Известные архитекторы о жилой застройке Иркутска и не только
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Строить по-человечески, а не по-коммерчески
Всегда интересно и полезно пройтись по городу с архитекторами. В этом случае собственные впечатления подкрепляются профессиональными аргументами и становятся чем-то большим, чем просто эмоции. Во время работы над этим номером нам довелось совершить экскурсию с известными архитекторами, заслужившими своими работами в архитектуре и градостроительстве уважение как коллег, так и остальных иркутян. В прогулке участвовали заслуженный архитектор РФ Владимир Федорович Бух, имеющий многолетний опыт работы главным архитектором города Иркутска; вице-президент Союза архитекторов России, практикующий архитектор Елена Ивановна Григорьева и Николай Леонидович Жуковский, также имеющий опыт градостроителя. В составе творческого коллектива он работал над проектом микрорайона Университетский, а также является автором проектов зон охраны Иркутской ГЭС и застройки 1 -го Поселка ГЭС. В должности главного архитектора проекта он разрабатывал проект детальной планировки иркутского Академгородка.
Наша прогулка началась с Солнечного, и здесь Елена Ивановна с грустью отметила, что как в целом Иркутск не может похвастаться достижениями ландшафтной архитектуры, так и в Солнечном практически никак не задействованы роскошные откосы в районе памятника Г. Жукову. Они дают отличные возможности для создания богатой городской среды, а вместо этого - примитивная надпись мелкими цветочками о 350-летии города. Еще больше возможностей оформления общественного пространства предоставляет кольцо возле плотины ГЭС. Обсуждаются разные варианты оформления этого участка, но пока ни одно из предложений не принято к рассмотрению.
Тему важности деталей в облике города подхватил Николай Леонидович Жуковский. Он много душевных сил посвятил работе над проектом зон охраны Иркутской ГЭС и застройки 1 -го Поселка ГЭС и до сих пор неравнодушен к процессу развития этой территории. В частности, он переживает, что переименовали главную улицу поселка, проспект Огни коммунизма (сейчас она носит имя начальника строительства Иркутской гидроэлектростанции А.Е. Бочкина). «Поселок ГЭС включен в комплекс памятника истории первенца Ангарского каскада. Историческое название было частью среды, поддерживало обаяние советской архитектуры и градостроительства 50-х годов, поэтому его стоило сохранить», - считает Николай Леонидович.
Еще более серьезные проблемы обнажились во время нашей следующей остановки - в микрорайоне Ерши. Стоймость квадратного метра строящейся здесь недвижимости - одна из самых низких в городе. Хотелось посмотреть, возможно ли сохранить баланс между получением прибыли застройщиком и нуждами жителей, обеспечением их необходимой средой проживания. Началось наше обследование с общих замечаний о том, что такой жилой массив обязательно должен был проходить через утверждение градсоветом, потому что он «выкашивает» городскую зеленую зону. Владимир Федорович напомнил: «Раньше ни у кого даже мысли не появилось бы вырубать лес и строить жилье». Несмотря на столь серьезную критику, первое впечатление от микрорайона было приятным. В.Ф. Бух заметил, что с точки зрения архитектуры микрорайон интересен. А Николай Леонидович вообще сторонник сверхурбанизации и отстаивает мысль, что более плотная застройка домов позволяет сохранять зелень крупными массивами и свободное пространство. «Зеленый берег» Жуковскому напомнил европейскую застройку, где дома стоят вплотную друг к другу. Действительно, по улицам этого микрорайона можно ходить как по коридору, но вместо жизнестойкой и мощной зелени мы увидели отдельные деревья, засыхающие посреди асфальтовых просторов. Елена Ивановна отметила такой парадокс: на Зеленой улице совсем нет зелени. Никто из нас не смог понять, чем вызвано такое количество асфальта? Оно не оправдано даже с функциональной точки зрения - в цокольном этаже домов расположены гаражи и у жильцов нет необходимости в открытых парковках в большом количестве. Наоборот, здесь явный недостаток детских площадок, лавочек. С маленькими детьми приходится гулять по дороге, где даже не предусмотрены тротуары. Конечно, есть рядом пока еще нетронутый лесной массив, но прохаживаться по лесным тропинкам с коляской - удовольствие сомнительное. К тому же чтобы дойти до леса, надо пересечь дорогу без светофора и пешеходной разметки. Немногим лучше приходится и автомобилистам. У дорог микрорайона такие крутые склоны, что по ним ездить сложно в любое время года. Общественный транспорт представлен маршруткой №68 (ходит 1-2 раза в час) и дачным автобусом (интервал движения 1 час 10 минут, с дневным перерывом в 4 часа). Можно выйти к остановке «Гаражи» в Юбилейном, но пройти придется через лес, а идти до остановки «Мухиной» далековато. Нет инфраструктуры: ни школы, ни детского сада, ни поликлиники, ни даже аптеки. Как видим, низкая стоимость метра жилья получилась благодаря тому, что в стоимость поселка не была заложена стоимость школ и детских садов. В итоге интересный жилой микрорайон становится скоплением проблем и нарушений. Каждый архитектор знает, что любое проектирование сталкивается с множеством социальных проблем, которые надо решать задолго до того, как люди въедут в свои квартиры. Но как говорит Н.Л.Жуковский: «У нас все неправильно. Застройщик возводит жилой комплекс, не тратясь на социальные объекты. У жителей отсутствие инфраструктуры, естественно, вызывает жалобы, и город вынужден удовлетворять их потребности из городского бюджета». Почему так происходит? Присутствующие архитекторы были единодушны: городские власти сами позволяют застройщикам делать деньги. «За рубежом прибыль закладывается 15-20%, а у нас мало приверженцев принципа умеренности. Работа кажется привлекательной для иркутских застройщиков только в случае получения 200-300% прибыли», - поделился своими наблюдениями Н.Л. Жуковский.
