Нижнеудинск получил статус города в 1783 г., он является административным центром Нижнеудинского района Иркутской области

История Нижнеудинска

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

 

Нижнеудинск основан русскими казаками как «госу­дарево зимовье» 14 октября (в Покров день) 1648 г. на возвышенном правом берегу реки Уды. Через год здесь был построен небольшой острог, названный Удинским (по реке Уде), вокруг которого начали селиться пашенные крестьяне.

Прокладка Московского тракта способствовала росту нового по­селения. Здесь открыли почтовую станцию и постоялый двор, построили около десятка домов и приходскую Спасскую церковь. Удинское стало центром земледелия и торговли данного района. В окрестностях по­селения также возникли притрактовые села Алзамай, Камышет, Ук, Худоеланская, Шеберта и др.

В XVIIIв. Удинское переименовали в Нижнеудинское*. Сделали это для того, чтобы отличать его от другого поселения, основанного в устье другой реки Уды (правого притока Селенги) и также названного Удинским (впоследствии переименованного в Верхнеудинск, а в со­ветское время — в Улан-Удэ).

Герб Нижнеудинска был высочайше утвержден в 1780 г., а еще через три года он стал уездным городом Иркутского наместничества (третьим по величине после Иркутска и Киренска). В то время в городе существовала ямщицкая слобода (28 домов), действовало несколько магазинов, были дома для комендантской канцелярии и казначейства, продолжала действовать Спасская церковь. Крестьянское население занималось землепашеством и скотоводством. Сюда везли одежду, бы­товые товары, сельскохозяйственный инвентарь, охотничьи припасы.

Окружным городом Ир­кутской губернии Нижнеудинск стал в 1822 г., и на него помимо обслуживания Московского тракта возложили функции административно-торгового центра обширной территории. Здесь открыли окружное каз­начейство и канцелярию, рас­ширили созданное ранее трех­классное училище.

В это время Нижнеудинск имел уже две церкви (одну из них каменную), 440 домов, 9 торговых лавок, богадельню и кабак.

В конце 1830-х гг. в го­рах Восточного Саяна, в бас­сейне Бирюсы, приступили к разработке золотых россыпей, и город превратился в резиден­цию саянских золотоискателей. Золотодобыча оживила тор­говлю и увеличила население Нижнеудинска до 2 тыс. чел. В городе построили крупный гостиный двор и склады для товаров. Возникла ремесленная промышленность, представленная десятком кузниц, кирпичным, кожевенным, стекольным, столярным, колесным и рядом других про­изводств. В этот период в Нижнеудинске действовало уже три церкви (в том числе две каменных). Был открыт еврейский молитвенный дом.

Очередной этап в развитии города начался с прокладки Транс­сибирской железной дороги. В его окрестностях были построены железнодорожный мост, товарная станция, паровозное депо, вокзал, ремонтные мастерские, пристанционный поселок. Первый поезд нижнеудинцы встретили 9 сентября 1897 г. Вскоре по Транссибу началось регулярное движение поездов. На станции открыли буфет, сберега­тельную кассу, пункт Переселенческого управления для прибывавших крестьян-переселенцев из Европейской России.

Благодаря железной дороге территория Нижнеудинского уезда начала быстро заселяться и осваиваться. Появились десятки сел, от­крылись новые лесоучастки. Активизировалась экономическая и куль­турная жизнь. Здесь построили пивоваренный и кирпичный заводы. В железнодорожном клубе с 1903 г. начал действовать любительский театр. За два первых десятилетия XX в. численность населения города удвоилась (с 6,1 до 12,3 тыс. чел.). Со станции начали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы — зерно, мясо, кожи, лес и пиломатериалы.

Революция кардинально поменяла привычный хозяйственный уклад и затормозила поступательное развитие. В 1918 г. из-за пере­боев в работе железнодорожного транспорта на Транссибе вспыхнул мятеж Чехословацкого корпуса. На станции Нижнеудинск скопилось несколько эшелонов с белочехами. Используя недовольство населения, большевистское подполье развернуло в уезде партизанское движение и организовало на нижнеудинском участке дороги диверсионную ра­боту. В результате к концу 1919 г. город фактически оказался в руках большевиков. Поэтому именно в Нижнеудинске был остановлен эше­лон Колчака (здесь он простоял почти две недели), а сам адмирал по указанию Верховного совета Антанты был взят под международную охрану белочехами. Здесь же ему предложили передать права «вер­ховного правителя российского государства» Деникину.

В 1922 г. административный центр уезда перенесли в соседний Тулун, который в то время имел более мощный экономический потен­циал и только что получил статус города.

К возрождению промышленного производства в Нижнеудинске приступили только в 1930-е гг. В этот период реконструировали разру­шенные революцией и Гражданской войной кирпичный и пивоваренный заводы, открыли пункт забоя скота (на его базе впоследствии создадут мясокомбинат), организовали кондитерское и мебельное производства. На железнодорожном узле расширили локомотивное и построили ва­гонное депо. В эти же годы начали промышленную добычу слюды в бассейне Бирюсы и создали крупное производство по ее переработке.

С началом Великой Отечественной войны в Нижнеудинске обра­зован эвакуационный госпиталь (для его размещения выделены здания медучилища и ряда школ). При медучилище созданы курсы военных медсестер. Госпиталь получает хирургический профиль и принимает раненых, в основном с повреждениями опорно-двигательного аппарата.

За годы войны тысячи горожан ушли на фронт. Многие погибли в боях за Родину. Десять человек удостоены звания Героя Советского Союза. В честь погибших земляков в центре города сооружен памятник-мемориал.

В послевоенные годы Нижнеудинск становится центром лесозаго­товки и базой геологов, ведущих поиск полезных ископаемых в горах Восточного Саяна. В течение 15 послевоенных лет в городе открыли более 70 различных предприятий и организаций.

Начиная с 1970-х гг. развернулось массовое жилищное строитель­ство, существенно изменившее облик города. На месте старых деревянных строений появились кварталы типовых каменных многоэтажек. Снесена почти вся историческая за­стройка Подгородной слободы. При возведении нового моста через Уду сильно пострадала застройка исто­рического центра города. Но кое-где все еще остаются фрагменты улиц, сохраняющие колорит прошлого. К историко-заповедным местам от­носится застройка на острове между рекой Удой и протокой Застрянкой, отдельные кварталы на улицах Сбитнева, Ленина, Тургенева.