Памятники историко-культурного наследия в Иркутске
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
В.Т. Щербин: «У меня репутация разрушителя наследия»
Дом в переулке Пограничный ярусами спускается к набережной Ангары, не охваченной благоустройством, что позволяет рыбачить в непосредственной близости от подъездов. Здание, состоящее из нескольких жилых блок-секций, построено по проекту архитектора В.К. Нечитайло. Своими очертаниями оно напоминает корабль не меньше, чем знаменитый дом В.А. Павлова в Солнечном, и также является демонстрацией умения советских зодчих из типовых панелей создавать нестандартную архитектуру. В годы рождения этого дома предполагалось, что соседи совместными усилиями создадут образец коллективного проживания. Отсюда соединение домов застекленными переходами, где так красиво могли бы смотреться зимние сады с уголками отдыха, теннисными столами. Эта общая территория позволила бы соседям проводить совместные вечера, отмечать праздники и различные события. К сожалению, идеальный образ строителя коммунизма не совпал в реальности с обликом жителя малосемейного общежития. Стеклянные переходы стали легким путем для проникновения в дом криминальных элементов, и в целях безопасности их закрыли досками. Сейчас первоначальный радостный вид дома можно представить, лишь обладая богатой фантазией. Рыбакам повезло больше: с реки они по-прежнему возвращаются с хорошим уловом карасей. Возможность жить рядом с центром города, при этом наслаждаться тишиной и простором реки, привлекла к дому и известного иркутского искусствоведа-архитектора В.Т. Щербина, надолго поселившегося в Пограничном переулке.
Валерий Трофимович Щербин - автор первого историко-архитектурного опорного плана города, разработанного в 1981 году на базе кафедры архитектуры и градостроительства Политехнического института. Валерий Трофимович, воодушевленные им студенты и молодые архитекторы провели грандиозную работу по обследованию историко-культурного наследия. Они изучили здания, которые уже значились в реестре памятников, и объекты, претендовавшие на этот статус. Были проведены замеры каждого дома, составлено описание и выполнена фотосъемка. Все значимые объекты вошли в историко-культурный опорный план города, который был признан одним из лучших в стране. Благодаря В.Т. Щербину и его помощникам многие объекты вошли в список вновь выявленных памятников. Не менее важным следствием проделанной работы стало и вовлечение молодежи в сохранение наследия. Многие из них сейчас - известные специалисты в этой области и благодарны своему наставнику. К нашей большой радости, этот уникальный человек, знающий про наследие почти все, составил нам компанию для прогулки по улице Кожова и 130-му кварталу. Он рассказывал про иркутскую старину, мы задавали вопросы и пытались понять, почему Валерий Трофимович пытается спорить со своей же работой.
- Валерий Трофимович, когда-то вы ставили своей задачей внести как можно больше объектов в список охраняемых. Почему сейчас вы поменяли свои взгляды и настаиваете на сокращении списка?
Мелодия иркутских улиц состоит из архитектуры современной и уходящей. Это задает определенный душевный камертон. Мы наслаждаемся уходящей стариной как мудрецом, у которого на лице отражена вся его долгая жизнь. Старые дома Иркутска достаточно послужили, и вот теперь им пришло время уходить. Хотят ли они, чтобы их восстановили и сделали из них муляжи? А может, они просят, чтобы им дали спокойно умереть? На этой основе и возникает главный конфликт. У нас очень слабый опыт духовной памяти, почти не развившийся. К тому же мы стремимся строить жизнь по западным меркам. Но прагматичный Запад никогда не имел такой архитектуры, как наше деревянное зодчество, в котором душа поет. Все деревянные дома хотелось бы сохранить, но город не хранилище, способное вместить буквально все. Это живой организм, который должен развиваться.
Мы должны зафиксировать все объекты деревянного зодчества, нужно издавать книги, каталоги всех объектов. Точно так же, как создаются антологии всех писателей, поэтов, куда входят буквально все имена, великие и малые, оставившие свой след в литературе. Наш долг - помочь старинным домам еще какое-то время продержаться. Для этого им надо дать юридическую поддержку, тогда никто не сможет с ними делать все что угодно. И даже если дом сгорел, то объект культурного наследия гарантированно будет восстановлен если и не в ближайшее время, то обязательно в будущем, потому что на этом месте не может ничего появиться другого. В наших силах сохранить и продолжить традиции деревянного зодчества, потому что, когда национальные особенности вытесняются интернациональным началом, архитектурные объекты разных стран перестают отличаться друг от друга. В такое время возрастает значение наследия. Почему архитекторы в последнее время все чаще обращаются к наследию (кстати, в этом году Московское Зодчество будет впервые посвящено русской архитектуре)? Потому что видят в нем возможность расширения своей творческой палитры. Сочетание старого и нового, игра в трансформацию позволяет создавать архитектуру, связанную с определенным местом.