В размеренный ход нашей прогулки ворвалась жительница одного из домов. Ее возмущение было вызвано размещением мусорных контейнеров в непосредственной близости от окон ее квартиры. Действительно, вряд ли сохранишь благодушное настроение, имея такой вид из окон. Когда эта жительница на начальной стадии строительства принимала решение о покупке квартиры, то и не предполагала, что кому-то придет в голову украсить центр улицы вот таким способом.
Наши архитекторы не смогли не заметить и другие особенности этих домов. Владимир Федорович отметил грубейшие нарушения по инсоляции. Южная сторона дома отдана лестничным клеткам, расположенным за стеклянным фасадом. Основную часть центрального фасада заняли лестницы. Е.И. Григорьева выразила сомнение: допустимо ли считать экономичным проект с таким количеством лестниц? А Н.Л. Жуковский в качестве положительного момента отметил динамику, которую лестницы придают облику здания. Например, видно, как движется человек, но для этого можно было ввести галерейный тип дома и ограничиться 1-2 лестницами.
На лестничную клетку выходят небольшие оконца кухонь. Е.И. Григорьева очень метко назвала эти дома «районом инсолированных кухонь». В связи с этим еще одно недоумение озвучили наши профессионалы: разве пожарная служба разрешает через лестницу что-то освещать? А как же дымоудаление с лестничной клетки? По этому поводу мы спросили мнение жителей. Они тоже считают, что по крайней мере странно предусматривать проветривание кухни через лестничную площадку. Конечно, вкусные запахи в подъезде не мешают, но чаще всего возникает необходимость в проветривании, когда сбежало молоко или каша пригорела. В этом случае вся лестница в дыму. Летом несложно проветрить подъезд - окна открыты постоянно, а вот зимой жители предпочитают тепло свежему воздуху. Мы также заметили, что некоторые жильцы совсем замуровали это окошечко, видимо опасаясь, что поднимающиеся по лестнице соседи будут наблюдать за происходящим внутри. Другие, наоборот, расширили его, предварительно установив железные решетки .
Еще одним «архитектурным ляпом, бессмысленной вещью и потерей», по выражению В.Ф. Буха, являются щели между домами. По мнению архитекторов, они стали следствием порочной конструктивной схемы: нерационального проекта и механического повторения одной блок-секции при застройке. Отсюда и неоправданно высокие потолки у гаражей.
Елена Ивановна, верная теме обустройства общественных пространств, отметила отсутствие придомовых территорий и ухищрения жителей домов. Они не остались в стороне от благоустройства общей территории и прикладывают немало сил к исправлению ситуации - в качестве импровизированных клумб расставляют на пеньках посреди асфальта тазы и ведра с высаженными растениями, под балконами и у подъездов натягивают шнуры для вьющихся растений.
Н.Л. Жуковский считает, что заказчик на своей площадке имеет право сделать квартиры хоть стоячие, покупатели же могут, проголосовав кошельком, дать понять, что они думают по поводу такого самовыражения. «Право выбора у покупателей есть, но они не обязаны уметь читать проектные документы на профессиональном уровне», -вступилась за жителей Е.И. Григорьева.
К тому же всем известно, что при продаже показывают только план квартиры и ее размещение на площадке. К сожалению, редко кому из будущих жильцов придет в голову поинтересоваться генпланом, чтобы знать, в каком окружении будет его дом. Хотя и генплан не всегда поможет разобраться людям без специального образования во всех тонкостях планировки окружающего рельефа и придомовой территории. По общему мнению всех участников экскурсии, задача архитекторов - исправлять недостатки рельефа и делать проживание людей максимально комфортным. Интересную мысль высказал В.Ф. Бух: «Сейчас на телевидении очень популярны передачи, в которых специалисты учат покупателей правильно выбирать товары. В качестве архитектуры тоже необходимо учить разбираться». Присутствовавшие архитекторы категорически не советуют покупать квартиру на стадии начала стройки. Как заметила Е.И. Григорьева: «В новостройках столько загадок! К тому же никогда не знаешь, как будет работать инженерия».
