В каждом номере журнала «Правила игры» мы вместе с вами будем знакомиться с различными правилами игры под названием «Бизнес».

Материалы журнала

Интервью с Андреем Самойловым управляющим иркутского филиала Банка «УРАЛСИБ»

Говорят, что в последнее время из Иркутской области в столицу уезжают «лучшие умы» и кадровый голод становится все беспощаднее. Герой нашего номера — исключение из правил. Коренной москвич, с несколькими высшими образованиями, большим опытом работы за границей в течение 6,5 лет мечтал вернуться работать в Иркутск. И вот уже почти год Андрей Самойлов является управляющим иркутского филиала Банка «УРАЛСИБ», а также координирует работу страховой и лизинговой компаний «УРАЛСИБ» на территории Иркутской области.

Андрей Самойлов

Андрей Самойлов

Управлящий иркутским филиалом банка УРАЛСИБ Андрей Самойлов

Управлящий иркутским филиалом банка УРАЛСИБ Андрей Самойлов

Он говорит, что приехал сюда жить и работать — на этой земле у него уже есть дом, здесь успел родиться его четвертый сын…

Расскажите немного, где Вы учились и как начиналась Ваша карьера?

У меня несколько высших образований. В 1979 году я окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «экономико-географ». Параллельно окончил Высшую школу Мировой экономики и международных отношений при МГУ. Потом я получил еще одно высшее экономическое образование — двухгодичные Высшие курсы при Госплане СССР тоже по внешнеэкономической тематике, потом я три года обучался на Высших курсах иностранных языков по специализации «Английский язык» при Государственном комитете по внешним экономическим связям. В МГУ я написал дипломную работу по внешнеэкономической тематике, поэтому после окончания по распределению работал младшим научным сотрудником экономического отдела НИИ экономического и технического сотрудничества СССР с зарубежными странами Госкомитета по экономическому и техническому сотрудничеству. В общей сложности, я проработал там три года — сначала год, потом после армии еще два. В рядах Советской армии отслужил два года офицером под Хабаровском в военной авиации. Из НИИ перешел на работу в планово-экономическое управление Центрального аппарата госкомитета. Тогда и начались продолжительные командировки в зарубежные страны — сначала в Шри-Ланку, потом в Индию. Примерно 4,5 года проработал за рубежом. Потом, по возвращении, в 1991 году (когда российская экономика была в полной разрухе) ушел из этой сферы и вот уже как 17 лет — банковский служащий.

Когда учились, Вы уже решили, что будете работать в банковской сфере?

Нет, я тогда выбрал внешнеэкономическую тематику. Получается, что у меня 12 лет государевой службы, из них внешнеэкономической деятельности 7,5 лет.

Что же тогда привело в банковскую среду?

С одной стороны — случай, с другой стороны — логика. Как сотрудник экономического отдела торгового представительства СССР в Индии я работал в нескольких направлениях и отраслях, собирал информацию, обобщал ее, делал экономические анализы. Одной из моих сфер было наблюдение за развитием малого предпринимательства Индии. Был заинтересован этой тематикой, проникся ею и понял, что без развития малого предпринимательства не будет экономического роста страны (это был 1990 год!). Будучи в Индии, стало понятно, что развивать малое и среднее предпринимательство невозможно без налаженной финансовой системы, можно сказать, без кровеносных сосудов, питающих нарождающиеся малые предприятия. Так я и вышел на банковскую систему, потому что без должного банковского обслуживания малый бизнес не сможет развиваться. У нас в России до сих пор не налажена эта система до конца, как это сделано на Западе, где малый бизнес дает 85% производимого ВНП. Для меня тогда, стало ясным, что в России необходимо создать систему финансирования. Поэтому банк, который в 1992 году, можно сказать, был сделан «на этой коленке», так и назывался «Акционерный Банк малого бизнеса». Я его задумал, создал и стал там первым заместителем председателя правления. С этого все и началось.

И что было потом? Почему Вы ушли из того банка?

