Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Известные архитекторы о жилой застройке Иркутска и не только

Строить по-человечески, а не по-коммерчески

Всегда интересно и полезно пройтись по городу с архитекторами. В этом случае собственные впечатления подкрепляются профессио­нальными аргументами и становятся чем-то большим, чем просто эмо­ции. Во время работы над этим номером нам довелось совершить экскурсию с известными архитекторами, заслужившими своими рабо­тами в архитектуре и градостроительстве уважение как коллег, так и остальных иркутян. В прогулке участвовали заслуженный архитектор РФ Владимир Федорович Бух, имеющий многолетний опыт работы главным архитектором города Иркутска; вице-президент Союза архи­текторов России, практикующий архитектор Елена Ивановна Григорь­ева и Николай Леонидович Жуковский, также имеющий опыт градостроителя. В составе творческого коллектива он работал над про­ектом микрорайона Университетский, а также является автором про­ектов зон охраны Иркутской ГЭС и застройки 1 -го Поселка ГЭС. В должности главного архитектора проекта он разрабатывал проект де­тальной планировки иркутского Академгородка.

Наша прогулка началась с Солнечного, и здесь Елена Ива­новна с грустью отметила, что как в целом Иркутск не может похвастаться достижениями ландшафтной архитектуры, так и в Солнечном практически никак не задействованы роскошные откосы в районе памятника Г. Жукову. Они дают отличные воз­можности для создания богатой городской среды, а вместо этого - примитивная надпись мелкими цветочками о 350-летии города. Еще больше возможностей оформления обществен­ного пространства предоставляет кольцо возле плотины ГЭС. Обсуждаются разные варианты оформления этого участка, но пока ни одно из предложений не принято к рассмотрению.

Тему важности деталей в облике города подхватил Нико­лай Леонидович Жуковский. Он много душевных сил посвятил работе над проектом зон охраны Иркут­ской ГЭС и застройки 1 -го Поселка ГЭС и до сих пор неравнодушен к процессу развития этой территории. В частности, он переживает, что переименовали главную улицу поселка, проспект Огни коммунизма (сейчас она носит имя на­чальника строительства Иркутской гид­роэлектростанции А.Е. Бочкина). «Поселок ГЭС включен в комплекс памятника истории первенца Ангарского каскада. Историческое название было частью среды, поддерживало обаяние советской архитектуры и градострои­тельства 50-х годов, поэтому его стоило сохранить», - считает Николай Леони­дович.

