Реформа управления муниципальными финансами в муниципальном образовании Слюдянский район. Этап 2: 2011 год - переходный период
2011 год в муниципальном образовании Слюдянский район является годом активизации мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений муниципального образования Слюдянский район в процессе переходного периода, обозначенного Правительством РФ в целях полноценной реализации Федерального закона от 08.05.2010 №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 №83-Ф3):
1) На уровне администрации района и финансового органа было разработано и утверждено 35 нормативно-правовых актов, непосредственно связанных с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, на уровне финансового органа по данному основанию внесены поправки в 13 финансовых нормативных актов.
2) Проанализирована и по итогам анализа, с целью оптимизации бюджетных расходов, реформирована сеть бюджетных учреждений: произошло слияние двух учреждений здравоохранения (Медсанчасть г. Байкальска присоединилась к Слю-дянской ЦРБ), двух вечерних школ (ВОШ №3 присоединилась к ВОШ №8), двух детских школ искусств (ДШИ п. Култук присоединилась к ДШИ г. Слюдянки); ликвидированы СОШ №15 г. Байкальска, Централизованная бухгалтерия учреждений культуры вошла в состав нового учреждения - Межотраслевую централизованную бухгалтерию, Управление культуры вошло в состав новой, объединенной с Управлением образования структуры — Комитет по социальной политике и культуре. В результате в начале переходного периода в сети учреждений, финансируемых за счет бюджета муниципального образования Слюдянский район, было зафиксировано 44 бюджетных учреждения, из которых определено, в целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, сохранить статус бюджетных для 38 учреждений здравоохранения, образования и культуры, перевести в статус казенных 6 управленческих структур: Администрацию, Комитет финансов, Думу, КУМИ и ЗО, Комитет по социальной политике и культуре, Межотраслевую централизованную бухгалтерию.
3) В начале 2011 года проделана работа по внесению необходимых, в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 №83-Ф3, изменений в Уставы учреждений. Особое внимание уделялось отражению в Уставах сведений об учредителе (органе, исполняющем функции или полномочия учредителя), исчерпывающего перечня основных видов деятельности, перечня платных услуг и иной приносящей доход деятельности, источников финансирования, сведений об имуществе бюджетных учреждений.
4) В 2011 году существенно переработан сводный реестр муниципальных услуг (работ) муниципального образования Слюдянский район, оказываемых муниципальными учреждениями в соответствии с муниципальным заданием: с целью упрощения дальнейшего расчета норматива затрат устранена их излишняя детализация в части услуг, оказываемых бюджетными учреждениями здравоохранения.
5) В 1 полугодии 2011 года были проведены тестовые работы по расчету нормативов затрат на оказание бюджетными учреждениями, в соответствии с муниципальным заданием, муниципальных услуг на цифровом материале бюджета отчетного (2010 г.) и текущего (2011 г.) года.
6) В процессе подготовки к формированию бюджета на очередной финансовый год, ввиду того, что для 38 бюджетных учреждений с 2012 года сметное финансирование изменено на финансирование путем предоставления бюджетных субсидий, были реализованы следующие мероприятия: — внесены существенные поправки в Положение о порядке и сроках составления проекта бюджета муниципального образования Слюдянский район и порядке работы над документами и материалами, представляемыми в районную Думу одновременно с проектом районного бюджета, в Порядок и Методику планирования бюджетных ассигнований муниципального образования Слюдянский район. В результате мероприятия значительно расширился пакет документов, формируемый главными распорядителями, для подготовки проекта бюджета района. В перечень документов добавлены:
а) результаты оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг (в натуральном и стоимостном выражении) на очередной финансовый год и плановый период; б) перечень показателей качества для каждой муниципальной услуги; в) проекты муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг на очередной финансовый год; г) порядок определения нормативных затрат, устанавливаемый органами администрации муниципального образования Слюдянский район,
осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных учреждений и автономных учреждений; д) расчеты нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления муниципальным учреждениям на очередной финансовый год и плановый период; е) заявление о включении (исключении) муниципальной услуги в Сводный реестр муниципальных услуг муниципальных учреждений, оказываемых в соответствии с муниципальным заданием; ж) утвержденные планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования Слюдянский район; з) проекты муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг на очередной финансовый год.
7) С участием финансового органа проведено несколько обучающих семинаров-тренингов для руководителей учреждений по организационным и финансовым вопросам, связанным с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ , на уровне финансового органа проводятся ежемесячные финансово-экономические учебы специалистов бухгалтерий и финансовых служб по вопросам формирования новых финансовых документов в обновленном программном продукте. Финансовым органом подготовлены разъяснительные (обзорные) письма по вопросам изменившегося налогообложения казенных и бюджетных учреждений, по вопросам закрытия старых и открытия новых лицевых счетов для бюджетных учреждений. В конце 2011 года распоряжением Комитета финансов утвержден План-график мероприятий по организации работы финансового органа, органов, исполняющих функции и полномочия учредителя, бухгалтерских служб по переводу бюджетных учреждений с 2012 года на новую форму финансирования путем предоставления субсидий из районного бюджета.
8) С целью сохранения контроля за расходованием бюджетных и внебюджетных средств бюджетными учреждениями, в муниципальном образовании Слюдянский район сохранено кассовое обслуживание с открытием лицевых счетов бюджетным учреждениям в финансовом органе (Комитете финансов). При этой схеме Комитету финансов, в рамках Федерального закона от 08.05.2010 №83-Ф3, в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области открывается балансовый счет, к которому в Комитете финансов открываются лицевые счета для каждого учреждения. На лицевые
счета учреждений с 2012 года поступают все средства учреждений: бюджетные субсидии, доходы от платных услуг, прочие доходы. Бюджетные учреждения самостоятельно осуществляют расходы за счет поступающих средств в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
9) С 1 сентября 2011 года в муниципальном образовании Слюдянский район внедрена новая система оплата труда для учреждений образования и детских школ искусств. Подготовлена нормативно-правовая база по переводу с 1 января 2011 года на новую систему оплату труда учреждений здравоохранения и учреждений культуры. Таким образом, с 2012 года все бюджетные учреждения-получатели субсидий работают в рамках новой отраслевой системы оплаты труда.
10) Для обеспечения эффективности и результативности расходования бюджетных средств, начиная с 2012 года, при подготовке бюджета муниципального образования Слюдянский район, в соответствии с постановлением администрации от 26.09.2011 №1223 «О внедрении программно-целевого метода бюджетного планирования при подготовке бюджета муниципального образования Слюдянский район», применяется программно-целевой метод бюджетного планирования. Главными распорядителями бюджетных средств, органами, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, разработаны муниципальные ведомственные целевые программы на 2012 год, финансирование которых в 2012 году осуществляется путем предоставления муниципальным бюджетным учреждениям субсидий на выполнение муниципального задания, на содержание имущества муниципальных учреждений, на иные цели (по направлениям). В результате реализации данного мероприятия в бюджете муниципального образования Слюдянский район включено 38 муниципальных долгосрочных и ведомственных программ на сумму 166,4 млн.руб., при этом доля муниципальных целевых программ в общем объеме расходов (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий и субсидий из федерального и областного бюджетов) в бюджете 2012 года составила 62% (в 2011 году - 9%; в 2010 г. - 6%).
О. В. Проворова,
заместитель председателя
Комитета финансов
администрации районас
Газета «Славное море» №7 (9237) от 16 февраля 2012 года