Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Немного радуги на серых стенах Иркутска

Дом на праздник принято украшать. Если это чей-то день рождения, мы развешиваем в комнатах воздушные шарики, готовим большой торт. А если день рождения не у нас, а у нашего города, то как его можно украсить? Именно этим вопросом задался Павел Солодов, ор­ганизатор граффити-фестивалей, целью которых в 2011 году было сде­лать улицы Иркутска немного цветнее и ярче.

Общественность к граффити относится предосудительно. Это вполне объяснимо - искусство рисования на стенах начи­налось с «бомбинга» - разновидности граффити, когда участ­ник движения задавался целью написать тэг (свое имя) на стенах города, в вагонах метро и лифтах максимальное коли­чество раз. Делалось это неумело, дешевой краской и никакой художественной ценности не несло. Чтобы хоть как-то разно­образить свои картины, райтеры (граффитисты) начали до­бавлять новые элементы, играть с цветами - изысканное написание имени стало своего рода искусством. Потом при­шли новые стили граффити, новые идеи, появился стрит-арт (например, трафареты). Граффити преобразилось, в некото­рой степени коммерциализировалось, его стали использовать как живую, яркую рекламу. В Европе граффитисты зарабатывают своими рисунками хоро­шие деньги.

В Иркутске можно увидеть сразу не­сколько направлений граффити: тут тебе и бомбинг, и стрит-арт, и классика, и вандализм. Вид последнего, конечно, угнетает, но Павел Солодов надеется, что граффити-фестивали смогут напра­вить разрушительную энергию подро­стков в нужное русло:

- Вандалят дети очень много. Адми­нистрация ломала голову, как можно это прекратить или хотя бы легализовать. Вот мы им и предложили идею провести фестиваль граффити, сделать его регу­лярным. Администрация, как и основ­ное количество людей, думала, что граффити - это когда пишут «Маша, я тебя люблю». Мы старались объяснить, что уровень художников в Иркутске до­статочно высокий, что парни могут ри­совать красивые картины. И тогда было принято решение провести граффити- фестиваль, приуроченный ко дню го­рода. На Сквере мы построили площадку для экстремальных видов спорта, разрисовали стенку. На фести­валь приезжал известный французский стрит-арт художник Kouka. Он был удив­лен мастерством наших граффитистов: «Меня позвали для того, чтобы я провел мастер-классы для местных художни­ков. Но, посмотрев стены и работы местных граффитистов, я понял, что мне нечему их учить. Большинство ав­торов имеют уже сложившийся собст­венный стиль. Я не ожидал, что в Сибири так круто рисуют. Поэтому я могу лишь пожать руки иркутским граффитистам».

-  Сложно ли организовывать такие фестивали?

-  Среди граффитистов соревнова­ния провести тяжело, потому что тяжело выявить, кто круче. Поэтому цель по­добных мероприятий - собрать ребят, которые хорошо рисуют, дать им стены, пригласить граффитистов из других го­родов. Сейчас мы ведем переговоры с администрацией, чтобы они отводили граффитистам чистые стены в городе, а те, в свою очередь, могли спокойно ри­совать, а не «бомбить» ночью.

-  Расскажите об этом поподроб­нее?

-  Мы предлагали художественное оформление улиц Иркутска. В центре, например, очень много стен, которые ужасно выглядят. Можно было бы на них нарисовать большие красивые картины. Причем не только в стиле граффити, те­матика может быть разная: на сквере арка, например, разрисована под ста­ринный Иркутск. Администрации это по­нравилось, но проект не реализовался из-за недостатка финансирования. По­этому пока парни, желающие украсить свой город яркими артами, сами ищут коммерческие организации, которые готовы дать им на это денег. Конечно, на таких картинах с краю обязательно будет значиться логотип фирмы, но главная цель - нарисовать картину - до­стигается в этом случае в полном объеме.

-  Сколько стоит нарисовать кар­тину?

