Газета «Слюдянка» в настоящее время выходит в цвете (4 полосы). Первый номер вышел 9 марта 2012 года. Цена в розницу – 7 рублей. Кол-во полос – 8.

Материалы газеты

Губернатор Иркутской области С. Ерощенко: «Байкальским целлюлозно-бумажный комбинат закрыт,накопленные отходы будут рекультивированы, а персонал - трудоустроен»

Власти Иркутской области собираются сделать ре­гион более привлекательным для туристов.

В интервью агентству «Интерфакс- Сибирь» губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко рассказал о модерни­зации северных аэропортов, проблемах региона и будущем Иркутской области после закрытия Байкальского целлюлоз­но-бумажного комбината.

Сергей Владимирович, Иркутская область была включена в стратегию социально-экономического развития ре­гионов Дальнего Востока и Байкальс­кого региона. Что это даст области, ка­кие задачи позволит решить?

- Данная стратегия описывает разви­тие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, и интересы Иркут­ской области в этом документе также уч­тены. В частности, в стратегию вошли четыре зоны комплексного развития об­ласти: Усть-Кут, Братско-Усть-Илимская промышленная зона, южная зона инно­вационного развития Ленско-Ангарско- го и Прибайкалье. Планируется, что в этих зонах будут построены объекты энерге­тической, инженерной, коммунальной, социальной инфраструктуры и созданы межрегиональные транспортные кори­доры. На эти мероприятия из федераль­ного бюджета планируется выделить бо­лее 100 млрд рублей. Все это поможет решить назревшие инфраструктурные проблемы и даст дополнительные воз­можности для развития региона.

Сейчас в Иркутской области плохо раз­вита дорожная сеть, недостаточно раз­виты энергетическая, аэропортовая и же­лезнодорожная инфраструктуры. А с по­мощью стратегии мы сможем выров­нять этот дисбаланс. Пока же мы исполь­зуем преимущественно внутренние воз­можности региона: например, предос­тавляем дополнительные льготы по НДПИ на газ, нулевую ставку по НДПИ на нефть, льготы по налогу на прибыль и имущество. Льготирование, на мой взгляд, необходимо применять еще на стадии становления инвестиционных процессов, ведь северные территории не самые привлекательные для инвесторов из-за ограничений по рентабельности проектов. Кроме того, именно с помо­щью льготирования нам удалось запус­тить инвестиционные проекты, которые долгое время простаивали.

Сейчас для Иркутской области наибо­лее актуальны экологические и техноло­гические проблемы. Для их решения биз­несу требуется дополнительная помощь на период реконструкции, например, за­водов. Также необходимо льготирование и участие государства в создании инф­раструктуры. Ведь тот же завод - это не только цеха, недалеко от него должна быть создана инфраструктура для про­живания рабочих. Это уже задача не для бизнесменов, а для региональных влас­тей - мы должны создавать для них сади­ки, школы, больницы и дороги. И мы это делаем. А попадание Сибири в государ­ственную программу развития дает нам для этого дополнительные возможнос­ти.

В настоящее время мы создаем не­сколько территорий роста, в том числе и в так называемых депрессивных районах Иркутской области. Например, после закрытия ОАО «БЦБК» на юге Байкала эта территория станет привлекательнее для инвесторов, и здесь можно будет раз­вивать туризм или открыть экологичес­ки безопасное производство. Уже есть компании, готовые заниматься туристи­ческой деятельностью на этой террито­рии. Это, в частности, Lotte World, ОАО «Сбербанк» ОАО «Российские железные дороги», ОК «Русал» и ряд других. Во­обще, территория БЦБК - отдельная тема для разговора.

Также у нас есть город Усть-Кут, кото­рый буквально стоит на месторождении газа и нефти, но отапливается углем. И мы на это тратим огромные средства.

Благодаря новой стратегии развития Даль­него Востока и Байкальского региона мы сможем проложить линии электропереда­чи на севере Бурятии, в Чите и Бодайбо,

чтобы в Усть-Куте развивать газогенера­цию (предположительно, этим займется ОАО «Верхнечонскнефтегаз»). Данное ре­шение подстегнет развитие наших север­ных территорий - Киренского и Катангс- кого районов Иркутской области.

