Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Открытие иконы (Рублевская Троица)

Оклад с иконы «Троица» А. Рублёва. XVI–XVIII в. Историко-художественный музей-заповедник, г. Загорск

Оклад с иконы «Троица» А. Рублёва. XVI–XVIII в. Историко-художественный музей-заповедник, г. Загорск

«Троица» Андрея Рублёва

«Троица» Андрея Рублёва

Андрей Рублёв и Даниил Чёрный за работой в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Лицевой список «Жития Сергия». XVI в.

Андрей Рублёв и Даниил Чёрный за работой в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Лицевой список «Жития Сергия». XVI в.

Иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Здесь до 1929 г. находилась икона «Троица» А. Рублёва

Иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Здесь до 1929 г. находилась икона «Троица» А. Рублёва

В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре снята была риза с образа Св. Троицы письма преподобного Андрея Рублёва и началась реставрация (т. е. постепенное освобождение образа от многочисленных записей) этой древней иконы XV века, дабы раскрыть ее первоначальный иконописный облик.

В «Истории русского искусства», изданной под руковод-ством Игоря Грабаря в Москве в 1914 году, мы находим повествование об этом событии. «Когда, — пишет живописец В.П. Гурьянов, приглашенный благодаря настойчивым советам И.С. Остроухова в 1904 году для реставрации рублевской Троицы, — снята была золотая риза, то каково же было наше удивление. Вместо древнего и оригинального памятника мы увидели икону, совершенно записанную в новом стиле палеховской манеры 19-го века» (4, с. 228). Художник И.С. Остроухов (1858–1929), бывший страстным и опытным собирателем древних икон, обладал особой даровитостью, мудростью и чутьем. Благодаря этим качествам, а такжебезграничной любви к иконам он был одним из инициаторов реставрации иконы Андрея Рублёва. Чтобы получить разрешение на реставрацию, пришлось преодолеть сопротивлениецерковных кругов, основанное на обычае неприкосновенно-сти к почитаемым иконам. Во время реставрации было снято несколько слоев записей, чтобы дойти до первоначальнойдревней живописи, к счастью, хорошо сохранившейся. Взору реставраторов и специалистов открылись скрытые ценности древнерусской московской школы иконописи.

Писатель и историк искусства П.П. Муратов (1881–1950), бывший очевидцем реставрационной расчистки «Троицы», свидетельствовал о том, что все видевшие открытое от позднейших слоев произведение Андрея Рублёва были поражены удивительной красотой и таинственной одухотворенностью живописи, производившей впечатление первоклассного шедевра. Вскоре икона была поставлена в ряд вечных мировых художественных ценностей. В 1929 году образ Троицы был перенесен из Троице-Сергиевой лавры в Государ-ственную Третьяковскую галерею.

Этот, казалось бы, частный случай в искусствоведении был первым шагом к одному из величайших событий XX века, как в плане художественном, так и в плане духовном, — к открытию православной иконы. Автор «Умозрения в красках» Е.Н. Трубецкой (1863–1920) писал об этом событии: «Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. Приходится говорить именно об открытии: так до самого последнего времени в иконе все оставалось скрытым от нашего взора — и линии, и краски, и в особенности духовный смысл этого единственного в мире искусства. А между тем это — тот самый смысл, которым жила вся наша русская старина. <…> Открытие иконы… только зачинается. Когда мы расшифруем непонятный доселе и все еще темный для нас язык этих символических начертаний и образов, нам придется заново писать не только историю русского искусства, но и историю всей древнерусской культуры» (6, с. 245–246).

Колоссальная работа, проделанная реставраторами, вернувшими впоследствии к жизни множество древних икон, сопровождалась огромным количеством иллюстрированныхпубликаций на многих языках. Это вызвало сильную реакцию в обществе. При созерцании вновь открытых древних икон даже у неверующих стало наблюдаться особое религиозно-духовное волнение. Л.А. Успенский (1902–1987), иконописец, реставратор, член общества «Икона» в Париже, отметил в открытии иконы новую стадию: «Начинается медленное проникновение в духовный смысл древней иконы. В ней открылся дух, неизмеримо более высокий, чем свой собственный, благоприобретенный в „просвещениињ. Она воспринимается уже не только как художественная или культурная ценность, но и как художественное откровение духовного опыта» (7, с. 401).

Вторым знаменательным событием XX века является состоявшийся в 1960 году в Москве торжественный юбилей А. Рублёва, в преддверии которого была открыта «Юбилейнаявыставка Андрея Рублёва, посвященная 600-летию со дня рождения великого художника Древней Руси». На выставке было представлено сто древнерусских икон преимущественно XIV века киевской, новгородской, псковской, ростово-суздальской, тверской и московской школ. Был издан каталог под редакцией В.И. Антоновой.

Выставка, главной жемчужиной которой была «Троица» А. Рублёва, явилась откровением для многих посетителей и стала своеобразной вехой стойкого интереса к творчествувеликого русского иконописца. В 1963 году в Москве был опубликован капитальный труд в двух томах В.И. Антоновой и Н.Е. Мнёвой «Каталог древнерусской живописи» в собрании Государственной Третьяковской галереи, где описаны и проанализированы произведения прославленного мастера. В этом же году вышла в свет книга Н.А. Дёминой «Троица АндреяРублёва». Творчеству преподобного Андрея посвятили свои труды искусствоведы В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, Г.И. Вздорнов и многие другие.

Светлая рублёвская «Троица», написанная в похвалу св. Сергию Радонежскому, обобщает в себе иконописными средствами весь смысл троичного догмата в тематике Ветхого и Нового Завета и передает чудодейственный зримый образ России.

По словам Н.А. Дёминой, «Рублёв для нас — не только великое прошлое. По-новому осознанное его искусство возвышает людей и в наши дни. Рублёв принадлежит и будущему»(3, с. 81).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи [в Гос. Третьяковской галерее]: В 2 т. — М., 1963.

2. Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублёва: [Каталог]. — М., 1960.

3. Дёмина Н.А. Андрей Рублёв и художники его круга. — М., 1972.

4. Муратов П. Русская живопись до середины XVII века // Грабарь И. История русского искусства. — М., [1914]. — Т. VI.

5. Троица Андрея Рублёва: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов. — М., 1981.

6. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках: Этюды по русской иконописи // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. — М., 1994.

7. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. — М., 1989.

 

Зинаида Евгеньевна Залесская,
председатель общества «Икона»,
Франция, г. Париж


Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год