Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Школе-интернату №23 города Слюдянки исполнилось 55 лет

4а класс школы-интерната №23 со своим классным руководителем Еленой Ганисевской

Магистраль в будущее

Каждый ребёнок - это особый мир, чудесный и неповторимый. А детство - важнейший период человеческой жизни, когда закладываются основы всего. Только счастливые дети могут стать ус­пешными и счастливыми во взрослой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Всё это в полной мере осознаёшь, переступая порог школы-интерната № 23.

Осенью этого года школе-интер­нату исполнилось 55 лет, и весь ок­тябрь в нем идут мероприятия, по­священные юбилейной дате: кон­церты для детей и родителей, встре­чи педагогов-ветеранов и выпуск­ников. А в пятницу, 28 октября, состоялось основное торжественное событие, на которое прибыли пред­ставители управления ВСЖД, Ир ГУПСа, районных и городских вла­стей, строительных организаций, пожелавшие разделить радость это­го события с замечательным коллек­тивом этой школы.

А началось все в далеком 1956 году, в Слюдянке построили пер­вую железнодорожную школу в Иркутской области. Есть удиви­тельные воспоминания о тех годах ныне известных слюдянцев. Стар­ший советник юстиции, в недавнем прошлом прокурор района Л.В. Кривобокова пишет: «Всем, чего достигла, я обязана своей родной школе». И таких воспоминаний ве­ликое множество. К юбилею ребята краеведческой группы «Поиск» со­брали немало воспоминаний, мате­риалов о своей школе-интернате. Они легли в основу двух буклетов: один рассказывает о том, как она жила с 1956 по 1994 годы, другой - с 1994 и по нынешний день.

В том, что из себя представляет школа сегодня, большая заслуга директора В.М. Вагановой. Ее установка - работать на результат. Сама Валентина Михайловна назы­вает себя просто хорошим хозяй­ственником, который кроме всего прочего сумел собрать в своем уч­реждении прекрасный коллектив единомышленников. Однако дела го­ворят сами за себя, такую школу может создать только современный менеджер, причем неравнодушный к своему делу, к судьбе детей, кото­рые не только учатся, но и живут в школе.

Просторные здания как будто на­полнены светом и теплом, кругом чистота, много зелени. Каждый класс оборудован по последнему слову техники. В отдельном здании расположен центр трудового обу­чения и профессиональной ориен­тации, где ребята познают не толь­ко азы железнодорожных профес­сий, но и получают навыки работы со столярными, слесарными инстру­ментами, учатся шить, готовить, обу­чаются парикмахерскому искусству в специализированных мастерских.  А такой полигон для обу­чения железнодорож­ным профессиям, какой сегодня есть в интерна­те, вообще вряд ли ещё где можно найти в общеобразовательных учебных учреждениях. Здесь установлен пасса­жирский вагон-трена­жер, есть действующий стрелочный перевод,  где установлен мотовоз  АГМс 091, кабина которого оборудована приборами управления и макетом двигателя внутреннего сгорания в разрезе. Также есть : полностью оборудо­ванный участок кон­тактной сети и т. д. Ко­нечно, без помощи ру­ководства железной до­роги, предприятий Слюдянского железно­дорожного узла такое вряд ли было возможно. В.М. Вага­нова, весь коллектив школы-интерна­та выражают огромную благодарность за помощь начальнику ДПМР-5 С.Г. Пасечникову, его заместителям Г.Г. Гребенюку, А.А. Грачеву, С.В. Чернакову, Е.В. Адакину, начальнику ШЧ-7 В.Н. Иванковичу, начальнику ПЧ-9 В.Н. Сендзяку, его заместите­лю по кадрам Р.В. Понаморенко, на­чальнику ПМС-224 Е.П. Лихачёву и его бывшему заму, ныне председате­лю районной Думы В.Н. Михееву, на­чальнику восстановительного поез­да А.Ф. Доценко, начальнику ТДЭ- 55 Е.М. Давыдкину, руководителю дирекции по пассажирским перевоз­кам станции Иркутск Д.И. Жарий, председателю профкома А.С. Старцеву и еще многим-многим другим людям.

Валентина Михайловна Ваганова рассказывает: «У наших учредите­лей, ОАО «РЖД», стратегия разви­тия отрасли неразрывно связана с подготовкой высококвалифициро­ванных, конкурентоспособных специ­алистов. В связи с этим к качеству и организации образовательного про­цесса в школе предъявляются высо­кие требования. Педагогический кол­лектив стремится выполнять заказ отрасли.

Так, в прошлом году качество зна­ний обучающихся составило 52 про­цента, школу-интернат окончили 35 человек, 33 поступили в вузы, 30 из них - на бюджетной основе, 19 посту­пили в ИрГУПС.

Подготовка кадров для железной дороги, то есть профориентационная деятельность - основная работа шко­лы. Уже 15 лет она является участни­ком лицейского движения. По дого­вору с ИрГУПС в старшей ступени школы в классах физико-математичес­кого профиля реализуются програм­мы повышенного уровня по матема­тике, физике, информатике и ИКТ, черчению и инженерной графике.

