В каждом номере журнала «Правила игры» мы вместе с вами будем знакомиться с различными правилами игры под названием «Бизнес».

Материалы журнала

Интервью с Сигалом Александром Петровичем, директором ЗАО «Восток – Центр»

Сигал Александр Петрович - директор ЗАО «Восток – Центр»

Сигал Александр Петрович - директор ЗАО «Восток – Центр»

Здание больницы в Куйтуне

Здание Куйтунской ЦБР

На открытии Куйтунской больницы

На открытии Куйтунской больницы

Сигал Александр Петрович

Сигал Александр Петрович

Это были великие стройки

Александр Петрович, Вы – руководитель крупной и известной не только в регионе, но и в стране компании… А с чего все начиналось?

Наше предприятие было создано в 1968 году с основной задачей – строительство Зиминского химического комбината и нового города, который потом получил имя Саянск. Первыми работниками был первый десант рабочих из Ангарска – это были 100-120 человек, прибывших в августе 1968 года в Зиму. И лишь потом, на базе этого привлекали местных людей, также работников с Урала, Новосибирска, Подмосковья, из Средней Азии – Казахсана. Дело в том, что Зиминский химический комбинат был один из 4000 крупных предприятии, новейшие технологии для которых Советский союз закупил заграницей с целью, в частности, увеличить выпуск пластмасс и химических удобрений. Стройка началась со ста человек и к 1988 -1989 годам, за 20 лет, она выросла так, что совокупно на стройке работало до 20 тысяч человек. В 1988 году мы уже вели строительство 2-ой очереди зиминского химического завода, ТЭЦ, самого города, Восточно-сибирской птицефабрики. К тому же мы построили целый микрорайон в Зиме - «Ангарский» на 8 тысяч человек населения.

В 1970 году заложили Саянск, строительство непосредственно корпусов химкомбината началось уже 1972 году, тогда же мы начали строить ТЭЦ, ЛЭП, подстанции, водоводы, водозаборы… Первые мощности химзавод были введены уже в конце 1979 года, хлорный завод ввели в 79 году – уложившись в три года строительства. При том, что параллельно мы вводили в эксплуатацию свои мощности – бетонные и железобетонные заводы, управление технологической комплектацией, базу энергоснабжения.

Размах тогда был огромный. Стоит отметить, что сейчас на всей территории области работает 40000 строителей, не считая приезжих работников из Китая, в те же времена только на зиминско-саянских стройках работало порядка 20000 человек. Сейчас на стройках нашего предприятия по региону, включая субподрядчиков, наберется только 1200-1100 человек. Конечно, объемы не сравнимы, но все же. Я могу сказать, что в 1989 году мы производили строительно- монтажных работ совокупно на 6 млрд. рублей в год ( в пересчете на сегодняшние цены), а областное УКС в прошлом году имело годовой план на 1, 2млрд. рублей.

Все это время предприятие работало под брендом ЗАО «Восток – Центр»?

Нет, когда в 1970 году я пришел на него работать мастером, он называлось «ТрестЗимаХимСтрой». А в 1990 году я был назначен уже начальником «Восточно-Сибирского управления строительства» ( оно было переименовано в 1984году). Затем снова были изменения и в 1992 году предприятие акционировалось и стало СПАО «Восток», но волей судьбы и необходимости мы были вынуждены реструктуризироваться и в 2003 году предприятие уже получило нынешнее название «ЗАО «Восток-Центр».

Александр Петрович, получается, что город Саянск закладывался вашим предприятием?

Саянск построен нами на 99, 9%. Только последние годы там кое-где построили магазинчики. Саянск – это, без преувеличений, удивительный город, очень уютный, чистый как зимой, так и летом! Весной там очень красиво цветет багульник! А ведь еще недавно, в 1970 году на его месте было поле, по которому бегали бурундуки!

Александр Петрович, а Вы иркутянин?

Нет, я родился в Винницкой области на Украине, но потом так получилось, что я уехал в Сибирь. В юности я мечтал учиться на авиационном факультете, но, увы, не сложилось. Я закончил школу с золотой медалью и решил поступать в Харьковский авиационный институт. Но произошел казус - меня просто выгнали с экзамена - я подсказывал своему товарищу. В итоге я устроился на завод фрезеровщиком и год проработал за станком.

