческих общностей Севера, Сибири и Дальне­го Востока. По данным переписи 2002 года, в Российской Федерации их проживает 35 тысяч. Несмотря на сравнительную малочисленность, эвенки по размерам освоенных ими территорий превосходят все другие ко­ренные сибирские народы. О размерах этих территорий свиде­тельствует сегодняшнее расселение эвенков от побережья Охот­ского моря на востоке до...    

02 ноября 2011    подробнее...
С.А. Гурулев, кандидат геолого-минералогических наук, почетный председатель Иркутского общества Родословие

Первые иркутяне : Именник первожителей Иркутска периода 1661–1700 годов  В 1661 году русский землепроходец Яков Иванович Похабов по заданию воеводы Енисейска поставил острог на правом берегу Ангары против устья Иркута. В отряде Я.И. Похабова насчитывалось 100 человек. Срубленный острог был назван Яндашским (2, 5), по имени бурятского князца Яндаша Заянды Дороги, но с 1662 года за острогом прочно закрепилось название Иркутский, по названию реки Иркут, левого притока Ангары. Наипервейшими насельниками, жителями острога и с 1686 года города Иркутска надо признать Я.И. Похабова и всех казаков его отряда. Все они были выходцами из Енисейска. Выгодное...    

04 января 2010    подробнее...
Дмитрий Кононович Сивцев — Суорун Омоллоон

Рождение Черкёхского музея  Идея создания музея «Якутская политическая ссылка» с давних пор не давала покоя Дмитрию Кононовичу Сивцеву — Суорун Омоллоону, народному писателю Якутии. Идею Дмитрия Кононовича поддержал профессор Георгий Прокопьевич Башарин. Но решение вопроса о строительстве музея под открытым небом зашло в тупик из-за отсутствия финансирования и неопределенности в выборе места для него. Предлагались разные варианты — в черте Якутска, на местности Ус хатын, на Зелёном лугу и т. д. После того как Дмитрий Кононович посоветовался с ветераном Великой Отечественной войны, бывшим комсомольско-партийным...    

09 ноября 2008    подробнее...
Фото 1. Скелет мамонта Адамса

По следам мамонтов Якутии  Недра Якутии, скованные вечной мерзлотой, являются замечательными природными кладовыми, где в замороженном состоянии до наших дней сохранились уникальные трупные и скелетные останки мамонтов и других животных ледникового периода. В те далекие времена на фоне общего похолодания климата в Якутии широко развивались холодные арктические степи, благоприятные для обитания многочисленных стад мамонтов, бизонов, овцебыков, табунов низкорослых лошадей. Среди них были такие экзотические звери, как пещерный лев или волосатый носорог. На месте Берингова пролива время от времени возникала суша — Берингия,...    

09 ноября 2008    подробнее...
Юбилейная эмблема к 375-летию основания города Якутска и присоединения Якутии к Российскому государству

По следам русских землепроходцев. Река Лена  В августе 2006 года экспедиция, организованная членами Якутского городского отделения ВООПИК, проделала 1600-километровый путь по среднему течению реки Лены от села Подволошино (р. Нижняя Тунгуска) и села Чечуйск (расположено на р. Лене в 70 км ниже г. Киренска Иркутской области) до Якутска. Этим путем не раз шли русские первопроходцы, спускавшиеся вниз по Лене и дальше, вплоть до Северного Ледовитого океана. Идея похода родилась лет пять назад у автора этой публикации — уроженца достаточно древнего по сибирским меркам города Якутска и уже около 20 лет проживающего в Центральной России....    

09 ноября 2008    подробнее...
Рис. 1. План погребения коней в местности Алаас Эбэ Чурапчинского улу-са: а – план деревянного настила; б – поперечный разрез погребения

Новые археологические памятники средневековья Якутии (2004–2005 гг.)  В 1933–1948 годах сотрудники Якутского республиканского краеведческого музея ежегодно проводили археологические раскопки погребений XVII–XVIII веков на территории Центральной Якутии с целью изучения материальной и духовной культуры якутов. В 1950–1960-х годах осуществлялись единичные раскопки отдельными сотрудниками музея, а в последующие годы — вовсе прекратились. С 2004 года отдел археологии и этнографии музея ежегодно проводит экспедиционные изыскания на территории Центральной Якутии с целью разведки и исследования памятников раннего (V–XIII вв.) и позднего (XIV–XVIII вв.) средневековья:...    

