В каждом номере журнала «Правила игры» мы вместе с вами будем знакомиться с различными правилами игры под названием «Бизнес».

Материалы журнала

Юрий Алексеевич Кабаков. Интервью с генеральным директором компании "Все для мебели"

Юрий Алексеевич Кабаков

Юрий Алексеевич Кабаков

В последнее время все чаще можно слышать про социально ответственный бизнес. Что это — мода или веление совести? 

Однозначного ответа нет. Одни компании разово жертвуют крохи, но заявляют о своей помощи на весь мир, дабы повысить свою привлекательность для партнеров и клиентов. Другие же, сделав несоизмеримо больше, не афишируют своих поступков, им достаточно видеть в своих кабинетах фотографии детей, которых они хоть ненадолго сделали счастливыми… — им не нужна слава. 

Гость этого номера — Юрий Кобаков, успешный бизнесмен, уже несколько лет участвует в организации и проведении спортивных и детских мероприятий. О своих добрых делах он предпочитает не рассказывать, на все расспросы удивляется: «А что в этом такого? Каждый поступает так, как велит ему совесть». 

Юрий Алексеевич, как давно Вы занимаетесь бизнесом? 

Около 10 лет. Началось все с Научнопроизводственного объединения «ЭЛТЭК». Идея — создать идеальное учебное пособие для спасения жизни, о ценности которой говорят все, а многие еще и с высоких трибун. Мы решили воплотить идею в жизнь. И создали, можно сказать, вымучили, родили тренажер для обучения навыкам оказания доврачебной помощи в экстремальных ситуациях. Ориентировались изначально на кабинеты техники безопасности для промышленных предприятий, потом доказали на практике и эффективность наших методик обучения и качество самих тренажеров. Сейчас основной потребитель нашей продукции — Российские железные дороги.

Все это, конечно же, хорошо. Но я и те люди, с которыми я все это начинал, жить без сложностей не могут. И на одном из совещаний было решено создать тренажер для обучения детей в школе на уроках ОБЖ. Статистика в России неутешительна, особенно по детскому травматизму. С большими затратами мы создали уникальнейший, единственный в мире тренажер для обучения именно детей приемам первой медицинской помощи. И что? Куча призов, медалей с выставок, форумов. От Министерства образования РФ мы единственные, как производители учебной техники, участвовали в выставке в г. Базеле, Швейцария. Наш стенд пользовался неимоверным успехом у иностранцев. В прошлом году от Иркутской области представлялись в Китае. Снова аншлаг! А в России… в Иркутске также продолжают травмироваться, гибнуть дети  — наше богатство. Причем, от этого не застрахован никто — ни рабочий, ни чиновник, от которого зависит выделение денег школам на оснащение кабинетов ОБЖ, у любого может случиться несчастье. Знания и умения экстремальной помощи необходимы всем. Это как езда на велосипеде — научился и на всю жизнь. Компьютерными классами оснащена каждая школа, но можно ли сказать, что от умений, приобретенных в этих классах, напрямую зависит жизнь, здоровье человека? Сколько выпускников используют эти знания в последующей работе, жизни? Процентов 20-30? Причем, знания-то эти быстро устаревают, а наши — на всю жизнь! 

А до «ЭЛТЭКа» Вы чем занимались?  

После школы я сразу ушел в армию. Потом поступил на заочное отделение в физкультурный институт и стал работать. Сначала в 1989 году был в школе учителем физкультуры, но продержался там только полгода, потому что работы очень много, а зарплаты в 140 руб. на жизнь не хватало. Поэтому пришлось искать другой вариант, так я устроился пекарем на хлебобулочный завод — там при меньшей нагрузке зарплата была практически в три раза больше. Потом был разнорабочим в строительном кооперативе, грузчиком, сторожем и даже асфальтировщиком.

Затем поступил в тогда еще Иркутскую государственную экономическую академию на факультет «Финансы и кредит», два года отучился на дневном, перевелся на заочное обучение и параллельно (с 1993 года) начал работать в банковской сфере. Многие банки в то время закрывались, поэтому приходилось переходить из одного банка в другой — КроноБанк, ИркомСоцБанк, БАМкредит, СибАкадемБанк… Последним моим местом работы в этой сфере стал Верхнеленский банк, я занимал должность заместителя председателя правления этого банка. 

Работа по специальности, высокая должность… Почему приняли решение уйти? 

Решил полностью уйти в свой бизнес. Нельзя усидеть сразу на двух стульях. Либо развиваешь чужой бизнес, работая в качестве наемного работника, даже с хорошей зарплатой, либо свой.

