Губернатор Иркутской области С. Ерощенко: «Байкальским целлюлозно-бумажный комбинат закрыт,накопленные отходы будут рекультивированы, а персонал - трудоустроен»
Категория: Слюдянский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
Власти Иркутской области собираются сделать регион более привлекательным для туристов.
В интервью агентству «Интерфакс- Сибирь» губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко рассказал о модернизации северных аэропортов, проблемах региона и будущем Иркутской области после закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
- Сергей Владимирович, Иркутская область была включена в стратегию социально-экономического развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона. Что это даст области, какие задачи позволит решить?
- Данная стратегия описывает развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, и интересы Иркутской области в этом документе также учтены. В частности, в стратегию вошли четыре зоны комплексного развития области: Усть-Кут, Братско-Усть-Илимская промышленная зона, южная зона инновационного развития Ленско-Ангарско- го и Прибайкалье. Планируется, что в этих зонах будут построены объекты энергетической, инженерной, коммунальной, социальной инфраструктуры и созданы межрегиональные транспортные коридоры. На эти мероприятия из федерального бюджета планируется выделить более 100 млрд рублей. Все это поможет решить назревшие инфраструктурные проблемы и даст дополнительные возможности для развития региона.
Сейчас в Иркутской области плохо развита дорожная сеть, недостаточно развиты энергетическая, аэропортовая и железнодорожная инфраструктуры. А с помощью стратегии мы сможем выровнять этот дисбаланс. Пока же мы используем преимущественно внутренние возможности региона: например, предоставляем дополнительные льготы по НДПИ на газ, нулевую ставку по НДПИ на нефть, льготы по налогу на прибыль и имущество. Льготирование, на мой взгляд, необходимо применять еще на стадии становления инвестиционных процессов, ведь северные территории не самые привлекательные для инвесторов из-за ограничений по рентабельности проектов. Кроме того, именно с помощью льготирования нам удалось запустить инвестиционные проекты, которые долгое время простаивали.
Сейчас для Иркутской области наиболее актуальны экологические и технологические проблемы. Для их решения бизнесу требуется дополнительная помощь на период реконструкции, например, заводов. Также необходимо льготирование и участие государства в создании инфраструктуры. Ведь тот же завод - это не только цеха, недалеко от него должна быть создана инфраструктура для проживания рабочих. Это уже задача не для бизнесменов, а для региональных властей - мы должны создавать для них садики, школы, больницы и дороги. И мы это делаем. А попадание Сибири в государственную программу развития дает нам для этого дополнительные возможности.
В настоящее время мы создаем несколько территорий роста, в том числе и в так называемых депрессивных районах Иркутской области. Например, после закрытия ОАО «БЦБК» на юге Байкала эта территория станет привлекательнее для инвесторов, и здесь можно будет развивать туризм или открыть экологически безопасное производство. Уже есть компании, готовые заниматься туристической деятельностью на этой территории. Это, в частности, Lotte World, ОАО «Сбербанк» ОАО «Российские железные дороги», ОК «Русал» и ряд других. Вообще, территория БЦБК - отдельная тема для разговора.
Также у нас есть город Усть-Кут, который буквально стоит на месторождении газа и нефти, но отапливается углем. И мы на это тратим огромные средства.
Благодаря новой стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона мы сможем проложить линии электропередачи на севере Бурятии, в Чите и Бодайбо,
чтобы в Усть-Куте развивать газогенерацию (предположительно, этим займется ОАО «Верхнечонскнефтегаз»). Данное решение подстегнет развитие наших северных территорий - Киренского и Катангс- кого районов Иркутской области.
Кстати, у Усть-Кута есть и дополнительные точки роста: недалеко от города расположено Непское месторождение калийных солей, и эта территория имеет неплохие возможности для развития.
Кроме того, в Братском районе области есть необходимые для развития производства энергомощности, там есть газ для новых технологий. Поэтому сегодня мы всерьез задумались о строительстве в этом районе металлургического комбината по производству арматуры. Правда, производство должно быть современным и отвечать экологическим требованиям. Потому что нагрузки на экологию в Иркутской области, я считаю, исчерпаны. В частности, Братск уже не выдерживает имеющихся экологических нагрузок. Причина проста: российская строительная отрасль страдает от недостатка индустриализации, и производство у нас довольно примитивное. Но мы решаем эту проблему.
Так, в этом году мы совместно с группой компаний «Илим» построили новый комбинат на территории «Братского лесопромышленного комплекса» (БЛПК, является филиалом группы). При его запуске на полную мощность экологические выбросы предприятия уменьшатся в 2,5 раза. Помимо этого в Иркутской области уже запущены проекты по строительству второй ветки БАМа, восстановлению малой авиации, северных аэропортов и перевозок. Кроме того, обсуждается возможность субсидирования воздушных перелетов из Иркутской области в европейскую часть страны.
На мой взгляд, для развития Дальнего Востока необходимо также развивать и опорные территории - Иркутская область таковой была всегда. Нужно также создавать новое и бережно использовать уже созданное. И у нас есть для этого конкурентное преимущество - наш большой кадровый научно-образовательный потенциал.