Еще более серьезные проблемы об­нажились во время нашей следующей остановки - в микрорайоне Ерши. Стоймость квадратного метра строящейся здесь недвижимости - одна из самых низких в городе. Хотелось посмотреть, возможно ли сохранить баланс между получением прибыли застройщиком и нуждами жителей, обеспечением их не­обходимой средой проживания. Нача­лось наше обследование с общих замечаний о том, что такой жилой мас­сив обязательно должен был проходить через утверждение градсоветом, по­тому что он «выкашивает» городскую зе­леную зону. Владимир Федорович напомнил: «Раньше ни у кого даже мысли не появилось бы вырубать лес и строить жилье». Несмотря на столь серьезную критику, первое впечатление от микрорайона было приятным. В.Ф. Бух заметил, что с точки зрения архи­тектуры микрорайон интересен. А Нико­лай Леонидович вообще сторонник сверхурбанизации и отстаивает мысль, что более плотная застройка домов поз­воляет сохранять зелень крупными мас­сивами и свободное пространство. «Зеленый берег» Жуковскому напомнил европейскую застройку, где дома стоят вплотную друг к другу. Действительно, по улицам этого микрорайона можно ходить как по коридору, но вместо жиз­нестойкой и мощной зелени мы увидели отдельные деревья, засыхающие по­среди асфальтовых просторов. Елена Ивановна отметила такой парадокс: на Зеленой улице совсем нет зелени. Никто из нас не смог понять, чем вы­звано такое количество асфальта? Оно не оправдано даже с функциональной точки зрения - в цокольном этаже домов расположены гаражи и у жильцов нет необходимости в открытых парков­ках в большом количестве. Наоборот, здесь явный недостаток детских площа­док, лавочек. С маленькими детьми при­ходится гулять по дороге, где даже не предусмотрены тротуары. Конечно, есть рядом пока еще нетронутый лесной массив, но прохаживаться по лесным тропинкам с коляской - удовольствие сомнительное. К тому же чтобы дойти до леса, надо пересечь дорогу без све­тофора и пешеходной разметки. Не­многим лучше приходится и автомобилистам. У дорог микрорайона такие крутые склоны, что по ним ездить сложно в любое время года. Обще­ственный транспорт представлен марш­руткой №68 (ходит 1-2 раза в час) и дачным автобусом (интервал движения 1 час 10 минут, с дневным перерывом в 4 часа). Можно выйти к остановке «Га­ражи» в Юбилейном, но пройти при­дется через лес, а идти до остановки «Мухиной» далековато. Нет инфра­структуры: ни школы, ни детского сада, ни поликлиники, ни даже аптеки. Как видим, низкая стоимость метра жилья получилась благодаря тому, что в стоимость поселка не была заложена стоимость школ и дет­ских садов. В итоге интересный жилой микрорайон ста­новится скоплением проблем и нарушений. Каждый архитектор знает, что любое проектирование сталкива­ется с множеством социальных проблем, которые надо решать задолго до того, как люди въедут в свои квар­тиры. Но как говорит Н.Л.Жуковский: «У нас все непра­вильно. Застройщик возводит жилой комплекс, не тратясь на социальные объекты. У жителей отсутствие инфраструктуры, естественно, вызывает жалобы, и город вы­нужден удовлетворять их потребности из городского бюд­жета». Почему так происходит? Присутствующие архитекторы были единодушны: городские власти сами позволяют за­стройщикам делать деньги. «За рубежом прибыль закладыва­ется 15-20%, а у нас мало приверженцев принципа умеренности. Работа кажется привлекательной для иркутских застройщиков только в случае получения 200-300% прибыли», - поделился своими наблюдениями Н.Л. Жуковский.

В размеренный ход нашей прогулки ворвалась жительница одного из домов. Ее возмущение было вызвано размещением мусорных контейнеров в непосредственной близости от окон ее квартиры. Действительно, вряд ли сохранишь благодушное настроение, имея такой вид из окон. Когда эта жительница на начальной стадии строительства принимала решение о по­купке квартиры, то и не предполагала, что кому-то придет в го­лову украсить центр улицы вот таким способом.

Наши архитекторы не смогли не заметить и другие осо­бенности этих домов. Владимир Федорович отметил грубей­шие нарушения по инсоляции. Южная сторона дома отдана лестничным клеткам, расположенным за стеклянным фасадом. Основную часть центрального фасада заняли лестницы. Е.И. Григорьева выразила сомнение: допустимо ли считать эконо­мичным проект с таким количеством лестниц? А Н.Л. Жуков­ский в качестве положительного момента отметил динамику, которую лестницы придают облику здания. Например, видно, как движется человек, но для этого можно было ввести галерейный тип дома и ограничиться 1-2 лестницами.

На лестничную клетку выходят не­большие оконца кухонь. Е.И. Григорьева очень метко назвала эти дома «районом инсолированных кухонь». В связи с этим еще одно недоумение озвучили наши профессионалы: разве пожарная служба разрешает через лестницу что-то освещать? А как же дымоудаление с лестничной клетки? По этому поводу мы спросили мнение жителей. Они тоже считают, что по крайней мере странно предусматривать проветривание кухни через лестничную площадку. Конечно, вкусные запахи в подъезде не мешают, но чаще всего возникает необходи­мость в проветривании, когда сбежало молоко или каша пригорела. В этом слу­чае вся лестница в дыму. Летом не­сложно проветрить подъезд - окна открыты постоянно, а вот зимой жители предпочитают тепло свежему воздуху. Мы также заметили, что некоторые жильцы совсем замуровали это око­шечко, видимо опасаясь, что подни­мающиеся по лестнице соседи будут наблюдать за происходящим внутри. Другие, наоборот, расширили его, пред­варительно установив железные ре­шетки .

