Экономика Усть-Удинского района имеет сельскохозяйственное направление с высокой долей лесозаготовок.

Новости, статьи

Рост цен на коммунальные услуги : Интервью с первым заместителем мэра Усть-Удинского рай­она М.А. Никитиным

Тарифы бывают разные

Рост цен на коммунальные услуги неприятно удивил устьудинцев. Речь идет, прежде всего, о плате за тепло в домах с централизован­ным отоплением.

Наш корреспондент встретился с первым заместителем мэра района М.А. Никитиным.

 

-  Михаил Александрович, слово «тарифы» сейчас знают все. И никаких положительных эмо­ций у людей оно не вызывает, так как ассоциируется с неведомо от­куда взявшейся и все время уве­личивающейся цифрой.

- Цифра эта берется вот где: при производстве любого това­ра или услуги неизбежно надо произвести какие-то затраты. Здесь и зарплата работников, и материальные ресурсы, напри­мер, при производстве тепла - это стоимость угля, материалов для ремонта котельных и теплосетей. Сложить их вместе - получится себестоимость этого товара или услуги.

Продавать что-то по цене меньше себестоимости может только душевнобольной. То есть, в общем-то, себестоимость, если добавить к ней немножко рента­бельности и инвестиционную составляющую, и можно назвать тарифом. Но это не совсем так. Для того, чтобы не допустить произвола производителя товара или услуги, который может в се­бестоимость «накрутить» себе зарплату «выше крыши», вклю­чить какие-то другие необязательные на сегодняшний день обще­производственные и общехозяй­ственные расходы, например, но­вый автомобиль начальнику и т.д. и т.п., существует Служба по тарифам Иркутской области. Та­риф становится тарифом после тщательного рассмотрения в этой Службе каждой статьи затрат. Лишние «хотелки» производите­ля безжалостно убираются, сокра­щаются и лишь после этого утвер­ждается окончательная цифра. Называется она теперь - эконо­мически обоснованный тариф.

- Его-то мы и платим за полу­ченное   тепло,   привезенную воду...?

- Нет. Во всяком случае, пока нет.

Оплату по экономически обо­снованному, то есть совершенно «обезжиренному» тарифу дол­жен получить на свой счет производитель товара или услуги. В случае с теплом - это муниципальное унитарное предприятие «Тепловодоканал». Если он не получит эти деньги, то попросту разорится и закроется вообще. Кто в таком случае будет произ­водить тепло?

С другой стороны, доходы нашего населения таковы, что платить по такому даже эконо­мически обоснованному тарифу весьма накладно для семейного бюджета, а порой и вовсе неподъ­емно. Государство это пока, сла­ва Богу, понимает и поэтому устанавливается специальный та­риф для населения. Он меньше экономически обоснованного та­рифа. Разницу между ними государство из бюджета доплачива­ет за население производителю.

Кто устанавливает тариф для населения?

- На тепловую энергию - рай­онная администрация, все ос­тальные - администрации посе­лений.

Государство как-то влияет на этот процесс?

-  Самым непосредственным образом, путем установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граж­дан за коммунальные услуги.

Какой предельный индекс установлен на 2010 год?

Он для каждого поселения различный. Например, для Усть-Уды- 145,3.

- Это значит...

-  Это значит, что стоимость коммунальных услуг в 2010 году может быть увеличена на 45,3 процента. Вернее, не более чем на 45,3 процента. На самом деле, в среднем, она увеличилась на тридцать процентов, в том чис­ле по холодному водоснабжению на три процента, по горячему водоснабжению на 33 процента, по теплу на 46 процентов, в том числе по МУЛ «ТВК» на 33 процента и по котельной лесхоза в 2,4 раза.

Потребители тепла от ко­тельной лесхоза возмущены та­ким ростом тарифа и собираются в прокуратуру...

-  Ну, во-первых, их можно понять: рост тарифа просто шо­ковый.

А во-вторых, давайте спокой­но разберемся в возникшей ситуации. Само название «котельная лесхоза» говорит о том, что это была ведомственная котельная не самого бедного учреждения. В подключенных домах жили в основном свои работники, а по­тому плата за тепло была явно льготной и убытки покрывались за счет других статей дохода предприятия.