09 ноября 2008    подробнее...
Якутки в традиционных костюмах на празднике Ысыах

Традиционная одежда Саха к семантике цветовой символики  Национальная одежда — это свидетельство происхождения народа, его особенностей, это устойчивый элемент самобытной культуры и возможность выявления контактов с другими народами. Как отметила исследовательница молдавского национального костюма В.С. Зеленчук, отдельные элементы покроя костюма, заимствованные у других народов, возникшие в различные эпохи, с течением времени объединились и образовали своеобразный тип одежды, характерный только для данной этнической общности. То же самое можно сказать и о цветовом, и об орнаментальном оформлении всего костюмного ансамбля. Практически у всех...    

09 ноября 2008    подробнее...
Ыcыах в Вилюйском улусе. 2005 г.

Национальный праздник ЫСЫАХ - символ якутской культуры  Теоретические исследования по праздничной культуре у разных народов мира показывают, что живым механизмом передачи культурной традиции из поколения в поколение являются именно праздники. Национальный праздник Ысыах — это уникальное духовное богатство якутского народа. Он был и пока остается главенствующим фактором сплочения якутского этноса, самовыражения его как нации. Ысыах — это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического «лица». Ысыах оставался и до сих пор...    

09 ноября 2008    подробнее...

Об ученических журналах  Во второй половине девяностых годов, когда я начал учиться в первом классе Якутского духовного училища, соединенного с Якутской духовной семинарией, у кого-то из учеников мне пришлось видеть несколько номеров двух ученических журналов. Повидимому, они в предыдущие годы издавались в средних классах семинарии. Журналы, конечно, были нелегальные и рукописные. Один из них назывался «Муравей», переписывался он на почтовой бумаге малого формата. В нем помещались стихи и рассказы из семинарского быта. Там, между прочим, были стихи деда Ник[олая] Ник[олаевича] Москвина [Иоасаф Сергеевич Москвин...    

09 ноября 2008    подробнее...
Якутская городская публичная библиотека

Якутская городская публичная библиотека (1886–1916 гг.)  Первые книжные собрания возникают при церквах — уже в 1643 году в Якутском остроге имелись два храма: во имя преподобного Михаила Малеина и во имя Живоначальной Троицы, затем в Якутском Спасском монастыре, открытом в 1663 году; позднее — при первых учебных заведениях Якутии, организованных в первой половине XVIII века, — духовной школе при Спасском монастыре в 1735 году, при Навигацкой школе, существовавшей с 1736 по 1792 год. Также книги имелись в личной собственности русских, проживавших в Якутии; свидетельством этого является запись на книге, хранящейся в отделе редких книг и рукописей...    

09 ноября 2008    подробнее...
Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов)

Православное христианство в якутском крае  Инна Игоревна Юрганова, кандидат исторических наук, главный специалист Комитета государственной архивной службы Республики Саха (Якутия), г. Якутск История Русской православной церкви в современной России является объектом активного научного исследования, что свидетельствует о возросшем общественном интересе. Чем являлась Русская православная церковь в истории России: составной частью государства, отдельно стоящей структурой, тесно связанной с государством, самостоятельным социальным институтом — поиск ответов на эти вопросы актуален и обусловлен сменой отношения к православию со стороны...    

09 ноября 2008    подробнее...
Карта расселение якутов в XVII в.

Об особенностях расселения якутов на северо-востоке Сибири в XVII - начале XIX века  Среди народов евроазиатского Российского севера якуты занимают особое место. Цивилизационное значение якутов в Приполярье и Заполярье заключается в том, что они — единственный этнос, который распространил в этих высокоширотных районах земного шара скотоводческий тип хозяйства. Определенный научный интерес представляет и исторический опыт расселения якутов в условиях русской колонизации на северо-востоке Сибири в XVII – начале XX века. Уникальность этого опыта в том, что, во-первых, процесс расселения якутов, в отличие от других этнических общностей региона, сопровождался освоением новых для...    

