Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Театральная интерпретация произведений В.Г. Распутина студентами ИГЛУ

В Иркутском государственном лингвистическом университете в апреле прошел литературный вечер «Век живи – век люби», посвященный 75-летию В. Г. Распутина. Организаторами этого мероприятия выступили преподаватели кафедры русского языка, литературы и языкознания и студенты 2 курса гуманитарно-педагогического факультета направления подготовки «Филологическое образование». При помощи театральной интерпретации лирического рассказа «Наташа» и сцен из романа «Прощание с Матерой» студенты попытались передать энергетику всеобъемлющей любви нашего земляка к родной земле и людям.

То, что мы живем рядом с классиком мировой литературы, не сразу осознается нами. При встрече на улиц – здороваемся, смущаемся, стесняемся подойти. Есть лица, излучающие свет! Лицо Валентина Григорьевича излучает печаль. Он являет собой архетип Христа. Он страдает за всех нас. Среди нас найдется немало таких, которые скажут: «Не надо за нас страдать! Мы полны сил и энергии, красивы и самодостаточны! У нас все хорошо!» Так ли хорошо?! «Если бы человек почаще задумывался о своем несовершенстве, как прекрасна была бы земля», - в этих словах, предваряющих начало вечера, выразилось смысловое назначение театрального празднества в честь нашего земляка.

Мы живем в мире визуальной культуры, творчество В.Г. Распутина трудно для сцены. При постановке многие смысловые нюансы теряются. Творчество Валентина Григорьевича сложно для восприятия молодого поколения, выросшего в благополучии и атмосфере нанотехнологического совершенствования, устремленного в будущее.

Перед студентами стояла непростая задача: отразить глубину авторских прозрений через театральную интерпретацию и достучаться до зрителей, большинство из которых так далеки от проблематики русской классической литературы в силу своей молодости и неопытности. Исполнители - студенты, это не актеры-профессионалы, которые знали, что тронуть струны души они смогут не мастерством, а искренностью.

Для меня и для большинства зрителей этот литературный вечер явил не просто открытие заново художественных прозрений писателя, а открытие человеческой природы вообще. Вот уж поистине, человек не умещается между шляпой и башмаками. Меня, умудренную опытом в подготовке студенческих спектаклей, поразило в молодых девушках такое умение перевоплощаться в старух в сценах из романа «Прощание с Матерой». Откуда, думала я, в молодых такое чувство сибирского говора, такая интонационная точность, такое желание донести сокровенное распутинское слово. Не желание показать себя превалировало в молодых исполнителях. Играя старух, трудно блеснуть преимуществами молодости и красоты. Но такая глубина! На фотографии главная исполнительница роли Дарьи как будто бы богоматерь на иконе «в молитвенной страдает глубине». Труднее всех было перевоплощаться в мужчин. Я представила Валентина Григорьевича на вечере и подумала, что он непременно порадовался бы за молодое поколение. Отличительными особенностями второго курса направления «Филологическое образование» в Иркутском государственном лингвистическом университете является ответственность и инициативность. Это непременное условие успешности во всем, в том числе и в личной жизни. В конце вечера, когда зрители замерли от неожиданности, что вечер за-кончился, и не хотелось расходиться, хотелось делиться впечатлениями, эта мысль, что такие люди, глубоко чувствующие, непременно будут счаст-ливыми, прозвучала как благодарность и исполнителям, и В.Г. Распутину.

В образовании проблемой номер один является деятельностный компе-тентностный подход, который с успехом внедряется в Иркутском лингвистическом университете, в том числе, и во внеаудиторных мероприятиях. Судите сами. Студентам была предоставлена свобода в выборе отрывков из произведений Распутина для инсценировки. Музыкальное, художественное оформление, костюмы, нюансы сценографии - все это по инициативе и на ответственности студентов. Настоящее творчество проявилось при создании сценария: связующие истории между сценами из произведений В.Г. Распутина сочинялись самими студентами. Так появились новые персонажи: односельчане писателя - две старушки, внучка Наташа, хорошо знающая творчество Распутина, и внук Димка. В этих сценах в диалогической форме предварялась театральная интерпретация и акцентировалась смысловая значимость показанных сцен. Даже впечатления о посещении группой спектакля Театра юного зрителя «Рудольфио», приуроченного к юбилею писателя, пригодилось и запечатлелось в сценарии.

В рассказе «Наташа» незначительный персонаж - врач, не говорящий в тексте ни слова, был очень характерно сыгран Настей Космачевской. А Наталья Щукина, исполнительница роли Наташи, под музыку Моцарта сыграла настоящего ангела хранителя. Стихи одного из главных исполнителей роли молодого человека в рассказе «Наташа» - Алексея Крупяника гармонично влились в лирическое повествование.

