Рекомендации к поездкам по Монголии
В Монголии нет возможности на всем его протяжении гарантировать участникам поездки размещение в кемпингах, обеспечить их питанием. Уверены, что несколько ночлегов на свежем воздухе в палатке, а также необходимость самому приготовить из собственных продуктов завтрак и ужин, не отпугнут российских мужиков, привыкших ездить на охоту и рыбалку.
Оптимальный формат автомобильной экспедиции, по-нашему, это когда каждый экипаж полностью автономен и самостоятелен, но все вместе составляют единую команду. Такой командой и вытаскивают застрявшую машину, следуют в единой колонне, выдерживая приемлемый темп движения. Кстати, в Монголии средняя скорость движения по стране в колонне, за исключением нескольких участков, составляет 45-50 км. Поэтому надо набраться силы воли, и не пытаться подгонять своих партнеров по поездке. Тем более, что одной из главных задач подобных экспедиций – знакомство со страной, ее людьми и природой.
Первая наша рекомендация – надо иметь, с учетом резко континентального климата Монголии, хорошую надежную палатку, выдерживающую перепады температуры от +30С° до -10С° даже летом! Автомобильные, т.е. устанавливаемые на крыше, опасны в виду частых внезапных ветров, порой уносящих даже юрты...
При этом мы не собираемся переубеждать тех, кто привык спать в машине. Напомню только, что АЗС в Монголии далеко не на каждом шагу, так что именно горючего, использованного для обогрева машины за ночь, может не хватить доехать до ближайшей заправки. А спать в палатке, как показывает практика, теплее. Особенно если есть хороший каримат, а на него еще положен популярный с недавних пор самонадувающийся матрас и правильно подобранный спальник – по сезону, по росту, по габаритам. Спальник – самая необходимая вещь в такой поездке, его не заменят никакие одеяла, даже верблюжьи. Впрочем, одеяло в машине тоже лишним не будет. Никогда не был лишним кусок полиэтилена на тот случай, если ночной дождик затянется надолго.
Питание в дороге. Маршрут проходит через сомоны (районные центры), где сегодня в магазине можно купить качественную монгольскую тушенку, крупы, иногда хлеб (который монголы в сельской местности почти не потребляют, поэтому сухари всегда будут к месту) и т.д. Поэтому не пытайтесь всю машину забить продуктами еще в России. Но продумайте, что можно взять на перекус в дороге, по ходу движения, или на обед, когда за час-полтора надо будет что-нибудь сварить, на скорую руку, себе на газовой плитке.
Наш маршрут проходит по наиболее интересным и красивым местам Монголии, а там сегодня такая закономерность – как только место более-менее красивое, так там обязательно турбаза. А на турбазе можно переночевать и покушать, если, конечно, у вас есть деньги на это. Также, если вы увидели у дороги несколько юрт с вывеской «Гуанз», то знайте, что это на самом деле это придорожные харчевни, где можно купить, как минимум, бууз (позы), или хошуры – чебуреки с рубленой бараниной.
Обязательно возьмите газовую печку, или хотя бы горелку! Ее наличие убережет вас от многих проблем и опасностей. Например, от опасности поджечь случайно степь от костра (последствием могут быть не только огромные штрафы, но и сгоревшая машина...). Или от того, что вдруг рядом не нашлось аргала (навоза), которым, в отсутствие дров в степных районах, топят печки монголы. И даже на Хубсугуле, где еще есть дрова, самовольное разжигание костров может быть наказано штрафом от вынырнувшего ниоткуда инспектора национального парка. Объясняться с ним будет сложно, но если вы будете слишком нервны или агрессивны, результатом могут быть простреленные колеса, чтобы нарушитель не смог самовольно покинуть место «преступления». Обязательно нужно иметь в виду тот факт, что за посещение территории Хубсугульского национального парка, а также других нацпарков необходимо платить. Поэтому обязательно перед поездкой выясните, не пересекает ли ваш маршрут территорию НП, и где находится его административный центр! Деньги за билет небольшие, а проблемы на будущее снимаете. Там же нужно купить лицензию на рыбалку, если она стоит в ваших планах.