09 ноября 2008    подробнее...
Поощрительный знак “Почетный деятель музея "Тальцы"”

Поощрительный знак "Почетный деятель музея "Тальцы""  В уже далекие от нас 60-е годы XX века в целях спасения уникального деревянного зодчества Приангарья, в особенности той его части, которая попадала в зону затопления создаваемого водохранилища Усть-Илимской ГЭС, — Спасской проезжей башни 1667 года и привратной Казанской церкви 1679 года Илимского острога, — Иркутским облисполкомом было принято решение ( 554 от 20 августа 1966 г.) о создании под Иркутском музея деревянного зодчества. В 1968 году под создающийся музей была выбрана площадка в Тальцинском урочище в 47 километрах от Иркутска, с правой...    

09 ноября 2008    подробнее...
Выставка «Дореволюционная жестяная банка»

Жестяная упаковка дореволюционной России  Любая эпоха определяется вещами и в них же отражается. Ненужные и, казалось бы, совершенно бесполезные вещи могут стать бесценным источником информации о прошлом.Одна из главных задач музейных работников — открыть и интерпретировать вещи для посетителей. В Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» собрана уникальная коллекция жестяных банок, бытовавших в России конца XIX – начала ХХ века, как в крестьянских домах, таки в домах горожан. Эти интересные предметы, красочно и наглядно характеризующие свою историческую эпоху, наконец стали доступны широкому кругу...    

09 ноября 2008    подробнее...
Один рубль. 1898 г.

Роль и место бонистики в реализации музейных функций  В Российской Федерации в настоящее время идет переосмысление роли культурного наследия страны в социально-экономической жизни, в преодолении мировоззренческого и интеллектуального кризиса в обществе, возникшего и развившегося в конце XX века. Напрямую это затрагивает и музеи, особенно исторического и краеведческого профиля. Статья 3 Федерального закона Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (от 26 мая 1996 г.  54-ФЗ) понятие «музей» трактует как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения,...    

09 ноября 2008    подробнее...
Фрагмент видовой экспозиции «Тальцов», Фото В. Щербина, 1989 г.

Быть или не быть памятникам деревянного зодчества Иркутска в "Тальцах"  Содержание предлагаемой статьи нуждается в нескольких пояснительных словах. Известно, что идея создания музеев свозимого типа (скансенов) зародилась в Норвегии и впервые осуществилась в Швеции. Всё — в ХIХ веке, как определенное осознание уже тогда негативных последствий урбанизации и разрушения сельской общины. Дальнейший рост количества музеев под открытым небом (сейчас, по некоторым данным, их около 4 тыс.) служит доказательством их популярности и научной востребованности. Последующее развитие научно-практической мысли рождает урбоскансены — музеефицированные...    

08 ноября 2008    подробнее...

Годонимы Иркутска в пространстве городской культуры   Как известно, топонимика — отдельная и самостоятельная научная дисциплина, развивающаяся на стыке трех наук: лингвистики, географии и истории. Нас интересует научный аспект топонимики в ее исторической содержательности, который впервые был разработан советским историком С.Б. Веселовским. Составной частью топонимики является микротопонимика, изучающая историю происхождения названий «более мелких» географических объектов, которые наносятся не на карты, а всего лишь на планы местности, а иногда и вообще нигде не фиксируются, а живут и передаются в устной речи...    

08 ноября 2008    подробнее...
Рис. 1. Фрагмент анонимной карты Байкала 1806 г. Бассейн р. Голоустная

Географические воззрения русских XVII века и их отражение в современной топонимике  Колонизация Российской империей обширной по размерам территории Сибири в силу преимущественного развития в XVII веке водного транспорта проходила, как правило, по рекам. На удобных для сельского хозяйства землях, пригодных под пашню, для занятий скотоводством, со временем оседало, особенно вокруг первых острогов, население. Притоки крупных рек осваивали охотники, добывавшие «мягкую рухлядь» — пушнину, среди которой на первом месте стоял соболь. Освоение крупных и малых рек обычно начиналось с устьев, кроме Лены и Амура, которые русские осваивали с...    

