В Иркутске обсудили вопросы перехода инвестиционно-строительной сферы от лицензирования к саморегулированию
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Конференция по вопросам СРО
31 марта состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по вопросам «Отраслевого саморегулирования в контексте реформы государственного управления и повышения качества продукции и услуг». Модератором данного мероприятия выступила кафедра экономики и управления инвестициями и недвижимостью БГЭУП. На обсуждение был представлен целый ряд проблем, касающийся перехода инвестиционно-строительной сферы от лицензирования к саморегулированию. Несколько часов напряженной дискуссии в режиме круглого стола позволили выявить уязвимые места в системе СРО и найти наиболее конструктивные пути решения проблем.
В сравнении с другими остро поставленными вопросами, обсуждавшимися на конференции, вопрос о так называемых «коммерческих» СРО продолжает беспокоить профессиональное сообщество. Интернет пестрит объявлениями о продаже допусками нате или иные виды работ. Строителям предлагают за копеечные деньги оформление всех документов в течение двух-трех рабочих дней. Напомним, что с 2010 года у нас в стране отменено лицензирование, и выполнять строительные работы организация можно только вступив в СРО и получив все необходимые допуски. К сожалению, не все организации приняли решение о вступлении в реально работающие саморегулируемые организации, не захотели проходить проверки и обучать своих сотрудников. Проще оказалось заплатить деньги и купить все необходимые документы. Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) ведет активную работу по выявлению недобросовестных СРО, сейчас идут проверки во многих саморегулируемых организациях. В случае обнаружения серьезных проблем, СРО может быть ликвидировано, и тогда членам таких организаций придется заново вступать в саморегулируемую организацию, вновь платить вступительные и членские взносы.
Национальным объединением строителей на сегодняшний день проведено четыре съезда, на предпоследнем из которых Министр регионального развития Российской Федерации Виктор Басаргин призвал делегатов работать спокойно и эффективно. Уже сегодня в этом национальном объединении создан совет, в который вошли представители от каждого федерального округа, работает аппарат со штатной численностью более 50 человек. Существует мнение, что со временем НОСТРОЙ рискует превратиться в очередной аналог федерального ведомства, а эффект от введения саморегулирования окажется крайне сомнительным. Однако по оптимистичным прогнозам, с которыми согласен, в том числе, и президент НП СРО строителей Байкальского региона Сергей Брилка, главная цель некоммерческого объединения - координация деятельности саморегулируемых организаций и лоббирование их интересов в органах власти - будут достигнуты, и не о какой бюрократии не может идти и речи.
Последнее может быть очень «кстати», если обратить внимание на 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», с которым строителям приходится работать и нормы которого, по словам доцента БГУЭП Татьяны Дорошенко, «даже грамотный специалист, грамотный юрист не в состоянии прочитать». Одним из явных минусов закона является возможность выбора пути закупок через конкурсную основу или аукцион (при этом заказчик на процедуру повлиять не может). Более 70% закупок осуществляется именно через аукцион, который Татьяна Дорошенко считает нецелесообразным: «По большому счету - это игра. Я видела, как очень многие бизнесмены начинают играть, опуская цену до беспредела, а потом не могут выполнить контракт или уменьшают качество продукции». Попытка ограничить снижение цены, например на 15%, так же являются недейственной: «в подобном случае выигрывает тот, кто первым поставит заявку с ценой, сниженной до возможного предела». Выход из ситуации - это конкурс, где каждый обдумывает цену и ставит ее, учитывая свои силы. Такое решение отлично вписывается в электронную процедуру закупки (с 1 января все поставщики и подрядчики работают именно в электронном варианте).
