Стратегический форум «Философия развития Иркутска: первая сессия – градостроительная среда»
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Во время фестиваля 3 июня 2010 года прошла первая сессия стратегического форума, организованного администрацией Иркутска совместно с министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, Российской академией архитектуры и строительных наук, Иркутской региональной организацией Союза архитекторов России. В работе форума приняли участие мэр Иркутска Виктор Кондрашов; президент САР, доктор архитектуры, действительный член МААМ, академик РААСН Андрей Боков; кандидат архитектуры, директор Фонда градостроительных реформ Александр Высоковский; помощник мэра Иркутска Алексей Альмухамедов; генеральный директор Центра «Атом-инновации» Алексей Козьмин; доцент кафедры мировой экономики ИрГУПС Константин Лидин; профессор кафедры менеджмента на автомобильном транспорте НИУ ИрГТУ Александр Михайлов; почетный архитектор России, председатель правления Красноярской организации Союза архитекторов России Борис Шаталов; начальник департамента градостроительного проектирования ОАО «ГипродорНИИ» Екатерина Протасова; генеральный директор ООО «Иркутскгражданпроект» Андрей Макаров; директор компании «Интрастройсервис» Олег Яценко, председатель Совета директоров ОАО «Ангарский цемент» Олег Геевский, Юрий Корин, заслуженный юрист РФ, вице-президент ООО «Мой банк» по Сибирскому федеральному округу и другие.
Модератор форума – член САР и Союза дизайнеров России, член-корреспондент РААСН, действительный член Международной академии наук о природе и обществе по отделению «Художественный и индустриальный дизайн», член-корреспондент МААМ Марк Меерович. В программу форума вошло обсуждение следующих вопросов:
– По каким сценариям будет развиваться Иркутск как культурный, научный, образовательный центр региона?
– Как в целом характеризуется состояние дел в Иркутске: позитивными или негативными тенденциями? От чего зависит позитивный имидж города?
– Какими качествами должна обладать городская среда, чтобы город мог полноценно конкурировать с другими поселениями и территориями? Как сформировать городскую среду, способствующую проявлению самоидентичности людей?
– Как совместить понятия «исторической ценности» и «трущобности» деревянной застройки центра Иркутска?
Пути решения проблемы сохранения памятников исторического и культурного наследия в свете реализации программ по сносу ветхого жилищного фонда.
– Реновация территории, в том числе на примере частногосударственного партнерства в проекте реконструкции исторического центра города (130-й квартал).
- Как возродить городской патриотизм, как активизировать инициативы населения по обустройству среды своего обитания? Что нужно сделать, чтобы качество жизни иркутян и сегодня, и в будущем неуклонно повышалось, чтобы городская среда становилась более комфортной для личной жизни и творческой деятельности?
Марк Меерович, произнося вступительное слово, отметил, что главная задача форума - наладить взаимодействие между специалистами разных направлений, девелоперов, застройщиков. Открывая форум, Виктор Кондрашов сказал, что тема этого и последующих собраний местного профессионального сообщества одна: каким мы хотим видеть Иркутск, за счет чего он будет развиваться. Необходимы новые идеи развития города, и такие совещания помогут выработать новую стратегию, особенно в преддверии близящегося юбилея города. «Город - это не только количество квадратных метров, но и среда обитания его жителей. Генплан сформирован, но он не учитывает современных мировых тенденций градостроительства. Повышение качества жизни, изменение среды обитания за счет преобразования центра - это главное. Благоустройство скверов, мест отдыха, модернизация движения транспорта также являются первоочередными проблемами. Необходим конструктивный диалог власти и профессионального сообщества, примером которого может стать форум.