08 ноября 2008    подробнее...
Парадный портрет казака с супругой. 1910 г.

Казачья одежда Верхнего Дона конца XIX - начала XX века  Вернемся приблизительно на 100 лет назад и посмотрим, как в это время одевались казаки на Верхнем Дону. В Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова есть воспоминания, фотографии, коллекции собранной казачьей одежды конца XIX – начала XX века, которые и помогут намохарактеризовать это время. Старинная казачья одежда — это летопись жизни наших предков. Она вечная и никогда не исчезнет. Женщины во все времена любили красиво одеваться. А в праздничные дни особенно. Одежда — это лицо каждой женщины. Прежде всего хочу заметить, что костюмы, одежда, которую...    

08 ноября 2008    подробнее...
Охлупень-конек на крыше дома усадьбы Сотой. Фото А. Голендеева, 2006 г.

Семантика орнаментальных мотивов в домовой резбе архитектурно- этнографического музея "Тальцы"  Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтомучеловек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои «хоромы» и одежду. Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим...    

08 ноября 2008    подробнее...
Падь Харгино. Фото О. Климиной, Ю. Теньковской, 2005 г.

История Харгинского месторождения кварцевых песков  Дважды побывав на месторождении харгинских песков, использовавшихся при производстве стекла, авторы получили большое эмоциональное впечатление от увиденного, но были удивлены отсутствием информации о месторождении, явно значительном в прошлом. Отсюда и возникло решение ликвидировать этот пробел в истории родного края. Месторождение находится между 105° 45' восточной долготы и 52° 20' северной широты на верхних склонах отпадка пади Харгино северо-западного берега Байкала, в трех километрах от береговой линии на высоте 420 метров над уровнем озера. Попасть на карьер...    

08 ноября 2008    подробнее...
Церковь святого равноапостольного князя Владимира (Литвинцевская)

Иркутская церковно-учительская семинария в начале ХХ века  Проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров для народных школ Иркутской губернии всегда стояла достаточно остро. Особенно сложным было положение в системе церковно-приходских школ, принадлежавших ведомству православного исповедания (ВПИ). Если в 1898 году насчитывалось 108 одноклассных школ ВПИ, то в 1911 году их было уже 196. Большинство учителей не имели специальной педагогической подготовки. Компенсировать недостаток педагогических кадров помогали две двухклассные и четыре второклассные церковно-приходские школы. Однако и те, и другие...    

08 ноября 2008    подробнее...
Президент Благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова Валентин Иванович Боцвин. Фото В. Боцвина, 2005 г.

Как возник и чем живет благотворительный фонд имени Иннокентия Сибирякова  Меня нередко спрашивают о том, как я пришел к мысли о необходимости создания благотворительного фонда. Вступление на путь сознательной благотворительности связано с главным событием моей жизни — приходом к Богу. После того как Господь открыл передо мной двери храма, я увлекся разной общественной деятельностью: Рождественскими чтениями, семинарами, конференциями православной интеллигенции… Я постигал новый для себя мир, где люди занимаются настоящим делом — спасаются сами и помогают другим. «А ты, — укорял я себя, — банально зарабатываешь на...    

08 ноября 2008    подробнее...
Нина Федоровна Соснина

Пасха в Иркутске  Казанская церковь, названная в честь Казанской Божией Матери, видна была из нашего двора и из окон нашего дома — величественная, красивая. Когда мы переехали в свой дом (родители Нины Федоровны купили дом недалеко от Казанской церкви, в переулке Учительском, в октябре 1919 г. — Ю.Л.), папа пригласил священнослужителей, священника отца Андрияна (Сивцева. — Ю.Л.) и дьякона, отслужить в доме молебен и освятить его. После молебна священник все кропил (обрызгивал) святой водой, после чего был торжественный ужин. В церковь нас водили часто: в...    

