В каждом номере журнала «Правила игры» мы вместе с вами будем знакомиться с различными правилами игры под названием «Бизнес».

Материалы журнала

Интервью с депутатом Государственной Думы Константином Зайцевым

В начале июня в руководстве регионального отделения политической партии «Единая Россия» произошли кадровые перестановки. На заседании Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по энергетике Константин Зайцев был назначен первым заместителем Руководителя Сибирского Межрегионального координационного совета партии. На этом же заседании было одобрено заявление Константина Зайцева о сложении полномочий Секретаря Регионального политсовета ИРО партии. О том, как началась политическая карьера депутата Государственной Думы Константина Зайцева, как он оценивает политическую ситуацию в Иркутской области и что думает о реализации приоритетных национальных проектов, Вы узнаете из его интервью нашему журналу.

Константин Зайцев

Константин Зайцев

Константин Зайцев профессионально занимался лыжным спортом, был членом сборной ЦСКА.

Константин Зайцев профессионально занимался лыжным спортом, был членом сборной ЦСКА.

Первый заместитель Руководителя Сибирского Межрегионального координационного совета партии Единая Россия Константин Зайцев.

Первый заместитель Руководителя Сибирского Межрегионального координационного совета партии Единая Россия Константин Зайцев.

Константин Зайцев — очень мобильный, активный человек, про таких говорят — «горит на работе». Обсуждая любой законопроект, он прежде всего акцентирует внимание на его экономической составляющей, и, улыбаясь, поясняет: «Я ведь в прошлом бухгалтер: для меня баланс — святое!».

Константин, почему Вы решили сложить полномочия?

За пять тысяч километров руководить региональным отделением — это не правильно. Если бы не было бы у нас здесь достойных людей, которые могли бы его возглавить, тогда да. А у нас таких людей много. К тому же в связи с назначением на должность первого заместителя руководителя Сибирского Межрегионального координационного совета партии, у меня очень много обязанностей и ответственности. Именно поэтому, чтобы сосредоточиться на новой работе и выполнять ее более эффективно, я и обратился в Генеральный совет с просьбой о сложении с себя полномочий Секретаря. Тем более что по Уставу партии я не могу одновременно быть и Секретарем регионального отделения и первым замом Секретаря МКС.

Как Вы оцениваете политическую ситуацию в Иркутской области после отставки Александра Тишанина и назначения временно исполняющего обязанности губернатора?

Я считаю, что сейчас в области довольно хорошая политическая ситуация. Настолько хорошая, что боюсь сглазить. Прежде всего, потому что очень важны результаты предстоящих выборов в Законодательное собрание объединенного субъекта. От них будет зависеть, насколько мы будем здесь едины, насколько будем правильно понимать процессы, происходящие у нас в регионе, и подкреплять их законотворчеством. От всего в целом зависит, сможем мы повлиять на те процессы, которые происходят в Москве в отношении нашей области, или нет.

Сегодня, с назначением временно исполняющего обязанности губернатора Игоря Есиповского, на мой взгляд, разрядился тот накал, который был между региональными исполнительной и законодательной властями. Этот накал сказался и на нашей партии, потому что мы не могли быть сторонними наблюдателями происходящего, нам постоянно приходилось искать компромисс, так как обе ветви власти возглавляли члены нашей партии.

Мы искали различные аргументы, чтобы минимизировать напряженность в регионе, которая возникла буквально с самого начала назначения Александра Тишанина. Не знаю, насколько нам это удалось, но, по крайней мере, за этот период времени мы сделали очень многое — провели референдум объединения двух субъектов, выборы в ГосДуму и президентские выборы.

В принципе, даже несмотря на внутренние противоречия между исполнительной и законодательной властями, мы достойно держали государственную позицию в регионе. И впредь будем также. А что изменилось? Скажу правду — уже сегодня изменилось многое. Появился диалог между властями, а это немаловажно. Часть проблемных вопросов, в том числе с бюджетом региона, уже разрешена, оставшиеся будут урегулированы в ближайшее время. Игорь Есиповский очень позитивно настроен на работу как с партией, так и с Законодательным собранием Иркутской области.