-  Сейчас в магазинах много краски, но подойдет не любая. Граффити рису­ется не просто машинной, а профес­сиональной краской, которая достаточно дорого обходится по цене. В граффити очень важна цветопере­дача. А если рисовать картину на заказ - это уже от художника зависит. В сред­нем райтеры (граффитисты) берут по 1000-1500 рублей за квадратный метр, из расчета: 500 рублей материал, 500 рублей работа. Рисовать на стенах - дело сложное, емкое и кропотливое, по­этому из расчета цена/качество получа­ется совсем недорого.

А по времени?

-  У всех по-разному. От двух частов до недели в зависимости от объема, сложности рисунка. На сквере граф­фити рисовалось два дня, участвовало десять человек. Такие стенки назы­ваются продакшены, то есть рисуют не­сколько людей в общей тематике. В данном случае продакшн был посвящен юбилею города. Посередине нарисо­вали цифру 350, дальше каждый «кра­сил» свой кусок, кто что придумал сам, потом все вводится в общую концеп­цию. В данном случае был прорисован город Иркутск в его старинном и совре­менном обличье. Два лица вокруг цифры 350 рисовал Kouka, женщина - бурятка в национальном костюме, а мужик в шапке - это казак. Таким спосо­бом мы отдали дань основателям иркут­ского острога и народности, которая изначально жила на Байкале. Получи­лась такая картина с историей.

-  Вы так много говорите об Ир­кутске. Чувствуется, что любите свой город.

-  Люблю. Пусть он местами скуч­ный, по сравнению с столичным мега­полисом маленький, но я здесь живу, здесь родился, мне он нравится. По­чему бы не сделать что-нибудь для него? По городу столько больших по­верхностей, которые интересно было бы разрисовать, чтобы глаз горожан ра­довали и вписались в архитектуру го­рода.

-    Наш Иркутск, как двуликий Янус, одновременно деревянный и каменный. Как вы к этому относи­тесь?

-  Хорошо отношусь. Центр Иркутска мне вообще Питер напоминает. Это ма­ленький Питер, я считаю. Особая изю­минка нашего города - в старинных деревянных домах. Их много, но они, ко­нечно, в убогом состоянии. А окраины невзрачные, во всех маленьких россий­ских городах одинаковые. Конечно, сей­час строятся новые дома, которые очень выбиваются из общей архитектуры го­рода. Но от этого никуда не денешься. Если у руля стоят дяди с большими ко­шельками - тут уже не до общей эсте­тики города. Хотя если говорить про новые дома, то вот комплекс в Универ­ситетском - красиво смотрится. Квар­тиры большие, классные, никогда их не купишь с нашими ценами. Ну да, ко­нечно, не особо в общих стиль микро­района вписывается, но что поделаешь? В той же Москве исторический центр уничтожают, строят эти монолитные сумасшедшие многоэтажки. Куда Москва - туда и мы.

-  Наверное, из-за такого когни­тивного диссонанса, когда ты ви­дишь серые стены домов в спальных районах, а тебе хочется смотреть на что-то прекрасное, люди и начинают заниматься граффити?

-  Не совсем. Для художников, кото­рые давно занимаются граффити, это превращается в стиль жизни. Человек находится в этом. Он может работать программистом или офисным менедже­ром, а по вечерам надевать маску и идти рисовать. Понято, что это еще и са­мореализация, самовыражение, свой протест. Человек не может по-другому, он этим болеет.

-  Каковы твои прогнозы: станут ли фестивали граффити в Иркутске регулярными?

-  Думаю, да. Город смотрится по-дру­гому, когда на его стенах красуются боль­шие рисунки, а не «Саша+Маша». Я еще ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь ска­зал: зачем вы здесь ЭТО нарисовали? На­оборот, все фотографируются на фоне картин, всем нравится. Значит, идея укра­сить таким способом город была реали­зована не зря.

 

Федорова Даша

(цитата французского граффитиста Kouka взята из его интервью на madbox.ru)

 

Журнал «Строим вместе» №  12 (118), август 2011