Еще одним «архитектурным ляпом, бессмысленной вещью и потерей», по выражению В.Ф. Буха, являются щели между домами. По мнению архитекто­ров, они стали следствием порочной конструктивной схемы: нерациональ­ного проекта и механического повторе­ния одной блок-секции при застройке. Отсюда и неоправданно высокие по­толки у гаражей.

Елена Ивановна, верная теме обу­стройства общественных пространств, отметила отсутствие придомовых тер­риторий и ухищрения жителей домов. Они не остались в стороне от благо­устройства общей территории и при­кладывают немало сил к исправлению ситуации - в качестве импровизированных клумб расставляют на пеньках по­среди асфальта тазы и ведра с выса­женными растениями, под балконами и у подъездов натягивают шнуры для вью­щихся растений.

Н.Л. Жуковский считает, что заказ­чик на своей площадке имеет право сделать квартиры хоть стоячие, покупа­тели же могут, проголосовав кошель­ком, дать понять, что они думают по поводу такого самовыражения. «Право выбора у покупателей есть, но они не обязаны уметь читать проектные доку­менты на профессиональном уровне», -вступилась за жителей Е.И. Григорьева.

К тому же всем известно, что при про­даже показывают только план квартиры и ее размещение на площадке. К сожа­лению, редко кому из будущих жильцов придет в голову поинтересоваться ген­планом, чтобы знать, в каком окружении будет его дом. Хотя и генплан не всегда поможет разобраться людям без специ­ального образования во всех тонкостях планировки окружающего рельефа и придомовой территории. По общему мнению всех участников экскурсии, за­дача архитекторов - исправлять недо­статки рельефа и делать проживание людей максимально комфортным. Интересную мысль высказал В.Ф. Бух: «Сей­час на телевидении очень популярны пе­редачи, в которых специалисты учат покупателей правильно выбирать товары. В качестве архитектуры тоже необходимо учить разбираться». Присутствовавшие архитекторы категорически не советуют покупать квартиру на стадии начала стройки. Как заметила Е.И. Григорьева: «В новостройках столько загадок! К тому же никогда не знаешь, как будет работать ин­женерия».

И все-таки наши архитекторы и в за­ключение обхода микрорайона настаи­вали, что среда получилась симпатичной по пропорциям. Другое дело, что при про­ектировании рельеф никак не обыграли, хотя и с таким рельефом можно было бы справиться. Как сказала Е.И. Григорьева: «При умелом подходе архитектора рельеф местности помогает интересно организовать пространство. Примером тому может служить Университетский, который до сих пор остается градостроительно красивым. В «Зеленом береге» можно было сделать в центре проезд, газон и нормативный уклон. Это бы все получилось, если бы микрорайон строился с индивидуальным подходом, а не копированием одной блок-секции. С Еленой Ивановной согласился и Влади­мир Федорович: «При двухэтажной, мак­симум трехэтажной застройке здесь было бы неплохо». В качестве удачного при­мера застройки В.Ф. Бух указал на вид первых домов Ершовского микрорайона, открывающийся со смотровой площадки «Пик любви».

Оценили архитекторы и офисное зда­ние компании-застройщика Ершовского микрорайона - компании «Норд-Вест». Елене Ивановне понравился изящный стеклянный угол. Но она пожалела, что такую острую, в прямом и переносном смысле, современную архитектуру ис­портили при воплощении - не смогли со­стыковать поверхности. Н.Л. Жуковский свое видение объекта подкрепил древним китайским учением фэн-шуй, согласно ко­торому клин - агрессивный элемент. Судя по площадке вокруг офиса, другим фир­менным знаком компании, видимо, при­дется считать закатывание в асфальт.