О деньгах. В России рубли на тугрики поменять довольно сложно, поэтому на данном маршруте этот процесс можно оставить до Ханха, первого населенного пункта на северном берегу Хубсугула, в 23 км от границы. Менять можно на турбазе, а можно и не менять, т.к. если что-то вам понравилось в магазине, то там можно взять прямо за рубли.
То же самое относится к Алтанбулаку, на другом пути из России в Монголию - через Кяхту. Там, в Алтанбулаке, можно рубли на тугрики менять или в банке, или у менял.
А теперь о самом главном – о машине и дороге. Хотя по Монголии до большинства самых популярных туристских мест можно доехать и на легковушке, но это не относится к Хубсугулу. В зависимости от погоды эти 170 км можно проехать или за день, или за 2-3 дня. Дорожные проблемы связаны с мостами (правда, в последнее время отремонтировано 4 моста со стороны Хатгала, с юга), с каменистыми участками (но таких участков не так уж и много), а также с болотистыми перевалами, измолоченными колесами. И вот здесь очень кстати будет пара досок, если для них найдется место на багажнике. Доски обычно верно служат на всем пути, например, в качестве скамеек. Кстати, складные табуретки тоже не помешают.
Личная практика позволяет утверждать, что вдоль Хубсугула лучше всего ездить на легком УАЗике, который довольно легко вытаскивается из любой грязи дружной командой. Впрочем, такой же командой вытаскивается и любой другой джип. Особенно если он оснащен хорошей лебедкой, или надежным домкратом. Если ваша машина села на одном из «гнилых» перевалов, то лучше не пытаться выскочить «враскачку» – наиболее правильным будет подваживание. Подняли колесо, подложили доски, или камни, или бревна (которых натащили ваши незадачливые предшественники), и потихоньку «гребитесь» к более приятному месту. Иногда быстро выскочить помогает снижение давления в шинах.
Обычно засевшей в очередном болоте машине всегда помогают проезжающие мимо монголы (а их в УАЗ набивается по 10 человек), поэтому если и вы увидели местных бедолаг, прочно внедрившихся в болото, то не проезжайте мимо, помогите. О тех, кто не помог, молва бежит впереди машины, и надеяться им на помощь в случае чего приходиться только на себя.
Колеса. Практика показывает, что нет универсального колеса на все автомобили. Поэтому, зная свою машину, и ее проходимость, Вы сами подберете нужные. Главное, чтобы были еще и запасные, поскольку камни и острые сучья саксаула нередко заставляют менять колеса по несколько раз за поездку.
Горючее. За последние годы сеть заправок распространилась по всей территории страны, но чем дальше от Улан-Батора, тем ниже октановое число, и реже солярка. Для владельцев навороченных агрегатов главная задача – продержаться до очередного аймачного центра, где обычно солярка бывает. А иногда и не бывает. Поэтому в Вашем багажнике должны к моменту пересечения границы стоять, как минимум, две запасных канистры.
Одежда. Конечно, хотелось бы, чтобы все участники наших экспедиций одевались одинаково, при этом в стиле “Camel Trophy”, но это нереально. Поэтому только общие рекомендации: одеваться в расчете на то, что погода на Хубсугуле, в высокогорье (1600 метров над уровнем моря) может меняться с +20 до ветра со снегом. Это я про сентябрь, но и в июне теплые куртки вечером иногда не помешают. Перчатки, роба на случай выуживания родного автомобиля из болота, вязанная шапочка – все это места много не займет, но может вполне пригодиться в Монголии, в стране красивой, но одаренной резко континентальным климатом.
Гаджеты и прочее. Убеждать в полезности GPS сегодня никого не надо, хотя эта польза реализуется только при наличии карт с координатной сеткой! Но главный ориентир, компас, и проводник одновременно в Монголии – это телеграфные столбы! Они обязательно приведут вас в какой-нибудь сомон. Само собой - рации типа «воки-токи», не помешает и видеорегистратор, не забудьте и устройство (преобразователь) для подзарядки аккумуляторов, фотоаппаратов, видеокамер и т.д. - на сегодня появилось столько полезных мелочей для путешествий, что перечислить все совершенно невозможно.