Последние 12 лет школа имеет ста­тус площадки для проведения трех этапов Региональной (отраслевой) технической олимпиады.

Особенно приятно отметить, что в числе лучших лицеистов-победителей олимпиады ежегодно 30-40 процен­тов - это ребята из школы-интерната № 23. Благодаря качественной под­готовке учащиеся физико-математи­ческих классов являются победите­лями и призерами всероссийских олимпиад по физике, математике и ин­форматике «Паруса надежды» и «Бу­дущее Сибири». Так, например, в прошлом году победителей было трое: Алексей Терехов, Никита Ми­ронов, Екатерина Клементьева, при­чем Алексей Терехов победил сразу в трех олимпиадах.

Здесь считают, что неодаренных детей нет, и единая система эстетичес­кого воспитания, созданная в школе- интернате, помогает ребятам рас­крыть свои таланты. Сегодня в шко­ле работают 23 детских объединения. Среди них - образцовый ансамбль народных инструментов «Байкал», образцовый ансамбль народной пес­ни «Задоринки», ансамбль спортив­ного бального танца «Кэти-данс», вокальные студии, вокально-инстру­ментальный ансамбль, спортивные секции и т.д. В прошлом году ребята участвовали в 33 интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах международного и всероссийского уровней, 102 человека стали лауреа­тами.

С такой серьезной подготовкой дев­чонкам и мальчишкам легче освоить­ся и в институте, и на производстве, и в жизни.

Кстати, ребята живут в прекрас­ных условиях. Многочисленные гос­ти порою не верят, что это спальные корпуса для детей, а не гостиницы вы­сокого уровня (по два человека в ком­нате, в каждой - душ, туалет). И что дети содержат свои комнаты в иде­альном порядке - тоже удивляются. А ведь, если по сути, чему тут удив­ляться? Просто детские души с бла­годарностью откликаются на искрен­нюю заботу взрослых. Кстати, нас поразили еще и теплые отношения между детьми и преподавателями, они больше напоминают отношения в семье, нежели в привычной нам школе. Здесь каждого любят, уважа­ют, ценят независимо от учебных ус­пехов, а за то, что он - Человек. Мо­жет, поэтому в учебном учреждении родилось несколько удивительных традиций. Например, выпускники да­рят своему директору колокольчик.

Их набралось уже на це­лую коллекцию, из разных стран мира, ныне она выс­тавлена в музее школы. На­чало ей положил хрусталь­ный колокольчик из Троице-Сергиевой лавры.

Одна из традиций совер­шается на выпускном балу. Когда на улице уже стемне­ет, выпускники выстраива­ются перед входом в интер­нат, директор Валентина Михайловна Ваганова про­износит напутственную речь и завершает ее всегда одними и теми же словами: «Где бы вы ни были, для вас всегда в наших окнах бу­дет гореть свет». И посте­пенно в окнах, кабинет за кабинетом, преподаватели для своих выросших вос­питанников зажигают свет. Символично и трогатель­но...

И выпускники часто захаживают сюда в гости, эта школа для них яв­ляется вторым родным домом. Правда, для выпускников прошлых лет многое стало неузнаваемым, многое изменилось. Теперь это дво­рец, говорят они. Здесь есть все, но нет предела совершенству. Вален­тина Михайловна мечтает еще о зим­нем саде! Эту свою мечту она озву­чила на торжественном событии в честь 55-летнего юбилея.

За высокое качество подготовки выпускников, за высокое качество образования и воспитания, педаго­гическое мастерство, творческий поиск, за создание системы гуман­ного и патриотического воспитания школа имеет 8 дипломов победите­лей всероссийского конкурса «Шко­ла года», два «Знака качества обра­зования». Российской академией образования школе-интернату при­своено звание «Академическая шко­ла» за большие достижения в науч­но-практической деятельности по обучению и воспитанию учащихся. В рамках акции ЮНЕСКО «Неделя образования для взрослых» школа стала обладателем диплома «Краси­вая школа». Независимой комисси­ей Маккинзи, проводящей экспер­тизу образовательных учреждений по запросу президента ОАО «РЖД», школа признана лучшей в сети дорог России.

За всеми этими громкими награ­дами и победами стоит ежедневный кропотливый труд коллектива и мудрое руководство и поддержка руководства ОАО «РЖД» в лице президента В.И. Якунина, началь­ника ВСЖД А.А. Краснощека, за­местителя начальника ВСЖД - на­чальника дирекции инфраструкту­ры А.А. Скачкова, начальника сек­тора образовательных учреждений И.С. Таскаевой.

Можно с уверенностью сказать, что школа-интернат № 23 дала пу­тевку в жизнь многим поколениям железнодорожников. И каждый год первого сентября выпускники шко­лы, ведя своих детей и внуков в родную школу-интернат на первый в их жизни урок, уверены, что каж­дый из их малышей проложит свою магистраль в будущее.

 

О. Николаева, Л. Доценко, Е. Шипилова

Газета «Славное море» №44 (9222) от 3 ноября 2011 года