Андрей Боков обратил внимание на то, что ответ на поставленные вопросы - это огромная работа, предполагающая длительные совместные усилия, осуществить их в пределах одного совещания нереально: «Ключевой стратегией развития городов в настоящее время вообще являются инновация и модернизация. Эта стратегия не имеет альтернативы. Что такое инновация применительно к нашим проблемам? Это - преодоление серьезных негативных тенденций в современной жизни города. Она представляет ценность не сама по себе. Сегодня наше общество, публика, местное сообщество достаточно созрели для того, чтобы весьма внятно, жестко сформулировать свои претензии и требования к тому, что именуется «ближайшим окружением». Среда обитания, возможность безбарьерного передвижения, пешеходные пути для пожилых людей, женщин с колясками, инвалидов, велосипедные дорожки - все это является темой весьма жестких высказываний в адрес документов территориального планирования и его практики». Сегодня радикально меняется отношение к городу. Фактически в течение последних пятидесяти лет это отношение не менялось и не пересматривалось. Мы в известной степени остановились в этом движении на стадии обеспечения населения продуктами питания. Поначалу эта задача казалось невыполнимой, но мы это сделали. Следующий этап - создание благоприятных условий для обитания людей, а нормативная база нашей деятельности в течение последних пятидесяти лет практически не пересматривалась: спроектировать современный дом в соответствии с правилами пожарной безопасности практически невозможно. Президент декларирует одно, а на практике мы получаем прямо противоположный вектор движения, который задается нормативными актами либо правоприменительной практикой (если говорить о Градкодексе или его применении). «Компенсацией всех неадекватных шагов, препятствий и недостатков может и должна служить только региональная деятельность, создание вами местных эффективных, работающих стандартов, определяющих практику гра- доформирования». К чему сводятся сегодня современные требования, в том числе и учитывающие мнения публики? Первое и основное - это диалог с городским сообществом. Он может распадаться на два уровня. Первый - это уровень, определяющий стратегические направления деятельности. Он представлен на нашем форуме. Второй уровень - местный, приближенный, образно говоря, к подъезду, дому, двери каждого человека, живущего в городе. Вся система современных ценностей и целей градостроительства в международном сообществе сегодня сформулирована достаточно точно и внятно. В европейском союзе формируется параллельное законодательство, наиболее значимым, актуальным, но и трудновоспринимаемым для нас положением которого является требование нулевого ресурсного баланса в отношении любого объекта нового строительства, на чем настаивают правительства многих стран в качестве обязательного требования для зданий, вводящихся с 2020 года (некоторые говорят - с 2017-го). Это очень сложная, ресурсо- и интеллектуально емкая программа, рассматривающаяся как наиболее важная для послекризисной Европы. «В мире сложилась новая система ориентиров, новых единиц обитания, новых районов, где полностью изменены все параметры, все критерии оценок места обитания. Одним из них является полное исключение столкновений пешеходов и транспорта при абсолютном приоритете пешехода и велосипедистов». Сейчас мы боремся за увеличение машиномест в офисах и жилых домах. Мир настаивает на другом: сейчас контрольным считается 0,5, иногда 0,2 машиноместа на квартиру. Идеалом считается офис с нулевым показателем парковочных мест. Это значит, что достижение места работы достигается средствами пешеходных маршрутов, общественного транспорта и т. д. Иркутск, безусловно, имеет позитивный имидж в глазах большинства российских граждан. Речь идет о том, чтобы этот бесспорно позитивный образ, созданный в течение десятилетий и столетий присутствием интеллектуальной элиты, научных учреждений, университета и других вузов, не растерялся, наполнился новым содержанием и смыслами. Он зависит от многих обстоятельств, но индикаторами являются два. Первое - «в треугольнике общество - бизнес - власть именно власть, наделенная в нашей стране особыми полномочиями, должна четко реагировать на показатели, характеризующие отношения общества и бизнеса». Журнал «Форбс» регулярно публикует рейтинги инвестиционной привлекательности городов. Российских, в том числе и сибирских, городов в первой десятке не так много. Посмотрите на позиции рейтинга, так как иного способа оценить привлекательность городов у нас нет.
«Для вашего города важным элементом является присутствие традиционной деревянной архитектуры в центре города». Иногда ее облик ассоциируется с трущобностью, разрухой. Но в том смысле, в котором используют этот термин современные социологи и культурологи, трущоб у вас нет, так как для них нет социальной почвы. Как ни парадоксально, трущобы возникли в России на материальной основе дорогого и качественного жилья. Крестьянское жилье, по общим оценкам, являлось одним из наиболее рациональных и комфортных видов жилья для своей эпохи, своего технологического уровня и типа деятельности.