Задача сохранить определенное количество памятников сверхсложная уже потому, что идет вопреки ходу истории. Центр всегда развивается быстрее остальной части города. Если для бизнесменов центр - это получение выгоды, то для архитекторов - это лучшее место для творчества. Центр - всегда концентрация лучшей архитектурной мысли, потому что здесь больше факторов, позволяющих разнообразить архитектуру, сделать ее архитектурой места.
С другой стороны, появление движения за сохранение памятников - тоже часть исторического процесса. На основании этого мы можем добиваться сохранения памятников, выдвигать определенные требования власти, спонсорам, арендаторам. Но вносить нужно только те обременения, которые не идут вразрез с законом либо совершенствуют этот закон. Со средой еще сложнее. Защитить ценный объект исторической среды сегодня закон не может, такой категории в нем попросту нет. Как бы хотелось: в соответствии с пунктом таким-то статьи такой-то охранять не только конкретные объекты, имеющие выдающиеся архитектурно- планировочные решения, редкие сконцентрированные достижения местной строительной школы, но и все построенные дома, ибо только вместе они дают нам представления о том, какая была среда в такое-то время. А вот последнее как раз и не скажешь, потому что среда, допустим, в 1880 году была совершенно другая, нежели в 1860 году. Она могла быть совершенно неинтересной в 1860 году, а через 20 лет изменилась и превратилась в интересную. Бывали в истории и ухудшения, когда в результате форс-мажорных обстоятельств что-то гибло или хозяин дом ломал и на этом месте строил другой, больший по размеру, но меньших художественных, эстетических достоинств. Не было службы по охране наследия, и владелец был волен распоряжаться своей собственностью, как ему заблагорассудится. А если бы такая служба тогда была, то не появилось бы в Иркутске исторического центра, состоящего из домов XIX века.
Есть великий соблазн взять все подряд и жить процессом охраны, не заботясь о результате. Недопустимо требовать восстановления любой ценой. В этом случае объекты восстанавливаются за большие деньги в новоделе, который уже не является памятником. Он не дышит, не поет и не притягивает. Новодел не должен становиться единственной формой сохранения наследия.
- Валерий Трофимович, вы являетесь одним из самых уважаемых специалистов по наследию. Как определить, является ли выявленный объект памятником или объектом средовой застройки?
Конечно, было бы проще создать единый шаблон и к каждому историческому дому подходить с ним. Затем все выявленные данные заложить в компьютер, и он бы выдавал, какие выявленные объекты признать памятниками. Но в том-то и дело, что создать такой шаблон невозможно. Считать или не считать объект памятником решают специалисты. До сих пор непонятно, что такое памятник, что надо охранять, а что, может быть, и нет. Здание, признанное памятником, должно обладать абсолютной чистотой во всех составляющих: в социальном отношении, юридическом, экономическом. Наследие должно представлять золотой фонд. Чтобы отобрать лучшее, необходимо ограничение признаков. Каждый памятник должен быть осмотрен по-особому. Не может быть одного шаблона для определения ценности всех домов. Чтобы составить реестр с максимальным охватом лучшего и реально осуществимого сохранения, необходимо предварительно провести работу по классификации объемно- пространственных решений и отдельных декоративных элементов, встречающихся в объектах культурного наследия.
Сейчас у нас любой объект описывается как точечное явление и не рассматривается, какое место он занимает в ряду аналогичных объектов. А вот если после описания дома подчеркнуть, что такой дом в Иркутске единственный, то значимость его сильно повысится, что потребует совсем другого отношения к этому дому. Когда мы будем знать, например, что вот такие наличники у нас сохранились всего на пяти домах, то это веский аргумент для сохранения, а если они встречаются на пятидесяти домах, то основанием для сохранения будут, скорее всего, другие признаки.
Вот перед нами старый дом. Является ли он памятником? Среди старинных зданий Иркутска нет такого дома, который бы не имел хотя бы одного признака объекта культурного наследия. Вот здесь мы видим: карниз рафинирован подзором, накладная резьба с сухариками, внизу - знаменитая иркутская тема лилий. Наличники с фронтоном и плечиками. В данном случае правильно будет написать так: признаки объекта культурного наследия имеются, но их недостаточно для того, чтобы объект вошел в число памятников, достойных государственной охраны.