08 ноября 2008    подробнее...
Протоиерей Ф. Верномудров. 1925 г.

Братство во имя святителя Иннокентия  Два десятилетия в Иркутске действовало Церковное братство во имя святителя Иннокентия. Организационные работы по его созданию начались еще в 1900 году, и в одном из номеров газеты «Иркутские епархиальные ведомости» было объявлено о создании в 1900 году Иркутского Иннокентиевского церковного братства при Иркутском кафедральном соборе. Но официально общество было оформлено только через год. 14 ноября 1901 года иркутский архиепископ Тихон утвердил устав братства, текст которого был опубликован в тех же «Иркутских епархиальных ведомостях», а 2 декабря состоялось...    

08 ноября 2008    подробнее...
Архиепископ Парфений (Петр Тихонович Попов), глава Иркутской епархии с 1860 по 1873 г.

Проповедческая деятельность иркутского духовенства во второй половине XIX века  Проповедь — христианское церковное наставление, произносимое, как правило, в храме и содержащее разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям. Согласно общехристианским церковным правилам (постановления II Вселенского собора, правила св. апостолов) проповедничество является одной из главнейших обязанностейпастыря. Несмотря на это, в русском обществе до Петра Iбыло распространено негативное отношение к проповеди в храме. В Московской Руси православные священники непроизносили проповедей,...    

08 ноября 2008    подробнее...
Иркутская Входо- Иерусалимская церковь.

Роль купцов Сибиряковых в храмоздательстве Иркутской епархии  «Возлюбившие благолепие дому твоего...» Из Архангельской губернии с торговыми караванами не раз проходили кресть-яне Иркутский край — богатый лесом и пушниной, близкий к Китаю, торговый, обещавший многие богатства. Афанасий Сибиряков, увидев, какие деньги можно здесь заработать, приплыл с шестью сыновьями под стены Посольского монастыря и вскоре начал заниматься перевозкой людей и грузов по Байкалу. Так началась история славного и знаменитого купеческого рода Сибиряковых. Разбогатев, Сибиряковы переселились в Иркутск — в самый центр города — и стали заниматься...    

07 ноября 2008    подробнее...
Минусинский музей

И.М. Сибиряков - родной Сибири  Недолгая жизнь Иннокентия Михайловича Сибирякова (1860–1901) прошла в трех удаленных друг от друга местах: первые пятнадцать лет — в Иркутске, следующие двадцать один год — в Санкт-Петербурге и последние пять лет — на Афоне, в Свято-Андреевском скиту. Но связь с родиной не определялась для него ни расстоянием, ни количеством лет, прожитых в родном городе. Ее сформировали поколения предков, живших до него на этой земле более полутора столетий, особый характер и история родного края, наконец, сама его фамилия. И потому в делах благотворения, которые...    

07 ноября 2008    подробнее...
Здание Первого реального училища в Санкт-Петербурге. 1912 г.

Столичный храм сибиряков (храм под покровительством святителя Иннокентия Иркутского)  В конце XIX века сибиряки, проживавшие в столице Российской империи, приложили немало усилий, чтобы устроить храм для совместной молитвы под покровитель-ством святителя Иннокентия Иркутского. Понял и разделил их чаяния директор Первого реального училища Александра IIIНиколай Иванович Билибин. Четырехэтажное здание училища на углу 12-й линии и Большого проспекта Васильевского острова можно увидеть и сейчас — теперь оно принадлежит Морскому корпусу имени Петра Великого. Первое реальноеучилище в столице было единственным из реальных училищ в Европейской России,...    

07 ноября 2008    подробнее...
Иоанн Максимович, архиепископ Черниговский

Портретные изображения святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири   Земной путь свт. Иоанна пришелся на время крупных преобразований в Русском государстве. Реформы Петра I должны были устройство российской жизни преобразовать в духе европейских традиций. Однако земли Сибири цивилизовать за короткий срок в силу отдаленности было задачей чрезвычайной сложности. С этой целью на дальние окраины в северо-восточные епархии назначаются иерархи из Украины. Первым Сибирскую кафедру возглавил свт. Димитрий Ростовский, митрополит Сибирский и Тобольский, его преемником был митрополит Филофей. В 1711 году, когда последний...    

