Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Как возник и чем живет благотворительный фонд имени Иннокентия Сибирякова

Президент Благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова Валентин Иванович Боцвин. Фото В. Боцвина, 2005 г.

Президент Благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова Валентин Иванович Боцвин. Фото В. Боцвина, 2005 г.

Афонский собор Св. Апостола Андрея Первозванного. Фото В. Боцвина, 2004 г.

Афонский собор Св. Апостола Андрея Первозванного. Фото В. Боцвина, 2004 г.

Участники XIII Международного конгресса по благотворительности. Фото А. Орешкина, 2005 г.

Участники XIII Международного конгресса по благотворительности. Фото А. Орешкина, 2005 г.

Храм и богадельня Свт. Николая Чудотворца, Псковская область. Фото С. Никоновой, 2005 г.

Храм и богадельня Свт. Николая Чудотворца, Псковская область. Фото С. Никоновой, 2005 г.

Меня нередко спрашивают о том, как я пришел к мысли о необходимости создания благотворительного фонда. Вступление на путь сознательной благотворительности связано с главным событием моей жизни — приходом к Богу. После того как Господь открыл передо мной двери храма, я увлекся разной общественной деятельностью: Рождественскими чтениями, семинарами, конференциями православной интеллигенции… Я постигал новый для себя мир, где люди занимаются настоящим делом — спасаются сами и помогают другим. «А ты, — укорял я себя, — банально зарабатываешь на кусок хлеба». Моя основная работа в качестве предпринимателя стала как-то отходить на второй план, а производственный корабль пустился в самостоятельное плавание. Встал вопрос, как жить дальше?

Мне доводилось спрашивать совет у недавно почившего известного многим верующим старца Николая Гурьянова, богоугодно ли мое коммерческое дело, на своем ли я месте.Старец благословил меня заниматься тем, чем я занимаюсь. Так я остался в бизнесе, но проблемы нашей действительности продолжали волновать меня, заставляли думать о том, как внести и свою лепту в возрождение духовности в России, как помочь хотя бы некоторым людям в их нуждах.

Мы все сегодня являемся свидетелями тому, что за по-следние пятнадцать лет отечественной истории в России произошло имущественное расслоение и рядом с нами оказалось немало людей, нуждающихся в поддержке. Само время призывает сейчас и государство, и предпринимателей обратиться к нашим отечественным традициям и увидеть, что в течение многих веков милосердие в России было не только важнейшим принципом общественных отношений, но и образом жизни большинства людей. Наши предки умели добиваться материального успеха в жизни, не забывая и протягивать руку помощи нуждающимся.

Наблюдения за происходящим в стране и размышления над судьбами Отечества и близких мне людей побуждали к конкретной деятельности. Как духовное завещание предыдущих поколений воспринимались изречения святых отцов о милосердии. Так постепенно созревала мысль о создании благотворительного фонда, который был задуман как «фонд добрых дел». К моменту создания фонда у нас уже существовали бесплатные обеды для сотрудников, рождественские подарки, совместный отдых и праздники… Но такая благотворительность была ограничена корпоративными рамками и не имела общественного звучания, а значит, и не могла внести свой вклад в возрождение наших духовных начал, основанных на милосердии и любви к ближнему. Мы долго искали название фонду и по предложению православной писательницы Татьяны Сергеевны Шороховой остановились на яркой личности капиталиста-золотопромышленника и выдающегося благотворителя Иннокентия Михайловича Сибирякова, уроженца Иркутска, что тоже немаловажно. Как известно, он был достойным продолжателем благотворительных традиций сибирского купечества, которое в XIX – начале XX века своей щедростью поражало всю Россию.

В личности Иннокентия Сибирякова меня тронули не только масштабность его благодеяний и прекрасные душевные качества, но и его непростой путь к Богу: после увлечениярадикальными идеями западного толка по преображению России Иннокентий Михайлович вернулся «домой», к православной духовной традиции своих предков, и отдал себяслужению Богу всецело. В расцвете лет он раздал свое многомиллионное состояние, принял монашеский постриг в Санкт-Петербурге и жил на Афоне в Свято-Андреевском скиту смиренным схимником, спасаясь в высшем монашеском подвиге — подвиге безмолвия. К счастью, и в наше время со многими случаются подобные духовные перемены, хотя онидалеко не всегда завершаются монашеским служением, так как избрание на последнее является делом Промысла Божия. И мой путь к жизни по вере тоже отчасти сходен с опытомИннокентия Сибирякова.