«Сегодня мы растеряли представление о ценности деревянной усадебной архитектуры как самого комфортного, самого экологического, состоятельного, устойчивого типа жилья. Деревянные дома - это особый тип трущоб, которые надо не уничтожать, а вернуть им первоначальную привлекательность и состоятельность». Усилий одной власти или инвесторов для этого будет недостаточно. Нужен такой механизм, который бы обеспечивал устойчивость воспроизводства такого типа жилья и зданий, помещение в него капиталов. И в Думе, и в Министерстве культуры мы постоянно слышим разговоры о создании благоприятного законодательного климата для людей, взявших на себя бремя восстановления и реконструкции исторических зданий по традиционным технологиям. Но и это не все. «Необходимо, чтобы местная локальная элита, в данном случае - присутствующие здесь представители власти - показали бы пример, насколько комфортно, удобно, замечательно в этих домах жить. И сегодня есть все технологические условия, чтобы в вашем климатических условиях деревянные дома в центре превратить в жилье именно такого класса, изменив негативное отношение к традиционному типу жилища». Реновация, которая осуществляется на 130-м квартале, -лишь начало. И если инициатива не ограничится этим объектом, то осуществление этой цели принесет не только славу, общенациональную известность вашему городу, но и задаст новый стандарт благоприятной городской среды. Эти стандарты должны подтверждаться документами, которые, в соответствии с Градкодексом, могут быть созданы на региональном уровне, а для других субъектов носить рекомендательный характер. Уровень и сила этих рекомендаций зависят от политической воли властных органов и присутствующих здесь представителей городской администрации. Сделайте эталон такого регламента для исторической части города - и вам поверят, к вам будут обращены взгляды и взоры, за вами будут следовать другие. Средство для осуществления этой цели, среди всего прочего - городской патриотизм. Его развивать можно, только устанавливая диалог власти и публики, воспитывая нас самих, публику, и это даст свои результаты. Практика самых успешных городских преобразований показывает, что только такой путь является успешным. Союз архитекторов совместно с РААСН особое внимание уделяет выставочной практике как инструменту продвижения инновационных идей. Руководство РААСН старается договориться с главами регионов относительно выставок проектов доступного жилья, в первую очередь жилья с нулевым балансом. «Получить дом с нулевым балансом в российских условиях достаточно непросто, но в течение четырех-пяти лет возможно создание таких систем инженерного обеспечения, которые бы обеспечивали более высокий уровень комфорта при приближающемся к нулевому балансу потреблении воды, тепла, электроэнергии». Выставка таких домов должна заинтересовать иркутскую администрацию. Создание опережающих площадок, на которых могли бы проверяться новые технологии, демонстрироваться новый образ жизни, новые стандарты жизни, уже явились средством воздействия на бизнес в Финляндии, в Китае. И выставки могли бы в условиях России сыграть в продвижении нового характера среды крайне важную роль. Тема деревянного строительства. Дерево - это материал будущего: оно воспроизводимо, утилизуется как никакой другой материал. В Англии, Германии уже строятся 9-этажные деревянные дома, есть проекты 12- этажных домов, причем обеспечивающих современный уровень комфорта и безопасности, предполагающих, в том числе и создание квартир со свободной планировкой в соответствии с потребностями семьи. Актуальна также тема зеленой архитектуры, увязанная с темой качества городской среды. Союз архитекторов, профессиональное сообщество готовы принять самое активное участие в тех инициативах иркутской администрации, которые потребуют его помощи, и готов эту помощь оказать. А. Высоковский обратил внимание, что сегодня мы имеем дело с новыми тенденциями в развитии российских городов и с новым пониманием урбанистики в мировой практике. Каким должен быть город и каково должно быть управление развитием городом - это не одно и то же.
Советская практика градостроительства, создания и развития городов породила чудовищный перевертыш. Плотность заселения и распределения видов деятельности привела к тому, что город похож на бублик: внутри - провал, а наружное кольцо, периферия, крупные микрорайоны дают максимальную плотность застройки и населения. Международная практика была прямо противоположной: наибольшая концентрация плотности и активности населения приходились на центральную часть, а на периферию города выходили с понижением плотности. Советскому типу развития сопутствует целый ряд негативных последствий. Во-первых, инженерные инфраструктуры, системы города уже сейчас работают неэффективно. Произошло удлинение коммуникаций, удлинение маршрутов транспорта в маятниковых миграциях; сформировались огромные удлинения водопроводных, энергетических систем. Появилась необходимость дополнительного развития всех инженерных систем. «Главным в современной стратегии стал вопрос повышения компактности и интенсивности в развитии территорий. Мы должны вернуться к ресурсосберегающим инженерным системам и решениям, а это достигается продуманной концентрацией плотностей активности и проживающего населения в центральном районе и выходе с понижением плотности в уходящие в шлейф агломерации окраинные районы городов». Второе. Важнейшим фактором в развитии городов является сохранение идентичности. Дело не только в консервативном сохранении хорошего отношения к месту проживания. «Необходимо сделать имиджевую составляющую активной компонентой развития города, городской экономики, городского бизнеса. Привлекательными для современной креативной инновационной экономики являются города с активной гуманистической средой. Именно такая среда становится активным фактором экономики города. Именно в связи с этим оказывается чрезвычайно актуальным процесс, происходящий в Иркутске: сохранение деревянных исторических кварталов. Я считаю, что этот опыт должен продолжаться, он требует всесторонней поддержки, он является своеобразным флагманом процессов, которые происходят в области технологии деревянного строительства». Сегодняшняя разработка 130-го квартала - это только начало, за которым должны последовать дальнейшая разработка и развитие в других частях городского пространства.
Третье. В современных городах очень важно развивать публичные пространства: скверы, парки, улицы, пешеходные проходы. Но именно публичное пространство в российском городе оказалось наиболее уязвимым. Современные виды огораживания, выключение целых отрезков улиц из активной работы под разными предлогами, появление фактически недоступных территорий означает уничтожение социальности. «Публичные пространства - та ценность, за которой надо следить, ее надо развивать, поддерживать. И в этом отношении особенно важен принцип многофункциональности, которая должна возникать везде, где возникают публичные городские пространства. Они должны быть главным объектом внимания в генеральных планах городов». К сожалению, в российской урбанистике зачастую идут от обратного: они проектируются «от жилья», с размещением локальных объектов обслуживания в промежутках между домами. Это ложь: люди сначала живут в публичных пространствах, где концентрируются обслуживание, развлечения, совместное времяпрепровождение, а затем уже в приватной сфере.