Почему не стали перепоступать? мечта же была…

За год я определился, передумал. Да и к тому же, к нам в гост приехал дядя - один из первостроителей Братска, сманил меня с собой. Конечно, мои родители были очень разочарованы – как, в Сибирь?! Тогда было представление, что здесь, в Сибири зимой по веревкам ходят, медведи вокруг.

В Братске я поступил на строительный факультет Иркутского государственного технического университета, проучился два года, а потом наш курс перевели в Иркутск, и здесь я уже закончил обучение.

Почему тогда потом не остались работать в Иркутске?

Я закончил институт с отличием и у меня было право выбора дальнейшего места работы, но однокурсница атаковала меня - у нее предполагалась свадьба и она очень хотела остаться в Иркутске, вот и уговорила меня, чтобы я оставил ей это одно место. К тому времени в Зиме уже была стройка. Жена моего друга на год раньше нас закончила институт и уехала туда, рассказывала, что там будет заложен новый город, построен комбинат. Поэтому на распределении я попросил отправить меня в Зиму. Это был 1970 год. В то время еще шло строительство Братской ГЭС, еще строились лесопромышленный и алюминиевый заводы. Братск – это удивительный город! Там работали люди – фанаты своего дела, туда приезжали великие композиторы, поэты, легенды тех лет. Это был великие стройки… и все мы тогда были молодые!

Получается, Вы всю жизнь проработали в одной организации?

В этом году уже как 39 лет я работаю на этом предприятии. Однажды был даже анекдотичный случай - меня назначали начальником на коллегии министерства, там было довольно много солидных людей, лауреатов ленинских и госпремий, и когда начали зачитывать мою послужную, то один из руководителей рассмеялся, потому что я прошел все ступеньки карьерной лестницы – я был мастером, прорабом, старшим прорабом, главным инженером участка, начальником участка, заместителем главного инженера СМУ, главным инженером СМУ, начальником СМУ, заместителем начальника стройки (мне тогда было 36 лет), главным инженером стройки...

Как вы познакомились с женой?

Вот на стройке и познакомились! Она еще раньше меня начала работать на нашем предприятии, она из Зимы, поэтому это естественно. А я только молодым специалистом, после политеха приехал туда на стройку.

Моя жена много лет уже работает в управлении производственно-технологической комплектации. Она работала там с самого начала этого подразделения, когда еще были большие объемы и мы обои получали в огромных бабинах тысячами квадратных метров, а потом их кроили на комнаты возглавляла цеха по изготовлению и подготовке отделочных материалов. А сейчас она возглавляет все производственное хозяйство на УПТК.

У вас два сына и оба тоже работают в строительной отрасли?

У Михаила всегда была тяга к этому. И хоть он и закончил факультет менеджмента в экономическом вузе, но фактически этот факультет был образован на базе строительного факультета, поэтому все управленческие навыки он изучал как раз строительным уклоном. После ВУЗа он незначительное время работал в банковской сфере, что дало свои преимущества и опыт. Сейчас он уже шестой год работает непосредственно у нас на предприятии и, конечно, уже имеет определенный опыт в организации строительства и финансирования строительства.

Аркадий же закончил юридический факультет, но так сложилось, что он тоже особенно в начале своей деятельности, да и сейчас, связан со страхованием и в том числе страхованием строительных рисков. В какой-то степени он работает и с нашим предприятием – страхует технику и бывает часто у нас на предприятии.

Конечно же, в детстве они вникали в те проблемы, которые у меня были на предприятии.

То что вся семья работает в одной сфере, можно сказать на одном предприятии, помогает или же нет?

Я думаю, что это точно не мешает, даже дает некую гармонию в семье. Конечно, это не дает возможности отключаться, обмениваемся мыслями и новостями, но с другой стороны – мы каждый знаем у кого какие проблемы на работе, какие проблемы в целом на стройке. Вот такая у нас семья…

Александр Петрович, какие, на Ваш взгляд, проекты сейчас наиболее востребованы - жилищное строительство или промышленное?

Сейчас в большей степени это все-таки объекты жилья и соцкультбыта, промышленные объекты уже давно не строились… Например, в 1993-1994 годах в Зиме мы строили мясокомбинат, потом принимали участие в строительстве нижнеудинского вагоноремонтного завода, а после этого велись только ремонтные работы уже действующих крупных промышленных объектов.