К слову сказать, саморегулируемые организации могут как нельзя лучше повлиять на закупочный процесс, осуществив надлежащий контроль за членами некоммерческого партнерства. Потенциальный заказчик, выйдя на сайт, видит огромное разнообразие возможных предложений по самой разной цене, сориентироваться в которых не так-то просто. В этой ситуации на первый план выходят возможности СРО. Лидер саморегулируемой организации вместе с коллегами может дать стороннюю характеристику надежности фирмы, разместив свой отчет на сайте. Для того чтобы такой процесс закупки был осуществлен, некоммерческим партнерствам стоит выработать единую методику, по которой будет проводиться оценка предприятий. Эта система может быть дополнена рейтингами, опубликованными на сайте и составленными за счет характеристик фирм довольными или разочарованными заказчиками. Главный принцип таких рейтингов - это взаимосоглашение, когда предприятие заинтересовано в наивысшей оценке своей работы, а покупатель уверен в добротности поставляемой продукции. В таком случае потенциальный заказчик сможет увидеть не только характеристику, собственноручно написанную фирмой, но и общественное мнение и профессиональную оценку, а значит закупки товаров и услуг в этом отношении получат должное качество.
Однако, как сообщает Татьяна Дорошенко, с технической составляющей электронной системы закупок тоже не все так гладко. В Иркутской области были зафиксированы несколько случаев манипуляций в этой сфере. Существуют сайты, которые способствуют сговору фирм за спиной заказчика, в связи с чем, покупателям рекомендуется обращаться только к проверенным источникам. В том числе атаки конкурентов производятся и на техническое оборудование: перерезается кабель и пользователь не может выйти в интернет и подать заявку в установленное время. Это создает дополнительные трудности.
С другой стороны, заказчикам необходимо интересоваться надежностью не только самой строительной компании, но и СРО, в которую она вступила. По словам Сергея Брилки, на большинстве проблемных объектов Иркутской области, а их порядка 32, на которых нарушены сроки сдачи в эксплуатацию, работают организации, состоящие в сомнительных саморегулируемых организациях. Что же касается НПСРОСБР, то, во-первых, перед тем как принять организацию в свои ряды, ее тщательно проверяют. Во-вторых, если у строительной организации возникли определенные трудности, то все проблемы разбираются на Правлении и коллегиально ищутся пути решения. Такой подход возможен, в том числе и вследствие того, что все члены работают на региональном рынке, компании не первый год друг друга знают, им легшее понять друг друга и при необходимости помочь.
Следующий этап развития отношений между участниками саморегулирования - это создание третейских судов. Третейский суд - это достойная альтернатива арбитражным судам и судам общей юстиции. Он дает возможность противоборствующим сторонам урегулировать назревающий или уже возникший конфликт с помощью третьего лица в порядке действующего законодательства. Его функцией является разрешение экономических споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, заказчиками их услуг и другими лицами. Такой суд недавно создан при некоммерческом партнерстве СРО АИ К. «Для бизнеса этот способ решения вопросов является самым цивилизованным, - считает руководитель филиала НП СРО АИК по Иркутской области Денис Татарников. - При третейском разбирательстве рассмотрению спора предшествуют посреднические, примирительные процедуры, здесь больше возможностей договориться «по-хорошему». А это экономия и времени, и средств конфликтующих сторон».