Транспортная система - еще одно «узкое место» советского градостроения. Она планировалась в соответствии с идеей магистрализации: чем больше транспортный поток, тем шире должна быть магистраль. В реальности чем шире дорога - тем больше пробка. Ошибка заключается в самой постановке вопроса: на самом деле успешные города и современная теория строятся на сочетании уличной мелкоразмерной сети, которая дает колоссальные возможности перераспределения транспортных потоков в сочетании с выделенными, достаточно удаленными от жилья магистралями. Московская тенденция трансформации уличной сети в магистрали не приводит к решению транспортной проблемы. Ведь стратегии едущих людей не совпадают с прямыми линиями: они руководствуются куда более сложными соображениями при выборе маршрута, чем простое достижение искомой точки. «Только сочетание мелкоячеистой сети перемещения и магистральной структуры с достаточным количеством связок дают возможность наладить современную работу транспортной сети». Второе о транспорте. Проблемы в мелкоразмерных сетях связаны еще с тем, что они забиты парковками. «Город должен делать парковочную систему не отдельно, а вместе с публичными пространствами. И если строить систему парковок, то она должна действовать и как экономический инструмент». Необходимо ввести плату за парковки, за аренду парковочных мест и т. д. - то, что существует по всему миру, и то единственное, что дает действенный результат. «Все сказанное имеет смысл лишь в том случае, когда предпринимаемые меры имеют гуманистический смысл, если все они рассматриваются в совокупности с субъектами городской жизни, с учетом их потребностей; причем надо предвидеть и магистральное направление, в котором эти потребности будут развиваться». Сегодня мы имеем дело с качественно другой социальностью, а именно: тип развития в стране с сокращающимся населением, города с убывающим населением, в ближайшее время мы будем иметь дело с выбывающим числом занятых, с уменьшением трудовых резервов. Экономика занятости большого количества людей с низкой зарплатой и низкой квалификацией уже не может быть реализована в той социальности, которая складывается.
«Все процессы, которые необходимо учитывать и с которыми необходимо считаться в планировании развития городов, требуют качественно новых инструментов управления: ведь городская система имеет сверхсложный характер, и система управления должна быть не менее сложна». Тенденции, которые сегодня очевидны, можно было предвидеть уже в начале 2000-х годов, когда создавались генеральные планы развития городов. «Современный Градкодекс состоит из трех независимых документов, и я думаю, что развитие может идти в каждом из трех направлений достаточно автономно: 1. Генеральный план фиксирует долгосрочные цели и направления пространственного развития. 2. Правила землепользования и застройки определяют права собственников и инвесторов на текущее строительное развитие. 3. Проекты планировки определяют красные линии, систему межевания и нарезки кварталов. Каждый из этих документов, в отличие от советской системы планирования, не находится в иерархическом подчинении друг по отношению к другу. Освоение этой управленческой реальности и стыковка трех этих направлений, когда одно делается с учетом другого, есть дело местной власти». Можно предложить новой команде, которая пришла к руководству городом, начать с разработки стратегии пространственного социально- экономического развития. Она есть, она делалась, но суть в том, что она видоизменяется с появлением новой команды: ведь если вы согласны с предыдущей стратегией, то это значит, что вы ничего не хотите менять, а это не так. И Гражданпроект, и Союз архитекторов, и профессионалы готовы помочь продвинуть на высоком технологическом уровне систему пространственного развития в энерго- и ресурсосбережении. А. Козьмин отметил, что, учитывая тенденции мировой практики, можно сказать, что сейчас схема организации городского пространства отличается от той, которая была еще 20 лет назад: тогда планирование и вся организация города строилась вокруг производства. Возникающие анклавы в Иркутске ничем не отличались от аналогичных других мест. Сейчас город организован вокруг человека. «Человек- это главное, он предъявляет требования к городской среде, и именно они становятся главным для руководства города и градостроителя. Если человек не находит в городе ответа на свои потребности, то он ищет другое место для своего проживания. Практически для всех городских инфраструктур на сегодняшний день существуют современные технологии, обеспечивающие удобство, комфорт и безопасность. Но мало кто задумывается о комплексной модернизации городского хозяйства и о том, чтобы все эти системы были друг с другом связаны». Оратор остановился на некоторых аспектах иркутской городской жизни. К ним относятся: водоподготовка и введение второго водозабора (проблема стоков и качества самой системы водоснабжения); теплоснабжение (как показывает практика, многие потребители создают собственную теплогене- рацию с меньшими потерями на теплосетях); электроснабжение, городское освещение и управление этими процессами (датчики освещенности и светоприсут- ствия могут создать экономию до 50%). В 130-м квартале часть этих технологий предложена к внедрению. Мусоропереработка - вопрос и технологии, и культуры. Нужна кооперация с Ангарском, Шелеховом и Иркутским районом. Коммуникация и информатизация - один из главных критериев качества городской среды. Возможность доступа в мировую информационную сеть дает людям возможность заниматься креативной экономикой (вики- номикой); появляется возможность увязать все сигналы из инфраструктур в одну сеть, в том числе и по транспорту. Безопасность - прорабатывается МЧС, пока только на уровне оповещения. «Управление городскими инфраструктурами в перспективе будет заводиться в единую информационную структуру с обратной связью на единый центр управления городом, что даст руководству городом возможность принимать оперативные решения, снизит сбои инфраструктур, повысит энергосбережение и в целом повысит качество обслуживания населения. Все это именуется SMART-SITY, или умный (точнее, разумный) город, который живет и подстраивается под человека, информатизацией, энергосбережением».