Судите сами: в 2006 году по­требители МУП «ТВК» платили 401 рубль за гигакалорию, в лес­хозе - 307 рублей. В 2007 году МУП «ТВК» - 456 рублей, в лес­хозе - 351 рубль. В 2008 году МУП »ТВК» - 643 рубля, в лес­хозе - 351 рубль. В 2009 году МУП «ТВК» - 763 рубля, в лес­хозе - 416 рублей.

На 2010 год при экономичес­ки обоснованном тарифе для МУП «ТВК» в 1340 рублей 63 копейки тариф для населения ус­тановлен в 1016 рублей 95 копе­ек и, соответственно, при эконо­мически обоснованном тарифе по котельной лесхоза в 1012 руб­лей 12 копеек плата для населения установлена такая же - 1012 рублей 12 копеек за одну гигака­лорию.

Я по привычке говорю «ко­тельная лесхоза». Как только покрывать такие затраты други­ми статьями доходов стало проблемно, лесхоз просто спихнул эту котельную городскому посе­лению. С убытками чуть не в миллион рублей в год. Сейчас ее по договору обслуживает инди­видуальный предприниматель Константинов Владимир Инно­кентьевич, а администрация городского поселения спит и видит как объединить теплосети ЦК и котельной лесхоза с целью при­крыть последнюю.

Можно много говорить и спорить на эту тему, но я пола­гаю, что в одном населенном пункте не может быть такого дис­паритета цен, когда на одной улице люди за тепло платят чуть не вдвое больше, чем на соседней.

Кстати, сегодня от этой ко­тельной тепло получают 32 квар­тиры с 57 жильцами и девять про­чих объектов.

В любом случае за рамки пре­дельного индекса максимально возможного изменения установ­ленных тарифов мы не вышли. Индекс устанавливается в целом на городское поселение, а не для отдельного теплоисточника.

- Каков прогноз роста платы за коммунальные услуги в 2011 году?

- Давайте надеяться, что го­сударство сохранит возмещение разницы между экономически обоснованным тарифом и тари­фом для населения. В противном случае это будет одно и тоже. И можно предполагать, что гигака-лория будет стоить «в вилке» от 1400 до 1600 рублей.

- То есть рост примерно в пол­тора раза.

- Давайте надеяться. Одними бюджетами района и поселений проблему не решить. Их воз-

можности весьма ограничены. Полагаю, свое слово должны сказать органы социальной за­щиты населения и начать подготовительную работу,не отклады­вая дело в долгий ящик.

- Предусмотрены ли субсидии для малообеспеченных граждан?

-  Те, у кого оплата услуг ЖКХ превышает 22% от семей­ного бюджета, могут обратить­ся за субсидией. Этим занимает­ся главный специалист финуп-равления по назначению субси­дий Людмила Алексеевна Бол­дырева (тел. 31-4-18). Возможно получение субсидии и на твердое топливо (дрова). Для оформления субсидии необходимо предо­ставить следующие документы: свидетельство на право собствен­ности (жилья, земли), договор найма жилья, выписка из похо-зяйственной книги, копия пас­порта на каждого члена семьи, копии свидетельств о рождении (на детей), справки о доходах членов семьи за шесть предше­ствующих месяцев (о зарплате, стипендии и размере детского пособия), для безработных -справку из ЦЗСН о размере по­собия, если в семье студенты и учащиеся   старших   классов (9,10,11) - предоставляются справки с места учебы, копия свидетельства о браке, пенсионе­ры до 75 лет - копию трудовой книжки, копии квитанций об оп­лате за электроэнергию за шесть предшествующих месяцев, то­варный чек или копию квитан­ции об оплате за дрова, квитан­ции об оплате за воду, справку из сельской администрации о со­ставе семьи.

Граждане, которые сами не могут сделать расчет, чтобы знать, положена ли им субсидия, могут обратиться за помощью к Л.А. Болдыревой, и она все рас­считает. Главное - иметь доку­менты на право собственности (аренды) жилья.

 

Усть-Удинские Вести №8
4 марта 2010 года