И все-таки наши архитекторы и в заключение обхода микрорайона настаивали, что среда получилась симпатичной по пропорциям. Другое дело, что при проектировании рельеф никак не обыграли, хотя и с таким рельефом можно было бы справиться. Как сказала Е.И. Григорьева: «При умелом подходе архитектора рельеф местности помогает интересно организовать пространство. Примером тому может служить Университетский, который до сих пор остается градостроительно красивым. В «Зеленом береге» можно было сделать в центре проезд, газон и нормативный уклон. Это бы все получилось, если бы микрорайон строился с индивидуальным подходом, а не копированием одной блок-секции. С Еленой Ивановной согласился и Владимир Федорович: «При двухэтажной, максимум трехэтажной застройке здесь было бы неплохо». В качестве удачного примера застройки В.Ф. Бух указал на вид первых домов Ершовского микрорайона, открывающийся со смотровой площадки «Пик любви».
Оценили архитекторы и офисное здание компании-застройщика Ершовского микрорайона - компании «Норд-Вест». Елене Ивановне понравился изящный стеклянный угол. Но она пожалела, что такую острую, в прямом и переносном смысле, современную архитектуру испортили при воплощении - не смогли состыковать поверхности. Н.Л. Жуковский свое видение объекта подкрепил древним китайским учением фэн-шуй, согласно которому клин - агрессивный элемент. Судя по площадке вокруг офиса, другим фирменным знаком компании, видимо, придется считать закатывание в асфальт.
Разговор о градостроительной преемственности, исполнении принятых планировочных решений зашел, когда мы завернули на улицу Безбокова. Владимир Федорович напомнил об аксиоме, что город создается не за один день, поэтому преемственность и последовательность -необходимые условия градостроения. Но зачастую в Иркутске наблюдается несовпадение застройки и планировочных документов. Так старым планом развития города, проектом планировки Свердловского района и другими градостроительными документами предусмотрено расширение улицы Безбокова в части, параллельной Академической, затем соединение с Академической в ее широкой части. После такого преобразования автодорога по улице Безбокова становится главной, а Академическая - второстепенной. Но сейчас в этом районе появляются здания, которые могут похоронить такую возможность.
Тему подхватил Н.Л. Жуковский, который участвовал в конкурсе проектов храма-памятника Святого Благоверного князя Александра Невского в Иркутске. По его словам, отправной точкой проекта, предложенного коллективом его мастерской, стало положение о том, что со временем здесь будет главная дорога. Площадка для будущего храма, по мнению Н.Л. Жуковского, была выбрана предельно неудачно: вплотную к домам, зажата и отрезана от водоема. Н.Л. Жуковский посчитал необходимым отойти от условий и предложил комплексное градостроительное решение для этого места. Архитекторы мастерской Н.Л. Жуковского разместили на пересечении двух дорог полноценную развязку-кольцо, как на въезде на плотину со стороны центра. В этом случае храм становится доминантой места и располагается внутри кольца, защищаемый им и своим внутренним двором, в котором размещаются школа и другие церковные помещения. В это кольцо легко попасть с четырех сторон, благодаря чему храм получает выход к воде. (Этот проект не остался незамеченным. Он удостоен диплома на фестивале «Зодчество Восточной Сибири» - прим. редакции).
Увлекшись разговором о возвышенном, мы несколько отклонились от темы дороги. Если на правом берегу Ангары улица Байкальская несет нагрузку магистрали, то на левом берегу автомагистрали вообще нет. Сейчас транспорт с плотины уходит на Академическую, но дорога узкая и ездить по ней неудобно. Даже в середине дня там движение затруднено, не говоря уж о «часах пик». Расширить магистраль нельзя из-за плотной жилой застройки. Жители прилегающих к проезжей части домов жалуются, что не могут спать по ночам. Если Академическая улица не может выполнять функцию магистрали, выход один - сделать главную дорогу по улице Безбокова. Для этого ее надо расширить и благоустроить после микрорайона Приморский. Но сделать это не везде легко. Возле остановки «Южная» вблизи дороги размещаются торговые павильоны и центр «Версаль». При проектировании автосалона «Люкс-Авто» Н.Л. Жуковским учтена необходимость пробивки магистрали (отсюда сложная конфигурация объекта в виде треугольника), а вот павильоны автосервиса уже выходят на возможную дорогу, на противоположной стороне - жилая застройка. Если сейчас не решить вопрос с месторасположением этих павильонов и запретом на появление новых объектов, то возможность пробивки в этом месте дороги будет утрачена точно так же, как на улице Дальневосточная, где из-за новой жилой застройки была потеряна магистраль, дублирующая Байкальскую.
К сожалению, проблемных мест в Иркутске хватает. Многое еще хотелось обсудить с архитекторами, любезно согласившимися стать нашими гидами и собеседниками. Но время, отведенное на экскурсию, закончилось. С другой стороны, каждый выпуск нашего журнала - это своеобразная экскурсия по городу, так что впереди у нас достаточно информации к размышлению.
Светлана Тимохова
Журнал "Строим вместе" №12 (118) август 2011