Местное население
Этот блок рекомендаций касается элементарных правил общения с местным населением. Оно, местное монгольское население, за годы «перестройки» основательно подзабыло русский язык, отчего уже совсем кажется заграничным. Живет, в основном, в юртах (гэр по-монгольски), пьет само и охотно угощает своих гостей кумысом (айраг) и сушеным творогом. И в целом гостеприимно, но слабо на спиртное. Поэтому угощать в ходе экспедиции монгольских гостей водкой – это значит навлечь на себя: а)пришествие новых гостей; б)пьяную драку, если местный товарищ даже в состоянии алкогольного опьянения понимает, что ему не хотят отдать все до последней капли... Поэтому достаточно будет угостить сигаретой, дать конфет для детей, и не избалованные жизнью араты будут признательны и за это. Только ваши подарки не должны выглядеть как подачки – монголы народ гордый. Подавать свой гостинец надо правой рукой, поддерживая ее под локоть левой. Брать вообще все лучше тоже таким же образом – этим показываете свое уважение и знание местных обычаев. Когда монголы пьют водку, то обязательно «брызгают» духам, богам и Вечно Синему Небу, которому до сих пор многие поклоняются со времен Чингисхана. «Брызгать» надо, окуная в рюмку безымянный палец правой руки, стряхивая капли с него наверх, на землю и еще куда-нибудь к ближайшим горам, границе или в сторону Тибета...
Никогда не подъезжайте на машине прямо к дверям юрты – это крайняя степень неуважения с ее обитателям. Лучше издалека посигналить, и остановиться метрах хотя бы в 20 от нее. Заходите в юрту только по приглашению хозяев, и не запинайтесь о порог – это не к добру. Можно придержаться рукой за дверной косяк.
В юрте ждите, куда укажет сесть хозяин, чтобы случайно не занять его, или женское место. Купите с собой недорогих книжек, конфет, сигарет и т.д. на случай таких вольных, или невольных визитов. Если кого-то из монголов сфотографировали, то, попросив записать адрес, постарайтесь выслать эти фотографии своей «модели». Монголы трепетно относятся к вещественным доказательствам собственного существования, и я гарантирую, что присланная Вами фотография найдет свое место в рамке под стеклом на самом почетном месте в юрте. А Вы станете амбой (другом-братом) для этой семьи на долгие годы.
Ночуя, не оставляйте свои вещи как попало. Это может соблазнить кого-то из местных бедняков, а Вы потом будете несправедливо мазать черной краской всех монголов поголовно.
Многие жалуются, что у монголов очень сложны имена. На самом деле они очень простые, но бывают составные, из двух слов. Так, Мунгунцэцэг переводится как «Серебряный цветок» и состоит, соответственно, из двух составляющих - Мунгун и Цэцэг. Батжаргал ( Бат + Жаргал) – «Крепкое счастье». Подобные, составные имена есть и нас, например, имя Владимир. На нём тоже многие иностранцы спотыкаются…
«Здравствуйте!» по-монгольски будет звучать так: Сайн байна уу! Сайн – это «хорошо», «благополучно», байна уу – очень примерно «быть». Так что монгольское приветствие можно перевести как «Быть добру!». «Спасибо» – это «баярлаа», «До свидания» – «баяртай». Здесь тоже корнем будет слово «баяр» - «радость». Слово «айраг» (кумыс) вам уже знакомо, «шар айраг» (желтый кумыс) – это на самом деле пиво, а водка по-монгольски «архи». «Сайхан» – красивый, прекрасный; лошадь, конь – это «морь», а «мориндо» – по коням… Этого словарного запаса вам для первой поездки будет вполне достаточно, но помните, что в книжных магазинах до сих пор еще можно купить компактный русско-монгольско-русский разговорник 80-х годов издания. Я такой недавно видел в магазине «Букинист». А еще можно попытсться найти и скачать разговорник, или словарь с Интернета. В Интернете же можно найти дополнительные, и более полные, рекомендации по автомобильным поездкам по Монголии, например, у Сергея Волкова на сайте www.irkutsk.baikal.ru.
Наши же рекомендации касаются достаточно простого, но познавательного маршрута от Иркутска до Хубсугула и далее, через горы Хангай, в Улан-Батор.
Владимир Бережных