- Вы упомянули северные аэропорты. Как региональные власти планируют их развивать?
- У нас есть достаточно масштабная программа по их возрождению, поскольку большинство северных аэропортов области либо обанкротились, либо разрушились, как Усть-Илимский аэропорт. Аэропорты Иркутской области также включе
ны в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России», согласно которой часть аэропортов будет модернизирована или реконструирована.
Так, в 2014-2015 годах предусмотрена реконструкция аэропорта в Братске, на которую планируется выделить 1 млрд 860 млн руб. Здания, принадлежащие аэропорту, должны объединить в единый комплекс.
В 2017-2018 годах должен быть построен аэропортовый комплекс в городе Бодайбо - строительство оценивается более чем в 669 млн руб. Также планируется реконструировать аэропортовый комплекс Усть-Кута (общий объем финансирования 932,7 млн руб.) и взлетно-посадочную полосу в аэропорту Киренска (общий объем финансирования 592,6 млн руб.). А в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие регионов Дальнего Востока и Байкальского региона» предусмотрена реконструкция аэропортов Ербогачен и Мама.
Программа по возрождению северных аэропортов подразумевает, в первую очередь, восстановление имеющейся авиационной инфраструктуры. Первым будет реконструирован старый аэропорт в Иркутске. Он является рентабельным, в том числе, потому что в Иркутске пассажиропоток ежегодно увеличивается примерно на 20%. Федеральный центр уже принял решение о передаче аэропорта в областную собственность для привлечения не менее 2 млрд 127 млн руб. инвестиций и строительства в Иркутске нового аэропортового комплекса «Иркутск - Новый». Основная наша цель - вывести аэропорт из городской черты, обеспечить безопасность полетов и увеличить его пропускную способность. Это поможет улучшить качество обслуживания пассажиров и приведет к росту пассажиропотока.
- Сергей Владимирович, как Вы видите будущее Байкальска, всего Слюдянс- кого района и области после закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината? С какими проблемами власти региона могут столкнуться, какие новые перспективы открываются после закрытия комбината?
- На закрытие комбината мы решились не сразу. Прежде мы оценили, что было бы лучше для региона: модернизировать, перепрофилировать или закрыть БЦБК. Был проведен анализ экономических, экологических и социальных последствий каждого варианта. И мы поняли, что целесообразнее всего просто закрыть завод.
Во-первых, потому что до сих пор не придумано технологии, позволяющей изготавливать беленую целлюлозу в замкнутом водообороте.
Во-вторых, из-за сильного износа оборудования и самого здания комбината его модернизация или перепрофилирование по затратам эквивалентны строительству нового завода.
Я посещал БЦБК и, честно говоря, был в шоке от увиденного: там ничего не изменилось к лучшему с советского времени. Да, при Советском Союзе это было отличное химическое производство, но сейчас там черный цех с дырами в корпусах.
Третья причина, из-за которой мы решили закрыть производство, - снижение цен на целлюлозу на мировом рынке и высокая себестоимость продукции комбината. Из-за этого само предприятие стало убыточным. Кроме того, у комбината не было своей лесосеки, хотя он потреблял 4 млн кубометров леса в год.
Важно и то, что большинство сотрудников комбината получают невысокие зарплаты - 9-10 тыс. руб., а необходимой инфраструктурой они не обеспечены - из-за этого регион пришел в депрессивное состояние. Открыть новое производство в Байкальске, оставив комбинат, мы не можем: та же горнолыжная трасса или при- гостиничные комплексы не могут существовать при экологически небезопасном производстве.
Учитывая все это, дальнейшее существование БЦБК абсолютно бессмысленно. Поэтому мы посчитали наиболее целесообразным закрыть комбинат, рекультивировав накопленные отходы и трудоустроив персонал в Байкальске и Слю- дянском районе на новых экологически чистых производствах. В конце декабря 2013 года на предприятии будет сокращено почти 500 работников.
С другой стороны, закрыв комбинат, мы должны где-то трудоустроить персонал. Для этого будет реализована программа по переобучению работников БЦБК, адаптации на другом производстве и переселения. На это планируется выделить около 36,4 млн руб. И, хотя трудоустроить каждого рабочего будет сложно, мы будем к этому стремиться.
В настоящее время в базе данных центра занятости населения Слюдянского района есть более 200 вакансий, в том числе около 100 вакансий по профессиям (специальностям), подходящим для высвобождаемых работников БЦБК - бухгалтер, экономист, водитель, механик, автослесарь, электрик, электромонтер, электрогазосварщик. Также есть вакансии для неквалифицированной рабочей силы - дворник, уборщик, кухонный рабочий, подсобный рабочий и так далее. Заработная плата по данным вакансиям от 7 до 15 тыс. рублей.
Кроме того, мы рассчитываем устроить часть сотрудников БЦБК на Братском и Усть-Илимском лесопромышленных комплексах. Также в Байкальске будет создан фармацевтический кластер и начато производство воды. Более того, мы ведем переговоры о создании предприятия строительной сферы, с помощью которого можно будет застроить туристс- ко-рекреационную зону в регионе. Поэтому власти области будут максимально задействовать высвобождающихся работников, и без работы они не останутся.
