Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

В Иркутске обсудили вопросы перехода инвестиционно-строительной сферы от лицензирования к саморегулированию

Конференция по вопросам СРО

31 марта состоялась Всероссийская научно-практическая конферен­ция по вопросам «Отраслевого саморегулирования в контексте ре­формы государственного управления и повышения качества продукции и услуг». Модератором данного мероприятия выступила кафедра эко­номики и управления инвестициями и недвижимостью БГЭУП. На об­суждение был представлен целый ряд проблем, касающийся перехода инвестиционно-строительной сферы от лицензирования к саморегу­лированию. Несколько часов напряженной дискуссии в режиме круг­лого стола позволили выявить уязвимые места в системе СРО и найти наиболее конструктивные пути решения проблем.

В сравнении с другими остро поставленными вопросами, обсуждавшимися на конференции, вопрос о так называемых «коммерческих» СРО продолжает беспокоить профессиональ­ное сообщество. Интернет пестрит объявлениями о продаже допусками нате или иные виды работ. Строителям предлагают за копеечные деньги оформление всех документов в течение двух-трех рабочих дней. Напомним, что с 2010 года у нас в стране отменено лицензирование, и выполнять строительные работы организация можно только вступив в СРО и получив все необходимые допуски. К сожалению, не все организации при­няли решение о вступлении в реально работающие саморегу­лируемые организации, не захотели проходить проверки и обучать своих сотрудников. Проще оказалось заплатить деньги и купить все необходимые документы. Национальное объеди­нение строителей (НОСТРОЙ) ведет активную работу по вы­явлению недобросовестных СРО, сейчас идут проверки во многих саморегулируемых организациях. В случае обнаруже­ния серьезных проблем, СРО может быть ликвидировано, и тогда членам таких организаций придется заново вступать в саморегулируемую организацию, вновь платить вступитель­ные и членские взносы.

Национальным объединением строителей на сегодняшний день проведено четыре съезда, на предпоследнем из которых Министр регионального развития Российской Федерации Вик­тор Басаргин призвал делегатов работать спокойно и эффек­тивно. Уже сегодня в этом национальном объединении создан совет, в который вошли представители от каждого федераль­ного округа, работает аппарат со штатной численностью более 50 человек. Существует мнение, что со временем НОСТРОЙ рискует превратиться в очередной аналог федерального ве­домства, а эффект от введения саморегулирования окажется крайне сомнительным. Однако по оптимистичным прогнозам, с которыми согласен, в том числе, и президент НП СРО строи­телей Байкальского региона Сергей Брилка, главная цель не­коммерческого объединения - координация деятельности саморегулируемых организаций и лоббирование их интересов в органах власти - будут достигнуты, и не о какой бюрократии не может идти и речи.

Последнее может быть очень «кстати», если обратить внимание на 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд», с которым строителям приходится работать и нормы которого, по словам доцента БГУЭП Татьяны До­рошенко, «даже грамотный специалист, грамотный юрист не в состоянии прочи­тать». Одним из явных минусов закона является возможность выбора пути за­купок через конкурсную основу или аук­цион (при этом заказчик на процедуру повлиять не может). Более 70% закупок осуществляется именно через аукцион, который Татьяна Дорошенко считает не­целесообразным: «По большому счету - это игра. Я видела, как очень многие бизнесмены начинают играть, опуская цену до беспредела, а потом не могут выполнить контракт или уменьшают ка­чество продукции». Попытка ограничить снижение цены, например на 15%, так же являются недейственной: «в подобном случае выигрывает тот, кто первым поставит заявку с ценой, сниженной до возможного предела». Выход из ситуа­ции - это конкурс, где каждый обдумы­вает цену и ставит ее, учитывая свои силы. Такое решение отлично вписыва­ется в электронную процедуру закупки (с 1 января все поставщики и подрядчики работают именно в электронном варианте).