Создавая его, я не был его владельцем, а просто каким-то элементарным акционером с десятком акций. Были привлечены стратегические акционеры, которые дали первоначальный капитал — на тот момент 25 млн. рублей — это была минимальная планка для того, чтобы банк был лицензирован как ОАО. Мне нужно было не просто создать себе рабочее место, а еще уметь налаживать отношения с теми, кто реально владеет этим бизнесом, раз сам ты не владелец. Система взаимоотношений менеджеров с владельцами очень сложна. На тот момент в 90-х годах она была у нас, что называется, никакая, поэтому были неизбежны конфликты и тем более интриги. В 1993 году пройдя отбор, принял участие в «Российско-Американском банковском Форуме»: из зарождавшегося банковского сообщества были отобраны 200 человек по России, нас отправили на три месяца в США и там учили современному банковскому делу. Причем незнание языка не было критичным, так как все было с переводом. После этого прошел еще один отбор уже по линии «Британского совета» и «Фонда Ноу Хау» при поддержке министерства финансов Великобритании. Тогда я проработал семь месяцев в Главном управлении кредитования в «Банке Шотландии». Несомненно, моя внешнеэкономическая работа помогла мне в банковском деле. Позже работал в Москве председателем правления международного банка торгового сотрудничества, крупнейшего на тот момент коммерческого банка страны — банк «Российский кредит». Занимался реализацией крупномасштабных зарплатных проектов, связанных с переходом на систему пластиковых карт. Наш банк обеспечивал эмиссию пластиковых платежных инструментов для всех региональных филиалов «Российского кредита».

Когда же впервые судьба свела Вас с Иркутском?

С 1998 по 2001 год я был назначен управляющим «Альфа-банка» в Иркутске. Тогда мне многое удалось — за полтора года мы вышли на вторую позицию в Иркутской области после Сбербанка по всем консолидированным показателям развития банковского бизнеса. Спустя некоторое время ко мне поступило предложение от банка «Кредит-Москва» стать первым вицепрезидентом, от которого не смог отказаться. Необходимо было подумать и прочувствовать, что нужно делать, чтобы банк перестал терять рейтинговые позиции. Команда под моим руководством разработала комплекс мероприятий, которые были утверждены советом директоров. Все эти шесть с половиной лет работы в Москве, мечтал вернуться в Иркутскую область, регион с огромным экономическим потенциалом. Поэтому был рад, когда ФК «УРАЛСИБ» предложил мне возглавить иркутский филиал.

Получается, что банк «УРАЛСИБ» переманил Вас благодаря направлению именно в Иркутск?

Нет, это было мое желание сюда приехать, а «УРАЛСИБ» просто предложил позицию, которую я мог принять. Казалось бы, переход с должности управляющего банковской сетью в Москве на должность управляющего филиалом «Банка УРАЛСИБ» в Иркутске можно истолковать как понижение. Но я бы так не сказал. Во-первых, мне здесь комфортно, во-вторых, передо мной стоят интересные задачи, возможность не только управлять филиалом Банка, но и координировать работу в отдельных видах деятельности страховой и лизинговой компаний «УРАЛСИБ» на территории Иркутской области.

Какие-нибудь нововведения из Москвы привезли?

Как я уже говорил, иркутское бизнессообщество за это время сильно шагнуло вперед, так же, как и обслуживающее его учреждения, в частности, банки, поэтому что-то сверхультрановое теперь уже сложно предложить. Но, например, мы в Иркутске один из немногих банков, который предлагает клиенту самостоятельно себя обслужить без участия операциониста, используя услугу дистанционного банковского обслуживания. Также мы были одними из первых, кто по своей инициативе внедрил институт финансовых консультантов — это девушки-сотрудницы, которые встречают клиентов при входе, выясняют цель их прибытия и в соответствии с этим дифференцируют клиентские потоки.

По сравнению с активной территориальной политикой других банков, вы пока ведете скромно. Запланировано ли увеличение числа дополнительных офисов банка?

