Проблемы миграции в Иркутской области
Категория: Иркутская область : Об области
Предыдущая статья | Следующая статья
В демографической точке бифуркации
Как сообщают областные власти, на последнем Байкальском экономическом форуме к реализации в Иркутской области заявлено инвестиционных проектов на 680 млрд рублей. Главный вопрос, который задают эксперты: где взять трудовые ресурсы для того, чтобы воплотить их в жизнь? Регион теряет ежегодно 5-6 тысяч человек -преимущественно молодых высококвалифицированных специалистов, и поводов думать, что ситуация изменится, особых нет. Впрочем, возможно, имеет смысл взглянуть на проблему под другим углом - не миграционная убыль является проблемой для реализации заявленных проектов, а сами эти проекты могут остановить опок населения из области. Если, конечно, они будут реализовываться.
За последний год в Иркутской области уже устоялось мнение о том, что миграционные потоки оказывают существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие региона. «Без трудового населения все наши планы развития - ничто», - говорит в сентябре Юрий Параничев, тогда еще первый заместитель губернатора Иркутской области. По данным Фонда регионального развития Иркутской области (ФРРИО), начиная с 1996 года совокупный миграционный баланс Приангарья неизменно имел отрицательный результат. Например, если в 2007 году в регион прибыло 37457 человек, то выбыло 43143. Миграционная убыль составила 5686 человек. Убыль формируется, прежде всего, городскими поселениями (-5750), а в сельской местности наблюдается миграционный прирост +64 человека.
УЕЗЖАЮТ ЛУЧШИЕ
Крайне неблагоприятна возрастная структура миграции. Более половины (52,5%) приходится на людей с высшим и средним специальным образованием. Около 14,5%-дети в возрасте до 15 лет. И 74% - это люди трудоспособного возраста. Причем из этих трех четвертей 75,6% - это лица так называемого младшего трудоспособного возраста (до 40 лет). Самое неприятное, что из этих 75% основная масса - это «золотой кадровый резерв»: лица в возрасте от 20 до 29 лет (порядка 1940 чел. или 26% всей убыли). Основную часть этой группы составляют молодые специалисты (выпускники вузов и ссузов Иркутской области).
Уезжают преимущественно молодые люди репродуктивного возраста. Соответственно фактические потери куда больше: они обзаводятся семьями на новом месте, а значит цифру, миграционной убыли можно смело умножать на два. Мы теряем не только нынешних жителей области, но и их детей.
«западный дрейф»
Куда уезжают жители Приангарья? В межрегиональной миграции четко выражен «западный дрейф», имеющий достаточно выраженные локализации притяжения мигрантов. Чуть более четверти уехавших в 2007 году (25,8%) отправились в Московскую и Ленинградскую области, Москву и Санкт-Петербург. В Сибирском федеральном округе (29,2%) наиболее притягательны для выезжающих из Иркутской области динамично развивающиеся Красноярский край (около 20%) и Новосибирская область (9,76%). Причем надо понимать, что миграционные потоки в Иркутскую область почти не компенсируют ее потери - положительное сальдо миграции регион сохраняет лишь с 12 субъектами РФ (суммарное сальдо 817 чел.). Основные поставщики людей для Приангарья - это Республика Бурятия (положительное сальдо - 239 чел. ) и Читинская область (464 чел.).
«КТО ЗДЕСЬ БУДЕТ РАБОТАТЬ?»
Кроме очевидного демографического ущерба опок трудовых ресурсов наносит ощутимый удар по экономике, считает заместитель председателя комитета по экономической политике Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва Юрий Фалейчик:
- Рассматриваем стратегии развития области, строим в голове и на бумаге великолепные процветающие предприятия и никогда не учитываем миграцию. И стратегии не реализуются. Любое производство требует огромного количества людей, и большая их часть нужна не в штате предприятия, а для обеспечения инфраструктуры. Завод рождает город, а город требует поддержки существования: магазины, школы, транспорт, тепло. В итоге социальные инвестиции значительно превышают инвестиции промышленные. Таким образом, очевидно, что промышленность зависит от города. Отток трудового населения приводит к умиранию производства, а это, разумеется, бьет по экономике. Чем больше людей трудится в городе, тем больше он процветает. А мы людей теряем и глазами хлопаем. Необходимо браться за дело, но для этого требуется объединение усилий, проблема-то комплексная. Я со своей стороны предложил бы введение некоего добавочного коэффициента на зарплату и льгот для работающих в зонах экономического освоения. Тогда у трудящихся появится серьезный материальный стимул. О необходимости комплексного подхода говорили и на дискуссии по основным темам круглого стола «Приоритеты развития Сибири и Дальнего Востока: демографическая политика, здравоохранение, трудовой потенциал» перед БЭФом. Так как для привлечения и удержания кадров необходимы «точки притяжения», то для решения проблемы миграционной убыли необходимо повышать уровень социального обслуживания и качества жизни в области, обеспечивать рабочие места, наращивать престиж региона, создавать привлекательные места отдыха. Это множества «и» рождает необходимость глобального реформирования всего региона во всех сферах его жизни.