Кстати, у Усть-Кута есть и дополнитель­ные точки роста: недалеко от города рас­положено Непское месторождение калий­ных солей, и эта территория имеет непло­хие возможности для развития.

Кроме того, в Братском районе области есть необходимые для развития производ­ства энергомощности, там есть газ для но­вых технологий. Поэтому сегодня мы все­рьез задумались о строительстве в этом районе металлургического комбината по производству арматуры. Правда, произ­водство должно быть современным и от­вечать экологическим требованиям. Пото­му что нагрузки на экологию в Иркутской области, я считаю, исчерпаны. В частно­сти, Братск уже не выдерживает имеющих­ся экологических нагрузок. Причина про­ста: российская строительная отрасль стра­дает от недостатка индустриализации, и производство у нас довольно примитив­ное. Но мы решаем эту проблему.

Так, в этом году мы совместно с груп­пой компаний «Илим» построили новый комбинат на территории «Братского лесо­промышленного комплекса» (БЛПК, явля­ется филиалом группы). При его запуске на полную мощность экологические выб­росы предприятия уменьшатся в 2,5 раза. Помимо этого в Иркутской области уже запущены проекты по строительству вто­рой ветки БАМа, восстановлению малой авиации, северных аэропортов и перево­зок. Кроме того, обсуждается возможность субсидирования воздушных перелетов из Иркутской области в европейскую часть страны.

На мой взгляд, для развития Дальнего Во­стока необходимо также развивать и опор­ные территории - Иркутская область та­ковой была всегда. Нужно также создавать новое и бережно использовать уже создан­ное. И у нас есть для этого конкурентное преимущество - наш большой кадровый научно-образовательный потенциал.

Вы упомянули северные аэропорты. Как региональные власти планируют их развивать?

- У нас есть достаточно масштабная программа по их возрождению, посколь­ку большинство северных аэропортов об­ласти либо обанкротились, либо разруши­лись, как Усть-Илимский аэропорт. Аэро­порты Иркутской области также включе­

ны в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы Рос­сии», согласно которой часть аэропортов будет модернизирована или реконструи­рована.

Так, в 2014-2015 годах предусмотрена реконструкция аэропорта в Братске, на которую планируется выделить 1 млрд 860 млн руб. Здания, принадлежащие аэро­порту, должны объединить в единый ком­плекс.

В 2017-2018 годах должен быть постро­ен аэропортовый комплекс в городе Бо­дайбо - строительство оценивается более чем в 669 млн руб. Также планируется ре­конструировать аэропортовый комплекс Усть-Кута (общий объем финансирования 932,7 млн руб.) и взлетно-посадочную по­лосу в аэропорту Киренска (общий объем финансирования 592,6 млн руб.). А в рам­ках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие ре­гионов Дальнего Востока и Байкальского региона» предусмотрена реконструкция аэропортов Ербогачен и Мама.

Программа по возрождению северных аэропортов подразумевает, в первую оче­редь, восстановление имеющейся авиаци­онной инфраструктуры. Первым будет реконструирован старый аэропорт в Ир­кутске. Он является рентабельным, в том числе, потому что в Иркутске пассажиро­поток ежегодно увеличивается примерно на 20%. Федеральный центр уже принял решение о передаче аэропорта в област­ную собственность для привлечения не менее 2 млрд 127 млн руб. инвестиций и строительства в Иркутске нового аэропор­тового комплекса «Иркутск - Новый». Ос­новная наша цель - вывести аэропорт из городской черты, обеспечить безопас­ность полетов и увеличить его пропуск­ную способность. Это поможет улучшить качество обслуживания пассажиров и при­ведет к росту пассажиропотока.

Сергей Владимирович, как Вы види­те будущее Байкальска, всего Слюдянс- кого района и области после закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината? С какими проблемами влас­ти региона могут столкнуться, какие но­вые перспективы открываются после закрытия комбината?

- На закрытие комбината мы решились не сразу. Прежде мы оценили, что было бы лучше для региона: модернизировать, перепрофилировать или закрыть БЦБК. Был проведен анализ экономических, эко­логических и социальных последствий каждого варианта. И мы поняли, что целе­сообразнее всего просто закрыть завод.