- От деревянных домов отталкивает отсутствие современных удобств. Если провести горячую воду и канализацию к участкам домов и понятно объяснить, что разрешено, а что нельзя делать с объектами, стоящими на государственной охране, возможно, тогда мы сможем снять остроту с вопроса охраны и реально начать восстанавливать исторический Иркутск? Какая разница - вкладывать деньги в новое строительство или в восстановление и реставрацию памятника?
- Если у вас износилось сердце, то его можно заменить искусственным. Но если износились глаза, руки, замена сердца уже не поможет. Истлевший дом не спасут инженерные сети. Придется так много заменять, что получится новодел, который не будет памятником.
Мы не разучились жить в деревянных домах, мы лишены возможности жить в них в пределах города. Сама среда изменилась очень сильно. Нелегко жить в историческом центре, в 130-м квартале или на улице К. Либк- нехта, где большой транспортный поток и очень загрязнен воздух.
- Вот мы говорим: у нас восстанавливается много памятников, но зачастую академическая реставрация подменяется трансформацией. Ваше отношение к такому восстановлению?
- Надо пробовать разные способы, использовать разные методы. Одни объекты можно реставрировать, а другие - трансформировать очень серьезно. В реставрационной науке оговорено, что новодел допускается в исключительных случаях для объектов, имеющих особое значение. Если завтра упадет Спасская башня Кремля, ее восстановят. И нет никаких сомнений, что это правильно. Но есть ли необходимость восстанавливать средовой объект с улицы К. Либкнехта? Не лучше ли заняться другим объектом, например по адресу К. Либкнехта, 31, который лет 10-15 уже гниет. Еще лет пять - и ни одного бревна от него уже не сохранится. Или другой пример. Дверная ручка второй половины девятнадцатого века по старой форме отлита сегодня, никакой исторической ценности она не имеет. В таком случае, может, честнее делать по мотивам? Трансформация - это хороший творческий прием. Деревянное зодчество Иркутска на всем своем протяжении постоянно развивалось, эволюционизировало и все время перестраивалось - трансформировалось. Это процесс онтологический, то есть отвечающий сути самой жизни.
Проект 130-го - неожиданный, здесь как раз уместно вспомнить о роли личности в истории. Это архитектурная работа «по мотивам» исторического Иркутска. Эту работу ни в коей мере нельзя считать восстановлением исторической среды, но это очень интересный эксперимент, яркий образец трансформации. Стремление хотя бы в образной форме сделать нечто архитектурно-артефактное, чтобы оно давало ощущение единственности такого места в городе. Он будет в мире единственным, даже если по такому принципу будут делать квартал в Омске или где-то еще. Было бы хорошо, если бы все запроектированное получило качественное воплощение. Но вот как его осуществить? Мастеров-то нет. Две категории реставрации - подлинность и достоверность. Обе одинаково важны. Должен быть максимум подлинности при абсолютной достоверности. В домах 130-го квартала сохраняется подлинность отдельных бревен. А желательно бы наоборот, так как ценность не в материале, а в достоверности образа дома, подлинности технологии. Чтобы технологические процессы позволили бы какое-то время этому дому стареть, чтобы он не развалился до своего старения. У нас ведь даже очень старые дома не разваливаются. Здесь подлинности не так много, а достоверности и того меньше. И так как стены будут обшиты, подлинное скроется от глаз, а сомнительная достоверность становится назойливым объектом внимания. Это же совершенно новая среда. Изменены пропорции, практически все дома 130-го квартала поднимаются на подиумы.
130-й квартал вообще эксперимент интересный. Но надеяться, что таким образом мы сможем восстановить всю историческую застройку города, - утопия. В Иркутске подобных кварталов порядка 65, и на их восстановление по очереди потребуется лет триста. Хорошо бы губернаторы, передавая эстафету, поднимали планку по реставрации кварталов. Если один губернатор сделал один квартал, то второй бы в качестве обязательства взял уже два.
Есть ряд сложных моментов, связанных с тем, что многие памятники деревянного наследия находятся в частной собственности. Многим людям, проживающим в деревянных домах, не по карману реставрация. Но и выехать они не могут, пока не найдется покупатель, готовый предложить за дом большие деньги. Как в таком случае не довести эти дома до полного убожества? Этих людей нужно тоже уважать и учитывать их нужды. Деревянные дома находятся в удручающем состоянии во многом потому, что у нас прервалась линия владения. Но даже если бы она не прервалась, то все равно эти дома были бы уже снесены, потому что исторический центр всегда являлся общественной зоной и там активнее происходили изменения.