Для Иркутска важно не только принять, но и соблюдать граддокументацию: «Генплан - это закон, который должен соблюдаться всеми застройщиками и жителями города. Если есть генплан, по которому никто не живет, город приходит в упадок и запустение».
Городская среда должна вызывать позитивные эмоции - это и вопрос вовлечения жителей в работу по ее созданию, что крайне важно: «Жители - это и есть самый мощный ресурс, благодаря которому при весьма небольших вливаниях из городского бюджета возможно обеспечить благоустройство города. Когда люди видят результат своего труда, когда они видят, как изменяется городская среда, когда они сами облагораживают городскую среду - создают малые архитектурные формы, приводят в порядок придомовые территории - у них другое отношение к месту, где они живут. Общий позитив настраивает население на сотрудничество с властью, на более активное отношение к образу города». К. Лидин начал свой доклад с определения имиджа. Это образ, сконструированный для предъявления деловым партнерам. В том же смысле - бренд. Это - основа, которая привлекает инвесторов, а если говорить о городе, то основными инвесторами являются его жители. Понятие «стоимость бренда города» не отработано четко, но бренд, например, Лондона по стоимости превышает всю недвижимость Лондона. Никаких сомнений, что более всего известен бренд Байкала, который используется помимо Иркутска (водка, тоник, пневматическое оружие). «У города Иркутска есть очень серьезная проблема: его бренд очень трудно создавать, так как Иркутск - город в глубокой, густой тени Байкала. Это началось в еще в XVII веке и продолжается до сих пор. Ощущение такое, что, не будь Байкала, об Иркутске и сказать было бы нечего». Мониторинг показывает, что приезжающие туристы в первую очередь обращают внимание на деревянную архитектуру. Это то, что они видят в первую очередь, что удивляет и привлекает внимание. На втором месте - публичные пространства (скверы, площади, набережные) и люди, которые в этих пространствах находятся. С большим отрывом вниз-храмы; незначительный процент - у зданий советского периода; нулевой процент присутствия - у зданий современной архитектуры. Творения современных иркутских архитекторов недостаточно оригинальны, чтобы попасть на открытки; они слишком похожи на то, что турист может увидеть в других городах России и мира. Огромное внимание привлекает деревянная резьба. Это не просто украшение, а визуальные заклинания, которые работают с природными силами, с духом места, и любой даже минимально чувствительный человек это ощущает.
«Тяжелая и грубая ошибка при работе с имиджем Иркутска это его недостаточная индивидуализация». На открытках другие сибирские города (например, наш имиджевый конкурент Красноярск) и Иркутск невозможно отличить друг от друга. Рекламные фотографы умудряются сделать похожими даже уникальные объекты, например храмы. В результате мы проигрываем: мост через Енисей зрительно похож на мост через Ангару, но енисейский мост поддержан изображением на десятирублевой купюре.
И все это покрыто толстым слоем лака. У лакированного ложного имиджа есть весьма неприятные последствия: он формирует ложные ожидания. Эмоциональное содержание подавляющего числа образов Иркутска лежат в области упорядоченности: Иркутск представляется чистым, симметричным, упорядоченным. Но у самих жителей города, которые сталкиваются с реальным положением дел, возникает неприятное ощущение, что их обманывают; в результате разрушается социальный капитал, доверие между действующими силами города. «Конструктивная часть моего доклада заключается в том, чтобы перестать изобретать город Иркутск, а начать его видеть. Архетипический образ города - это образ героя. Например, электронные открытки, которыми торгует молодой дизайнер В. Герасимов, работают на этом архетипе. Они были проданы 56 тыс. раз, это очень востребованные образы!» Эти рекомендации относятся, в первую очередь, к 130-му кварталу: там работа идет в ту же самую «лакировочную» сторону, не имеющую ничего общего с реальным образом города. Кроме того, деревянное домостроение - это не просто создание дома из бревен, это целая философия, предполагающая определенные требования к величине территории, озеленению, сетям. Только с учетом всех факторов мы получаем и соответствующие градостроительные решения.