Во-первых, потому что до сих пор не придумано технологии, позволяющей из­готавливать беленую целлюлозу в замкну­том водообороте.

Во-вторых, из-за сильного износа обо­рудования и самого здания комбината его модернизация или перепрофилирование по затратам эквивалентны строительству нового завода.

Я посещал БЦБК и, честно говоря, был в шоке от увиденного: там ничего не изме­нилось к лучшему с советского времени. Да, при Советском Союзе это было отлич­ное химическое производство, но сейчас там черный цех с дырами в корпусах.

Третья причина, из-за которой мы ре­шили закрыть производство, - снижение цен на целлюлозу на мировом рынке и вы­сокая себестоимость продукции комбина­та. Из-за этого само предприятие стало убыточным. Кроме того, у комбината не было своей лесосеки, хотя он потреблял 4 млн кубометров леса в год.

Важно и то, что большинство сотрудни­ков комбината получают невысокие зарп­латы - 9-10 тыс. руб., а необходимой инф­раструктурой они не обеспечены - из-за этого регион пришел в депрессивное со­стояние. Открыть новое производство в Байкальске, оставив комбинат, мы не мо­жем: та же горнолыжная трасса или при- гостиничные комплексы не могут суще­ствовать при экологически небезопасном производстве.

Учитывая все это, дальнейшее суще­ствование БЦБК абсолютно бессмыслен­но. Поэтому мы посчитали наиболее це­лесообразным закрыть комбинат, рекуль­тивировав накопленные отходы и трудо­устроив персонал в Байкальске и Слю- дянском районе на новых экологически чистых производствах. В конце декабря 2013 года на предприятии будет сокра­щено почти 500 работников.

С другой стороны, закрыв комбинат, мы должны где-то трудоустроить персонал. Для этого будет реализована программа по переобучению работников БЦБК, адаптации на другом производстве и пе­реселения. На это планируется выделить около 36,4 млн руб. И, хотя трудоустро­ить каждого рабочего будет сложно, мы будем к этому стремиться.

В настоящее время в базе данных цен­тра занятости населения Слюдянского района есть более 200 вакансий, в том числе около 100 вакансий по професси­ям (специальностям), подходящим для высвобождаемых работников БЦБК - бухгалтер, экономист, водитель, механик, автослесарь, электрик, электромонтер, электрогазосварщик. Также есть вакан­сии для неквалифицированной рабочей силы - дворник, уборщик, кухонный ра­бочий, подсобный рабочий и так далее. Заработная плата по данным вакансиям от 7 до 15 тыс. рублей.

Кроме того, мы рассчитываем устро­ить часть сотрудников БЦБК на Братском и Усть-Илимском лесопромышленных комплексах. Также в Байкальске будет со­здан фармацевтический кластер и нача­то производство воды. Более того, мы ведем переговоры о создании предприя­тия строительной сферы, с помощью ко­торого можно будет застроить туристс- ко-рекреационную зону в регионе. По­этому власти области будут максималь­но задействовать высвобождающихся ра­ботников, и без работы они не останутся.

Помимо трудоустройства работников БЦБК, нужно будет устранить зависи­мость жителей Байкальска от его инфра­структуры. А пока ТЭЦ комбината явля­ется единственным источником горячей воды и тепла для города. Также нам пред­стоит снять жесткие экологические огра­ничения, которые снижают инвестици­онную привлекательность Байкальска и Слюдянского района.

Проект плана решения этих проблем (план модернизации экономики моного­рода Байкальска и Слюдянского района на период 2013-2020 годы) Правительство Иркутской области разработало совмес­тно с Внешэкономбанком и федеральны­ми органами исполнительной власти. Сейчас он проходит согласование в фе­деральных министерствах, после чего по­ступит на утверждение российского пра­вительства.

Этот план предусматривает разви­тие туризма в регионе?

- Конечно. Помимо создания новых производств, он предполагает и развитие туристического направления, хотя сама по себе туристско-рекреационная зона у нас и так уже фактически существует. У нас есть старая Кругобайкальская желез­ная дорога. Вдоль этой дороги есть мно­го интересных уникальных инженерных сооружений.

Также у нас есть горнолыжный курорт «Гора Соболиная» в Байкальске, а на Бай­кале развито пароходство. Объединив все это в одну туристско-рекреационную зону, мы получили бы около 5 тыс. рабо­чих мест.