Все, что связано с Афоном, для меня особенно дорого, я бывал там неоднократно, так как Святая Гора — идеальное место для исследования своей души: тишина и покой, и ты, грешный, падший человек, вопиющий к Богу: «Как быть, что делать?» Пятый раз я ехал на Афон осенью 2004 года уже в качестве президента Благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова. У меня с собой был вопросник для выяснения подробностей жизни схимонаха Иннокентия в Свято-Андреевском скиту. На тот момент о пребывании отца Иннокентия на Афоне мы мало что знали. И здесь со мной и моим духовным отцом протоиереем Игорем Филиным произошли события, которые я отношу к разряду православных чудес и о которых считаю своим долгом рассказывать.

В настоящее время в Свято-Андреевском скиту русских монахов нет. Там проживают во главе с настоятелем архимандритом Ефремом греческие подвижники из Ватопедскогомонастыря. Остановившись в скиту Ксилургу, где живут русские монахи Свято-Пантелеимонова монастыря, мы отправились в Свято-Андреевский скит паломниками. Осмотревтерриторию обители, зашли и в Андреевский собор, по-строенный на средства Иннокентия Михайловича Сибирякова. Здесь взяли благословение у иеромонаха Ефрема, но поговорить нам не удалось. Мешал языковой барьер… Однако оставшийся безответным вопросник в моих руках не давал мне покоя. Надо было уже уходить, и, почти не имея никакой надежды получить в скиту какие-либо сведения о схимонахе Иннокентии, я чуть ли не в отчаянии взмолился ему: «Отче Иннокентие, помоги!»

Выйдя в монастырский двор и собираясь уже покинуть обитель, мы обратили внимание на группу паломников, только что вошедших на территорию скита. В руках священника я увидел книгу с названием на русском языке «Андреевский скит», дерзнул взять благословение и спросить, не поможет ли он нам перевести вопросы. Заговорили и познакомились со священником из Канады протоиереем Владимиром Мальченко — настоятелем Свято-Троицкого собора Русской зарубежной церкви в Торонто. Оказалось, что он уже два-дцать пять лет поминает схимонаха Иннокентия (Сибирякова) в своих молитвах. Так Господь в одно и то же время свел почитателей Иннокентия Михайловича Сибирякова из разных концов света в месте его упокоения. С отцом Владимиром мы не разминулись всего лишь на пару минут!

Батюшка стал нашим переводчиком, и мы смогли объясниться с настоятелем скита, задать ему интересующие нас вопросы. Отец Ефрем провел нас в костницу, обычно недоступную большинству паломников. Здесь по афонской традиции хранятся главы почившей братии — всего полторы тысячи черепов. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что глава схимонаха Иннокентия имеет янтарно-медовый цвет, что по афонскому преданию считается несомненным признаком святости. Само положение главы — на красной ткани рядом с главами основателей обители — говорило об особом почитании на Святой Горе схимонаха Иннокентия.

Отец Ефрем не только благословил нас осмотреть святыни костницы, но и позволил сфотографировать их. Благодаря этому наши соотечественники смогли познакомиться с уникальными видами Свято-Андреевского скита, братской костницы, честных останков схимонаха Иннокентия. В костнице произошло еще одно чудо. На Афоне существует правило не отделять частиц мощей от монашеских глав. Зная об этом, мы не решались просить настоятеля монастыря о передаче частицы чест-ных останков схимника в Санкт-Петербург, но Господь видел наше желание и не замедлил явить свою милость. В тот момент, когда отец Ефрем, — уже в который раз! — повернул в руках главу схимонаха Иннокентия, внимательно всматриваясь в нее, ему на ладонь выпала частица кости, самопроизвольно отколовшаяся от черепа. Настоятель передал эту частицу отцу Игорю Филину. Через несколько дней мы доставили ее в Санкт-Петербург, где она теперь хранится в алтаре храма Преподобного Серафима Саровского в Песочном, так как здесь и настоятельствует духовник нашего фонда отец Игорь.

