Научно-популярный журнал «Тальцы». Учредитель и издатель: ГУК Архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Основные темы журнала «Тальцы» - архитектура, этнография, этническая история, топонимика, филология. Журнал «Тальцы» издается в городе Иркутске

Материалы журнала

Казачья одежда Верхнего Дона конца XIX - начала XX века

Парадный портрет казака с супругой. 1910 г.

Парадный портрет казака с супругой. 1910 г.

Женские костюмы конца XIX – начала XX века.

Женские костюмы конца XIX – начала XX века. Демонстрируют сотрудницы музея-заповедника М.А. Шолохова

Костюмы начала XX века.

Костюмы начала XX века. Демонстрируют сотрудницы музея-заповедника М.А. Шолохова

Повседневный женский костюм начала XX века.

Повседневный женский костюм начала XX века. Демонстрирует сотрудница музея-заповедника

Вернемся приблизительно на 100 лет назад и посмотрим, как в это время одевались казаки на Верхнем Дону.

В Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова есть воспоминания, фотографии, коллекции собранной казачьей одежды конца XIX – начала XX века, которые и помогут намохарактеризовать это время. Старинная казачья одежда — это летопись жизни наших предков. Она вечная и никогда не исчезнет.

Женщины во все времена любили красиво одеваться. А в праздничные дни особенно. Одежда — это лицо каждой женщины. Прежде всего хочу заметить, что костюмы, одежда, которую мы имеем в фондах, 46–48 размеров. Это свидетельствует о том, что казачки соблюдали посты и имели красивые фигуры.

У костюмов, что у нас имеются, очень красивые линии силуэта, цветовые гаммы, линии кроя. Мода того времени очень интересна. Она говорит о хорошем вкусе казачек. Яркие цвета одежды свидетельствуют о том, что ткани для нее подыскивали, готовили к празднику, они, в свою очередь, создавали праздничный настрой, легкость фактуры, цветовые эффекты. Это ткани шелковой группы: туаль, альпак, атлас и др.

Зимним нарядом казачкам служила донская шуба. Их в музее несколько. «Она шилась на лисьем или куньем меху, до пят, без застежки, с удлиненными рукавами и покрывалась красивой дорогой тканью: парчой, атласом, тисненой узорной шерстью. Для тех казачек, у которых были маленькие дети, крой был особый. Правая пола шилась длиннее, под полу клали младенца и закутывали ею ребенка. Рукава были длинными и с оторочкой меха, можно было в рукава прятать руки, чтобы согреть, и они создавали видимость муфты. Попраздникам с шубой носили шали, очень красивые.

Были и белые овчинные „накрытыењ шубы, отороченные по краям рукавов, по полю и низу узкой полоской курпея, то есть шкурой молодого ягненка. Были шубы и без оторочки,подпоясанные вязаным шерстяным шарфом синего, зеленого или красного цвета» (1, с. 29). Юбки казачки носили длинные и широкие, летом — легкие, зимой — теплые, из шерсти.

В то время праздничные юбки изготавливались из покупной ткани: ситца, сатина, бархата, батиста, нанка, малескина, репса, кашемира. Сейчас и наши модницы ходят в красивыхмодных пальто из кашемира, как видите, мода на эту ткань вернулась через 100 лет.

«Самые модные юбки шили в то время чаще из бенгалина. Чего только нет на этих юбках, сборки и оборки по подолу, клинья, пуговицы, бисер, ленты, кружева, оторочка другойтканью. Одевали по 4–5 нижних юбок. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Теплые юбки шили на теплой подкладке и внизу со щеточками. Они не давали низу подолаизнашиваться.

Шили очень красивые кофты или блузки из того же материала, что и юбки. Украшения блуз были тоже очень разнообразны: кружева и прошвы, жемчуг, бисер, ленты, пуговицы.

Иногда одежда казачки стоила столько, сколько стоит казачий курень» (3, с. 125).

А рукодельницами были казачки отменными. Собирались вечерами, пряли и вязали. Вязали чулки шерстяные на спицах из сученой шерсти — черные, белые или узорные: сверхубелые, ниже — черными полосами и зигзагами. Носили чулки с обувью. А в начале XX века пришла мода на резиновые галоши. Их стали носить с белыми шерстяными чулками, исейчас нам приходится на станичных улицах встречать отголоски этой старинной моды.

Почти у каждой женщины на Верхнем Дону была коклюшная шаль или косынка, но вязать на коклюшках умели не все. И работа мастериц-коклюшниц пользовалась большимспросом.

В конце XIX века пришла к нам и новая мода на обувь. Появились полусапожки с цветными гарусными чулками, башмаки с ушками, чирикú (черевики), гусарики.