07 ноября 2008    подробнее...
Богоматерь Одигитрия из Тобольского Покровского собора до реставрации

Иконы Смоленской и Казанской богоматери из Тобольска и их взаимосвязь  XX век колоссально обогатил историю отечественного изобразительного искусства, раскрыв художественно-эстетические достоинства древнерусской иконы. Начиная с XX века иконопись стала расцениваться не только как памятник церковной археологии, но и как искусство живописи. Особенности ее живописного языка получают признание. Новое отношение к иконе, в котором эстетическое явно преобладало над религиозным, с одной стороны, породило бурный рост собирательства древней живописи, с другой — поставило задачу научного изучения и реставрации икон. Ибо их...    

07 ноября 2008    подробнее...
Оклад с иконы «Троица» А. Рублёва. XVI–XVIII в. Историко-художественный музей-заповедник, г. Загорск

Открытие иконы (Рублевская Троица)  В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре снята была риза с образа Св. Троицы письма преподобного Андрея Рублёва и началась реставрация (т. е. постепенное освобождение образа от многочисленных записей) этой древней иконы XV века, дабы раскрыть ее первоначальный иконописный облик. В «Истории русского искусства», изданной под руковод-ством Игоря Грабаря в Москве в 1914 году, мы находим повествование об этом событии. «Когда, — пишет живописец В.П. Гурьянов, приглашенный благодаря настойчивым советам И.С. Остроухова в 1904 году для реставрации рублевской Троицы, — снята...    

07 ноября 2008    подробнее...
Выставка «Поляки в Иркутске»

«Поляки в Иркутске»  С момента создания Музея истории города Иркутска в 1996 году и по сей день его сотрудники работают в рамках проекта «Иркутск — город многонациональный». Цель данного проекта — экспозиционным путем отразить вклад представителей различных национальностей, проживающих в Иркутске, в социально-экономическое и культурное развитие нашего города. В течение ряда лет сотрудниками музея подготовлены выставки: «Шалом!» (на иврите — «здравствуйте!»), «Сайн Байна!» («здравствуйте» по-бурятски), «Поляки в Иркутске», «Белорусы в Иркутске», «Армяне в Иркутске». Помимо...    

07 ноября 2008    подробнее...

О музеефикации традиционной культуры польских переселенцев Предбайкалья  В последнее время в связи с формированием культурного пространства в контексте гармоничного развития цивилизации во всем мире остро стоят проблемы сохранения традиционной народной культуры. С уходящим поколением, являющимся действующим лицом или близким свидетелем исчезающей эпохи, в том числе элементов патриархального ведения хозяй-ства, мы теряем информацию о колоссальном историческом и культурном пласте, реконструкция которого будущими поколениями без достаточного набора разносторонних материальных и духовных артефактов и зафиксированных свидетельств будет не...    

07 ноября 2008    подробнее...
Карта гмины Ежмановице-Пшегиня с населенными пунктами Чубровице, Готковице, Ежмановице, Лазы, Пшегиня, Рацлавице, Сонспув и Шкляры. Малопольское воеводство, Польша

Прошлое и настоящее подкраковских деревень Чубровице и Рацлавице  Почти 100 лет назад из небольшой деревни Чубровице, лежащей в Царстве Польском, территории российского влияния, три семьи, по фамилии Мирек, Хондель и Фигура, а также несколько семей из близлежащих деревень Зимнодол и Хутки оставили свои дома и, в поисках лучшей судьбы, подались в далекую Сибирь. Что заставило этих людей покинуть свои родные места? Наверняка на решение повлияла материальная ситуация, забота о том, как обеспечить семье лучший быт. В те времена впольской деревне семьи были многочисленные и небольшие низкодоходные крестьянские хозяйства были...    

06 ноября 2008    подробнее...