Но «подпорченная» деятельностью комбината репутация Байкальска отпу­гивает туристов. Кто туда поедет, если там промышленная зона, нет инфраструкту­ры, а стоимость билетов такова, что в Милан слетать гораздо дешевле?

Тем не менее, это место можно сде­лать привлекательным для туристов. А в будущем, как мне кажется, нужно объе­динять разрозненные рекреационные зоны Байкала в одну. Байкал-то все равно один.

Как вы планируете использовать высвобождающуюся промплощадку Байкальского целлюлозно-бумажно­го комбината?

- Единственной в Байкальске пло­щадкой, пригодной для организации промышленных производств, являет­ся территория промплощадки Бай­кальского ЦБК. Там будет организо­вано другое промышленное произ­водство - площадка комбината пре­красно для этого подходит. Точнее, там разместят второй участок индус­триального парка «Байкальский» - будет создано сборочное производ­ство (сборка электроосветительного оборудования), открыты предприятия по переработке сельскохозяйствен­ной продукции и дикоросов, изготов­лению лекарств.

Также по инициативе Минприроды РФ там будет создан тематический парк «Заповедная Россия» с выста­вочными павильонами, исследова­тельскими лабораториями, культур­ными и туристическими объектами.

Сергей Владимирович, когда, по Вашему мнению, заработает ОЭЗ в Слюдянском районе Иркутской обла­сти? Кто будет ее резидентами?

- Особая экономическая зона тури- стско-рекреационного типа «Ворота Байкала» уже развивается и развива­ется поэтапно. В настоящее время действующими резидентами ОЭЗ яв­ляются «БГК «Гора Соболиная» (со­здание центра туризма, объем инвес­тиций 1,4 млрд руб.), «Илим Байкал» (строительство гостиничного комп­лекса коттеджного типа, объем инве­стиций 450 млн руб.).

Реализация первого этапа проекта «Горы Соболиной» началась в 2010 году и завершится в 2015 году.

Также сейчас разрабатывается про- ектно-сметная документация на стро­ительство объектов инфраструктуры ОЭЗ и формируется пакет докумен­тов для привлечения новых резиден­тов. В частности, в особой экономи­ческой зоне будут работать «Управ­ляющая компания «Музейно-турис- тический комплекс «Казачий острог» (создание музейно-туристического комплекса «Казачий острог», объем инвестиций 537,8 млн руб.), «Байкал- Аква» (создание туристско-рекреаци- онного комплекса «Байкал-Аква», объем инвестиций 157 млн руб.), «Байкал-премьер» (создание оздоро­вительного центра «Байкалица», объем инвестиций 74,8 млн руб.), бу­дет строиться лечебно-оздоровитель­ный профилакторий с объемом ин­вестиций 16 млн руб.

Сергей Владимирович, как в Ир­кутской области идет процесс пере­дачи военных городков в муници­пальную собственность? Существу­ют ли планы по их дальнейшему ис­пользованию?

- Минобороны в апреле 2013 года передало в муниципальную собствен­ность Шелеховского района Иркутс­кой области земельный участок, иму­щество и 50 объектов недвижимости военного городка «Чистые ключи». На этой территории будет создан ин­дустриальный парк, а пока решается вопрос с функциональным назначе­нием территории: логистическо- складское либо терминальный комп­лекс, ведется работа по привлечению «якорных» инвесторов и потенциаль­ных резидентов. Градостроительную концепцию развития бывшего воен­ного городка разработает один из проектных институтов региона.

В том же месяце Инвестиционный фонд Иркутской области создал «Центр поддержки инвестиций» (100% собственность регионального правительства). Этот фонд отвечает за создание и развитие индустриальных парков, в том числе, в «Чистых клю­чах». А позже центр станет выпол­нять функции управляющей компании индустриального парка.

В перспективе Минобороны плани­рует передать в собственность муни­ципальных образований Приангарья еще девять военных городков. Причем недвижимость и имеющуюся инфра­структуру будут использовать для дальнейшего поддержания и развития бывших военных городков.

 

Агентство «Интерфакс-Сибирь», 3 октября

Газета «Слюдянка» №41 (84) от 11 октября 2013 года