Школе-интернату №23 города Слюдянки исполнилось 55 лет
Категория: Слюдянский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
Магистраль в будущее
Каждый ребёнок - это особый мир, чудесный и неповторимый. А детство - важнейший период человеческой жизни, когда закладываются основы всего. Только счастливые дети могут стать успешными и счастливыми во взрослой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Всё это в полной мере осознаёшь, переступая порог школы-интерната № 23.
Осенью этого года школе-интернату исполнилось 55 лет, и весь октябрь в нем идут мероприятия, посвященные юбилейной дате: концерты для детей и родителей, встречи педагогов-ветеранов и выпускников. А в пятницу, 28 октября, состоялось основное торжественное событие, на которое прибыли представители управления ВСЖД, Ир ГУПСа, районных и городских властей, строительных организаций, пожелавшие разделить радость этого события с замечательным коллективом этой школы.
А началось все в далеком 1956 году, в Слюдянке построили первую железнодорожную школу в Иркутской области. Есть удивительные воспоминания о тех годах ныне известных слюдянцев. Старший советник юстиции, в недавнем прошлом прокурор района Л.В. Кривобокова пишет: «Всем, чего достигла, я обязана своей родной школе». И таких воспоминаний великое множество. К юбилею ребята краеведческой группы «Поиск» собрали немало воспоминаний, материалов о своей школе-интернате. Они легли в основу двух буклетов: один рассказывает о том, как она жила с 1956 по 1994 годы, другой - с 1994 и по нынешний день.
В том, что из себя представляет школа сегодня, большая заслуга директора В.М. Вагановой. Ее установка - работать на результат. Сама Валентина Михайловна называет себя просто хорошим хозяйственником, который кроме всего прочего сумел собрать в своем учреждении прекрасный коллектив единомышленников. Однако дела говорят сами за себя, такую школу может создать только современный менеджер, причем неравнодушный к своему делу, к судьбе детей, которые не только учатся, но и живут в школе.
Просторные здания как будто наполнены светом и теплом, кругом чистота, много зелени. Каждый класс оборудован по последнему слову техники. В отдельном здании расположен центр трудового обучения и профессиональной ориентации, где ребята познают не только азы железнодорожных профессий, но и получают навыки работы со столярными, слесарными инструментами, учатся шить, готовить, обучаются парикмахерскому искусству в специализированных мастерских. А такой полигон для обучения железнодорожным профессиям, какой сегодня есть в интернате, вообще вряд ли ещё где можно найти в общеобразовательных учебных учреждениях. Здесь установлен пассажирский вагон-тренажер, есть действующий стрелочный перевод, где установлен мотовоз АГМс 091, кабина которого оборудована приборами управления и макетом двигателя внутреннего сгорания в разрезе. Также есть : полностью оборудованный участок контактной сети и т. д. Конечно, без помощи руководства железной дороги, предприятий Слюдянского железнодорожного узла такое вряд ли было возможно. В.М. Ваганова, весь коллектив школы-интерната выражают огромную благодарность за помощь начальнику ДПМР-5 С.Г. Пасечникову, его заместителям Г.Г. Гребенюку, А.А. Грачеву, С.В. Чернакову, Е.В. Адакину, начальнику ШЧ-7 В.Н. Иванковичу, начальнику ПЧ-9 В.Н. Сендзяку, его заместителю по кадрам Р.В. Понаморенко, начальнику ПМС-224 Е.П. Лихачёву и его бывшему заму, ныне председателю районной Думы В.Н. Михееву, начальнику восстановительного поезда А.Ф. Доценко, начальнику ТДЭ- 55 Е.М. Давыдкину, руководителю дирекции по пассажирским перевозкам станции Иркутск Д.И. Жарий, председателю профкома А.С. Старцеву и еще многим-многим другим людям.
Валентина Михайловна Ваганова рассказывает: «У наших учредителей, ОАО «РЖД», стратегия развития отрасли неразрывно связана с подготовкой высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. В связи с этим к качеству и организации образовательного процесса в школе предъявляются высокие требования. Педагогический коллектив стремится выполнять заказ отрасли.
Так, в прошлом году качество знаний обучающихся составило 52 процента, школу-интернат окончили 35 человек, 33 поступили в вузы, 30 из них - на бюджетной основе, 19 поступили в ИрГУПС.
Подготовка кадров для железной дороги, то есть профориентационная деятельность - основная работа школы. Уже 15 лет она является участником лицейского движения. По договору с ИрГУПС в старшей ступени школы в классах физико-математического профиля реализуются программы повышенного уровня по математике, физике, информатике и ИКТ, черчению и инженерной графике.