В настоящее время Иркутск быстро проедает образное наследие, созданное предыдущими поколениями. Лишь огромной жизнеспособностью этого образа объясняется то, что он еще жив. У Иркутска есть свое лицо, его надо увидеть, перестать надевать на него маску и придать этому образу законодательную базу. А. Михайлов сообщил о том, как решаются транспортные проблемы в городах, соразмерных Иркутску по площади и численности населения, - Стокгольме и Штутгарте: «Автомобилизация породила повышение плотности дорожной сети и уменьшение плотности застройки. Европейские города отличают две особенности: городские скоростные дороги и региональный скоростной железнодорожный транспорт, к которому у европейцев сформировано рачительное, бережное отношение. Но наряду с транспортными артериями появилась новая разновидность улиц - городской бульвар». В развитие транспортной инфраструктуры европейцы вкладывают весьма большие средства, причем в планировании городов-спутни- ков заранее предусматривалось развитие скоростных транспортных сетей. В Иркутской области сейчас идет процесс субурбанизации; поданным прессы, приросте Иркутском районе около 6 тыс. человеке год, он фиксируется по внешним очертаниям границ Иркутска. Эта новая селитебная зона практически лишена транспортных сетей - ни дорожной, ни рельсовой. Таким образом, Иркутск будет обречен на развитие системы индивидуального транспорта. Решение транспортной проблемы в городах Европы целиком опирается на развитие общественных транспортных сетей, в первую очередь - рельсового транспорта. Таким образом, исторический центр становится доступен для общественного транспорта в очень короткое время.
В российской практике есть пример, когда подобная практика была учтена при планировании территориального развития - стратегический план развития Перми, созданный голландской командой. Это абсолютно отличный от Иркутска пример планирования улично-дорожной сети. «В современном понимании наших западных коллег местная улично-дорожная сеть является местом социальной циркуляции и лишь потом - местом циркуляции транспорта». В Иркутске наблюдается недоразвитие улично-дорожной сети (что мешает развитию общественного транспорта) и нецелевое использование территорий (часть территории, предназначенной для транспорта, была отдана под застройку). Для российских городов вообще характерно негативное отношение к рельсовому транспорту, который переживает ренессанс в Европе. Одно из решений городских транспортных проблем - это пересмотр отношения к структуре общественного транспорта и изменение отношения к традиционному рельсовому транспорту - трамваю. Б. Шаталов подчеркнул, что Красноярск и Иркутск во многом схожи, в том числе и по состоянию транспортной сети. По количеству автомобилей на душу населения Красноярск перегоняет Москву и Петербург, при этом непонятно, где паркуются 64 тыс. автомобилей. Сейчас предлагается разработанный красноярскими архитекторами вариант решения проблемы парковок. «Парковки подобны трансформаторным подстанции, их отличает абсолютно четкий элемент инженерной инфраструктуры; их не должно быть ни больше, ни меньше, чем надо; они не могут располагаться случайно. Это должна быть четкая система, накладывающаяся на план города». На первом этапе были выявлены архетипы парковок в городе и схема их расположения. Решается задача введения разработок в актуализацию генерального плана города. «Главное - что системная проблема требует системного решения. Плановое создание парковок в городе может основываться на общественном согласии, общественном договоре, поскольку на территории старого города земля обязательно кому-то принадлежит, и тогда общественное согласие становится абсолютно необходимо». Одним из шагов в направлении решения проблемы стало создание медиасобытия: проведение круглого стола по теме и освещение его в прессе. Второй шаг - проведение молодежной секцией КрОСАР проектного семинара «Подземная урбанистика в центре Красноярска». Проблема парковок увязывается со всеми элементами санации города: с восстановлением зеленого пояса, рекреационного баланса, который угнетается несанкционированными парковками. «В подходе к частной проблеме мы попытались отработать управленческие механизмы для решения проблем более емких. И опыт взаимодействия с иркутскими градостроителями и руководителями города может помочь и вам, и нам». Е. Протасова представилась как один из разработчиков большей части градостроительной документации Иркутска. Она напомнила, что в Иркутске разработана вся линейка граддокументации, этим отличается иркутская ситуация, но единственным утвержденным документом является генеральный план 2006 года. Из-за неопределенного положения с процедурой утверждения или по иной причине, но «правила игры», предусмотренные граддокументацией, постоянно меняются и переделываются. «Одна из проблем города - ощущение стихийности; у нас в городе нет целенаправленных действий, которые бы шли в русле решения проблем по улучшению качества городской среды». Уникальность города - в его многофункциональности: нельзя сбрасывать со счетов его торговые функции (он - центр торговли для всей области), транспортная составляющая не менее важна. Очень важны функции по обслуживанию рынка, нетипичные для советского периода (кредит, банки, посреднические услуги). Нельзя забывать и о промышленности (хотя ее значение уменьшилось по сравнению с советским периодом).