Наша программа территориального развития предполагает открытие в этом году как минимум трех крупных полнофункциональных дополнительных офисов в формате «финансового супермаркета». Они будут расположены в Иркутске, Ангарске и Улан-Удэ. Название говорит само за себя — финансовый супермаркет предлагает весь спектр финансовых услуг. Помимо банковских служащих, там будут находиться представители страховой и лизинговой компаний «УРАЛСИБА». Новый иркутский дополнительный офис, скорее всего, будет расположен на левом берегу Ангары. Планируется, что он будет специализироваться на ипотечном кредитовании, с менеджерским составом, специально подготовленным, под предложение этого продукта розничным клиентам. Если же в целом рассматривать сферу обслуживания юридических лиц — то, «нет такой услуги, которую мы не могли бы оказать».

А в детстве Вы кем хотели стать?

Хотел быть танкистом. Но мне помешал рост — слишком высокий — в танке бы не поместился (смеется).А географию выбрал, потому что родители закончили этот же самый факультет, там же училась и моя бабушка…

Так что выбор профессии не был для меня проблемой. Единственное, я выбрал экономический уклон, а родители по образованию были геоморфологами. Правда, отец полностью поменял специализацию, как стал философом — как по профессии, так и по существу. Он преподавал философию в Московском университете на кафедре философии естественных факультетов.

Есть ли еще сфера, в которой Вы бы хотели получить образование?

Думаю, что образование мне уже поздновато получать — пора уже, наоборот, делиться знаниями. Я даже был соискателем в Институте философии Академии наук в Москве. Тему говорить пока не буду, может, все же напишу работу…

А в процессе работы какие знания приобрели?

Особенность работы в банковской среде как раз заключается в том, что нужно быть всесторонне развитым полиглотом. Нужно постигать и понимать практически любые сферы человеческих знаний — и чем больше, тем лучше.

Как Вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать свое дело?

В любом. От 18 и старше. Хотя сейчас можно найти варианты, чтобы начать бизнес даже раньше совершеннолетия. Как известно из истории, будущие миллионеры и миллиардеры начинали с 12 лет ботинки чистить, свою копеечку зарабатывать.Для бизнеса нет ни верхней, ни нижней возрастной планки. Главное, чтобы было стремление, харизма.

С возрастом выяснили — какое все-таки необходимо образование?

«Диалектику» никто не отменял, она бессмертна. С одной стороны, она учит, что при решении частных вопросов нужно опираться на решенные общие вопросы, а не наоборот. С другой, что необходимо все правильно выстраивать. Если человек хочет профессионально состояться, ему нужно сначала получить любое высшее образование, а потом уже получать дополнительные бизнес-навыки. Одна из моих любимых аббревиатур — «ПППУ»: последовательность, постепенность, порядочность и, следовательно, успешность. Я считаю, что именно в таком ключе надо работать. Молодому человеку надо набираться опыта во всех сферах — и тогда в какой-нибудь из них он обязательно «найдет себя».

Пока Вы поднимаетесь по карьерной лестнице, Ваша жена хранит домашний очаг?

Она — активный человек, не может долго сидеть дома: даже рождение ребенка не может ее надолго удержать на месте. Она шуткой говорит про себя, что она — не наседка, а кукушка. Словом, моя жена — деловая женщина, но при этом успевает быть и хорошей матерью и женой. Сейчас она возглавляет дополнительный офис «ВТБ 24» в Иркутске. Ее банковская деятельность началась в Иркутске в филиале «Альфа-Банка», потом когда мы вернулись в Москву, она прошла «сито отбора», так называемого, нового розничного бизнеса «АльфаБанка» и буквально с рядового сотрудника чрезвычайно быстро доросла сначала до заместителя управляющего дополнительным офисом банка, а потом и до управляющего. Через год работы ее дополнительный офис по некоторым показателям был лучшим из 25 других этого банка.

Тяжело совмещать работу и дом, заниматься близкими?

Конечно, очень сложно. У нас большая семья – пятеро детей. Правда, двое старших, сын и дочь — самостоятельные, уже живут отдельно. Сын работает в Москве тоже в банковской сфере, дочь — в США в хэдхантерской компании. А трое детей — из них старшему 11 лет, а младшему 5 месяцев — живут с нами. Нам очень помогает бабушка, без ее самоотверженной помощи было бы тяжело.

Вы — управляющий банком «УРАЛСИБ», жена — управляющий дополнительным офисом «ВТБ 24» . Конкуренция есть?