Больше свободы — больше ответственности. Рассчитывать приходится только на себя. И ошибки здесь стоят гораздо дороже. Но и результат только твой! Слушаю советы умных людей, оцениваю рынок. Это уже мои личные риски, моя ответственность: получается — хорошо, если нет — делаются выводы, чтобы в следующий раз обязательно получилось. Российский рынок сейчас в росте и можно найти то, что приносит доходы. Естественно, придется, что называется, «потолкаться локтями», что-то новое привнести. 

Вашим бизнесом стала компания «Все для мебели»? 

Точнее сказать, приоритетным в моем бизнесе. За счет этого направления можно наиболее быстро выйти в так называемый «плюс», обеспечить как развитие данного предприятия, так и подтянуть «социальные» хвосты.

Да, сейчас я генеральный директор компании «Все для мебели», которая занимается продажей фурнитуры и комплектующих для производства мебели. Работает на Иркутскую область, Читу и республику Бурятия. Идея организации «Все для мебели» трансформировалась из бывшего бизнеса, который у меня был с компаньонами. Каждый сейчас занимается своим делом, при этом мы поддерживаем замечательные отношения. Но на тот момент компания фактически создавалась с нуля — не было ни склада, ни оборотных средств. Начинали с пустого баланса. 

Это так востребовано в Иркутске? 

Да, востребовано. Я оценил перспективы развития этого направления бизнеса и решил заняться именно этим делом. Экономика на подъеме, строительство в полный рост. Встроенная мебель, шкафы-купе, кухни нужны всегда. Создать оптовый склад для обеспечения местных производителей мебели всем необходимым — задача, с которой почти удается справляться. Почему почти? Всегда будет не хватать оборотных средств, всегда будет хотеться что-то улучшить, всегда будут появляться новые и оставаться старые горизонты. Самое сложное — это соблюсти баланс. Баланс сил, возможностей и желаний. А еще хочется сделать то, что другие в данном направлении никогда не делали. Хочется воплотить в жизнь иркутян некоторые идеи, которые помогут нам больше заработать, а им больше сэкономить. Интересно?

Все просто. Сейчас мы запускаем проект: «Собери свою мебель сам, а мы поможем». В нашей компании можно купить все комплектующие для шкафакупе, можно собрать двери. Мы поможем рассчитать расход материалов, обеспечим схемой монтажа. Экономия, как минимум, в два раза. И это только начало. В нашем магазине можно найти много интересного как простому потребителю, так и дизайнерам интерьеров. Сейчас только у нас — стекла и зеркала с полноцветной печатью BONARTY .

Идей много. Планируем расширяться — хотим открыть новую точку продаж на «Фортуне 2», а также выйти на российский рынок продажи фурнитуры. Но это все впереди. Главное — не останавливаться на достигнутом. 

Вы творческий человек, есть какие-то новые идеи? Слушая Вас, невозможно представить, что Вы можете остановиться на достигнутом. 

Конечно, идеи новые есть. Они связаны со строительством, это сегодня одна из динамично развивающихся отраслей. Хочется построить хороший коттеджный поселок, с собственной инфраструктурой.

Планы есть, но не всегда хватает денеж ных ресурсов для их реализации. Я долгое время работал в банковской сфере, знаю все изнутри. И что же? Получить кредит в банке работающему предприятию, с историей, оборотами, обеспечением сложнее, чем физическому лицу под справку о доходах и поручителя с такой же справкой! И, получается, могли бы работать эффективнее, динамично развиваться, отдавать кредиты, платить проценты, сотрудничать с банком, а нет! Со скрипом все получается. Да, наверное, не у нас одних так. 

Как получается совмещать работу с делами семейными? 

Очень тяжело. К сожалению, состояние здоровья не позволяет находиться им здесь. Поэтому мне приходится ездить туда-сюда. Я стабильно два раза в месяц летаю в командировку, в основном в Москву, конечно. У меня там живут жена и две дочки — 14 и 5 лет. Я дамский мастер — одни женщины вокруг! (смеется) 

Можете дать совет: если человек решил открыть свое дело, но у него нет денег — где их взять? И стоит ли вообще начинать бизнес, не имея оборотных средств? 

К сожалению, кредит в самом начале точно не дадут. А в остальном, все зависит от сектора, в котором человек хочет  работать, и, конечно же, от человека — от того, как он умеет договариваться с партнерами, поставщиками и потребителями.

Я думаю, самый простой способ — торговля. Потому что производство содержать достаточно тяжело — это требует затрат на основные фонды, на оборудование, персонал. А торговля может быстрее всего принести какую-то отдачу и не требует больших денежных средств на первоначальном этапе. Важный момент — грамотное юридическое сопровождение бизнеса. Необходимо не только доверять «купеческому» слову, но и подкреплять его договором. 