Так началось возвращение в Россию Иннокентия Михайловича Сибирякова не только как благотворителя, но и как подвижника веры и благочестия. Там же, в Свято-Андреевскомскиту, удалось нам увидеть и больничный корпус с храмом во имя Иннокентия Иркутского, построенные на средства отца Иннокентия в честь его небесного покровителя. Благодаряэтому храму на Афоне имя сибирского святого Иннокентия Иркутского стало известно во всем мире, и теперь ему по-священы храмы во многих частях света.

Видели мы и скиток близ монастырских стен, где подвизался схимонах Иннокентий со своим духовным отцом, а при этом ските — храм в честь Михаила Клопского и Великомученицы Варвары — небесных покровителей родителей отца Иннокентия. И как трогает сердце тот факт, что осиротевший еще в отроческом возрасте Иннокентий Михайлович и в монашестве не забыл своих родителей, носил нежную память о них в своем сердце. Как это великодушно, как по-русски, по-христиански! Место подвига схимонаха Иннокентия сегодня пока находится в полном запустении, но мы верим, что традиции сибирской благотворительности живы, а значит, островок Сибири на Афоне дождется своих благодетелей.

Посещение Свято-Андреевского скита стало для меня этапным и в духовной жизни. Я пережил там такие глубокие покаянные чувства, которые перевернули всю мою душу, и вернулся в Россию с полным убеждением, что наш фонд носит имя не только выдающегося благотворителя, но и угодника Божия, который слышит наши молитвы и подает нам свою помощь.

Так как события, случившиеся с нами на Афоне, переросли рамки полномочий фонда как социальной организации, мы после возвращения в Санкт-Петербург подали рапорт обовсем происшедшем митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Тогда же получили благословение на публикации статей и организацию радиопередач об отцеИннокентии (Сибирякове) в епархиальных средствах массовой информации и на сбор материалов о нем для предоставления биографической справки в комиссию по канонизации.Сбор материалов о жизни, благотворительной деятельности и духовном подвиге схимонаха Иннокентия Сибирякова является сейчас одним из основных направлений деятельностинашего фонда. Мы надеемся, что Господь поможет нам организовать исследование архива в Свято-Андреевском скиту на предмет изучения монашеской жизни отца Иннокентия, чтопозволит завершить работу над биографической справкой в полном объеме. Мы были бы счастливы получить материалы с Афона уже в этом году.

В Свято-Андреевском скиту побывали мы и осенью 2005 года. В это посещение на мощах Андрея Первозванного (в Андреевском скиту хранится его лобная кость) была освящена рукопись книги Т.С. Шороховой «Благотворитель Иннокентий Сибиряков». Книга вышла в свет через два месяца после этого попечением нашего фонда к XIII Международному конгрессу по благотворительности, который был приурочен к 145-летию со дня рождения Иннокентия Михайловича Сибирякова. Это научное исследование, появившееся в Издательстве Санкт-Петербургского государственного университета, — первая книга об Иннокентии Михайловиче Сибирякове. Думаю, что о нем будет написан еще не один труд.

Получилось как бы само собой, что название фонда теперь определяет и еще одно важное направление нашей деятельности: работу по распространению в общественном сознании россиян идеи о необходимости возрождения традиций благотворительности на примере жизни Иннокентия Михайловича Сибирякова. Поэтому и посвящение Иннокентию Сибирякову конгресса «Проблемы благотворительности в современном мире» считаем важнейшим достижением петербургской интеллигенции, а также нашего фонда, так как имя незаслуженно забытого за последние сто лет благотворителя теперь не только введено в научный оборот, но и, так сказать, «легализовано» на официальном уровне. Удивительный пример жизни Иннокентия Михайловича Сибирякова попал и в поле зрения широкой российской общественности.

