Славное Море : Газета. Еженедельная газета Слюдянского района Иркутской области. Полное название - МУП «Объединенная редакция телевидения, радио, газеты «Славное море» Слюдянского района». Газета «Славное море» - дипломант областного конкурса в номинации «За профессионализм»

Материалы газеты

Журналисты и редакторы газеты "Ленинское знамя" ("Славное море") в 30-е годы 20-го века

Ещё один материал из истории газеты 30-х годов прошлого века. Эти данные уже публиковал наш Владимир Петрович Силантьев, неутомимый краевед и дотошный исследователь. Видишь, Петро­вич, мы снова вспомнили о тебе. Ведь если бы не ты, кто сейчас знал бы о том, в каких условиях приходилось работать журналис­там, редакторам, работникам типографии в страшные годы репрес­сий? Мы помним тебя. Мы бесконечно благодарны тебе за то, что имеем возможность ещё и ещё раз прикоснуться душою к событиям давно минувших дней. И верим, что ты слышишь нас...

С газетой связанные судьбы

За 80 лет выпуска районной га­зеты в ней работало много инте­ресных редакторов и журналис­тов. Один из них - Дмитрий Со­сков. Информацию о нем разыс­кал в партархиве наш В.П. Силан­тьев. Как выяснил Владимир Пет­рович, Сосков дважды возглавлял работу редакции газеты, в том числе во второй раз - с января 1936 года. Время было сложное. Все больше «врагов народа» НКВД разоблачало и в Слюдянском районе. С редактором Соско­вым связан следующий случай. В августе 1937 года бюро РК ВКП (б) рассмотрело персональное дело редактора районной газеты Д.Ф. Соскова.

Будучи на лесозаготовках в Выдрино, Сосков утерял свой блокнот с записями, сделанными им на 27-й партийной конферен­ции (май 1937 года). Найденный блокнот через много дней был передан в райком. В блокноте оказались вырванными несколь­ко страничек. Рабочие объясни­ли, что они их искурили, то есть использовали на самокрутки. По тем временам это было неслы­ханным ротозейством и расцени­валось как разглашение государ­ственной тайны. За это могли и к стенке поставить, как «врага на­рода». Но на этот раз все обо­шлось, если не считать, что за беспечность и слабую полити­ческую бдительность Сосков был отстранен от должности редакто­ра газеты. Возможно, при приня­тии этого «мягкого» решения было учтено, что с мая 1937 года Сосков входил в состав пленума райкома, а затем был членом бюро РК ВКП (б).

Многие из партийных, советс­ких, хозяйственных руководите­лей, с которыми ему пришлось работать как редактору газеты, в том числе и внештатные авторы, были репрессированы и большин­ство расстреляны. Ведь в январе 1937 года в стране проходил су­дебный процесс над «врагами на­рода». На скамье подсудимых были Радек, Пятаков, Серебряков, Сокольников и другие. В районе проходили митин­ги, это видно по заголов­кам заметок. Для того, чтобы почувствовать об­становку того времени, стоит прочесть резолю­цию, принятую в коллек­тиве типографии и редак­ции газеты «Ленинское знамя»:

«Заслушав сообщение о приговоре Военной Колле­гии Верховного суда над врагами народа, изменни­ками социалистической родины, наш коллектив типографии и редакции «Ленинское знамя» горя­чо приветствует решение пролетарского суда. Вол­чья стая изменников, ди­версантов и убийц получи­ла по заслугам. Пусть зна­ют враги Советского Со­юза, что им не будет по­щады.

Еще выше поднимем большевистскую бди­тельность!

Будем упорно овладе­вать техникой своего про­изводства.

Еще теснее сплотимся вокруг нашей партии и ее вождя народов великого т. Сталина.

Коллектив типографии и редак­ции «Ленинское знамя».

А вот что говорится в передовой статье газеты за 28 мая 1937 года. В ней рассказывается об итогах 27-й райпартконференции: «Резкой, но заслуженной критике подверглась работа районной газеты «Ленинс­кое знамя». Газета недопустимо медленно перестраивает свою ра­боту в соответствии с указаниями февральского пленума ЦК. На страницах газеты нет развернутой большевистской критики и само­критики. Газета не помогла парторганизации вскрыть много­численные ошибки парторганов, отдельных руководителей и ком­мунистов. В газете почти не осве­щалась партийная жизнь и жизнь района, так как она слабо связана с периферией. Работа с рабселько­рами и руководство стенными га­зетами поставлены явно недоста­точно».