- А окна пластиковые разве можно в домах-памятниках ставить?
- Ну конечно, при академической реставрации они недопустимы, тем более что хорошая столярка ничуть не хуже. Хотя особой проблемы в этом нет. Вот на этом доме мы видим такой необычный элемент, как подкарнизный поясок. Нормальный дом - как его сохранять? Как вновь выявленный объект невозможно, потому что эта категория объектов является юридически неполноценной. К тому же нельзя выявленный объект считать вновь выявленным бесконечно!
- Наверное, можно перевести его в категорию памятников?
- Но ведь не переводят! Оформили списком все объекты, включая вновь выявленные, и согласовали с министерством культуры. А это согласование не предполагает никакой ответственности со стороны министерства культуры. Все сохраняется пунктом закона о вновь выявленных объектах, который «подмораживает» город, сдерживает его динамичное развитие. Может быть, в какой- то степени это и хорошо. Но нельзя же все время сдерживать!
- Валерий Трофимович, обследование, сделанное вами в 1980-х годах, по-прежнему остается одним из самых полных. По вашим спискам работают до сих пор. В Иркутске выполнен Проект зон охраны. Почему у вас появилось желание сделать новый историко-архитектурный опорный план?
- Проект зон охраны - это общий документ, а историко-архитектурный опорный план - это реестр памятников, которые надо охранять. Он состоит из схемы, на которую нанесены все исторические объекты, и пояснительной записки с характеристиками классификационной ценности. Новый опорный план я хочу сделать, потому что считаю эту работу своим долгом. Я его начинал и хочу его закончить. Эту работу я вынашиваю уже десять лет. Может, меня кто поддержит, но если даже нет, буду делать один. Лицензия на эту работу мне не нужна. Проект обязательно проходит стадию утверждения, и если он не соответствует нормам и требованиям, его отклоняют. Хотя составленными мной списками до сих пор пользуются, необходимо проверить, в каком состоянии находятся дома сейчас. Проект зон охраны у нас официально утвержден законом, но реестр от этого не пополнился и не пополнится. В проекте утверждены параметры, определены категории, имеется ограничение высот и др. Но вопросы со списком и с выявленными объектами не решены! Утверждение Проекта зон охраны позволило принять генплан города, но можно ли считать эту работу добросовестной, если важные вопросы остались нерешенными? Работа получилась почти как копия предыдущей. Но та была первой в стране, эта хуже, потому что в ней нет ничего нового. Разве можно считать заслугой простое расширение географии за счет Иркутска-ll, Мегета? Необходимо было сузиться до исторического центра и углубить, сделать реальный реестр.
- То есть необходимо заново исследовать каждый объект и принять решение, вносить или нет его в реестр? Может ли частное лицо, Валерий Трофимович Щербин, решить судьбу того или иного объекта? Будет ли иметь вес составленный вами реестр?
- Когда имеешь дело с искусством, а деревянное зодчество - это именно искусство, не обойтись без личного начала в оценке. Роль личности, частного мнения в науке, конечно же, есть. Если я предлагаю тот или иной объект внести в реестр, то я за свои слова отвечаю. А чехарда с законом по экспертизе, паспорту никакого отношения к науке не имеет. Все это - производство, которое призвано продемонстрировать коллективность разума и коллективность ответственности. Я считаю, что, выполняя опорный план, нужно вносить только две категории: объект, стоящий на госохране, и объект, предлагаемый к постановке на госохрану. Других категорий не должно быть.
Валерий Трофимович Щербин задает вопросы и пытается получить на них ответы. И даже не получая ответов, все равно продолжает поиски. Он сам выбрал нелегкий путь и платит за него бессонными ночами, терзаниями, беспокойством. Его душа, как и прежде, болит за сохранение деревянного Иркутска, но в его иерархии ценностей есть уже ценности повыше. И в защиту своей сегодняшней точки зрения он привел пример с великим итальянским скульптором, который в ситуации, когда тонут котенок и шедевр Рембрандта, спасал бы первым, конечно, котенка. «Вот и мы должны спасать в первую очередь наших детей. Независимо от своей специальности, в первую очередь следовать законам морали и нравственности и этому учить детей», - убежден В.Т. Щербин. Насколько правильный путь спасения живого выбрал Валерий Трофимович, решать не нам, но делает он это, как всегда, искренно и с полной отдачей.
Светлана Тимохова В подписях к фотографиям использованы реплики В.Т. Щербина
Журнал «Строим вместе» № 12 (118), август 2011