Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Проповедческая деятельность иркутского духовенства во второй половине XIX века

Архиепископ Парфений (Петр Тихонович Попов), глава Иркутской епархии с 1860 по 1873 г.

Архиепископ Парфений (Петр Тихонович Попов), глава Иркутской епархии с 1860 по 1873 г.

Архиепископ Вениамин (Василий Антонович Благонравов) (1825–1892)

Архиепископ Вениамин (Василий Антонович Благонравов) (1825–1892)

Обложка книги архимандрита Модеста «О проповедничестве св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца» (Иркутск, 1873)

Обложка книги архимандрита Модеста «О проповедничестве св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца» (Иркутск, 1873)

Архиепископ Тихон (Михаил Михайлович Данебин-Троицкий) (1831–1911)

Архиепископ Тихон (Михаил Михайлович Данебин-Троицкий) (1831–1911)

Проповедь — христианское церковное наставление, произносимое, как правило, в храме и содержащее разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям.

Согласно общехристианским церковным правилам (постановления II Вселенского собора, правила св. апостолов) проповедничество является одной из главнейших обязанностейпастыря. Несмотря на это, в русском обществе до Петра Iбыло распространено негативное отношение к проповеди в храме. В Московской Руси православные священники непроизносили проповедей, ограничиваясь чтением отрывков из Священного Писания. Швед Г. Седерберг, находившийся в плену в России, был поражен тем, что в русском обществепреобладает отрицательное отношение к проповеди. Русские, писал он, «находят, что храм Божий оскверняется проповедниками, которые, когда они, увлекаясь страстью, говорят все, что им приходит на ум, подымают вопросы и споры, вводят новости и, таким образом, причиняют своим слушателям более горя и вреда, чем приносят пользы» (10, с. 189).

Петр I и его преемники старались привить в России европейскую форму проповеди. «Инструкция благочинным» объявляла проповедничество обязанностью каждого пастыря,высшее духовное начальство периодически напоминало об этом специальными указами.

Во второй половине XIX века архиереи, стоявшие во главе Иркутской епархии, уделяли большое внимание проповеди, которая, по их мнению, вместе с регулярной исповедьюявлялась оружием в борьбе за народную нравственность. Архиепископ Парфений (Попов) в 1861 году издал специальный указ о проповеди, распространенный по всем приходамепархии. В указе приходским священникам предписывалось во все праздничные и воскресные дни произносить за богослужениями проповеди, по возможности не взятые в готовомвиде из специальных изданий, а собственного сочинения. Проповеди следовало читать при любом, даже самом малом количестве слушателей. В указе приводился список из 34наименований книг духовного содержания, которые нужно было приобрести для церковных библиотек и которые могли облегчить проповедникам выбор тем для поучений и самосоставление проповедей.

Также Парфений предлагал проповедникам расширить сферу своей деятельности, включив в нее посещения домов прихожан, собрания всех жителей прихода в воскресные и праздничные дни для чтения духовных книг и ведения благочестивых бесед и т. п.

Произнесение проповедей в храме контролировалось благочинными через записи в богослужебных журналах, в которых отмечались все церковные службы, требы и т. п. (На страницах богослужебных журналов можно встретить отметки благочинных, проверявших работу приходского священника: «Рекомендую произносить за Богослужениями чащепроповеди» /2, д. 38, л. 63 об./; «Проповеди вменено в непременную обязанность произносить во все Воскресные и Праздничные дни, но из этого журнала не видно исполнения такого обязательства; если оне не были произносимы или были сказываемы редко, то надпоминаю говорить их неопустительно во все дни воскресные и праздничные; если же были произносимы и не означено о произношении их в журнале, то рекомендую каждый раз заносить в журнал их произношение» /2, д. 38, л. 33 об./). Также для контроля со стороны духовных властей и облегчения труда проповедника предписывалось вести дневники прочитанных наставлений.

Епископ Вениамин (Благонравов), в 1873 году сменивший Парфения на посту главы епархии, был горячим сторонником регулярного произнесения проповедей. Сам хорошийпроповедник, он говорил поучения при каждом удобном случае. По воспоминаниям современников, во время поездок по епархии «при совершении каждого богослужения во всехцерквах Архипастырь говорил народу импровизированные поучения, применительно к нуждам каждого прихода, которые он узнавал от приходских священников. В некоторых церквах заставлял говорить поучения и священников, после которых говорил сам» (8, с. 109). В Иркутске преосвященный Вениамин в воскресные и праздничные дни проводил службу и проповедовал в кафедральном соборе. Также поучения и речи владыки можно было услышать в других городских церквах, куда архиерея приглашали по случаю каких-либознаменательных событий (храмовый праздник, закладка или освящение церкви, придела, приходской школы и т. п.).

Подобный личный пример главы епархии позволял священникам приобретать необходимый опыт проповедничества, заставлял их активнее трудиться на этом поприще. Архиепископ Вениамин постоянно при всех встречах с духовенством напоминал о необходимости активного проповедничества. По мнению архипастыря, поучение «должно предлагаться в виде простой устной беседы, с любовью, как слова отца к детям, без резких выражений, без указаний на лица и без укоров» (7, с. 571). Но вместе с тем поучение не должно быть оторвано от проблем и нужд прихода. Проповедь должна сдержанно, но твердо указывать прихожанам на какие-либо недостатки, пороки, проступки и рекомендоватьсоответствующие действия и поведение. Обязательными условиями успешной проповеди, по мнению Вениамина, были ее простота и удобопонятность.

