К юбилею А. Вампилова
Категория: Усольский район : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Произведения русских классиков широко известны и популярны во всем мире, и несмотря на то, что творчество Александра Вампилова известно в странах Европы, Азии и Америки, читателю трудно постичь всю глубину произведений писателя, особенно его философских пьес, не зная его первых рассказов и очерков.
Я хочу поделиться своими впечатлениями от прочитанного и предложить вниманию читателей рецензию на короткий рассказ А.Вампилова "Стечение обстоятельств", который, я думаю, полезно будет прочитать и детям юношеского возраста.
А.Вампилов родился в селе Кутулик, недалеко от Иркутска, окончил Иркутский университет, всю свою недолгую жизнь прожил в Сибирском крае, работал журналистом, заведовал отделом рабочей молодежи, ездил по стройкам, учился на курсах комсомольской школы.
Герои его произведений - рабочие, студенты, ученые, актеры - простые люди, но каждый с особенным миром в душе, каждый их образ несет на себе отпечаток времени. Не поэтому ли они всегда актуальны, всегда написаны как бы в настоящем времени? Подтверждением этому может служить рассказ "Стечение обстоятельств", напечатанный в 1961 году, вскоре после окончания университета, а после помещенный в начале двухтомника сочинений, изданного Восточно-Сибирским книжным издательством в 1988 году.
Существует мнение, что ранние произведения большинства писателей являются несовершенными, недоработанными. Позволю себе сказать, что данное произведение к ним не относится. "Стечение обстоятельств" - рассказ на нравственную тему. Героиня его - девушка с незатейливым именем Катенька Иголкина, мечтает выйти замуж. И поскольку она неудачно выходила замуж уже два раза, то ее стремление найти счастье читателю понятно.
Так однажды, идя по улице, совершенно случайно она столкнулась с мужчиной, который произвел на нее необычное впечатление тем, что, как ей казалось, с интересом посмотрел на нее. Незнакомец появлялся на улице перед ее окном еще дважды, каждый раз вызывая душевное волнение у девушки. И вот в третье появление незнакомца наступила развязка.
Было уже поздно, когда напротив ее окна показалась тень. Катенька с удовольствием узнала в ней своего поклонника. Но когда, настрадавшаяся, открыла свою дверь, то не увидела его, а услышала шум и крики: в глубине двора она увидела нескольких милиционеров и ночного сторожа магазина, который крепко держал в своих "объятиях" незнакомца. Ошибка девушки очевидна, и мораль ясна. Но... обратим внимание на героиню. Она одинока. Одиночество - характерная примета нашего времени. Ничего не говорится о прошлой жизни Ка- теньки, о ее родителях или людях, с которыми она была бы связана дружбой, теплыми отношениями. Не знаем мы и о том, кто был первым и вторым мужем героини. Складывается впечатление, что жизнь проходит в стороне, и ее ничто не связывает с окружающим миром. Она существует сама по себе, ее сознание находится вне связи с прошлым и будущим, без корней. Сможет ли такая девушка противостоять жестоким обстоятельствам? Ведь наивность Катеньки объясняется не только незнанием жизни, поскольку она молода, но и невоспитанностью чувств. Она мечтает скорее "выпрыгнуть" навстречу незнакомцу и оказаться в его объятиях, не задумываясь над тем, что же скрывается под его драповой статью.
А если бы случилось так, что Катенька в этот раз удачно вышла замуж, то она лишь повторила бы судьбу героини чеховского рассказа "Анна на шее". Имея множество поклонников, равнодушием отвечала бы на заботу о ней близких. Разница лишь в том, что чеховская героиня забыла отца и братьев, а у Катеньки нет никаких родственников. Конечно, автор здесь не подражает Чехову, а читатель подмечает только сходство ситуации.
Итак, поверхностный взгляд на вещи и обстоятельства - это следствие нищеты духовной. Катенька - девушка без определенной профессии и занятий. "Раз она пробовала работать, но тоже неудачно", - пишет автор. Ее мысли теперь заняты только что приобретенным сезонным эликсиром молодости с многообещающим названием "Розы на щеках". Катенька молода, красива и, имея любовный опыт, может "ставить шпильки" мужчинам. Однако, очевидно, не сможет сделать счастливым другого человека и стать счастливой сама.
Драматичность же произведения не только в том, что случайный мужчина, к которому она бежала навстречу, оказался воришкой, а в том, что таково стечение обстоятельств, эта мысль отражена в заглавии. Объективная реальность, быт, условия, не зависящие от воли человека, - еще одна тема произведения. В начале рассказа автор пишет: "Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека". Так и на самом деле трагическое стечение обстоятельств явилось, к сожалению, причиной гибели талантливого драматурга.
А в рассказе, как мы видим, одиночество, невостребованность, неудачи, подавленное настроение - все сошлось в одной точке судьбы героини. "Таковы обстоятельства", - говорим мы, сожалея о чем-нибудь. Голос автора, ироничный и сочувствующий, голос неравнодушного человека звучит в подтексте произведения.
Одно из художественных достоинств - способ описания. Во вступлении показан город, в котором без труда узнаете Иркутск 70-ых годов: тихие автобусные улочки, промтоварные магазинчики, уютные деревянные домики. Вампилов пишет о внешности Катеньки, ее мечте, которая вся на уровне быта, невысокая, "не выше четвертого этажа". Диалогов в содержании нет, а монологическая речь подчеркивает одиночество героини. Такие метафоры, как "в небе вдруг вспыхнула и замерцала, интимно подмигивая, маленькая звездочка Катенькиного счастья" и "улицы, просеянные от малых детей и стариков, зажили. веселой жизнью", позволяют живо представить пейзаж и душевное состояние героини. Неброско проявилась в содержании традиционная черта - изображение драмы через комический сюжет.
Рассказ имеет "открытый конец", позволяющий поразмышлять над тем, извлекла ли героиня жизненный урок, изменилась ли она. Мы чувствуем внутреннюю динамику, прозрачность сюжета, свою постановку проблемы и решение ее. Впечатление "жизненности" усиливается тем, что во вступлении автор говорит, что эта история или подобная ей могла быть услышана от общительного парикмахера в одной из парикмахерских на какой-нибудь тихой улочке города". Содержание пронизано светом добра, гуманного отношения к людям. Так проявилась творческая манера молодого Вампилова.
Способность автора передать психологическую ситуацию, заострить внимание на герое, подтекст, язык рассказа позволяют выделить его из ряда других произведений Вампилова.
Софья Зайцева, преподаватель русского языка и литературы ОСОШ №1.
Газета «Усольские новости» № 34 (932) от 23 августа 2012 года