Расскажите, почему в 1999 году Вы ушли с АНХК? Ведь Ваша карьера там складывалась удачно.

Из Ангарской нефтехимической компании я уволился в 1999 году, в связи с избранием депутатом Государственной Думы России. При этом хочу сказать, что как раз в том году компания впервые получила чистую прибыль. Это было в свою очередь достижение, связанное в том числе и с моей деятельностью в экономической службе этого предприятия.

Когда в 1997 году начал работать на АНХК, компания находилась практически в состоянии банкротства. Все счета были арестованы, задолженность по заработной плате была очень высокой, поставки нефти были ограничены (так как основной объем нефти экспортировался). Все это сказывалось и на бюджете Ангарска, следовательно, и задолженность по заработной плате была и перед городскими «бюджетниками».

Для того чтобы хоть как-то влиять на ситуацию в городе, чтобы не только компания боролась за внимание государства к местным проблемам, в частности, проблемам поставки нефти, принял решение баллотироваться в городскую Думу.

В 1998 году избирался в депутаты, чтобы через возможности Ангарской городской Думы лоббировать интересы АНХК (по части стабильной работы предприятия). К тому же меня не совсем устраивала позиция, которая сложилась в Ангарске, по отношению к спорту. Будучи бывшим спортсменом, мне хотелось, чтобы спорту было уделено больше внимания, и через городской бюджет я старался лоббировать интересы в пользу поддержки и развития спорта. Работа в городской Думе Ангарска стала моим первым шагом в политику.

В том же году в течение небольшого периода компания погасила долги по зарплате перед своими работниками, потом перед городским и областным бюджетами, а уже затем только перед федеральным. Но ситуация все равно не разрешилась — поставок нефти становилось все меньше и меньше, управляющая компания АНХК заявила, что ей безразлично, как в дальнейшем будет развиваться судьба компании, и что со своей стороны она тоже прекращает поставку нефти. Это могло вылиться в настоящую катастрофу. Ведь здесь был не только бизнес. Есть много сопутствующих вещей, опосредованно относящихся к бизнесу, например, ситуация с очистными сооружениями. Любой сбой работы нефтехимической компании мог привести к экологической катастрофе не только в Ангарске, но и Усолье-Сибирском, а также городах, находящихся ниже по течению реки Ангара. Еще одной проблемой стало бы электрообеспечение города, так как при остановке работы компании, прекратилась бы подача газа в жилой сектор города, и жителям бы пришлось перейти на электрические плиты. В свою очередь, это привело бы к трагическим последствиям в зимний период, так как не выдержали бы электрические сети в ЖКХ.

Помимо этого, пострадали бы смежные предприятия, которые зависят от сырьевой нагрузки АНХК — прежде всего, это комбинаты в Саянске и УсольеСибирском. В итоге, Иркутская область получила бы каскад нерешенных проблем, которые могли бы парализовать практически половину ее промышленного потенциала.

Как Вам тогда удалось все это предотвратить?

Было очень тяжелое время, часто был в командировках, практически жил в самолете. Мы с коллегами постоянно летали в Министерство топливной энергетики России, добиваясь того, чтобы квоты на экспорт нефти выдавались только после сырьевого наполнения АНХК. Если бы работа компании остановилась, например, в зимний период, то, полагаю, тогда проще было бы на этой площадке построить новое предприятие, чем ремонтировать ее.

С 1998 года Вы депутат различных Дум. Какую Вы цель перед собой ставили, когда решили заниматься политикой?