Алесандра Александровича Моисеенко, доцента кафедры русского языка, литературы и языкознания, поразило, что «студенты играли, как будто бы на них не были устремлены глаза зрителей, ни смущения, ни запинки». В этом тоже сказывается высокая степень ответственности, прежде всего перед сокровенным словом писателя! Действительно, на условной сцене все было приближено к реальности. Для копки картошки (это важная сцена в романе «Прощание с Матерой») была настоящая картошка, которая по-настоящему рассыпалась на полу музея и которую приходилось собирать. На столе был самовар и деревенский хлеб, который по настоящему резали и ели. У зрителей сложилось впечатление, что студенты не играли, а проживали.

В сценарий вплелись цитаты из отдельных произведений Распутина: «Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой»; «С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится» («Прощание с Матерой»); «Почему так много времени мы проводили в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге…» («Вверх и вниз по течению»). Вечер был насыщен эмоциональной информацией.

Отрывки из фильма «Во глубине Сибири» о В. Г. Распутине, его проникновенный глуховато-мягкий голос, рассказывающий о нелегкой судьбе своей семьи и о себе, еще более приблизили нас к истокам и богатству его духовного опыта. «Самое важное, что я имел все-таки смелость и ум родиться в глухой Сибири...» - эти слова писателя, прозвучавшие в фильме, настраивают и каждого из нас на чувство гордости к малой родиной, любви к родной земле. Отзыв сибирского писателя В.Скифа о знаменитом земляке и его стихи, посвященные В. Распутину: «Осветит солнце Русский Путь – / И в этом есть твои усилья», - прозвучали на вечере.

Сцены из романа «Прощание с Матерой» закончились молитвой, проникновенно звучащей в фильме режиссера «Прощание» (реж. Л.Шепитько, Э.Климов). В тот момент, когда Богодул приоткрывает дверь и запускает туман, на улицах Иркутска поднялся штормовой ветер, а завывание в вентиляционной трубе просто ужасало. Как будто бы слово Валентина Григорьевича материализовалось и сбылись времена и сроки и апокалипсис уже наступает.

Литературный вечер удался. Театральная интерпретация произведений В.Г. Распутина помогла ощутить энергетику всеобъемлющей любви этого пи-сателя к земле и людям. Об этом красноречиво свидетельствуют студенческие отзывы. Я, как руководитель этого литературного праздника, признаюсь, боялась не совсем адекватной реакции раскрепощенной студенческой публики. Слишком непростой сценический материал и велика ответственность перед писателем. Конечно, речь не шла о том, что на сцену посыплются скептические улыбочки и грубые реплики из зала. Более всего исполнителей ранило бы равнодушие. Зрители оказались чуткими и благодарными. Упуская риторические дифирамбы, приведем некоторые отрывки из отзывов студентов о вечере, заслуживающие внимания.

- Душевным ликованием и радостью было наполнено мое сердце после литературного вечера, посвященного юбилею В.Г. Распутина. Атмосфера, созданная ребятами, взволновала души зрителей, некоторые даже прослезились. Интересно было увидеть своих друзей в новом облике. Смешливые и жизнерадостные юноши и девушки вдруг стали серьезными и задумчивыми. Та боль, которой пронизаны произведения Распутина, стала близка каждому из участников постановки.

- Произведения В.Г. Распутина, как говорится, запали в душу еще со школы. Я с удовольствием откликнулась на предложение ребят посетить литературный вечер, посвященный творчеству нашего земляка. Думаю, что многие студенты, зная об этом событии заранее, согласились бы принять участие в самой постановке. Понравилось все: от начала до конца. Больше всего удивило, что девушки, которые в силу своей юности могут вызывать только чувство нежности и умиления, играют в постановке старых, измотанных жизнью бабушек (но как убедительно) или мужиков, с щетиной, папиросой в зубах.

- Особенно трогательный момент, когда по сценарию началось затопле-ние Матеры и с экрана зазвучала молитва. Видимо, по воле божьей или от каких других неведомых сил, ветер неистово завывал через вентиляционное отверстие, отчего я все погружался в ту реальность, разыгрывающуюся в произведении Распутина. Более всего мне понравился Алексей Крупяник, сыгравший больного из рассказа «Наташа». Живая, искренняя речь героя пронзила меня так, что мне казалось, я нахожусь не на студенческом мероприятии, а в настоящем театре. (Владислав Костин, РСОБ 1-11-01)

- Живость, доброта, искренность чувствовались во время просмотра сцен из произведений В.Г. Распутина. Инсценировки студентов всегда приносят заряд положительных эмоций, потому что именно студенты умеют играть так экспрессивно, искренне и душевно.

 

Доцент кафедры русского языка, литературы и языкознания
ИГЛУ Н.М. Кузьмищева