К слову сказать, саморегулируемые организации могут как нельзя лучше по­влиять на закупочный процесс, осуще­ствив надлежащий контроль за членами некоммерческого партнерства. Потен­циальный заказчик, выйдя на сайт, видит огромное разнообразие возмож­ных предложений по самой разной цене, сориентироваться в которых не так-то просто. В этой ситуации на пер­вый план выходят возможности СРО. Лидер саморегулируемой организации вместе с коллегами может дать сторон­нюю характеристику надежности фирмы, разместив свой отчет на сайте. Для того чтобы такой процесс закупки был осуществлен, некоммерческим партнерствам стоит выработать единую методику, по которой будет прово­диться оценка предприятий. Эта си­стема может быть дополнена рейтингами, опубликованными на сайте и составленными за счет характеристик фирм довольными или разочарован­ными заказчиками. Главный принцип таких рейтингов - это взаимосоглаше­ние, когда предприятие заинтересовано в наивысшей оценке своей работы, а покупатель уверен в добротности по­ставляемой продукции. В таком случае потенциальный заказчик сможет уви­деть не только характеристику, собст­венноручно написанную фирмой, но и общественное мнение и профессиональную оценку, а значит закупки това­ров и услуг в этом отношении получат должное качество.

Однако, как сообщает Татьяна До­рошенко, с технической составляющей электронной системы закупок тоже не все так гладко. В Иркутской области были зафиксированы несколько случаев манипуляций в этой сфере. Существуют сайты, которые способствуют сговору фирм за спиной заказчика, в связи с чем, покупателям рекомендуется обра­щаться только к проверенным источни­кам. В том числе атаки конкурентов производятся и на техническое обору­дование: перерезается кабель и поль­зователь не может выйти в интернет и подать заявку в установленное время. Это создает дополнительные трудно­сти.

С другой стороны, заказчикам не­обходимо интересоваться надежностью не только самой строительной компа­нии, но и СРО, в которую она вступила. По словам Сергея Брилки, на большин­стве проблемных объектов Иркутской области, а их порядка 32, на которых нарушены сроки сдачи в эксплуатацию, работают организации, состоящие в со­мнительных саморегулируемых органи­зациях. Что же касается НПСРОСБР, то, во-первых, перед тем как принять орга­низацию в свои ряды, ее тщательно проверяют. Во-вторых, если у строи­тельной организации возникли опреде­ленные трудности, то все проблемы разбираются на Правлении и коллеги­ально ищутся пути решения. Такой под­ход возможен, в том числе и вследствие того, что все члены работают на региональном рынке, компании не первый год друг друга знают, им легшее понять друг друга и при необходимости помочь.

Следующий этап развития отноше­ний между участниками саморегулиро­вания - это создание третейских судов. Третейский суд - это достойная альтер­натива арбитражным судам и судам общей юстиции. Он дает возможность противоборствующим сторонам урегу­лировать назревающий или уже возник­ший конфликт с помощью третьего лица в порядке действующего законодатель­ства. Его функцией является разреше­ние экономических споров, возникающих между членами саморегу­лируемой организации, заказчиками их услуг и другими лицами. Такой суд не­давно создан при некоммерческом партнерстве СРО АИ К. «Для бизнеса этот способ решения вопросов яв­ляется самым цивилизованным, - счи­тает руководитель филиала НП СРО АИК по Иркутской области Денис Татарни­ков. - При третейском разбирательстве рассмотрению спора предшествуют по­среднические, примирительные про­цедуры, здесь больше возможностей договориться «по-хорошему». А это эко­номия и времени, и средств конфлик­тующих сторон».