Помните, когда свои первые деньги заработали?  

Да, конечно. В восьмом классе я работал вместе с друзьями-спортсменами под руководством тренера Козулина Владимира Семеновича плотникомбетонщиком второго разряда на строительстве Дома быта в г. Братске. Мы работали, примерно, месяц, заработали, если не ошибаюсь, 70-80 рублей. Потом на эти деньги поехали секцией на Байкал. 

Можете подвести некий итог? Чем гордитесь в своей жизни? 

Да, много уже сделано, но результат достигнутого — это, конечно же, работа с  «Семья приносит мир и любовь, а бизнес  —  адреналин, нервы, неспокойную жизнь, поэтому хорошо, когда есть место, где можно обо всем этом  забыть   —  Дом»    единомышленниками. Как бы ни было тяжело на определенных этапах становления и развития бизнеса, бизнес существует и преодолевает препятствия. Для меня важно идти дальше, не останавливаться на достигнутом рубеже при любых сложностях.

В личной жизни для меня самое дорогое  — семья!.. 

Семья приносит мир и любовь, а бизнес — адреналин, нервы, неспокойную  жизнь, поэтому хорошо, когда есть место, где можно обо всем этом забыть —  Дом.  

Юрий Алексеевич, в политику пойти нет желания? 

Политика — отдельная сфера жизни, ей надо полностью отдаваться. С одной стороны, может, это и хорошо, когда бизнесмены в политике, но с другой — почему же тогда у нас не наступает никакого улучшения?! Ждать улучшения можно долго, можно и не дождаться. Чтобы что-то улучшить — надо это делать самому. Думаю, что общество скоро будет готово сделать правильный выбор, выбор в свою пользу, а не в угоду лозунгам. Почему бы и нет? Есть единомышленники, есть социальная ответственность! Все впереди. 

Ваша скромность делает Вам честь, но насколько я знаю, у Вас есть куда более интересное и благородное занятие…?  

Да, вы правы. Под эгидой Русского национального благотворительного фонда, с Усовым Сергеем, его возглавляющим, мы занимаемся организацией, проведением и, естественно, спонсированием детских и спортивных мероприятий. Например, «Богатырь Байкала». Неоднократно проводили детский конкурс на лучшую поделку или рисунок «Сибирский калейдоскоп». Победители конкурса получили недельную путевку в Москву с посещением различных выставок. Когда видишь счастливые детские глаза, улыбки — никаких денег не жалко.

Правильнее сказать — не жалко потраченной энергии для организации таких мероприятий. Основное время уходит на поиск предприятий-спонсоров. Необходимо «зажечь» руководителей своей идеей, вдохновить их на спонсирование благих дел. Хочу сказать спасибо руководителю одной из страховых компаний Алексею Собянину за постоянную помощь в проведении наших мероприятий. А комитету по молодежной политике сказать спасибо не могу. А хотелось бы! Все-таки это их сектор деятельности. 

Почему Вы этим занимаетесь? Социальная ответственность?  Для чего нам это?

Во-первых, если говорить про февральское мероприятие «Богатырь Байкала» — то это хоть какое-то культурное разнообразие для жителей Иркутска, неординарное событие, во-вторых — подобные мероприятия, в частности, с сильнейшими людьми пла «Я согласен, благотворительность не всегда поддается логике. Очень часто меня спрашивают, зачем мне это надо  —  тратить свои кровные? Когда видишь счастливые детские глаза, улыбки   —  никаких денег не жалко»    неты, стимулируют нашу молодежь заниматься спортом, заботиться о своем здоровье, отвлекают от наркотиков и алкоголя.

Да и не могу я по-другому. Я уже три года живу этим. Невозможно остановиться. В благотворительности нельзя поставить черту и сказать себе — все, больше этим не занимаемся. Конечно, все это затратное, не приносит доход, но поэтому стимулирует больше зарабатывать.

Сейчас вот, что называется, всем миром строим храм в пос. Большая речка. 

Родные поддерживают Вас в этих добрых делах? 

Конечно. Более того, моя мама уже давно помогает детям из неблагополучных семей.

Я согласен, благотворительность не всегда поддается логике. Очень часто меня спрашивают, зачем мне это надо  — тратить свои кровные? Не могу объяснить. Просто чувствую, что так надо, наверное, совесть по-другому не позволяет.  

 

Татьяна Черкашина
Журнал "Правила игры" №3, 2008 год