«Чирикú — праздничные туфли с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху, с ушками и бантиком. Носили их летом по сухой погоде. Надевали их и на шерстяной чулок. Чулкиносили без подвязок.

Были и гусарики — праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей. Пожилые женщины ходили в ботинках с провками, в которых только задник, бока и носок отделаны кожей; носили их с галошами. А суровой зимой носили валенки мужчины и женщины только из зажиточныхсемей. Валенки с короткими голенищами надевали по дому, а с длинными — в дорогу» (1, с. 79).

По сей день сохранилась у нас мода на обувь, вязанную крючком из сученой шерстяной пряжи без завязок. У многих казачек пожилого возраста можно их увидеть и сейчас.

А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток. Для мужчин плели широкий пояс из шерсти (синей или красной). Пояс назывался кушак. Им подпоясывали сукмáн.

В конце XIX века на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек — колпак. Это праздничный головной убор замужних женщин. Колпак вязали из шелковых или бумажныхниток в форме чулка с махрами.

При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке, на головке колпак имел вид плотно облегающей повязки.

В начале XX века в обиходе у молодых женщин появилась «шлычка», которая надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой. Вот как рисует облик Аксиньи М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон». «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком „шлычкањ…» (цит. по: 2, с. 43).

Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые,зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям). Платок был будничным и праздничнымголовным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. Зимой носили полушалки или шали — «бумажные» или шерстяные.

Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. Историк В.Д. Сухоруков писал, что одежда жен казачьих старшин отличалась восточной пышностью и богатством. В одежде особенно чувствовалось влияние Востока. Казаки приходили из военных походов и приносили красивые украшения матерям, женам, сестрам, детям.

Головы казачки должны были обязательно покрывать. Покрытие головы связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой. Выходя замуж, она становилась членом чужого рода и, чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, должна была тщательно скрывать свои волосы.

Одежда казачки, живущей в верховьях Дона, в начале XVIII века состояла из рубахи, балахона, зáвески. Рубашка является самой древней одеждой обитателей Восточной Европы, в том числе и славян.

«Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться павлово-посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей и платков на тонкой шерстяной ткани — кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским» (1, с. 79).

Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.

Таким образом, в заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. Старинные русские тканые шали и набивные платки и сегодня восхищают красотой, бесчисленностью сказочных узоров, удивительносмелыми композициями, праздничными цветовыми сочетаниями. Это богатейшее наследство наших предков.

Удивительно красивые платки, шали, подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России. Спрос на них был огромный. «Стоили шали баснословно дорого и как великая ценность продавались за золото. Мерное полотно под названием „кашемировоењ не замедлило привлечь внимание зарубежных деловых людей. Так, мерное полотно помещицы Веры Андреевны Елисеевой из Нижне-девицкого уезда турки покупали и увозили в Турцию, разрезали его на куски, пришивали к нему свою бахрому и продавали даже в Багдаде и Басре, выдавая за всемирно известные в то время шали индийского княжества Кашмир» (2, с. 78).

На общем фоне казачьей женской одежды платок не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягко обрамлял лицо.

Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки.

А как же одевались казаки? Из «Описи имущества полкового есаула А. Рящина» (документ датирован 1789 г.) мы узнаем, что у него было «три чекменя: один сталевого сукна и два обложенных золотой тесьмой, четыре шапки, бархатная, две суконных с серым курпяком и зеленая с сайгаком, рубашка белая, халат зеленый и шуба красного сукна» (цит. по: 2, с. 80).

Походная одежда казака состояла из грубого суконного зипуна, подпоясанного ремнем, шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины.

Зипун — это вид распашной одежды без ворота, с узкими рукавами, надевавшийся поверх рубахи.

Особые условия жизни донских казаков — воинов и охотников, активных защитников пограничных рубежей, страстных борцов за свободу — наложили отпечаток на культуру и бытказачества, устройство их жилищ, обычаи, обряды и, конечно, одежду.

В своеобразном облике донской казачьей одежды гармонично слились черты, характерные для многих народов. Приходили и беглые на Дон в своей русской одежде, а здесьносили одежду, которая попадала им в качестве добычи в походах и поисках.

Когда московское правительство стало присылать казакам жалованье, то в числе других предметов им присылали сукна. Существует легенда, почему казаки синие штаны стали отделывать красными лампасами. Как известно, царь присылал казакам за военную службу жалованье, которое состояло из пороха, селитры, хлеба, оружия и сукна обычно красного и синего цвета. Казаки собирались на кругу и делили все поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего привезли в достаточном количестве, а красного —совсем мало, и когда все поделили поровну, то синего сукна досталось всем по большому куску, а красного — по небольшой полоске, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами.