Одним из наиболее важных вопросов, обсуждаемых на конференции, был вопрос о качестве строительный работ и способах его достижения. Не секрет, что заказчик, приобретая строительные материалы, может в тем или иным способом проверить их надежность. Но, когда мы говорим о строительных работах, никто и никогда не сможет с полной уверенностью сказать, будут ли они соответствовать заявленной норме. Татьяна Дорошенко, опираясь на изменения, внесенные в ФЗ № 94, рассуждает на эту тему: «качество определяется по материалам, с которыми будет выполняться определенная работа. На сегодняшний день предприятия обязаны описывать все строительные материалы. И если они забудут указать, например, шурупы, то будут официально сняты с процедуры торгов. Такие условности, конечно, не лучший вариант, но они позволят улучшить качество продукции». Проблема производства строительных материалов на данный момент стоит очень остро, - продолжает тему качества Сергей Брилка. В подтверждение своих слов он приводит пример, когда при плановой проверке объекта одной из своих компаний опытные контролеры случайно обратили внимание на арматуру. Проведенные исследования показали, что материал, предназначенный для того, чтобы выдерживать напряжение в конструкции, не соответствует требованиям. При этом некачественная арматура была использована в несущих конструкциях и в основах лестничных масс. В итоге этой организации пришлось разрушить уже построенные четыре этажа. «Я не знаю, и никто из нас не знает, сколько домов построено, и сколько еще строится, в которых строители используют некачественные материалы. Это является огромной проблемой. Поэтому мы очень ответственно относимся к проверке наших членов. Недавно наше СРО закупило итальянское и японское оборудование международного класса для проверки качества строительных материалов в независимой лаборатории». Но это не решает проблему недобросовестных строителей, вошедших в СРО других регионов, которые не имеют в Иркутской области представительства. Большие расстояния и безответственность руководителей малопорядочных саморегулируемых организаций, имеющих большое количество членов, не позволяют проводить плановые проверки, которые по закону должны проходить минимум раз в год.
Актуальным для некоторых сфер остается вопрос об обязательности членства в СРО и определения самих участником саморегулирования. До конца не решен вопрос в некоторых отраслях о том, кто должен входить в саморегулируемые организации: юридические или физические лица. Например, такая проблема стоит у кадастровых инженеров. Рассказывает Евгения Пулявская, директор СРО НП «КИРС»: «В 2006 году проходил круглый стол, на котором так и не было выяснено, по каким принципам должны строиться СРО в сфере кадастровой деятельности. Там говорилось о снижении административных барьеров, введении рынка кадастровых услуг, но заострялось внимание на том, что на определенный период членами СРО могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, а после того как профессионально созреют кадастровые инженеры, членами СРО должны стать физические лица. Эта идея очень тяжело отразилась на становлении саморегулирования в этой сфере. Что мы имеем сегодня? Мы создали свою саморегулируемую организацию, основанную на членстве юридических лиц. Нашими членами являлись юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие официальный кадастровый учет объектов недвижимости и регистрацию прав объектов недвижимости. Но 31 декабря 2010 года под бой курантов юридические лица и частные предприниматели должны были превратиться в физические лица. Получается, что все организации, приложившие массу усилий и набравшие необходимое количество членов, просто были поставлены перед фактом, что в СРО они войти не смогут». Для того чтобы создать саморегулируемую организацию в сфере кадастровых инженеров, нужно иметь в ее составе более 100 членов, каждый из которых должен оплатить вступительный взнос в размере 3 тысячи рублей. Но даже такие щадящие условия не способствуют возникновению новых СРО: «Вместо обязательных пятнадцати организаций в сфере кадастровой инженерии по России существует всего шесть. И неизвестно, кто подтвердит статус физических лиц из этих шести. Убедить кадастровых инженеров вступить в саморегулируемую организацию при отсутствии обязательного членства является крайне сложным вопросом. Законодательно нужно сделать выбор -либо это будет лицензирование, либо СРО. Если СРО, то необходимо ввести обязательность». Угроза, что СРО НП «КИРС» кадастровых инженеров не сможет подтвердить свой статус и будет закрыто, становится вполне реальной. А это единственное некоммерческое партнерство на нашей территории.