Самым желательным для священника-проповедника было самостоятельно сочинить поучение (а еще лучше — произнести проповедь экспромтом), но если для этого священникунедоставало писательских и ораторских талантов, то он мог прибегнуть к помощи специальных книг и периодических изданий, взяв оттуда готовую проповедь и приспособив ее к местным нуждам и особенностям. В библиотеках иркутских храмов были журналы «Руководство для сельских пастырей», «Православный собеседник», «Христианское чтение», «Духхристианина» и др. Во второй половине XIX века были выпущены отдельными изданиями проповеди, написанные известными деятелями сибирской церкви: святителем Иннокентием Иркутским, Иннокентием Вениаминовым, митрополитом Московским, а также некоторыми представителями иркутского духовенства. «Иркутские епархиальные ведомости» регулярно публиковали на своих страницах поучения, проповеди, слова и речи сибирских и российских священнослужителей XVIII и XIX веков.

Разновидностью церковной проповеди были катехизические поучения — насколько возможно упрощенные и общепонятные объяснения основ христианского вероучения (краткая церковная история, заповеди, символ веры и т. д.),произносимые для присутствующих в церкви прихожан. Подобные поучения составлялись и произносились всеми приходскими священниками, но существовали и официально назначаемые властями катехизаторы. В Иркутске такие поучения произносились по праздникам и воскресным дням в кафедральном соборе. Официальными катехизаторами назначались некоторые из священников иркутских и пригородных церквей. Они должны были в установленный срок представить составленные ими проповеди на рецензию преосвященному или кому-либо из назначенных им цензоров (так же должны были поступить и те приходские священники, которые произносили катехизические поучения в своих приходских церквах). Цензоры читали поучения и высказывали свое мнение об их достоинствах и недостатках. Например, цензор отец Митрофан Спасокукоцкий так выразил свое мнение об одиннадцати проповедях отца Пляскина: «Все поучения согласны учению православной церкви. В проповеднике видна заботливость о систематическом изложении Евангельского учения о блаженствах; только эта погоня за системой отвлекла его от самого существенного в народной проповеди: общедоступности и общепонятности…» (1, д. 10454, л. 5–5 об.).

После рецензирования поучения возвращались их авторам, и если не возникало никаких сложностей и противоречий установленным правилам, то поучения произносились в храме или соборе. Но вследствие того что некоторые катехизаторы не представили на рецензию свои поучения (и, соответственно, не произнесли их перед слушателями), епископ Вениамин издал в 1876 году указ, по которому консистории предлагалось «взыскать со всех не представивших проповедей по 3 рубля за проповедь в пользу Попечительства о бедных духовного звания» (1, д. 8685, л. 1–1 об.). Многие из попавших в «черный список» священников имели уважительные причины, по которым не смогли исполнить возложенную на них обязанность (болезнь, срочные дела в приходе), и были освобождены от наказания, но были и те, с кого консистория взыскала положенный штраф.

Установленные архиепископом Вениамином правила рецензирования катехизических поучений и штрафов за их нарушения продолжали существовать и при его преемникеархиепископе Тихоне (Данебин-Троицкий, глава епархии с 1892 по 1911 г.).

Определить по имеющимся в нашем распоряжении документам степень воздействия проповеди на прихожан довольно сложно. Сама по себе, не подкрепленная никакими другими действиями священника, проповедь вряд ли могла кардинально улучшить народную нравственность. Здесь нужен был комплексный подход, включающий в себя наряду с проповедью внебогослужебные собеседования, воздействие на подрастающее поколение через церковно-приходские школы, активную позицию духовенства и хотя бы части прихожан. К сожалению, подобное сочетание вышеперечисленных факторов встречалось довольно редко, а для его создания требовалась глубокая и серьезная работа, для которой не у всего иркутского духовенства находились силы и средства.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Иркутской области (ГАИО), ф. 50 (Иркутская духовная консистория), оп. 1, д. 8685, 10454.

2. ГАИО, ф. 266 (Иркутская Спасо-Преображенская церковь), оп. 2, д. 32, 38.

3. ГАИО, ф. 587 (Благочинный иркутских городских церквей), оп. 1, д. 87, 205.

4. Вениаминов И., протоиерей. Указание пути в царствие небесное: Беседа из поучений к новопросвещ. христианам протоиерея Иоанна Вениаминова, что ныне преосвященныйИннокентий, епископ Камчатский, Курильский и Алеутский. — М., 1856.

5. Виноградов А.А. Слово в день освящения нового Кафедрального собора в Иркутске [25 янв. 1894 г.]. — [Иркутск], [1894].

6. Громов П. Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем П. Громовым. — СПб., 1857.

7. Иркутские епархиальные ведомости. — 1873. —  35. — Прибавления.

8. Литвинцев Ф. Краткий очерк 14-летнего управления Высокопреосвященного Вениамина Иркутскою епархией // Двадцатипятилетие епископского служения Высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. — Иркутск, 1888.

9. Модест, архимандрит. О проповедничестве св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца: Исследование ректора Иркутской дух. семинарии, архимандритаМодеста, с присовокуплением поучений и слов, известных с именем Св. Иннокентия. — Иркутск, 1873.

10. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в.). — М., 1998.

11. Шастин И. Слово и речь в день освящения Иркутского Благовещенского храма, 14 окт. 1890 г. — Иркутск, [1890].

 

Ирина Александровна Погодаева,
зав. отделом историко-культурного
наследия Иркутской областной
государственной универсальной
научной библиотеки
имени И.И. Молчанова-Сибирского


Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год