Город Усолье-Сибирское занимает площадь – 7,4 тыс.гектаров, из них 28% - земли природоохранного назначения. Численность населения города Усолье-Сибирское составляет на 01.01.2007 г. – 86,04 тыс. человек

Новости, статьи

Гимназии №1 в Усолье-Сибирском исполнилось 20 лет

Открыты все дороги

МОУ «Гимназия № 1» явля­ется одной из лучших школ на­шего города. В ней работают настоящие профессионалы сво­его дела, перед выпускниками открыты все дороги. Хорошие ученики, соответствующий уро­вень образования - всё это от­личает гимназию, которая 28 марта будет отмечать свой двадцатилетний юбилей. Мне удалось пообщаться с директо­ром гимназии Кривобоковым Сергеем Анатольевичем, чело­веком, который сделал огром­ный вклад в развитие и станов­ление гимназии, утвердил её статус и поднял на новый уро­вень.

- Сергей Анатольевич, сколь­ко лет Вы уже являетесь дирек­тором гимназии?

- Так, сейчас у нас 2012 год... Получается 18 лет.

- А как Вы пришли в эту про­фессию, с чего начинали карь­еру?

- Сначала, как и все, окончил Иркутский Государственный педагогический институт в 1984 году и сразу стал работать ин­спектором районо в Слюдянке. Мне было всего 25 лет, и мне просто сказали: «Ты должен идти работать инспектором». Хотя, эту должность обычно за­нимали люди после долгих лет работы. В те времена все мои ровесники были начинающими педагогами, а я вот оказался инспектором. Представляете, прихожу к директору, который меня выпускал, и начинаю его проверять. Ему было сложно понять, как это я стал инспекто­ром, ведь тогда это были седов­ласые люди с двадцати-тридцатилетнем стажем, а меня вот так взяли и назначили. Потом я проработал почти девять лет за­местителем директора педаго­гического училища в Усолье, а потом уже попал в гимназию на должность директора, на тот момент у меня уже было пят­надцать лет стажа.

- А как Вы чувствуете себя в этой роли?

- Тяжело, в этой роли всегда было тяжело, так как всегда были проблемы. Тут два основ­ных момента. С одной стороны - работа с коллективом и с детьми. У нас стабильный хо­роший коллектив, мы везде уча­ствуем, занимаем призовые ме­ста, дружим с Польшей и так далее. А с другой стороны у нас хороший подбор родителей всегда, за 18 лет особых конф­ликтов никогда не было. Ну, и соответственно учащиеся подо­браны, тем более у нас гимна­зия, которых не так много в об­ласти. В этом плане всё хоро­шо. Другое дело, что всегда для директоров, когда я говорю, тя­жело, я имею в виду финансо­вые проблемы, вечная нехватка денег, которая тянет за собой самые разные проблемы. А ос­тальное у нас всё хорошо. Кад­ры хорошие, дети, родители все­гда откликаются, в этом плане, так сказать, у нас проблем нет. Всё бы хорошо, если б не веч­ное недофинансирование, это скажет любой директор. Это самая страшная проблема для нас.

- А какой быта гимназия,ког­да Вы только пришли в неё?

- Во-первых, тогда было по­чти 960 учащихся. Гимназия создавалась на базе педагоги­ческого класса в 1989. Она была сначала с педагогическим уклоном. И, естественно, мате­риальная база была не очень хорошая. В 1999 году была пер­вая аттестация гимназии, к тому времени за три года мы проде­лали огромную работу. Отре­монтировали гимназию, много сделали в классах, улучшили материальную базу. Но, самое главное, что мы расширили вза­имодействие с вузами. Кроме педагогического института, мы к тому времени создали так называемый «Центр довузовс­кой подготовки», вместе с за­вучем, у нас тогда Людмила Дмитриевна Зубцова была. Мы стали взаимодействовать с де­вятью вузами. В их числе была Академия туризма, лингвисти­ческий институт, железнодорож­ный, медицинский. И мы созда­ли не только педагогические классы, а у нас был и железно­дорожный класс, и сельскохо­зяйственный класс, арт-класс сотрудничал с театральным училищем. То есть мы создали ряд классов. Тогда еще о про- фильности обучения не говори­ли, а мы оказались, так сказать, впереди планеты всей. И вот до 2000 года у нас существовал «Центр довузовской подготов­ки». В нём учились не только дети с нашей школы, приходи­ли дети с города, занятия шли после уроков, к нам приезжали преподаватели со всей облас­ти. И вот это был большой про­рыв, мы тогда сделали очень большое дело за шесть лет. А потом с введением ЕГЭ и дру­гими реформами в образова­нии пришлось потихонечку эту деятельность свернуть. У нас было то, чего не было ни в од­ной школе. Плюс, в эти же годы стали сотрудничать с мини­стерством образования Польши. В 1995 году у нас воз­ник польский класс, который существует и по сей день. Это были два таких больших дела, которые заложили основу, и мы на этой основе продолжаем дальше развиваться.