В последнее время работы на АНХК занимал должность заместителя директора по экономике и финансам компании, тогда специально в офисе компании предоставил отдельный кабинет контролирующим структурам. У меня даже был график — одни уходят, другие заходят — так они постоянно и циркулировали… Помните, тогда были задержки выплат пенсий, проблемы индексации, бюджетники получали зарплату продуктами или вещами… Поэтому было принято решение моими коллегами и мной, что я должен идти на выборы в Государственную Думу и там уже отстаивать интересы промышленников. Мы планировали увеличить налоговое администрирование, а с другой стороны, прежде всего, сделать налоговую систему понятной, четкой и прозрачной. Вот с этим пошел в ГосДуму. Понимая, что так дальше жить нельзя, поставил себе задачу, сделать все, чтобы промышленность в России заработала. Не только в Ангарске или Иркутской области, а именно в России.

Не знаю, удалось ли все планируемое сделать. Я работал в Комитете ГД по бюджету и налогам, непосредственно занимался реформой налогового законодательства и, надеюсь, россиянам видно, что предприятия заработали. Да, я всего лишь один из 450 депутатов, но у меня была четкая позиция, которую сохранил.

Да, на разработку и принятие законопроекта затрачивается огромное количество времени и сил. Но ведь необходимо еще, чтобы он работал…

Я считаю, что нужно экономически стимулировать людей что-либо делать, в частности, платить налоги. Одним из ярких примеров подобных проблем является ситуация с лесом в Иркутской области. Какие бы запретительные меры мы не придумывали, например, созданием лесной милиции (всегда говорил — к каждому дереву милиционера не поставишь, к тому же милиционер тоже живой человек и это важно учитывать), на ситуацию это влияет незначительно. В этом случае важно минимизировать человеческий фактор во всех процессах. Необходимо, чтобы население четко понимало существующую проблему и помогало нам решать ее поэтапно. Кражи леса происходят постоянно, и мы все это понимаем. Да, можно влиять на ситуацию жесткими мерами — можно, но нецелесообразно. А вот если создать такие условия, чтобы экономически было невыгодно вывозить лес — кругляк, то в регионе бы появилось множество предприятий по переработке. Даже в случае появления «нечистого леса», все равно он бы перерабатывался, а значит, его добавленная стоимость оставалась бы в регионе. И уже после этого, на мой взгляд, нужно начинать второй этап — бороться с воровством, с той экологической ситуацией, которая складывается после вырубки леса. Большинство возгораний в лесных массивах происходит именно из-за брошенных отходов после вырубки деревьев.

Подобных примеров проблем, решаемых только экономическими механизмами, много. Поэтому был и остаюсь сторонником того, что все должно быть сделано таким образом, чтобы: а) было экономически оправдано и целесообразно, б) человеческий фактор как можно меньше присутствовал и влиял на те или иные процессы.

Может быть, забегаю вперед, но ту же цель вижу для себя и в законотворчестве по атомной отрасли. В настоящее время являюсь заместителем председателя комитета Государственной Думы по энергетике и курирую вопросы, связанные с развитием атомной энергетики. Перед нами стоит много задач, но самая главная — разработать и принять такие законы, чтобы они как можно в больших случаях исключали наличие человеческого фактора в таком опасном виде деятельности, как атомная отрасль.

Почему я пошел именно в атомную сферу? Потому что, это серьезная работа на будущее поколение, это вопросы, связанные, прежде всего, с экологией. К сожалению, у нашей страны есть плохой опыт — Чернобыльская трагедия. В ближайшее время правительство должно внести на рассмотрение законопроект об обращении с радиоактивными отходами, впоследствии я буду вести его в ГосДуме.

Считаю, что этот закон сегодня просто необходим, так как, когда мы будем увеличивать объемы строительства атомных электростанций, у нас вырастет электроэнергетический баланс. Соответственно и радиоактивных отходов станет больше. Нужно понимать, что с радиоактивными отходами обращаются не только атомщики, но и другие отрасли промышленности и медицины. Поэтому все четко должны знать правила игры.

Одно время Вы входили в депутатскую группу «Регионы России — Союз независимых депутатов». Скажите, насколько сейчас остра проблема депутатской независимости?

