Усольские новости, газета. Газета «Усольские новости» основана 1 октября 1994 года. Тираж «Усольских новостей» составляет 13000 экз. Газета «Усольские новости» перерегистрирована в Восточно-Сибирском территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 22 июня 2002 г.

Материалы газеты

Святитель Герасим: Как сын дьякона из Иркутской губернии стал архиепископом Самарским

Святитель Герасим

ГеоргийДобросердов, будущийсвя­тительГерасим, родился 26 октября 1809 годавселеБельскеБалаганскогоокругаИркутскойгубернии, всемье потомственныхсвященнослужителей Поповых.

Родная фамилия Георгия Добросердова - Попов - установлена впервые. Отец Георгия - Иоанн Прокопьевич Попов, дья­чок, сын священника, в Сретенской церкви Бельска служил с 14 лет. Пономарем при Вельской церкви был дядя Георгия, двою­родный брат Иоанна, Михаил Васильевич Попов, сын дьякона. В 1833 году дьячком Бельской церкви станет родной младший брат Георгия - Харлампий.

Георгий рано проявил большие способ­ности к учению, и отец по своей наивнос­ти решился просить для девятилетнего сына место дьячка в Бельской церкви у Иркутского владыки. Место дьячка Геор­гий, конечно, не получил, но Михаил, уви­дев несомненные способности мальчика, велел определить его в Иркутское духовное училище.

В училище Георгий Попов получил фа­милию Добросердов. В то время в духов­ных учебных заведениях существовал обы­чай менять простые фамилии учеников на более благозвучные, даваемые, как правило, в честь святых или известных духовных лиц.

Из духовного училища Георгий Добро­сердов перешел в духовную семинарию, к тому времени ему было уже около 16 лет.

10 августа 1832 года Георгий Добро­сердов окончил курс семинарии вторым учеником. По окончании семинарии Геор­гий был определен на должность учителя Иркутского духовного училища. Георгию было всего 23 года, он отличался привле­кательной внешностью, пылкостью и меч­тательностью. И, очевидно, нет ничего уди­вительного в том, что молодой человек влюбился. С девицей Натальей Михайлов­ной (предположительно урожденной Шестуновой) Добросердов обвенчался 29 ян­варя 1836 года.

Будущий святитель нежно любил свою супругу, которая стала для него не просто женой, но и другом, однако в 1840 году Наталья Михайловна тяжело заболела, судя по всему чахоткой, и вскоре скончалась, ос­тавив отца Георгия одного с годовалым сыном на руках.

И пережитая трагедия, и жизненные обстоятельства однозначно предопределя­ли новый выбор Георгия - монашество.

Однако Добросердов не просто решил принять монашество.

По окончании академии Добросердов был причислен к высшему (первому) раз­ряду. К тому же он окончил шестнадцатый курс С.-Петербургской Духовной Акаде­мии вторым магистром. Незадолго до это­го, в 1845 году, он был пострижен в стенах Александро-Невской Лавры, будучи при постриге наречен Герасимом.

Молодой выпускник академии, иеромо­нах Герасим был направлен учителем бо­гословия в Тверскую духовную семинарию, получил хорошие рекомендации и уже в 1846 году был переведен инспектором и преподавателем всеобщей истории и гре­ческого языка в новоустраиваемую Кавказ­скую (Ставропольскую) духовную семина­рию.

За нехваткой преподавателей о. Гера­симу пришлось взять на себя обязанности по преподаванию различных предметов, а в 1849 году был назначен ректором Кав­казской семинарии. В связи с назначени­ем на эту должность о. Герасим был воз­веден в сан архимандрита.

Однако уже в 1849 году Герасим был вынужден расстаться со своей паствой: его переместили на должность ректора Симбирской духовной семинарии.

Но у архимандрита Герасима не сложи­лись отношения с местным епархиальным начальством. И, несмотря на всю привя­занность о. Герасима к Самаре, он был вынужден покинуть ее. В 1855 году после­довало новое назначение - ректором в Харьковскую духовную семинарию.

В 1860 году последовало новое пере­мещение: архимандрит Герасим был на­значен ректором и профессором богословских наук в Калужскую духовную се­минарию. А в 1865 году о. Герасиму была предложена архиерейская хиротония. Высочайшим именным указом ему было пред­писано быть епископом Старорусским, ви­карием Новгородской епархии.

Деятельность владыки Герасима была весьма успешной, и потому вскоре он был назначен викарием уже центральной С.-Петербургской епархии, с наименованием епископом Ревельским. Но уже в 1866 году по представлению графа Победоносцева, викарный епископ Герасим был переведен на ставшую вакантной самостоятельную Самарскую кафедру. Сын дьячка одного из небольших сел Иркутской губернии стал архиепископом Самарским.

Но в 1877 году последовало новое на­значение, теперь в Астрахань. Астраханс­кой епархией преосвященный Герасим уп­равлял всего два с небольшим года, уже на склоне своих лет. Умер архиепископ Герасим 24 июня 1880 года после крат­ковременной болезни на 70-м году жиз­ни.

Впервыеопубликованыдневники ученикаИркутскойсеминарии, высше­гоотделенияЕгораДобросердова, ко­мандированноговиюле 1831 года, по распоряжениюЕгоВысокопреосвящен­ства, ПреосвященногоАрхиепископа Иринея, вулусыбурятАларского, БалаганскогоиИдинскоговедомств, вка­чествемиссионера, сосвященником НиколаемКомаровским, выдержкииз которыхмыпредлагаем:

23 июля, посленапутственногомолебна прибылинастанциюЗуй, чтонедалекоот Иркутска. Останавливалисьздесьчасана дваиотправилисьдалее. Вечербылпре­красный. Пениептиц, разнообразиедерев иблагоуханиецветовдоставлялимоемусер­дцуневыразимоеутешение, такчтонеощу­тительноподъехаликрекеКитою, черезко­торую, переправясьблагополучно, приста­линаночлегксвященникуБиликтуйской церквио. НиколаюКазанцеву.