No beautiful life
Большую привлекательность столиц эксперты склонны объяснять стремлением найти места, максимально предоставляющие возможности для самореализации. Крупные города в этом случае представляются как площадка неограниченных возможностей, где все зависит только от собственной оборотистости. А в провинциальной Иркутской области есть «потолок»: блестящая карьера и «beautiful life» здесь менее достижимы, чем в западных регионах страны. По мнению участников круглого стола, необходимо создать такую ситуацию, чтобы плюсы проживания в Сибири могли бы конкурировать с плюсами столичной жизни. Другая экономическая составляющая проблемы миграционной убыли - «нецелесообразность» прямого вложения бюджетных средств в развитие человеческого капитала. Как считает руководитель Агентства по молодежной политике Иркутской области Игорь Иванов, «мы обеспечиваем образование, обучаем специалиста, а он уезжает трудиться на благо других регионов, и затраченные деньги в казну не возвращаются». Аналогичное мнение высказал на пленарном заседании БЭФа первый вице-премьер российского правительства Сергей Шувалов, который указал на то, что бессмысленно рассчитывать за бюджетные средства остановить «западный дрейф». А остановить его, по мнению экспертов, еще возможно. Юрий Фалейчик не считает Иркутскую область категорически непривлекательной: ведь едут же к нам люди, хоть и меньше, чем уезжают. «Мы отстаем, но не проигрываем», - говорит он. Эксперт-демограф ФРРИО Константин Григоричев также склоняется к мысли, что у Иркутска есть шанс. И добавляет, что сейчас - точка бифуркации, когда проблема должна разрешиться в ту или иную сторону: или наш город превратится в провинцию, или начнет набирать обороты.
ИНВЕСТИЦИИ ПРОТИВ ОТТОКА
Что можно сделать для обращения вспять «западного дрейфа»? На одном из экспертных семинаров из серии «Будущее Байкальского региона», проводимых Байкальской бизнес-школой, директор Департамента экономики Иркутской области Александр Анчугин предложил концентрироваться на экономических мегапроектах, вроде второго освоения БАМа. По его мнению, именно масштабные инвестиционные проекты могут привлечь в регион высококвалифицированных специалистов в количестве, сопоставимом с потерями региона. Аналогичного мнения придерживается и временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Есиповский, который неоднократно заявлял о необходимости развития новых производств в регионе. А на последнем БЭФе, по сообщению его пресс-центра, было заключено инвестиционных соглашений на 680 млрд рублей.
ЗАКРЕПЛЯТЬ ИЛИ ПРИВЛЕКАТЬ?
Впрочем, в регион должны приехать не только строители и работники будущих предприятий, но и «инфраструктура», о которой говорил Юрий Фалейчик. А ее сложно завлечь просто сообщениями о реализации в области мегапроектов. Здесь речь должна идти, скорее, о создании достаточно качественных условий жизни. Областные власти это понимают: как отметил после БЭФа Игорь Еси-повский, когда в области будут созданы качественные условия для проживания, тогда и удастся здесь «закреплять кадры». Впрочем, по мнению Константина Григоричева, имеет смысл не пытаться удержать людей, а их привлекать. Для этого необходимо создавать «точки притяжения». Механизмы привлечения сложны и складываются из множества компонентов. Факторами-стимулами являются, например, рабочие места, комфортные условия для жизни, возможность реализации. Конкретно для Иркутской области «точкой притяжения» может стать создание рекреационной зоны на Байкале. Также улучшить качество жизни может развитие агломерации городов Иркутск, Ангарск и Шелехов. Объединение в единое экономическое пространство, по мнению эксперта, даст возможность существенно повысить уровень жизни (общий рынок, следовательно, совершенно иные масштабы оборота денежных средств, более крупные компании). Развитие агломерации создаст новые рабочие места, упростит решение транспортных проблем, облегчит систему кооперации между населенными пунктами, у людей появится возможность жить в более экологически благоприятных районах пригорода (продолжая трудиться при этом в городе).
Однако есть и еще одна, системообразующая, проблема. Как указывают эксперты, властями в области миграция воспринимается отдельно от демографии. В частности, миграционные службы занимаются фактически только оттачиванием механизмов регистрации и квотами, а трудовую миграцию как фактор, влияющий на численность населения, игнорируют. Некому синтезировать демографические проблемы и разрабатывать стратегии их решения. Об этом говорит Татьяна Плетан, директор Департамента семейной, демографической политики, опеки и попечительства Иркутской области: «Сейчас нет четкого понимания, что такое миграционная политика, нет органа, который бы этим занимался».
Константин Григоричев указывает на необходимость внедрения демографической экспертизы, проведения регулярных демографических мониторингов, так как сбор аналитической информации для осознания причин сложившегося кризиса - первый необходимый шаг к решению проблемы. А для этого необходим единый «миграционный центр».
Журнал "Москва-Иркутск" №4, ноябрь 2008 г.