Без сомнения, каждый депутат независим. Это прописано в Федеральном законе «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ.» Независимость есть, но есть и партийная дисциплина. Мы постоянно на разных площадках обсуждаем те или иные законопроекты, проблемы, вопросы, связанные с общественной жизнью в стране. Но когда мы заходим в зал голосования, мы уже идем с четкой позицией партийного большинства. Я считаю, что это правильно. Для принятия общего партийного решения задействуется большинство от всей «Единой России» — около 2 млн. человек из местных и региональных отделений. В Иркутской области я постоянно обращаюсь к своим коллегам с просьбой быть активнее, высказывать свою точку зрения для обсуждения внутри партии.

Как Вы считаете, на федеральном уровне у «Единой России» есть политические партии-конкуренты?

Не рассматриваю другие политические партии как конкурентов. Отношусь к ним, как к людям, которые должны войти в процесс политической состязательности, не заниматься популизмом, а высказывать, доказывать и проводить в жизнь хорошие идеи. К сожалению, на сегодняшний день таких политических сил не вижу.

На Ваш взгляд, приоритетные национальные проекты оправдали себя?

Думаю, да. Когда был Главным федеральным инспектором в Иркутской области и УОБАО, одной из моих задач как раз был контроль за исполнением и развитием нацпроектов на территории области и Усть-Орды. Считаю, направленность ПНЦ себя оправдала.

Например, это видно по состоянию сельского хозяйства, которое на сегодняшний день более-менее начало «вставать на ноги». А здравоохранение? За год с небольшим — так оснастить медицинские учреждения! Конечно, есть проблемы. Например, не хватает врачей. Даже с учетом того, что мы и дальше будем большие деньги направлять по нацпроектам на здравоохранение, это не решит такую важную проблему, как качество предоставляемых услуг. Поэтому теперь предстоит следующий этап, будем менять подход к бюджетному финансированию с целью улучшения качества медицинских услуг.

Константин, расскажите немного о Вашей семье.

У меня замечательная жена, два сына и маленькая дочка. Когда в 2000 году президентом стал Владимир Путин, он четко поставил задачу — улучшать демографию! В июне того же года у меня родился второй сын. А с учетом того, что эту задачу никто еще не отменял, сразу после выборов в Государственную Думу в 2007 году 4 декабря у меня родилась дочка.

Довольно сложно с такой напряженной работой уделять достаточно времени семье?

За годы моей работы родные уже привыкли, что папы дома нет, что он все время «наездами». И не важно, где я работаю — в Иркутске или Москве. Когда был Главным федеральным инспектором в Иркутской области и УОБАО, также их мало видел, как и сейчас. Я благодарен им за понимание и уважение к моей работе. Поэтому стараюсь в любой момент, как только есть возможность куда-то выехать с ребятишками — сходить в лес, в поход. В основном, конечно, отдыхаем на территории области. Считаю, что летний отдых на нашем озере — лучше отдыха в любой другой стране. Я бывал в разных странах, понимаю, как там можно отдохнуть, но все же летний Байкал — это лучше место, красивейшая природа, просторы. Не люблю ездить на турбазы, предпочитаю палатку. Дочке недавно исполнилось 6 месяцев, поэтому сейчас жену настраиваю, чтобы летом на недельку вырваться на Байкал и обязательно на берег в палатке.

Раньше Вы профессионально занимались лыжным спортом, были членом сборной ЦСКА. Сейчас какими-нибудь видами спорта занимаетесь?

Нет времени, но стараюсь поддерживать себя в форме. В третьем созыве ГосДумы постоянно играл в футбол, сейчас даже на это не хватает времени. Я люблю играть в хоккей. Пока работал в Иркутске, два раза в неделю, независимо от времени года играл на стадионе в Ангарске. Сейчас, с учетом загруженности на работе, нет возможности заниматься коллективным видом спорта, поэтому раз в неделю — либо кросс бегу в пределах 15 км, либо занимаюсь на велотренажере.

 

Татьяна Черкашина
Журнал "Правила игры" №4, июнь-июль 2008 года