- Всё ли,что быто изначаль­но задумано,удалось воплотить в жизнь к сегодняшнему дню?

- Наверное, не всё. Измени­лись времена. Например, мы начинали тогда, когда было больше свободы действий. Тог­да был 1994-1995 год, можно было делать всё. То есть мы могли создавать свои програм­мы, могли взаимодействовать больше с вузами и так далее. Мы хотели открыть 12-й класс, чтобы дети первый курс закан­чивали на базе гимназии, потом дальше уходили учиться. Но потом, когда в государстве про­изошли перемены, стали более жёстко ко всему относиться, появился регламент, потом по­явился ЕГЭ, потом отменили сокращенные экзамены в вузы. Многое, что намечалось, при­шлось отменить. Наступили но­вые времена, больше сейчас упор на информатизацию обра­зования идёт, то есть дистанци­онное обучение и так далее. Хотя раньше об этом меньше всего говорили. Поэтому планы, которые были по ученическому управлению, больше демокра­тии, свободы и многого другого, всё стало более регламентиро­вано, более жестко. И немно­жечко, я бы даже сказал, стало более в каких-то рамках. Рань­ше было просто больше свобо­ды для школ. Теперь её стало меньше, мы больше циркуляров исполняем, к сожалению, что не нравится ни ученикам, ни нам. Но другие времена - другие нравы, как мы сегодня говорим.

- А как Вы считаете,учитель - это мужественная профессия?

- По поводу мужественнос­ти.. Подвиги учитель, конечно, не совершает.. Учитель - это нужная очень профессия и важ­ная. И она всегда была таковой. Начиная от царских гимназий, там был мужской коллектив практически всегда, сейчас большинство, конечно, это жен­щины. Это одна из самых нуж­ных профессий, потому что че­ловечество не придумало ника­кого другого способа передачи знаний. Только школа. Учитель - это очень тяжелая профессия. Потому что не все же ученики хотят учиться, но государство приняло закон об обязательном образовании, и всех должны обу­чать. Потому что, если сегодня закрыть школы, через 10 лет го­сударство деградирует. Поэто­му это важная и нужная профес­сия, наряду с другими, но она, на­верное, более важна, так как это будущее. Приготовление детей вместе с родителями к дальней­шей жизни, какой-то вклад вно­сит в воспитание, развитие ре­бенка. Поэтому это, конечно, очень нужная профессия, без неё - никак. Пока государство ниче­го не придумало, чтобы заменить другими способами обучения.

Допустим, обучение во сне бы придумали! Проснулся - всё знаю. Но, к сожалению, ничего подобного нет. Всё, конечно, за­висит от личности учителя. Ка­кой он должен быть? Коммуни­кабельный, ответственный, чтобы умел общаться с детьми. Сегод­ня даже важным становится не только передача знаний, их уче­ник может взять из интернета, книг, дополнительных источни­ков, а именно должно быть нор­мальное человеческое общение. Школа должна быть не только для информатизации, она долж­на всё-таки оставаться школой с человеческим лицом. Дети должны приходить не только за знаниями, они должны общать­ся, они должны уметь налаживать отношения между собой. То есть, если мы в детстве их не научим, им негде будет учиться, школа существует еще для этого - для общения, для воспитания, не только для передачи знаний. Но надо, чтобы ребёнок общался с учителем, чтобы тот ему объяс­нял что-то, рассказывал, эмоци­онально, чтобы он умел пошутить, чтобы ученик получал положи­тельные эмоции, юмор понимал. Знания, общение - без этого школа не может существовать.

- А по Вашему мнению,сегод­няшние дети - это цветы жизни или экзотические фрукты,с ко­торыми трудно найти общий язык?

- Фрукты-то можно съесть, с ними проще, а вот экзотические- то фрукты не все съешь.. Нет, здесь дело не в детях, дети все­гда одинаковые. Проблемы се­годня во времени, то есть изме­нилось время, изменился подход к детям. У нас изменилось об­щество. Мы сегодня говорим об индивидуализме, что каждый сам за себя, каждый должен старать­ся что-то сделать. То есть вос­питание, то идет на 90 процен­тов от семьи. Школа должна смотреть за детьми, немножко корректировать ребенка, но мы не можем воспитать. Школа, в принципе, никогда не занима­лась этим. Сегодня дети просто- напросто более подвижные, бо­лее энергичные, более коммуни­кабельные, более информиро­ванные. Так как сейчас у них больше возможности получить информацию в свободном дос­тупе. Они могут пользоваться интернетом, телефоном, компью­тером и так далее. Но, с другой стороны,им,наверное, не хвата­ет доброты, отзывчивости. Это важная проблема на сегодняш­ний день. А дети всегда остают­ся детьми, они становятся таки­ми, какими их формируют взрос­лые. Они не могут быть одно­значно плохими или хорошими. Другое дело, что сегодня требу­ет общество - таких детей и вос­питывают. Нельзя говорить, что они хуже или лучше. Общество меняется, а какое общество - такие и дети.