Одним из наиболее важных вопро­сов, обсуждаемых на конференции, был вопрос о качестве строительный работ и способах его достижения. Не секрет, что заказчик, приобретая строительные материалы, может в тем или иным спо­собом проверить их надежность. Но, когда мы говорим о строительных рабо­тах, никто и никогда не сможет с полной уверенностью сказать, будут ли они соответствовать заявлен­ной норме. Татьяна Дорошенко, опираясь на изменения, вне­сенные в ФЗ № 94, рассуждает на эту тему: «качество определяется по материалам, с которыми будет выполняться определенная работа. На сегодняшний день предприятия обя­заны описывать все строительные материалы. И если они за­будут указать, например, шурупы, то будут официально сняты с процедуры торгов. Такие условности, конечно, не лучший ва­риант, но они позволят улучшить качество продукции». Про­блема производства строительных материалов на данный момент стоит очень остро, - продолжает тему качества Сергей Брилка. В подтверждение своих слов он приводит пример, когда при плановой проверке объекта одной из своих компаний опытные контролеры случайно обратили внимание на арматуру. Проведенные исследования показали, что материал, предназначенный для того, чтобы выдерживать напряжение в кон­струкции, не соответствует требованиям. При этом некачественная арматура была использована в несущих кон­струкциях и в основах лестничных масс. В итоге этой органи­зации пришлось разрушить уже построенные четыре этажа. «Я не знаю, и никто из нас не знает, сколько домов построено, и сколько еще строится, в которых строители используют нека­чественные материалы. Это является огромной проблемой. По­этому мы очень ответственно относимся к проверке наших членов. Недавно наше СРО закупило итальянское и японское оборудование международного класса для проверки качества строительных материалов в независимой лаборатории». Но это не решает проблему недобросовестных строителей, вошедших в СРО других регионов, которые не имеют в Иркутской области представительства. Большие расстояния и безответственность руководителей малопорядочных саморегулируемых организа­ций, имеющих большое количество членов, не позволяют про­водить плановые проверки, которые по закону должны проходить минимум раз в год.

Актуальным для некоторых сфер остается вопрос об обязательности членства в СРО и определения самих участником саморегулирования. До конца не решен вопрос в некоторых от­раслях о том, кто должен входить в са­морегулируемые организации: юридические или физические лица. На­пример, такая проблема стоит у кадаст­ровых инженеров. Рассказывает Евгения Пулявская, директор СРО НП «КИРС»: «В 2006 году проходил круглый стол, на котором так и не было вы­яснено, по каким принципам должны строиться СРО в сфере кадастровой деятельности. Там говорилось о сниже­нии административных барьеров, вве­дении рынка кадастровых услуг, но заострялось внимание на том, что на определенный период членами СРО могут быть юридические лица и индиви­дуальные предприниматели, а после того как профессионально созреют ка­дастровые инженеры, членами СРО должны стать физические лица. Эта идея очень тяжело отразилась на ста­новлении саморегулирования в этой сфере. Что мы имеем сегодня? Мы соз­дали свою саморегулируемую органи­зацию, основанную на членстве юридических лиц. Нашими членами яв­лялись юридические лица и индивиду­альные предприниматели, осуществляющие официальный кадастровый учет объектов недвижимости и регистрацию прав объектов недвижи­мости. Но 31 декабря 2010 года под бой курантов юридические лица и частные предприниматели должны были пре­вратиться в физические лица. Получа­ется, что все организации, приложившие массу усилий и набрав­шие необходимое количество членов, просто были поставлены перед фактом, что в СРО они войти не смогут». Для того чтобы создать саморегулируемую орга­низацию в сфере кадастровых инжене­ров, нужно иметь в ее составе более 100 членов, каждый из которых должен оплатить вступительный взнос в раз­мере 3 тысячи рублей. Но даже такие щадящие условия не способствуют воз­никновению новых СРО: «Вместо обяза­тельных пятнадцати организаций в сфере кадастровой инженерии по Рос­сии существует всего шесть. И не­известно, кто подтвердит статус физических лиц из этих шести. Убедить кадастровых инженеров вступить в са­морегулируемую организацию при от­сутствии обязательного членства является крайне сложным вопросом. Законодательно нужно сделать выбор -либо это будет лицензирование, либо СРО. Если СРО, то необходимо ввести обязательность». Угроза, что СРО НП «КИРС» кадастровых инженеров не сможет подтвердить свой статус и будет закрыто, становится вполне реальной. А это единственное некоммерческое партнерство на нашей территории.

