Слюдянка : Экономика, ресурсы
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Окрестности Слюдянки очень богаты различными полезными ископаемыми. Перечислим основные из них.
Слюда. У южной части Байкала располагается крупнейший в регионе Слюдянский флогопитоносный район, который включает шарыжалгайскую, слюдянскую, харагольскую, утуликскую и субутуликскую свиты (первые четыре свиты относятся к архею, последняя — к протерозою). Здесь залегает железисто-магнезиальная слюда-флогопит, прогнозные ресурсы которой оцениваются в 300 млн т, балансовые запасы — в 34 млн т. Слюдяные жилы расположены неглубоко, среди доломитизированных мраморов архейского возраста. Мощность флогопитовых линз составляет 1-2 м при длине 10-100 м. В каждой линзе находится примерно по 300-400 т высококачественной крупнолистовой слюды. Месторождение было открыто в 1762 г. Геологические особенности района детально изучались в период строительства Кругобайкальской железной дороги, а также в 1940-х гг. В послевоенный период уточняющие поисково-разведочные работы проведены более чем на десятке различных участков.
Мрамор. Месторождения белого и серого мрамора были открыты здесь одновременно с залежами слюды. Наибольшие его запасы были сосредоточены в так называемой Белой горе. Из этого мрамора в начале XX в. построили железнодорожный вокзал на станции Слюдянка — единственный мраморный вокзал на дорогах страны. Его ослепительно белые стены поражали всех проезжающих по Транссибу. Но с годами паровозный дым и копоть от многочисленных котельных города Слюдянки превратили вокзал в рядовое грязно-серое здание.
В годы Великой Отечественной войны мрамор Слюдянского месторождения употребляли в качестве карбонатного флюса при выплавке стали на машиностроительных заводах Иркутска и Улан-Удэ.
В настоящее время месторождение разрабатывается предприятием «Карьер «Перевал», при этом уникальный белый мрамор используется только как цементное сырье и щебенка для отсыпки дорог, балластировки железнодорожного полотна, а также для целей берегоукрепления вдоль Кругобайкальской железной дороги. Отдельные мраморные камни идут на облицовку некоторых зданий и сооружений, например спортивного и торгового комплексов в соседнем городе Байкальске.
Цементное сырье. В горных окрестностях города, в междуречье Слюдянки и Похабихи, в 8 км от Байкала, расположено месторождение мраморизированного известняка (по площади оно полностью совпадает с месторождением белого мрамора). Мощность продуктивного горизонта достигала здесь 350 м, протяженность — 10 км. Еще в 1940-х гг. изучалась возможность производства портландцемента из сырья данного месторождения. Поисково-разведочные работы были продолжены в послевоенный период. Балансовые запасы цементного сырья в то время были оценены в 200 млн т. На базе Слюдянского месторождения было создано ныне действующее горнорудное предприятие «Перевал», которое стало структурным подразделением Ангарского цементно-горного комбината.
Добываемое на карьере «Перевал» цементное сырье проходит дробление и предварительное механическое обогащение и по железной дороге отправляется на цементный завод в Ангарск.
Огнеупорная глина. Примерно в 3—4 км от станции Слюдянка, вблизи Сухого Ручья, имеется месторождение огнеупорных глин (запасы — 0,5 млн т), образованных из изверженных пород — пегматитов — путем их химического разрушения. Его открыли в начале XX в. при строительстве Кругобайкальской железной дороги. В дореволюционный период и вплоть до 1927 г. на нем добывалась глина для производства огнеупорного кирпича на местном кирпичном заводе.
Фосфатное сырье. Примерно в 3 км от города имеется месторождение апатитов (с содержанием Р2О5 — 4 %). Балансовые запасы данного месторождения не утверждены, прогнозные ресурсы оцениваются в 90 млн т. Это месторождение может служить базой для производства фосфорных удобрений. Однако оно находится в водоохранной зоне, и его освоение пока не предусматривается.
Кроме вышеперечисленных видов ископаемого сырья в окрестностях города и в Слюдянском районе имеются также залежи волластонита и диопсида (сравнительно новое для России горнотехническое сырье, освоение которого только начинается), а также полудрагоценных поделочных и облицовочных камней (лазурита, лавровита, шпинели и др.), строительного песка, гравия, известны проявления золота и др.
Слюдянский горнорудный узел является одним из уникальных. На сравнительно небольшой площади здесь представлены сотни различных минералов. О минералогических сокровищах данной территории можно узнать в слюдянском музее «Самоцветы Байкала», организованном СВ. Жигаловым.
Экономика. Градообразующей основой Слюдянки является железнодорожный транспорт и горнодобывающая промышленность. Железнодорожный транспорт представлен двумя железнодорожными станциями, локомотивным депо и рядом других подразделений ВСЖД. Через станции проходит значительный объем транзитных грузов, здесь обрабатывают и формируют грузовые составы. Отсюда ежедневно отправляются десятки вагонов с рудным сырьем (для Ангарского цементного завода), мраморной крошкой (для отсыпки дорог) и лесом. Вклад
железнодорожного транспорта в экономику города оценивается в 40 %. На предприятиях ВСЖД занято 23 % всех работающих города. Отрасль почти на четверть формирует доходную часть городского бюджета.
Другой градообразующей основой Слюдянки является горнодобывающая промышленность. До 1973 г. здесь осуществлялась добыча слюды, до начала 1990-х гг. —добыча и обработка мрамора и производство отделочных и облицовочных материалов (сейчас это производство сохранено лишь в небольших объемах). В настоящее время действует только карьер «Перевал», осуществляющий поставку цементного сырья для Ангарского цементного завода.
Кроме того, с дореволюционного периода в окрестностях Слюдянки действовал кирпичный завод, работавший на местном сырье огнеупорных глин. Работал Южнобайкальский рыбоконсервный завод.
В настоящее время этих предприятии нет.
Важное место в экономике Слюдянки занимает торговля. Данная отрасль представлена различными магазинами, небольшим рынком и целым рядом ларьков и павильонов.
К числу прочих отраслей, вклад которых в экономику города пока незначителен, относятся строительство, бытовое обслуживание, общественное питание и др.
ЖКХ. Общая площадь жилищного фонда в Слюдянке превышает 460 тыс. м2, или 0,9 % жилищного фонда Иркутской области. Водопроводом, канализацией и центральным отоплением оснащено примерно 56 % жилья, горячим водоснабжением — 34 %, напольными электроплитами — 49 %, примерно 10 % жилья газифицировано.
Возле железнодорожной станции построена крупная котельная, позволившая уменьшить число небольших теплоисточников и существенно сократить количество выбросов вредных веществ в атмосферу.