- А какие качества,Вы счита­ете,в первую очередь должны воспитывать в детях?

- Повторюсь, в детях школа почти ничего не должна воспи­тывать, потому что воспитывают родители, она должна корректи­ровать. Дети - это будущее. Они должны отличаться элементар­ными качествами, которые дол­жны быть везде и всем прису­щи, такими, как доброта, отзыв­чивость, коммуникабельность. Ребенок должен понимать, что он станет взрослым когда-то. Се­годня не хватает элементарных человеческих качеств: способ­ность оказать помощь, подойти, спросить, что-то сделать. И это плохо. Потому что каждый ребе­нок станет взрослым, каждый взрослый - стариком. И чувство милосердия, которое должно быть привито детям, должно про­являться, и не надо забывать об этом. Бизнес, личные достиже­ния - это хорошо, но человек живет в обществе, и он должен быть нормальным, интеллигент­ным человеком. Это важно. Се­годня слово «интеллигентный» звучит не так, как раньше, но, тем не менее, смысл тот же. Это главный показатель, что ребенок должен быть именно такой, и вырасти добрым человеком. Доброта, наверное, главное, что должно быть у нас. Чего у нас стало не хватать в последнее время.

- Многие выпускники добива­ются успехов после окончания гимназии?

- Сегодня мы это называем социальная адаптация. Да, в принципе, да. Во-первых, начнём с того, что почти все поступают в вузы, это главная задача гим­назии. У нас за все эти годы, за 18 лет моей работы, самый низ­кий показатель был 90 процен­тов. А так обычно 92-95 процен­тов. Наши дети социально адап­тированные. Плюс, многие учат­ся в зарубежных вузах, в Польше учились, и даже там они адапти­ровались. Гимназия - един­ственная в России школа, кото­рая подписала договор с Польшей, в стране больше таких школ нет. Тех знаний, что учащи­еся получают в гимназии, хвата­ет, чтобы обучатся в зарубежных вузах. Мы можем сказать, что готовим своих учащихся не толь­ко как хороших будущих специ­алистов, хороших выпускников для Российских вузов, но и на международном уровне. Всё- таки Польша - страна ЕС, и дип­лом, который получают ученики в Польше, котируется во всех странах мира. Поэтому, я считаю, что дети у нас социально адап­тированные. По крайней мере, жалоб от учеников у нас нет.

- Как,по-вашему, 20 лет-это уже серьёзная дата?

- Я бы сказал, что 10, 20 лет - это не юбилей, это, скорее всего, еще один день рождения. Я все­гда говорю, что его отмечать го­раздо лучше, чем юбилей. Пото­му что все ещё живы на десяти­летний, двадцатилетний юбилей. Вот когда 50 лет отмечают в шко­ле, тогда уже многих нет, и мы начинаем вспоминать. Сейчас отмечаем двадцатилетие, и у нас 90 процентов коллектива тот же, который был. И это очень хоро­шо, что мы все еще раз успева­ем всем своим коллективом от­метить двадцатилетие гимназии. Не знаю, как 30 лет, а сейчас очень приятно, что у нас стабиль­ный коллектив сохранился, что мы отметим этот юбилей вмес­те.

- А какой Вы видите гимназию в будущем?

- Самое главное, чтобы было меньше бюрократии, а больше дано прав и свобод и для уче­ников и для учителей. Гимназия должна спокойно учить, работать, стать более самостоятельной, учителя должны меньше зани­маться рутинной работой, они должны приходить, учить детей, чтобы дети себя комфортно чув­ствовали. И конечно, более бла­гоустроенной: с евроремонтом, бассейном, стадионом. А самое главное, чтоб гимназия сохрани­лась, чтобы остались уважитель­ные отношения, хороший микро­климат, созданный учителями, учениками и их родителями. Чтобы материальная база лучше стала, и меньше было рутинной работы. Гимназия нужна не только для образования, но и для общения.

- А что бы Вы хотели поже­лать выпускникам?

- Во-первых, удачи, которая потребуется им сейчас на ЕГЭ, и, естественно, исполнение всех желаний, чтобы всё, что они за­думали, сбылось! И, конечно, что­бы они не забывали нас, а мы в свою очередь, не забудем их. С праздником всех!

Кривобоков Сергей Анатоль­евич с удовольствием ответил на все интересующие нас воп­росы, поделился планами на бу­дущее и рассказал нам о ста­новлении Гимназии то, о чем мы даже не догадывались! Нам в свою очередь остаётся поздра­вить МОУ «Гимназию № 1» с двадцатилетним юбилеем, отме­чать который она будет 28 мар­та, и пожелать хороших учеников, успехов в образовательной, об­щественной и творческой дея­тельности, дальнейшего разви­тия и процветания! Поздравля­ем!

 

Беседовала Яна Колотеева

Газета «Усольские новости» № 13 (911) от 29 марта 2012 года