У нас очень интересная ситуация, но я предвидел ее заранее, еще в Москве до переезда. Я был бы очень доволен, если моя жена работала бы вместе со мной, но ни одна здравомыслящая корпорация этого не позволит. Поэтому пришлось пригласить ее коллегу из Москвы. Теперь на розничном банковском рынке они друг с другом конкурируют, а не я с собственной женой. Так что на семейной жизни работа никак не сказывается, ни о какой борьбе даже и речи нет. Был случай, когда ее руководство спрашивало, мол, представьте, что вас назначили одним из руководителей филиала в Иркутске, и вы уже приступили к работе, с какой основной сложностью столкнулись бы? Она, ни минуты не раздумывая, ответила: «Буду опасаться конкуренции с мужем».

Когда Вы последний раз были в отпуске?

Знаете, не так давно — года еще не прошло. Весной прошлого года у меня было десять выходных дней, жена тогда ждала ребенка, и мы всей семьей съездили в Израиль к святым местам. Тогда как раз был не слишком интенсивный ритм, работа позволяла вырваться в отпуск. Жаль, что здесь такой возможности нет. Сейчас, по сути, у меня 9-часовой рабочий день — с девяти до девяти. Правильно же я считаю? (улыбается)

Когда есть свободное время, чем занимаетесь?

Все свободное время я стараюсь проводить с семьей, с детьми. Очень редко выдаются какие-либо спортивные занятия — плавание, волейбол. Последние годы проживания в Москве я серьезно занимался спортивным бадминтоном, тренировался вместе с тренером сборной России. К сожалению, в Иркутске спортивного бадминтона нет вообще.

У Вас есть домашние животные?

С детства люблю собак. У меня было три собаки, которых я сам вырастил, воспитал, обожал их. Сейчас тоже есть хорошая немецкая овчарка, которая охраняет наш дом. Приобрел его, кстати, взяв кредит в банке «УРАЛСИБ».

Напряженный график работы, бесконечные звонки не надоедают? Не хочется отключить телефон?

Нет, меня это не слишком беспокоит. Хотя, действительно, телефон иногда хочется выбросить. Но телефон — это инструмент, от которого никуда не денешься. Я к нему настолько «прирос», что порой ловлю себя на мысли, что в 70-80% случаев за 10-15 секунд я чувствую, что он сейчас зазвонит, а в половине этих случаев — я даже знаю, кто.

У Вас есть заветная мечта?

Мечтать практически некогда. Разве что о покое…(смеется). Помните, у Михаила Булгакова в книге «Мастер и Маргарита» есть слова: «…Он не заслужил света, он заслужил покой».

Вы можете назвать себя хорошим руководителем?

Об этом судить не мне. Кто-то говорит, что я — «динозавр» в управленческих методах, кто-то — что, наоборот, опережаю бизнес-теории. На работе я не кричу и не ругаюсь. Ведь есть другие методы управления людьми, на подсознательном уровне — мимикой, жестами, голосом. Можно и без слов все сказать. Я придерживаюсь формулы: «Чем тише скажешь, тем слышнее».

Что Вы считаете своими самыми большими достижениями в личном и профессиональном плане?

Ну, в личной жизни все понятно — всетаки пятеро детей. Это, честно говоря, непросто, особенно сейчас. А если подвести какой-то предварительный итог профессиональной деятельности… Одно из самых серьезных моих достижений — это накопленный мною опыт, который положительно повлиял на развитие тех банковских учреждений где мне довелось поработать. Мне приятно это констатировать. А все эти громкие позиции — вице-президент, управляющий — ну и что, подумаешь, мало ли их?! Достижение, наверное, в том, чтобы оставлять о себе хорошую память у тех людей, с кем работал. Многие говорят это открыто, мнение других иногда случайно узнаю от третьих лиц. Приятно, что оставляю свет в душах или умах чужих людей — думаю, это очень серьезное достижение на сегодняшний день.

Умение находить контакт и выстраивать эффективное взаимодействие с людьми, коллегами, клиентами, руководством, даже с собственной собакой – талант, которым действительно можно гордиться.

 

Автор: Татьяна Черкашина
Журнал "Правила игры" №2, 2008 год