«Цена ошибки» - так называется до­клад заместителя генерального дирек­тора по экспертной и противопожарной работе ООО «Пожарно-спасательный центр» Олега Заятдинова. Основная проблема, озвученная в этом докладе, заключается в том, что нет такого ве­домства или организации, которая бы взяла на себя ответственность за обес­печение пожарной безопасности в строительстве. При равных требованиях объекты с одинаковыми нарушениями в этой области получают как положитель­ные, так и отрицательные заключения. По словам Олега Михайловича обес­печением пожарной безопасности в строительстве занимаются: органы местного самоуправления, агентство государственной экспертизы и ценооб­разования в строительстве, служба го­сударственного жилищного контроля и строительного надзора, органы ГПН (осуществляют консультации), негосу­дарственная экспертиза, организации, осуществляющие независимую оценку пожарного риска, организации осу­ществляющие разработку специальных технических условий, лица осуществ­ляющие подготовку проектно-сметной документации, заказчики и наконец, собственники. Но на деле за обеспече­нием пожарной безопасности отвечают все и никто. В России сложилась ситуа­ция, при которой число погибших при пожарах людей превышает норматив­ное значение в 1000 раз (при 142 млн. чел приемлемым считается гибель 142 человек, вместо фактического 15165 чел, в 2008 г.). Еще большую смуту в эту сферу вводят Федеральные законы № 123-ФЗ , №384-ФЗ и Градостроитель­ный кодекс РФ. Аобщий закон, об обес­печении пожарной безопасности в России который бы отвечал требова­ниям времени еще пока не принят. В итоге, даже при желании ответственной стороны провести объективную оценку не представляется возможным: сложи­лось много организаций и структурных подразделений различных органов, тре­бования которых противоречат друг другу. К примеру, в Иркутске во многих местах массового скопления людей применяются порошковые системы по­жаротушения. При срабатывании дан­ных систем порошок выходит с давлением, которое может нанести серьезный вред здоровью человека.

«Разработка и утверждение терри­ториальных строительных норм и вве­дение института саморегулирования в области пожарной безопасности позво­лит объединить усилия, направленные на достижения основной цели - защиты жизни и здоровья граждан. И тезис «безопасное жилье» станет реаль­ностью», - рассказывает Олег Заятдинов.

Но наибольшую полемику вызвали проблемы в сфере ЖКХ. 1 марта 2005 года был принят жилищный кодекс РФ, и с этого момента пошло становление управляющих компаний и ТСЖ. Практи­чески сразу возник самый болезненный, финансовый вопрос. Емкость рынка по оплате населением услуг ЖКХ состав­ляет в России более триллиона рублей в год. Сумма, мягко говоря, немалень­кая. При этом в стране нет ни одного за­кона, который бы позволял контролировать, куда направляются эти деньги. Управляющим компаниям не приходится верить на слово, уже были случаи злоупотребления правом распо­ряжения собственников многоквартир­ных домов страны в свою пользу. Законодательно не отработан переход дома от одной управляющей компании к другой: «Я ни разу не слышал о таком случае, чтобы одна управляющая ком­пания работала, собирала деньги с жи­телей, в частности по статье «текущий ремонт», а потом, при передаче дома, все  деньги  отдала со  словами:   мы ничего не делали, но сумма осталась в сохранности, и теперь вы, как новая управляющая компания сделайте, пожалуйста, в этом доме ремонт», - печально иронизирует Илья Песков, за­меститель исполнительного директора НП СРО Содружество ЖКХ.

Другая проблема состоит в том, как изначально создается управляющая компания. Ее основа - это юридическое лицо. На­пример, частное лицо - Иванов Иван Иванович - регистрирует ООО «Управляющая компания» с уставным фондом 10 000 руб­лей. На этом все. Он уже имеет право осуществлять деятель­ность как управляющая компания. Так как компенсационный фонд отсутствует, то денежная ответственность существует только в пределах уставного фонда ООО. А убыток, который может причинить такая организация может составлять десятки миллионов рублей. Одним из возможных решений ряда про­блем, связанных с ЖКХ, участники конференции считают вве­дение обязательного членства управляющих компаний в региональных саморегулируемых организациях, добавляя при этом, что вступление в СРО в этой сфере должно сопровож­даться уплатой достаточной суммы взноса в компенсационный фонд. Этот принцип саморегулирования позволит нести ответ­ственность перед жителями за действия недобросовестной управляющей компании.

На конференции так же обсуждался вопрос установления единой системы стандартов в оценочной сфере, необходи­мость открытия бакалавриата и магистратуры в вузах по на­правлению Экономика саморегулирования. Регламент конференции вместе с вынесенными предложениями органи­заторы обещают передать в муниципалитет для дальнейшего рассмотрения.

 

Дарья Федорова

Журнал «Строим вместе» № 6, 2011 год