Разговор о градостроительной пре­емственности, исполнении принятых пла­нировочных решений зашел, когда мы завернули на улицу Безбокова. Владимир Федорович напомнил об аксиоме, что город создается не за один день, поэтому преемственность и последовательность -необходимые условия градостроения. Но зачастую в Иркутске наблюдается несов­падение застройки и планировочных до­кументов. Так старым планом развития города, проектом планировки Свердлов­ского района и другими градостроитель­ными документами предусмотрено расширение улицы Безбокова в части, па­раллельной Академической, затем соеди­нение с Академической в ее широкой части. После такого преобразования ав­тодорога по улице Безбокова становится главной, а Академическая - второстепен­ной. Но сейчас в этом районе появляются здания, которые могут похоронить такую возможность.

Тему подхватил Н.Л. Жуковский, кото­рый участвовал в конкурсе проектов храма-памятника Святого Благоверного князя Александра Невского в Иркутске. По его словам, отправной точкой проекта, предложенного коллективом его мастер­ской, стало положение о том, что со вре­менем здесь будет главная дорога. Площадка для будущего храма, по мне­нию Н.Л. Жуковского, была выбрана пре­дельно неудачно: вплотную к домам, зажата и отрезана от водоема. Н.Л. Жу­ковский посчитал необходимым отойти от условий и предложил комплексное градо­строительное решение для этого места. Архитекторы мастерской Н.Л. Жуковского разместили на пересечении двух дорог полноценную  развязку-кольцо,   как  на въезде на плотину со стороны центра. В этом случае храм становится доминан­той места и располагается внутри кольца, защищаемый им и своим внут­ренним двором, в котором разме­щаются школа и другие церковные помещения. В это кольцо легко попасть с четырех сторон, благодаря чему храм получает выход к воде. (Этот проект не остался незамеченным. Он удостоен диплома на фестивале «Зодчество Вос­точной Сибири» - прим. редакции).

Увлекшись разговором о возвышен­ном, мы несколько отклонились от темы дороги. Если на правом берегу Ангары улица Байкальская несет нагрузку ма­гистрали, то на левом берегу автома­гистрали вообще нет. Сейчас транспорт с плотины уходит на Академическую, но дорога узкая и ездить по ней неудобно. Даже в середине дня там движение за­труднено, не говоря уж о «часах пик». Расширить магистраль нельзя из-за плотной жилой застройки. Жители при­легающих к проезжей части домов жа­луются, что не могут спать по ночам. Если Академическая улица не может вы­полнять функцию магистрали, выход один - сделать главную дорогу по улице Безбокова. Для этого ее надо расши­рить и благоустроить после микрорай­она Приморский. Но сделать это не везде легко. Возле остановки «Южная» вблизи дороги размещаются торговые павильоны и центр «Версаль». При про­ектировании автосалона «Люкс-Авто» Н.Л. Жуковским учтена необходимость пробивки магистрали (отсюда сложная конфигурация объекта в виде треуголь­ника), а вот павильоны автосервиса уже выходят на возможную дорогу, на про­тивоположной стороне - жилая за­стройка. Если сейчас не решить вопрос с месторасположением этих павиль­онов и запретом на появление новых объектов, то возможность пробивки в этом месте дороги будет утрачена точно так же, как на улице Дальневосточная, где из-за новой жилой застройки была потеряна магистраль, дублирующая Байкальскую.

К сожалению, проблемных мест в Иркутске хватает. Многое еще хотелось обсудить с архитекторами, любезно со­гласившимися стать нашими гидами и собеседниками. Но время, отведенное на экскурсию, закончилось. С другой стороны, каждый выпуск нашего жур­нала - это своеобразная экскурсия по городу, так что впереди у нас доста­точно информации к размышлению.

 

Светлана Тимохова

Журнал "Строим вместе" №12 (118) август 2011