Гуманная педагогика в современной школе
Категория: Слюдянский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
Будьте гуманными!
«Учитель, смотри, не являешься ли ты сам главным препятствием обновления школы» -таким был лейтмотив декабрьской встречи в школе №50 с сотрудниками педагогического университета г. Иркутска и гостями из других школ города. По инициативе директора Н.И. Крысенок, заключившей соглашение о сотрудничестве с Иркутским отделением Центра гуманной педагогики, здесь состоялся региональный семинар по теме «Реализация тендерного подхода в обучении как условие успешной социализации личности» и обмен опытом. Главной целью современной школы стало внедрение идей гуманной педагогики в процесс обучения и воспитания. Мир стремительно меняется, обновляется и сам процесс воспитания и обучения. Мы, педагоги, должны защитить наших детей от безнравственных компьютерных игр, дурных зрелищ и помнить о главных понятиях гуманной педагогики: Ребенок, Школа, Забота, Доброта. Мы обучаем детей для жизни и воспитываем с помощью самой жизни. Мы ведём диалог между взрослым и Ребенком.
Знакомство со школой началось с экскурса в музей «Вехи истории», руководитель которого Е.С. Чукмасова рассказала о традициях школы, знаменитых учениках, о вкладе педагогов школы в процесс воспитания и обучения. Фрагмент урока математики по изучению дробей в 5 классе мальчиков был представлен учителем В.Г. Шиманович. Её урок ориентировал не только в знании дробей, но и учил, как в жизни «не попасть в дроби», то есть в тупиковую ситуацию. На уроке царил дух сотрудничества, соревнования, игры, дети побывали в мире космоса и вернулись из путешествия в родной Дом с радостным настроением.
Настоящую экскурсию в мир математики совершила педагог Н.И. Калиниченко на фрагменте урока в классе девочек. Здесь не было авторитарного тона, дети с радостью познавали новое, работали на уроке активно и ярко. В сотрудничестве с учителем девочки приобретали знания об обыкновенных дробях, и понятия, закреплённые через образы, они запомнят на всю жизнь. Принципы, которыми мы руководствуемся, перекликаются с главной аксиомой гуманной педагогики: «Здравствуйте, дети? Как живете, дети?»
В работе семинара были представлены два мастер-класса. Учитель начальных классов М.В. Муранская провела урок технологии, на котором поделилась опытом своей работы по взаимодействию учителя и обучающихся. Дети изготавливали новогодние ёлки, необычные, яркие, что дало им возможность украсить свой Дом, класс, попробовать себя в роли дизайнеров, строителей, архитекторов и просто почувствовать себя хозяином своего дома. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому ребенку, классическая завораживающая музыка, использование слайдов с зимними пейзажами помогли девочкам закончить работу и изготовить настоящую новогоднюю красавицу. Учитель биологии Т.И. Белоусова, используя технологическую карту урока, информационно-разметочные таблицы (инсерты) и кластеры (систематизация материала путем установления связей между изученным и изучаемым материалом), познакомили гостей на мастер-классе с технологией критического мышления на уроке в 7а классе.
Работа на уроке в группах помогла детям понять, что семена познания, самосовершенствования заложены в нас от природы.
На семинаре была представлена экспозиция картин русского художника Н.К. Рериха, мыслителя и общественного деятеля, посвятившего себя служению красоте и знанию. Наши школьные экскурсоводы - В. Скумс, А. Реука, Н. Исаев, А. Пак открывали слушателям мир искусства, рассказывали об основных этапах творческого пути художника и волновались, как будто давали открытый урок. А мы через творения красоты увидели гармонию жизни и внутри себя.
Состоялось знакомство с работой кружков дополнительного образования - ступенькам к восхождению личности. Здесь мы руководствовались законом духовной общности, что является необходимым условием воспитания и общения с детьми и отдельным Ребенком.
Мы попали на «Пушкинский бал» девятиклассников и с волнением наблюдали за менуэтом в исполнении девушек и юношей: Н. Гарстуковой, Я. Шафаревич, Н. Фонякиной, В. Потаповой, В. Епифанцева, Н. Нукича, В. Арбатского, Д. Морозова. Работу по программе «Вокальное и хоровое пение» под руководством преподавателя О.И. Юринской и аккомпаниатора О.Н. Гай-дамачук представили девочки 66 класса. Клуб семейного воспитания Дома детского творчества под руководством педагога С.А. Ильиной показал литературно-музыкальную композицию «Льняное узорочье».
Итог работы семинара был озвучен председателем совета Иркутского регионального отделения ООО «Центр гуманной педагогики» Н.Н. Пядушкиной, давшей ему оценку «отлично» с пожеланием дальнейшего сотрудничества и подарившей школе комплект книг творений великих гуманистов. Н.Н. Пядушкина вручила директору школы Н.И. Крысенок решение об открытии филиала отделения на базе школы № 50. Методист Управления образования Н.Ю. Чудинова поблагодарила организаторов, учителей за значимый, интересный семинар, дающий возможность профессионального роста.
Великие педагоги-гуманисты П.П. Блонский, И. Пирогов, Л.С. Выготский обогатили педагогическое наследие новыми идеями и опытом. И мы учимся друг у друга, побуждаем к обмену опытом, совершенствуем формы деятельности, а главное - обновляем себя, сеем разумное и доброе. От нас, педагогов, от нашего терпения, великодушия зависит судьба наших Детей.
Г.И. Гончарова, заместитель директора школы №50
Газета "Славное море" №3 (9233) от 19 января 2012 года