Тема выступления - транспортный коллапс, который нарастает и может превратиться в тотальную остановку всего движения. Решение вопроса заложено в генплане: нужно только создать условия и вложить деньги в создание транспортного кольца. Но сегодня коридор этого кольца просто «затыкается», и скоро его невозможно будет возвратить. Решить проблему путем создания мелких улиц невозможно, так как весь транзит идет через центр города; связи между южной и северной частью города отсутствуют. Не менее важна проблема точечной застройки. Город становится похож на лоскутное одеяло; как следствие - отсутствие у города силуэта, и никто этого не видит, никого это особенно и не интересует. Точечная застройка разрушает сложившуюся структуру жизни внутри дворов, где она происходит. Процесс, который наблюдается с момента создания генплана - отсутствие тенденции роста населения города. Стабилизация численности - следствие многофункциональности города, его привлекательности и для молодежи, и для мигрантов. Город дает много возможностей для реализации личности, но главное препятствие - отсутствие должного качества жизни и очень высокая стоимость жилья. Кто же должен переломить ситуацию? В ней очень много управленческих моментов, в то же время многое в городе пущено на самотек: нет согласованной политики в действиях администрации города и Иркутского района, что приводит к стихийному освоению территории, приближенной к Иркутску. Форум может стать переломным событием в процессе улучшения городской среды, за которую жителям не будет стыдно. М. Меерович подчеркнул значение административно-правовой составляющей в решении вопроса о сохранении деревянных памятников и озвучил статистику по утрате объектов деревянного зодчества в Томске. По причине ветхости проводки - 7%; в результате пожаров вследствие поджогов - 22%; расселение и снос объектов, находящихся во вполне удовлетворительном техническом состоянии, - 43%; вывод строения из состава памятников с последующим уничтожением - 12%; перестройка, уничтожающая до неузнаваемости первоначального облика, -14%; прочее - 2%. Томичи давно сделали вывод о том, что 80% утраты деревянных памятников и средовой застройки - это результат административно-хозяйственных решений: «Если бы депутатский корпус принял решение, что на месте исчезнувшего памятника или объекта средовой застройки может возникнуть только точно такой же (а подобное решение лежит в рамках компетенции депутатского корпуса), то, как считают томские коллеги, количество утраченных по разным причинам памятников и объектов средовой застройки резко уменьшилось бы». А. Боков, отвечая на вопросы, отметил, во-первых, что только около 40% городов России обеспечены какой-то граддокументацией; в этом отношении положение Иркутска гораздо более благополучно, чем в других местах. Во-вторых, что через транспортный коллапс прошли практически все крупные города мира. В Лондоне, например, было принято около семидесяти решений, обеспечивающих системную единовременную реализацию необходимых мер, - от разметки дорог до создания системы парковок. Но смысл европейского опыта для России один: «...если опять, как в советский период, уповать только на создание магистралей, то ничего решить не удастся». В-третьих. Архитекторы и общественность увлеклись борьбой с точечной застройкой. На самом же деле не только точечная, но и всякая застройка должна быть предметом обсуждения локальными сообществами, соседскими общинами и т. д. С другой стороны, без точечных мер и точечной застройки практически невозможно улучшение городской среды в уже освоенной части городского пространства. Следовательно, нужно разрабатывать нормальную тактику поведения на освоенных территориях. «Новое строительство, новые города, новые районы - все в прошлом. Нам сейчас надо заботиться о том, как мы живем и где мы живем, - о местах обитания». В-четвертых. Очень тонкий вопрос - о динамике роста-убыли населения, так как миграции в настоящее время не отслеживаются. Происходит примерно следующее: из менее благополучных районов страны люди перемещаются в более благополучные, а места прежнего обитания заполняются публикой принципиально иного качества в этническом, образовательном и имущественном смысле. «Складывается иное качество населения. Это процессы, которые необходимо отслеживать, понимать и которыми нужно управлять, иначе мы столкнемся с той ситуацией, которая сложилась в европейских городах, которые должны были принять ряд шагов для интеграции вновь пришедших поселенцев-горожан. Это весьма серьезная проблема, о которой мы пока не говорим, но которая обязательно встанет в самом ближайшем будущем».
Ю. Корин заметил, что юридическая база охраны памятников вызывает весьма существенные претензии. Сейчас необходимо новое законодательство об охране памятников архитектуры и культуры. Новая администрация развивает плодотворную идею об инициативе по созданию сквериков и парков вокруг места жительства. Надо дать людям возможность делать маленькие внебюджетные проекты, тогда среда обитания станет более человечной.