Вот сейчас мы надеемся, что в ближайшее время решится вопрос по строительству в Саянске газового завода. Конечно, в целом в стране возводятся промышленные объекты, но масштабы несравнимы с прошлым.

Россия давно нуждается в реконструкции, новые здания можно не строить, но необходим капитальный ремонт существующих фондов – их износ составляет более 70%. К тому же, пока масштабное строительство простаивает, устаревают технологии, теряется специфика. У нас уже прервалась «школа поколений»- новым специалистам не у кого набираться опыта, не у кого стажироваться. Все больше зданий по стране строятся иностранными компаниям - из Швеции, Югославии, Греции… это очень обидно, наши специалисты могут гораздо лучше.

Какие, на ваш взгляд, в настоящее время проблемы в строительной сфере региона?

Полгода назад проблемы были в поиске площадки, нехватке стройматериалов в области. Строители набирали обороты, а материалов не хватало, поэтому необходимы были строительные базы – кирпичный, панельный, цементный завод

У нас ведь фактически уничтожены все заводы крупнопанельного домостроения, которые раньше обеспечивали вал квадратных метров в Ангарске, Усолье-Сибирском, Иркутске. В итоге все компании переключились на монолитное строительство, что потребовало много цемента и арматуры.

Сегодня же в связи с экономическим кризисом возник кризис продаж, исчезли деньги. Теперь у строителя есть готовая продукция, но ее никто не покупает. Это, конечно же, сказалось на уровне цен, но он не может беспредельно падать ведь в основе цены себестоимость.

Кризис продаж порождает кризис работы – ради чего мы будем строить? чтобы объекты пустовали? Ведь сегодня около 75-80% строителей специализируются на жилье.

Как вы считаете, в строительной среде конкуренция ярко проявляется?

Конкуренция есть, она в большей степени связана с конкурсами, тендерами при получении заказов. Можно сказать, что это бумажная конкуренция – кто лучше всего себя представит в заявке, кто пообещает стоимость ниже. Среди тех строителей, кто строит на свои деньги, конкуренция заключается в борьбе за каждого покупателя. В этом случае очень важен авторитет компании, качество данных объектов.

У «Восток-Центра» есть конкуренты?

Конечно же! Не все компании могут похвастаться 40-летней историей. Но мы стремимся строить прочные, качественные объекты! В последнее время мы сдали Балаганский водовод, Куйтунскую поликлинику , жилые дома в Саянске и Иркутске.

В каких городах были проекты?

Наша компания много строит, в частности, это и строила в Нижнеудинске, Тулуне, и Куйтун, Залари, Благанске, Иркутске, Зиме и Зиминском районе

Александр Петрович, а Вы помните, как заработали первые деньги?

О, это было давно! Еще в школе, на Украине, мы с другом делали тарные ящички для отгрузки яблок и сливы. Мне тогда лет 15 было, уже и не помню сколько один такой ящик стоил. А потом, когда на завод пошел работать - там уже все как полагается - в спецовке, пропахший запахом масла и стружки, приходишь домой… Вот тогда я, помню, первую зарплату маме принес, себе оставил лишь три или пять рублей. Мой отец соседям рассказывал, что «вот Саша первую зарплату отдал маме, заработанные 80 рублей!».

Кстати, сейчас скрывают кто сколько заработал, а тогда считалось - кто больше заработал, тот лучше и работал. Люди гордились тем, что заработали, не то что больше в семью принесли, а то что много работы выполнили! Я помню, всего год отработал и уже в последние месяцы зарабатывал 110-115 рублей - это считалось много для ученика.

Вы влияли на выбор профессии сыновей?

Думаю, нет, все же это был их выбор. Миша, отчасти повторяет меня, он был фанатом авиастроения, также поступал на факультет авиастроения, учился там два года, но потом он все-таки решил пойти на строительный.

К тому же Михаил после 8 класса каждые летние каникулы работал на стройке - плотничал, проемы оконные и дверные ставил. Но он был еще малолетка, поэтому ему давали соответственно ту работу, которую он мог исполнить по своему возрасту. Он часто бывал у меня на работе, у мамы. Он уже прочувствовал, что такое строительство, понял его специфику и понимал, то это тяжелая работа. Строитель работает в любое время года в любой климатической зоне при любой погоде и любых финансово-политических условиях.

Беседовала Татьяна Черкашина
Журнал "Правила игры" №8,
февраль 2009 года