СелоБиликтуй, расположенноевнесколь­кихкилометрахотУсолья-Сибирского, было основанопредположительнов 1720 году. По преданию, названиеселапроизошлоотиме­нижившегонаэтомместебурятапоимени Биликтуйка (Блаженный). Посколькусело находилосьнаМосковскомтракте, первы­мипоселенцамиздесьбылисемьсемейям­щиков. Естьданные, чтопослеподавления крестьянскогобунтаподруководствомЕмельянаПугачевавселобылисосланы 17 че­ловекизегоотряда. В 60-егодыXIXвекав селебылипостроенымельница, церковь. В 1872 годуоткрытотрехклассноеучилище. Селобыстроросло. Основнымзанятиемна­селениясталиямскаягоньба, земледелие, отхожийпромысел, рыбалкаиохота, атак­жеграбежипроходящихобозов. Участокдо­рогиотМальтыдоБиликтуясчиталсяодним изсамыхопасныхвкриминальномотношении. Летом 1898 годадоБиликтуядошла железнаядорога, сыгравшаябольшуюроль вразвитиисела.

КаменнойцерквивБиликтуйскойслобо­денепредшествоваладеревянная, какэто обычноимеломестовбогатойлесомИркут­скойепархии. Перваяцерковьбылавозве­денасразувкамнев 1807-1815 годах. За­менатрадиционногоистольхарактерного дляСибириматериалапроизошлаврезуль­татевысочайшегоуказа 1800 года, соглас­нокоторомуразрешалосьстроитьтолькока­менныехрамы. Отрывочныеархивныемате­риалыпозволяютлишьприблизительновос­становитьееоблик. Этобылакаменнаяцер­ковь, вероятно, довольнокрупная, таккак имелатрипрестола. Главныйизних, вхо­лодномхраме, былосвященвоимяРожде­стваХристова; теплыебоковыеприделы былипосвящены: СвятителюиЧудотворцу Николаю (правый) иАлександруНевскому (левый). Всезданиевенчалопятьпозолочен­ныхкрестов.

СвященникомХристорождественской церквивБиликтуебылНиколайИвановичКа­занцев. ДьякономприцерквисостоялВаси­лийГавриловичПопов, исключенныйизниз­шегоотделенияИркутскойдуховнойсеми­нариив 1828 году.

Отблагодаривсвященниказагостепри­имство, наследующийденьотправилисьв Тельминскуюфабрику, гдесвященником былАлександрПономаревский. В 1827 годуонбылнагражденнабедренником, а в 1830 году, попредставлениюархиепис­копаМихаила, получилотЕгоИмператор­скогоВеличестваскуфьюзаотличное усердиепослужбе.

ДьякономприцерквибылСергейАлек­сеевичБерденников, дьяческийсын. Обу­чалсявИркутскойдуховнойсеминарии, по исключенииизнизшегоотделениякото­ройбылназначенвТельминскуюказен­нуюфабрикудьякономкКазанскойцерк­вииучителемприприходскомучилище.

Пробывунегооколодвухчасов, мыот­правилисьвУсолье, гдеиизбралидля себяквартироюдомздешнегодиакона Николая. Былиувечерни, ибоспутникмой о. Николай, желаявоздатькакбыдолгсво­емунаставнику, покойномуо. Нифонту, ре­шилсяотслужитьздесьпонемобедню.

СвященникомСпасскойцерквивэто времябылИаковДаниловичПономаревс­кий. Вдвачаса 25 июлямыотправилисьв с. Мальту.

ЦерковьВознесенияГосподнябылавоз­веденаздесьпоименномувысочайшемуука­зуАлександраIот 7 ноября 1804 года. Цер­ковьпредполагалидвухпредельной, ново времяеевозведениябылиобретенымощи Иннокентия, ивегоимябылвозведентре­тийпредел.

В 1831 годусвященникомМальтинской церквибылВасилийИвановичВознесенс­кий, сындьячка, обучалсявМосковскойГре­ко-российскойАкадемии, затембылпере­веденвИркутскуюсеминарию. В 1819 году определенпослушникомвИркутскийВозне­сенскиймонастырь, втомжегодурукопо­ложенвдьякона. В 1822 годурукоположен всвященникак Усть-КудинскойБогородско-Казанскойцеркви. В 1830 годупособствен­номупрошениюпереведенкМальтинской церкви.

ДиакономбылАлексейКонстантинович Попов, сынсвященника.

ПомолившисьГосподу, мыотправились вс. Тайтуркуидивилисьнапути, привиде дивнойпанорамы, чудномуперстуВсевыш­него, который, поставивгорывмерилехи холмыввесе, всепривелвбеспримерные устройства.

Считается, что Тайтурка была основана в 1743 году (по другим данным - в 1666). Из­начально население занималось земледели­ем. После того, как в километре от села про­шел Московский тракт, здесь появился по­чтовый стан.

Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была сооружена здесь в 1756 году на средства купца М.И.Глазунова. Уцелела после пожара в 1865 году, уничтожившего 80 дворов. Сгорела только колокольня.

В 1831 году священником Петропавловс­кой церкви был Иоанн Иосифович Попов, сын священника, выпускник Иркутской семина­рии. Священником в Тайтурку был опреде­лен в 1809 году. Дьячок церкви - Федор Яковлевич Попов.

Затем, пробыввс.Ускулукскомсчас, у родноймоейтетки, мыотправилисьв с.Бельск, гдеяродился.

 

С.Васильев

Газета «Усольские новости» № 25 (923) от 21 июня 2012 года