Выступающий задал вопрос, как совместить репутацию Иркутска как города культуры с тем, что в историческом центре города располагается огромное количество госучреждений, которые вполне можно вынести за пределы центра. А. Макаров подчеркнул, что проблема не столько в качестве граддокументации, сколько в том, что она не утверждена: «Неутвержденная документация означает, что в городе создается ситуация, позволяющая деформировать картину застройки. Нам ничто не мешает утвердить красные линии в тех проектах, которые мы сделали уже несколько лет назад, определиться с дорожно- транспортной сетью, общественными пространствами, которые мы безвозвратно теряем. Нужно остановить этот процесс. В тех судебных процессах, которые сегодня идут в городе, этот момент является основным: из-за того, что у нас не определены координаты, мы теряем и памятники, и площади, и скверы, ухудшаем дорожно-транспортную сеть». Возможно, в той граддокументации, которая была подготовлена совместно с Е. Протасовой, есть недостатки, в чем-то ее нужно актуализировать. Но необходимо закрепить законодательно то, что уже сделано, остановить процесс разрушения городской среды. В первую очередь это касается красных линий, правил землепользования - того, что уже разработано, закоординировано и без чего невозможно остановить ту вакханалию, которая сегодня царит в застройке исторической части города и о которой все говорят. Конечно, красные линии должны рассматриваться вместе с проектом планировки. Но их невозможно согласовать, так как сталкиваются слишком противоречивые интересы разных групп застройщиков и инвесторов. «В таком случае считаю возможным выделить документацию по красным линиям и их утвердить, так как это - основная часть проекта планировки, имеющая вполне проработанную форму и обоснование. Она не противоречит законодательной базе. Это - первостепенная мера, медлить с ее реализацией никак нельзя». О. Яценко обратил внимание на идеологическую составляющую дискуссии. В вопросе о бренде города нужно исходить не только из уже имеющихся образов. Нужно целенаправленно создавать его, ориентируясь на лучшее, привлекая к общественным слушаниям население и серьезно изучая общественное мнение. «Пока что общественные слушания проходят по большей части формально. Создавая имидж, надо стремиться сделать город более открытым и дружелюбным. А это невозможно, если не будет преодолена «война всех против всех», которая стала отличительной чертой городской жизни». Образу «сурового героя», о котором говорил К. Лидин, можно противопоставить образ «интеллектуального купца», который более соответствует истории и тем целям, которые можно поставить для себя. Нужна общественная дискуссия и пропаганда любви к родному городу, основанная на качественной работе СМИ. А. Высоковский заметил, что современный урбанист не может игнорировать уровень бытового сознания, хотя и не может опираться только на него. Что есть миссия Иркутска? Миссия исторически приобретается и есть отнюдь не у всякого города. Есть города, которые сами колоссальными усилиями создают миссию сами. При этом улучшение условия жизни жителей - слишком абстрактная формулировка, чтобы ее можно было считать целью. Цель не может быть придумана, она должна вырастать из жизни, но должна быть направлена как послание в будущее. Выработка конкретной цели требует реальных действий для ее реализации (Балтимор позиционировал себя как читающий город, который сконструировал целую сеть инновационных библиотек, ситуаций, которые бы показывали, что это именно так). Отвечая на вопросы, К. Лидин сказал: «Когда мы будем планомерно разрабатывать вопросы имиджа (а не хаотично, как это у нас в городе зачастую происходит), не надо забывать, что создание имиджа происходит не так просто, как публикуются приказы или объявления в газете: приказано - и все полюбили город, прониклись патриотизмом. Имидж - это капитал, и как любой капитал, он складывается и расходуется годами. В Иркутске - катастрофическая ситуация с социальным капиталом. Три составляющих социальных силы - власть, бизнес и культура - находятся в конфронтации и одновременно игнорируют друг друга. В результате в городе сложилась абсурдная атмосфера, когда никто друг друга не слышит. Надо перестать высокомерно поучать друг друга, как вести дела: чтобы культура не поучала бизнес, как зарабатывать деньги, а бизнес не поучал культуру, как должен выглядеть исторический Иркутск. И мне бы хотелось, чтобы в городе хотя бы атмосфера была не столь абсурдной. Социальный капитал иркутяне расходовали в течение примерно тридцати лет, прежде чем довести до нынешнего состояния; соответственно, и восстанавливать его придется в течение десятилетий. Это огромная работа. Я хотел бы обратить на это внимание как представитель культуры, призвать хотя бы к уважению друг друга, вниманию к поставленным вопросам и их решению.
В обсуждении также приняли участие председатель областного Совета охраны памятников Владимир Китаев, директор брендинговой компании «Брендкампус» Елена Палютина, председатель Совета директоров ОАО «Ангарский цемент» Олег Геевский.
В заключительном слове А. Альмухамедов сказал, что тема городской среды - это лишь первый срез тех проблем, которые предстоит решать городу и горожанам для того, чтобы можно было гордиться местом свой жизни.
Подготовила Марина Ткачева При подготовке публикации использованы материалы сайта администрации Иркутскаhttp://www1.irkutsk.ru/ ?doc=10659
журнал "проект байкал/project baikal"
№25 2010 год стр. 120-127