Международный форум, проходивший 22–24 ноября 2005 года в Петровском зале Санкт-Петербургского университета, был организован и проведен усилиями не только Благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова, но и Санкт-Петербургского государственного университета, в котором учился Иннокентий Михайлович, Санкт-Петербургской духовной академии, Отдела благотворительности Санкт-Петербургской епархии и других организаций. Особым духовным событием стала панихида по схимонаху Иннокентию, отслуженная в церкви Апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского государственного университета в день открытия конгресса, ровно через 120 лет после того, как студент Императорского университета Иннокентий Сибиряков написал заявление о переводе его в вольнослушатели.

В настоящее время нашим фондом разработана просветительная программа «Благотворитель Иннокентий Сибиряков: через благотворение к святости». Мы надеемся найти единомышленников для широкого информирования наших соотечественников о вкладе Иннокентия Михайловича Сибирякова в развитие отечественной науки и образования, светскойи духовной культуры, а для этого надо провести огромную исследовательскую работу, выпустить книги, кинофильмы, создать музей, передвижную выставку… Сегодня уже кое-что в этом направлении сделано. Помимо издания книги Т.С. Шороховой «Благотворитель Иннокентий Сибиряков» разработан сайт нашего фонда, где мы помещаем материалы о схимонахе Иннокентии, вышел в эфир цикл радиопередач на радиостанциях Санкт-Петербурга, регулярно публикуются о благотворителе статьи в светских и церковных СМИ.

Разумеется, не оставлено нами без внимания и главное назначение благотворительного фонда — социальное служение. В рамках средств, которыми фонд располагает, мыоказываем посильную материальную помощь семьям священнослужителей, оставшимся без кормильца (вдовам, малолетним детям и престарелым родителям). Помогаем мы и батюшкам, вышедшим за штат по болезни, овдовевшим священнослужителям с детьми, нескольким семьям, оказавшимся в кризисной ситуации, больным детским церебральным параличом. Удалось организовать помощь приходу храма Святителя Николая в деревне Каменный Конец Гдовского района Псковской области, при котором создается богадельня, и т. д. Мысль Федора Михайловича Достоевского о том, что сострадание есть «главный и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», нам близка.

Кроме этого, мы помогали обществу «Санкт-Петербург — Крым» в организации детских международных крестных ходов. Совместно с Обществом возрождения отечественныхтрадиций устроили в Петербурге и Севастополе творческие встречи с писателем Виктором Николаевым, книги которого «Живый в помощи» и «Из рода в род» хорошо знают православные читатели и люди, не растерявшие в ходе перемен любви к родной земле и ее людям. Наш фонд поддерживает и информационный интернет-проект — общественный портал «Собор Санкт-Петербург».

В заключение этой своеобразной презентации Благотворительного фонда имени Иннокентия Сибирякова я хотел бы пригласить к сотрудничеству всех, кто свое будущее и будущее своих детей связывает с Россией и понимает, что в нашей стране расчет на отдельное от народа счастье — вещь малонадежная. Сегодня сама действительность ставит передотечественными предпринимателями вопрос о социально ответственном бизнесе. Не следует рубить сук, на котором сидишь.

Братьев и сестер по вере я призываю молиться о схимонахе Иннокентии и обращаться к нему за помощью. Если она будет вам полезна, то получите ее, получите и более того, что просите, как получил на Афоне и я, о чем и свидетельствую. И если ваша молитва к схимнику будет услышана, то просим вас сообщать об этом со всеми подробностями и точным указанием вашего полного имени, телефона и адреса по нашему адресу: 198097, г. Санкт-Петербург, улица Новоовсянниковская, 19/1; телефон (812) 746-67-65.

Ваши свидетельства помогут подготовить необходимый пакет документов в комиссию по канонизации для прославления схимонаха Иннокентия (Сибирякова) в лике святых. Чего чают, ожиданием чего живут все почитатели незабвенного благотворителя Иннокентия Михайловича Сибирякова во всех частях света.

 

Валентин Иванович Боцвин,
президент Благотворительного фонда
имени Иннокентия Сибирякова,
г. Санкт-Петербург


Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год