Казачки научились из овечьей шерсти ткать тонкое сукно, но домотканую одежду казаки носили большей частью дома и в походах, а во время праздников очень любили блеснутьнеобыкновенной пышностью в одежде.

Быстрый процесс экономического развития Дона в 80–90-х годах XIX века, сопровождавшийся ростом неказачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости, способствовалисчезновению особенностей быта, поэтому и менялся стиль в одежде.

Мужская одежда в большей степени определялась военной формой. В течение всего XIX века форма постепенно упрощалась. В конце XIX века она была заменена новой, просуществовавшей с некоторыми изменениями до революции.

Казачья форма прочно вошла и в быт казаков. Донашивали ее и дома во время хозяйственных работ. На ноги, кроме сапог, надевали чирики, зимой — валенки.

Во всех округах области Войска Донского в казачьих станицах и хуторах мужчины носили рубашки, жилеты, порты, зипуны из грубого домотканого сукна, тулупы, сапоги, валенки,картузы, треухи и т. д.

Наши предки никогда не расставались с рубашкой. Рубаха не только защищала от палящих лучей солнца во время полевых работ и охоты, она являлась средством удовлетворения эстетических и утилитарных потребностей, она как бы заключала в себе магическую силу, была оберегом. Она оберегала от зла, если бы кто захотел причинить его владельцу рубахи. Вот почему русские люди во все времена не расставались с нею. Она стала для них священной. Ее надевали на новорожденного сына, в ней взрослый шел к венцу, в ней клали в гроб. Уже позднее русские солдаты и офицеры, перед тем как пойти в смертельную атаку, непременно надевали чистую белую рубаху, нередко с вышитым на ней где-нибудь в потайном месте знаком — оберегом.

Несмотря на изменения, которые происходили в форменной одежде казаков в XIX веке, она еще сохраняла элементы национальной одежды к началу Первой мировой войны. Нопервые же боевые действия заставили внести изменения. Так, приказом по военному ведомству от 18 октября 1915 года «Об упрощении казачьего обмундирования» в казачьихчастях вводилась гимнастерка пехотного образца и фуражки. К 1917 году казачья форма имела одинаковый вид с общеармейской, за исключением парадной формы офицеров инижних чинов, где еще сохранились фуражки с красным околышем и выпушкой по тулье.

Особое место в мужской одежде занимала шапка. Казак мог продать или пропить все, но не крест, шапку и шашку. Важную роль шапка играла при выборе атамана. На круге каждый выступающий, выходя в круг, снимал шапку, что означало покорность и послушание, приведение своей воли в подчинение, остальные казаки находились в шапках. Но когда атамана выбирали, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки, наоборот, снимали. И с этой минуты атаман был главным.

«Единая казачья форма для всех казачьих войск была введена в 1801 году. Донские казаки носили темно-синий суконный чекмень и шаровары; обшлага, воротник и кант разного цвета в зависимости от полка; на голове кивер, высокий головной убор, украшенный белыми нитяными шнурами и кистями с султаном из белых, черных и оранжевых перьев. Чекмень подпоясывался кушаком. В летнее время вместо чекменей носили темно-синие куртки, заправленные в шаровары. В такой форме изображались казаки на старинных гравюрах периода Отечественной войны 1812 года» (1, с. 135).

В конце XIX века казаки расстались с чекменями, как когда-то с зипунами и кафтанами. Форма донцов стала строже и проще: синий мундир с красным кантом на обшлагах и наворотнике, синяя фуражка с красным околышем и красным кантом, брюки с красными лампасами, форменная шинель, папаха с красным верхом и сапоги.

Общий стиль одежды казаков сложился в быту на протяжении длительного времени, он всегда соответствовал облику казака, его образу жизни, труду, идеалу красоты.

Все детали в казачьей одежде определяли ее особенно-сти, создавали ее колорит.

Коллекция, собранная сотрудниками Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, раскрывает перед нами целостную картину ансамбля казачьей одежды конца XIX – начала XX века. Она по-своему уникальна и красива.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Астапенко М.П. Быт, обычаи, обряды и праздники дон-ских казаков. — Ростов н/Д, 2002.

2. Донской народный костюм. — Ростов н/Д, 1986.

3. Новак А.А., Фрадкина Н.Г. Казачий курень. — Ростов н/Д, 1973.

4. Филонов А. Очерки Дона. — СПб., 1859.

 

Нина Григорьевна Майборода,
главный хранитель Государственного
музея-заповедника М.А. Шолохова,
станица Вёшки, Ростовская область

 

Журнал "Тальцы" №2 (29), 2006 год