В ответ на рассмотрение в июне 37-го года дела маршалов, в райо­не вновь прокатилась волна митин­гов. Заклеймив «врагов народа» «японо-немецких шпионов», «под­лых изменников Красной армии и социалистической родины» Туха­чевского, Якира, Корка, Эйдема-на, Уборевича, Фельдмана и дру­гих «проклятых выродцев», работ­ники типографии и редакции газе­ты «Ленинское знамя» в резолюции пишут: «Усилим оборонную работу, вступим все в члены Осоавиахима, сдадим нормы на знач­ки ПВХО и «Ворошиловского стрелка». В конце резолюции уже знакомые лозунги про Сталина, но к ним добавляется: «Да здрав­ствует Народный Комиссар внут­ренних дел СССР тов. Ежов! По поручению митинга резолюцию подписали Холодилова, Буйвид». Газета чутко реагировала и на со­бытия, происходившие в мире. Вторжение фашистов на испанс­кую землю и реакция обществен­ности страны на это также отражены на страницах газе­ты «Ленинское зна­мя». Интересен следу­ющий абзац резолю­ции митинга все тех же коллективов редакции и типографии, видимо, они были авангардом идеологической борь­бы в районе: «В по­мощь детям испанс­ких революционных борцов будем ежеме­сячно отчислять от своей зарплаты 1 про­цент до полной победы над кровавым фашиз­мом. По поручению митинга В. Мотовилов».

А когда в сентябре в Средиземном море фашисты потопили со­ветские пароходы «Ти­мирязев» и «Благоев», а чуть ранее - «Комсо­мол», доставлявшие добровольцев и ору­жие испанскому наро­ду, работники типогра­фии и редакции газеты «Ленинское знамя» решили внести половину дневного заработка на усиление советского флота.

Представляют интерес воспоми­нания Надежды Лелявиной - заве­дующей типографией в 1940 году. Они опубликованы в газете «Ле­нинское знамя» к 40-летию ее со­здания, то есть в 1971 году, под за­головком «Незабываемые годы»: «По решению бюро райкома комсомола я была переведена с комсомольской работы в ре­дакцию газеты «Ленинское зна­мя» в качестве заведующей ти­пографией. Работа была новой, специального образования не имела. Но мне помогли осво­ить новую профессию, с душой приняли в свой коллектив ра­ботники типографии - набор­щики Анна Кошкина (Игнать­ева), Вера Шаповалова (Гуляе­ва), Зинаида Мантурова, Ма­рия Сергиевская, печатники Николай Кузнецов и Александр Попов.

Редактором газеты в это вре­мя был Сергей Васильевич Киселев.

Помню сотрудника редакции Якова Семеновича Петрова. Яков Семенович был коммунис­том, опытным газетчиком, от­зывчивым товарищем. Другой литсотрудник - Александр Ла­зарев - очень часто ездил в ко­мандировки по району, органи­зовывал работу среди рабочих и сельских корреспондентов, со­бирал и готовил материалы к печати. В этот период редак­ция была переведена из старо­го одноэтажного дома в новый двухэтажный по улице Париж­ской коммуны, где и находится в настоящее время.

В период очередного выхода номера газеты нам приходилось работать целые сутки. Обычно газета была готова к шести ча­сам утра, а спустя час-два по­падала уже в руки читателей.

Коллектив редакции и ти­пографии по своему составу в основном был молодежным, но под умелым руководством коммунистов Сергея Василье­вича Киселева и Якова Семено­вича Петрова успешно справ­лялся с возложенными на него обязанностями».

ОТ РЕДАКЦИИ:

Приведенные выше данные, собранные на основе публика­ций В.П. Силантьева, к печати подготовила Мария Струч. И пусть сегодня строчки из дип­ломной работы Марии вновь на­помнят нашим читателям о го­дах трудного пути газеты.

 

Газета "Славное море" №48(9226) от 1 декабря 2011 года