Помимо трудоустройства работников БЦБК, нужно будет устранить зависимость жителей Байкальска от его инфраструктуры. А пока ТЭЦ комбината является единственным источником горячей воды и тепла для города. Также нам предстоит снять жесткие экологические ограничения, которые снижают инвестиционную привлекательность Байкальска и Слюдянского района.
Проект плана решения этих проблем (план модернизации экономики моногорода Байкальска и Слюдянского района на период 2013-2020 годы) Правительство Иркутской области разработало совместно с Внешэкономбанком и федеральными органами исполнительной власти. Сейчас он проходит согласование в федеральных министерствах, после чего поступит на утверждение российского правительства.
- Этот план предусматривает развитие туризма в регионе?
- Конечно. Помимо создания новых производств, он предполагает и развитие туристического направления, хотя сама по себе туристско-рекреационная зона у нас и так уже фактически существует. У нас есть старая Кругобайкальская железная дорога. Вдоль этой дороги есть много интересных уникальных инженерных сооружений.
Также у нас есть горнолыжный курорт «Гора Соболиная» в Байкальске, а на Байкале развито пароходство. Объединив все это в одну туристско-рекреационную зону, мы получили бы около 5 тыс. рабочих мест.
Но «подпорченная» деятельностью комбината репутация Байкальска отпугивает туристов. Кто туда поедет, если там промышленная зона, нет инфраструктуры, а стоимость билетов такова, что в Милан слетать гораздо дешевле?
Тем не менее, это место можно сделать привлекательным для туристов. А в будущем, как мне кажется, нужно объединять разрозненные рекреационные зоны Байкала в одну. Байкал-то все равно один.
- Как вы планируете использовать высвобождающуюся промплощадку Байкальского целлюлозно-бумажного комбината?
- Единственной в Байкальске площадкой, пригодной для организации промышленных производств, является территория промплощадки Байкальского ЦБК. Там будет организовано другое промышленное производство - площадка комбината прекрасно для этого подходит. Точнее, там разместят второй участок индустриального парка «Байкальский» - будет создано сборочное производство (сборка электроосветительного оборудования), открыты предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и дикоросов, изготовлению лекарств.
Также по инициативе Минприроды РФ там будет создан тематический парк «Заповедная Россия» с выставочными павильонами, исследовательскими лабораториями, культурными и туристическими объектами.
- Сергей Владимирович, когда, по Вашему мнению, заработает ОЭЗ в Слюдянском районе Иркутской области? Кто будет ее резидентами?
- Особая экономическая зона тури- стско-рекреационного типа «Ворота Байкала» уже развивается и развивается поэтапно. В настоящее время действующими резидентами ОЭЗ являются «БГК «Гора Соболиная» (создание центра туризма, объем инвестиций 1,4 млрд руб.), «Илим Байкал» (строительство гостиничного комплекса коттеджного типа, объем инвестиций 450 млн руб.).
Реализация первого этапа проекта «Горы Соболиной» началась в 2010 году и завершится в 2015 году.
Также сейчас разрабатывается про- ектно-сметная документация на строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ и формируется пакет документов для привлечения новых резидентов. В частности, в особой экономической зоне будут работать «Управляющая компания «Музейно-турис- тический комплекс «Казачий острог» (создание музейно-туристического комплекса «Казачий острог», объем инвестиций 537,8 млн руб.), «Байкал- Аква» (создание туристско-рекреаци- онного комплекса «Байкал-Аква», объем инвестиций 157 млн руб.), «Байкал-премьер» (создание оздоровительного центра «Байкалица», объем инвестиций 74,8 млн руб.), будет строиться лечебно-оздоровительный профилакторий с объемом инвестиций 16 млн руб.
- Сергей Владимирович, как в Иркутской области идет процесс передачи военных городков в муниципальную собственность? Существуют ли планы по их дальнейшему использованию?
- Минобороны в апреле 2013 года передало в муниципальную собственность Шелеховского района Иркутской области земельный участок, имущество и 50 объектов недвижимости военного городка «Чистые ключи». На этой территории будет создан индустриальный парк, а пока решается вопрос с функциональным назначением территории: логистическо- складское либо терминальный комплекс, ведется работа по привлечению «якорных» инвесторов и потенциальных резидентов. Градостроительную концепцию развития бывшего военного городка разработает один из проектных институтов региона.
В том же месяце Инвестиционный фонд Иркутской области создал «Центр поддержки инвестиций» (100% собственность регионального правительства). Этот фонд отвечает за создание и развитие индустриальных парков, в том числе, в «Чистых ключах». А позже центр станет выполнять функции управляющей компании индустриального парка.
В перспективе Минобороны планирует передать в собственность муниципальных образований Приангарья еще девять военных городков. Причем недвижимость и имеющуюся инфраструктуру будут использовать для дальнейшего поддержания и развития бывших военных городков.
Агентство «Интерфакс-Сибирь», 3 октября
Газета «Слюдянка» №41 (84) от 11 октября 2013 года