Журнал "Москва-Иркутск" выходит 1 раз в два месяца.распространяется на территории Москвы, Иркутска, Иркутской области. Учредители: физические лица

Материалы журнала

Сибирская культура с бурятским колоритом

Александр Снарский, историк, антиквар, эксперт

Культура – это нечто глубоко укорененное, а наш народ – один из древнейших народов мира. Этногенез у нас произошел много веков назад, давно сложился язык. Что-то менялось, но основа всегда сохранялась. Россия живет в условиях постоянного влияния, и негативного и позитивного, со стороны всевозможных стран и народов – от Китая до Европы и продолжает оставаться самобытной цивилизацией со своей великой культурой. И всегда будет таковой, даже несмотря на сегодняшнее стремление к глобализации.

Нельзя говорить, что культура русских уничтожила этнические традиции других национальностей, живущих на территории Российской Федерации. Рус ская культура не ассимилятивная. Именно поэтому у нас образовалось множество народностей при явном доминировании русской нации. Будь такое где-нибудь в Западной Европе, никто бы не помнил уже о существовании чукчей, бурят, якутов и т.д. Там велась политика очень агрессивная. Те же немцы или австрийцы всегда пытались уничтожить малочисленные народности либо навязать им свои устои и традиции. У нас же было время, когда все буквально рвались в состав Российской империи. Россия всегда обогащала культуры тех народов, которые в нее входили, и сама за счет них обогащалась, поэтому они и не теряли самобытность, колорит, не забывали свои религии. В нашей стране сосуществуют православие, шаманизм, буддизм, ислам, другие верования. Русские никогда не брезговали опытом других народов, а наоборот перенимали его и старались сохранить. Проявление бурят-монгольских традиций в Иркутске было достаточно сильным. Особенно это касалось бытовой сферы. Например, форма и орнамент бурятских ножей отразились на русских сибирских промысловых ножах, потому что бурятские ножи были проверены и временем, и природными условиями.
У русских сибирских первопроходцев был другой подход к промысловому оружию. Постепенно они стали что-то перенимать у бурят, ведь коренное на селение было более приспособлено к местным условиям жизни. Буряты тоже что-то брали у русских, и сложилась общая сибирская культура с бурятским колоритом, которая стала частью русской культуры. Так везде происходит. На Кавказе было то же самое. Стоит взглянуть на кубанских казаков: бурки, костюмы и прочее. Это ведь не русская традиционная одежда. Это заимствование у кавказских народов, которое, переварившись, стало частью общерусской культуры.

В советское время была общесибирская культурная тенденция подчеркивания местного колорита. Это касается в первую очередь скульптуры. Была популярна скульптурная манера нарочитого изображения восточных лиц. На фронтоне старого здания иркутского Театра юного зрителя им. А. Вампилова изображены маски. Так, если обратить внимание, можно увидеть, что у всех этих лиц ярко выраженные восточные черты. Но скульптор Скрачков, который их лепил, не относится к представителям бурятской нации, как можно было бы подумать. Такая тенденция была естественной. Мы живем с бурятами не просто в одной стране, а, можно сказать, в одном доме. Они нам близки во всех отношениях, у нас одна культура, даже одна религия. Ведь к концу ХIХ - началу ХХ века большая часть бурят приняла православие. Возможно, поэтому сибирская деревенская иконопись монголофицировала облики святых. Русские иконописцы, изображая лики православных святых, приближали их к восточному типу внешности. Представьте себе Спаса с характерными раскосыми глазами и широкими бурятскими скулами. Люди пытались высокую духовную фигуру изобразить ближе и нагляд ней. Бурятская культура есть и сегодня, но сейчас все унифицировано. Русские ведь тоже не ходят в кушаках и кокошниках.

Александр Снарский, историк, антиквар, эксперт.

Журнал "Иркутск-Москва", январь 2009