Усольские новости, газета. Газета «Усольские новости» основана 1 октября 1994 года. Тираж «Усольских новостей» составляет 13000 экз. Газета «Усольские новости» перерегистрирована в Восточно-Сибирском территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 22 июня 2002 г.

Материалы газеты

Неизвестный Евтушенко

Евгений Евтушенко, Дкап Катлер и их сын Саша. Англия, январь 1979 года

Женя Евтушенко, 1934 год

18 июля, наш землякпоэтЕвгенийЕвтушенкоотме­тилсвой  70-ыйденьрож­дения. Нетсмыслаещеразперечис­лятьвсеегодостиженияинаграды.

Его книги, выходящие громадными ти­ражами в России и за рубежом, продают­ся во всех книжных магазинах, его читают, преподают и изучают.

А ведь было время, всего каких-то три де­сятка лет назад, когда всемирно известному поэту сложно было пробиться даже на стра­ницы местной прессы, не говоря уже о цент­ральной и издании книг. Он был в то время если не в запрете, то в опале уж точно.

И вот, в феврале 1982 года, в редакции газеты «Энергия» Свирского завода «Востсибэлемент», где я в то время работал редактором, появился невысокий, смуглый, коренастый разбитной парень и предло­жил статью, посвященную 50-летию со дня рождения Евтушенко. Я парировал, что юбилейный год еще не наступил, но Вла­димир Артемов, так звали гостя, предстал таким знанием темы, что я поразился. Ока­зывается, год в детстве ему, записывая в метрики, уменьшила мать, что фамилия его не Евтушенко, да и родился он не в Зиме, а в Нижнеудинске.

Но самое удивительное, Артемов пред­ложил десятки еще не видавших свет сти­хотворений опального поэта.

Его статья «Я твой поэт, Отечество мое», была опубликована в газете, которую он разослал по всему Советскому Союзу и хоть таким образом голос поэта прорезал­ся сквозь запреты партократии.

Статья заканчивалась словами «Для своих читателей в Свирске поэт передал отдельный привет и некоторые свои, еще не печатавшиеся стихи».

Эти стихи, на свой страх и риск, я пуб­ликовал в газетах «По ленинскому пути» в Куйтуне, «Ленская правда» в Качуге, до тех пор, пока в завершение одного телефон­ного разговора партийный чиновник обла­стного комитета партии, кстати, усольчанин, с которым мы вместе в 1969 году начина­ли в газете «Ленинский путь», дружески не посоветовал:

- Да, кстати, не печатай Евтушенко... У нас, в обкоме, о нем неоднозначное мне­ние...»

«Неоднозначное мнение» о поэте было с первой публикации его первого стихот­ворения «Два спорта» в газете «Советс­кий спорт» 2 июня 1949 года. Лишь 2 июня 1979 года в газете «Советская молодежь» оно было озвучено полностью.

Сегодня, когда отмечается день смерти второго гения нашей эпохи Владимира Вы­соцкого, уместно привести стихотворение «Киоск звукозаписи» Евгения Евтушенко, написанное в 1981 году и опубликованное в журнале «Юность» с изъятыми строка­ми:

«Тебяхоронили, какбудтоты - гений.
Кто
- генийэпохи, кто - гениймгновений.
Ты
- бедныйнашгенийсемидесятых,
И
беднымигенияминебогатых.
Для
насОкуджава былЧеховсгитарой.
Ты
- Зощенкопесни сесенинкойярой,
И
впесняхтвоих, раздирающихдушу,
Есть
что-тоотсиплогохрипа Хлопуши»

Вместо этих поэтических строк в сти­хотворении стоит многозначительное мно­готочие.

В 1967 году в Москве из стихотворе­ния «Мой почерк» были изъяты строки:

«Поймивсейшкуройикостями,
Как
этосложно - воспевать,
Когда
отвиденноготянет
Ни
воспевать, алишьблевать».