«Цена ошибки» - так называется доклад заместителя генерального директора по экспертной и противопожарной работе ООО «Пожарно-спасательный центр» Олега Заятдинова. Основная проблема, озвученная в этом докладе, заключается в том, что нет такого ведомства или организации, которая бы взяла на себя ответственность за обеспечение пожарной безопасности в строительстве. При равных требованиях объекты с одинаковыми нарушениями в этой области получают как положительные, так и отрицательные заключения. По словам Олега Михайловича обеспечением пожарной безопасности в строительстве занимаются: органы местного самоуправления, агентство государственной экспертизы и ценообразования в строительстве, служба государственного жилищного контроля и строительного надзора, органы ГПН (осуществляют консультации), негосударственная экспертиза, организации, осуществляющие независимую оценку пожарного риска, организации осуществляющие разработку специальных технических условий, лица осуществляющие подготовку проектно-сметной документации, заказчики и наконец, собственники. Но на деле за обеспечением пожарной безопасности отвечают все и никто. В России сложилась ситуация, при которой число погибших при пожарах людей превышает нормативное значение в 1000 раз (при 142 млн. чел приемлемым считается гибель 142 человек, вместо фактического 15165 чел, в 2008 г.). Еще большую смуту в эту сферу вводят Федеральные законы № 123-ФЗ , №384-ФЗ и Градостроительный кодекс РФ. Аобщий закон, об обеспечении пожарной безопасности в России который бы отвечал требованиям времени еще пока не принят. В итоге, даже при желании ответственной стороны провести объективную оценку не представляется возможным: сложилось много организаций и структурных подразделений различных органов, требования которых противоречат друг другу. К примеру, в Иркутске во многих местах массового скопления людей применяются порошковые системы пожаротушения. При срабатывании данных систем порошок выходит с давлением, которое может нанести серьезный вред здоровью человека.
«Разработка и утверждение территориальных строительных норм и введение института саморегулирования в области пожарной безопасности позволит объединить усилия, направленные на достижения основной цели - защиты жизни и здоровья граждан. И тезис «безопасное жилье» станет реальностью», - рассказывает Олег Заятдинов.
Но наибольшую полемику вызвали проблемы в сфере ЖКХ. 1 марта 2005 года был принят жилищный кодекс РФ, и с этого момента пошло становление управляющих компаний и ТСЖ. Практически сразу возник самый болезненный, финансовый вопрос. Емкость рынка по оплате населением услуг ЖКХ составляет в России более триллиона рублей в год. Сумма, мягко говоря, немаленькая. При этом в стране нет ни одного закона, который бы позволял контролировать, куда направляются эти деньги. Управляющим компаниям не приходится верить на слово, уже были случаи злоупотребления правом распоряжения собственников многоквартирных домов страны в свою пользу. Законодательно не отработан переход дома от одной управляющей компании к другой: «Я ни разу не слышал о таком случае, чтобы одна управляющая компания работала, собирала деньги с жителей, в частности по статье «текущий ремонт», а потом, при передаче дома, все деньги отдала со словами: мы ничего не делали, но сумма осталась в сохранности, и теперь вы, как новая управляющая компания сделайте, пожалуйста, в этом доме ремонт», - печально иронизирует Илья Песков, заместитель исполнительного директора НП СРО Содружество ЖКХ.
Другая проблема состоит в том, как изначально создается управляющая компания. Ее основа - это юридическое лицо. Например, частное лицо - Иванов Иван Иванович - регистрирует ООО «Управляющая компания» с уставным фондом 10 000 рублей. На этом все. Он уже имеет право осуществлять деятельность как управляющая компания. Так как компенсационный фонд отсутствует, то денежная ответственность существует только в пределах уставного фонда ООО. А убыток, который может причинить такая организация может составлять десятки миллионов рублей. Одним из возможных решений ряда проблем, связанных с ЖКХ, участники конференции считают введение обязательного членства управляющих компаний в региональных саморегулируемых организациях, добавляя при этом, что вступление в СРО в этой сфере должно сопровождаться уплатой достаточной суммы взноса в компенсационный фонд. Этот принцип саморегулирования позволит нести ответственность перед жителями за действия недобросовестной управляющей компании.
На конференции так же обсуждался вопрос установления единой системы стандартов в оценочной сфере, необходимость открытия бакалавриата и магистратуры в вузах по направлению Экономика саморегулирования. Регламент конференции вместе с вынесенными предложениями организаторы обещают передать в муниципалитет для дальнейшего рассмотрения.
Дарья Федорова
Журнал «Строим вместе» № 6, 2011 год