Последние 12 лет школа имеет статус площадки для проведения трех этапов Региональной (отраслевой) технической олимпиады.
Особенно приятно отметить, что в числе лучших лицеистов-победителей олимпиады ежегодно 30-40 процентов - это ребята из школы-интерната № 23. Благодаря качественной подготовке учащиеся физико-математических классов являются победителями и призерами всероссийских олимпиад по физике, математике и информатике «Паруса надежды» и «Будущее Сибири». Так, например, в прошлом году победителей было трое: Алексей Терехов, Никита Миронов, Екатерина Клементьева, причем Алексей Терехов победил сразу в трех олимпиадах.
Здесь считают, что неодаренных детей нет, и единая система эстетического воспитания, созданная в школе- интернате, помогает ребятам раскрыть свои таланты. Сегодня в школе работают 23 детских объединения. Среди них - образцовый ансамбль народных инструментов «Байкал», образцовый ансамбль народной песни «Задоринки», ансамбль спортивного бального танца «Кэти-данс», вокальные студии, вокально-инструментальный ансамбль, спортивные секции и т.д. В прошлом году ребята участвовали в 33 интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах международного и всероссийского уровней, 102 человека стали лауреатами.
С такой серьезной подготовкой девчонкам и мальчишкам легче освоиться и в институте, и на производстве, и в жизни.
Кстати, ребята живут в прекрасных условиях. Многочисленные гости порою не верят, что это спальные корпуса для детей, а не гостиницы высокого уровня (по два человека в комнате, в каждой - душ, туалет). И что дети содержат свои комнаты в идеальном порядке - тоже удивляются. А ведь, если по сути, чему тут удивляться? Просто детские души с благодарностью откликаются на искреннюю заботу взрослых. Кстати, нас поразили еще и теплые отношения между детьми и преподавателями, они больше напоминают отношения в семье, нежели в привычной нам школе. Здесь каждого любят, уважают, ценят независимо от учебных успехов, а за то, что он - Человек. Может, поэтому в учебном учреждении родилось несколько удивительных традиций. Например, выпускники дарят своему директору колокольчик.
Их набралось уже на целую коллекцию, из разных стран мира, ныне она выставлена в музее школы. Начало ей положил хрустальный колокольчик из Троице-Сергиевой лавры.
Одна из традиций совершается на выпускном балу. Когда на улице уже стемнеет, выпускники выстраиваются перед входом в интернат, директор Валентина Михайловна Ваганова произносит напутственную речь и завершает ее всегда одними и теми же словами: «Где бы вы ни были, для вас всегда в наших окнах будет гореть свет». И постепенно в окнах, кабинет за кабинетом, преподаватели для своих выросших воспитанников зажигают свет. Символично и трогательно...
И выпускники часто захаживают сюда в гости, эта школа для них является вторым родным домом. Правда, для выпускников прошлых лет многое стало неузнаваемым, многое изменилось. Теперь это дворец, говорят они. Здесь есть все, но нет предела совершенству. Валентина Михайловна мечтает еще о зимнем саде! Эту свою мечту она озвучила на торжественном событии в честь 55-летнего юбилея.
За высокое качество подготовки выпускников, за высокое качество образования и воспитания, педагогическое мастерство, творческий поиск, за создание системы гуманного и патриотического воспитания школа имеет 8 дипломов победителей всероссийского конкурса «Школа года», два «Знака качества образования». Российской академией образования школе-интернату присвоено звание «Академическая школа» за большие достижения в научно-практической деятельности по обучению и воспитанию учащихся. В рамках акции ЮНЕСКО «Неделя образования для взрослых» школа стала обладателем диплома «Красивая школа». Независимой комиссией Маккинзи, проводящей экспертизу образовательных учреждений по запросу президента ОАО «РЖД», школа признана лучшей в сети дорог России.
За всеми этими громкими наградами и победами стоит ежедневный кропотливый труд коллектива и мудрое руководство и поддержка руководства ОАО «РЖД» в лице президента В.И. Якунина, начальника ВСЖД А.А. Краснощека, заместителя начальника ВСЖД - начальника дирекции инфраструктуры А.А. Скачкова, начальника сектора образовательных учреждений И.С. Таскаевой.
Можно с уверенностью сказать, что школа-интернат № 23 дала путевку в жизнь многим поколениям железнодорожников. И каждый год первого сентября выпускники школы, ведя своих детей и внуков в родную школу-интернат на первый в их жизни урок, уверены, что каждый из их малышей проложит свою магистраль в будущее.
О. Николаева, Л. Доценко, Е. Шипилова
Газета «Славное море» №44 (9222) от 3 ноября 2011 года