В моей библиотеке есть книга Евгения Евтушенко «Присяга простору», выпущен­ная Восточно-Сибирским книжным изда­тельством в 1978 году. Из этого сборника по цензурным соображениям было изъято по распоряжению тогдашнего областного цензора Козыдло из половины тиража (по­здно хватились) стихотворение «Байкалу».

А на странице со стихотворением «Род­ной сибирский говорок», посвященному В. Артемову, шутливая эпиграмма «Пусть Евтушенко знаменит, но и меня не заме­нить». И рядом «Уважаемому Василию Пет­ровичу Скороходу, так много помогшему мне в год 50-летия Евг. Евтушенко с бла­годарностью за дружбу».

Дружили мы с Владимиром несколько лет, пока он учительствовал в Свирске и Зерновом в Черемховском районе. Это был интересный, эрудированный человек и приятный собеседник. В одном посвя­щении он написал:

Здесьрядомяимойкумир,
И
вчем-тоблизокякумиру:
Ведь
онпочтиобъездилмир,
А
япочтипошелпомиру.

Дело в том, что в конце 70-х годов ми­нувшего столетия, страстно увлекшись по­эзией Евтушенко, он, преподаватель Иркут­ского пединститута, знавший наизусть по­чти все стихотворения поэта, решает пи­сать работу на соискание кандидата наук по творчеству Евтушенко. Едет в Москву, несколько лет работает секретарем у по­эта, заканчивает диссертацию, а к защите не допускают. Не помог даже звонок Ев­тушенко министру просвещения СССР. Поэт пребывал в опале после выступле­ния против высылки А.И.Солженицына из страны. За отношение поэта к власти при­шлось рассчитываться литературоведу Владимиру Артемову.

Стараясь как-то помочь ему, Евтушенко пишет письмо идеологу Иркутского обко­ма партии Антипину. Поэт предупреждал, что в случае неудовлетворительного ре­шения «вопроса Артемова» он опубликует материал на западе, в котором найдет, что сказать о судьбах советских ученых в СССР в период развитого социализма. Володя в обком не пошел и оказался в неболь­шом сибирском городке, а затем в сельс­кой школе. Но остался верен своему ку­миру. Он организовал общество евтушенковедов, рассылал его невостребованные стихи в прогрессивные газеты и журналы и был, как это водится, приглашен на бе­седу в КГБ.

Умер Владимир неожиданно во время одной из поездок в Иркутск на автобус­ной остановке.

«СмертьВолоди - большаяпотерядля меняимоихблизких. Владимирбылпо-детскивлюбленвпоэзию, помнилееог­ромнымикусками. Онодинизпервых, если несамыйпервый, заинтересовалсяпо-се­рьезному, какученый, моимтворчеством, старался«выцарапать»уменяновую строчку. Онзанялсямной, когдаменяеще невелиподбелыеручкивпрезидиум, а частополивалигрязью.

ВолодяАртемовбылоднимизпионе­ровприжизненноголитературоведения. Но унаснебылоотношенийжреца-идолаи коленопреклоненногопереднимчелове­ка. Онбыллишенугодничества. Емуне нравилисьмногиемоистихи, иончестно, откровенно, подчасжесткоговорилоб этом.

Ясчитаю, чтоВладимирАртемовзас­лужилвсвоихродныхсибирскихместах небольшойулочкиилибиблиотеки, назван­нойегоименем», - скажет поэт.

Вскоре группа деятелей культуры и представителей общественности, среди которых были поэт А.Преловский, драма­тург В.Гуркин, профессор В.Трушкин и еще 13 человек во главе с Е.Евтушенко, обра­тились с письмом в администрацию Черемховского района с предложением уве­ковечить имя Владимира Артемова в на­звании Черемховской районной библиоте­ки поселка Михайловка. Однако власти просьбу отклонили, ссылаясь на то, что ре­шение о присвоении имени принимают более высокие инстанции, чуть ли не в Москве.

И только когда в России возобладали демократические принципы самоуправле­ния, на стене библиотеки появилась ме­мориальная доска увековечившая имя Вла­димира Артемова.

 

В.Скороход. Фото из архива автора

Газета «Усольские новости» № 30 (928) от 26 июля 2012 года