Иркутское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в вопросах и ответах
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
XX юбилейный съезд государственных органов охраны памятников показал, что государственные органы и общество в лице Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры все больше друг от друга отдаляются и не слышат друг друга. Несмотря на то, что руководство регионального отделения ВООПИиК было делегировано на это мероприятие, все же оно не получило возможности быть услышанным на съезде. На краткую эмоциональную реплику В.А. Китаева, председателя ИРО ВООПИиК, о том, что Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области не приглашает общество на свои мероприятия, чиновник из Москвы достаточно четко дал понять, что общественные организации не должны брать на себя функции государства и государственным органам не требуется от них никакая помощь.
Общество охраны памятников истории и культуры: «...мы хотим поддерживать конструктивный диалог с властью»
Как действительно идут дела у ИРО ВООПИиК, какие вопросы оно решает, какие существуют проблемы, а может быть, и победы, мы решили обсудить на небольшом совещании, которое провели на борту ледокола «Ангара». В беседе принимали участие председатель ИРО ВООПИиК Владимир Александрович Китаев, два его заместителя - Болислав Сергеевич Шостакович и Светлана Андреевна Утмелидзе - и главный редактор журнала «Строим вместе» Татьяна Борисовна Анненкова.
Б.Ш.: У нас есть ряд общих принципиальных болевых проблем, и не только я, но и вы в своем журнале заметили: несмотря на то, что мы были делегатами съезда, реального серьезного голоса там не имели. И даже попытки Ливцова Виктора Анатольевича, члена центрального совета ВООПИиК, высказаться по поводу ситуации с ледоколом «Ангара» в Иркутске, не получили серьезного отклика у властей: нам с высокой трибуны было сказано, что невозможно передать ледокол в собственность ВООПИиК, хотя пообещали, что нас с этой площадки не выгонят.
Владимир Александрович в ответ на свою речь на съезде получил совершенно неадекватную эмоциональную реакцию, смысл которой заключался в том, что «мы люди государственные, чиновники, и никто не имеет права нас критиковать». И такая ситуация происходит регулярно! Властям наша позиция, мнение общественной организации, не нужны, и лучше на них вообще не обращать внимания. И это, по-моему, самое страшное.
Я помню, что раньше, в советское время, тоже далеко не все было безоблачно, но Общество охраны памятников родилось в 1966 году, именно тогда, в остаточную фазу так называемой «оттепели», и все-таки было узаконено. В то время мы могли рассмотреть какой-либо вопрос, утвердить решение на президиуме, и оно имело статус законного акта. Если мы решали, что объект достоин называться памятником, то его нельзя было сносить, никто не мог отменить нашего решения. Сейчас этого нет, к нашему мнению не прислушиваются, и на наших глазах уничтожаются объекты культурного наследия. У меня такое ощущение, что мы во многом боремся с ветряными мельницами и от нас все с досадой отмахиваются.
Нам необходимо наладить контакт с властями. На одном из заседаний общества я поднял этот вопрос, на что Виталий Владимирович Барышников, возглавляющий Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области (кстати, мой бывший студент), обиделся, когда я в открытую сказал, что у нас есть барьер между общественностью, я имел в виду ВООПИиК, и властью. На что он ответил: «А как же я, я же прихожу практически на все заседания общества». Но этого же мало. Надо, чтобы наши решения воплощались в жизнь и нас также приглашали на обсуждения болевых точек, связанных с охраной памятников.
Я являюсь вице-президентом Иркутской региональной польской культурной автономии Ogniwo и вхожу еще в другой общественный совет по национальным и межконфессиональным отношениям при губернаторе Иркутской области, на котором мы обсуждаем проблемы, высказываем свои практические рекомендации по текущим вопросам и т.д., словом - получаем возможность хоть как-то повлиять на ситуацию, что-то сказать и отразить свое мнение.
А по поводу проблем памятников в Иркутске и области нет ничего такого, что служило бы неким механизмом взаимодействия властных структур с общественными. Сейчас, образно говоря, есть общественный «двигатель», но нет карданного вала или приводного ремня, чтобы энергия его посылов как-то доходила и воспринималась, не говоря уже о том, чтобы реализовывалась администрацией. Это первая проблема, которую Съезд показал еще раз. Мы, к сожалению, находимся на крайне низком уровне и общения, и понимания даже с органами охраны памятников. Они нас нередко не хотят замечать, игнорируют. Вот это самое сложное.
Второе, что мне хотелось бы сказать, что мы лишены наиболее общепринятых средств пропаганды своей деятельности и своих взглядов. Наверное, следует пользоваться современными информационными технологиями и интернетом, ориентируясь на молодежь. Однако большинство населения, особенного уже немолодого, привыкло читать газеты, журналы и другую литературу. Мы крайне нуждаемся в собственном периодическом издании, хотя бы ежеквартальном, или в уже готовом существующем издании, например в вашем, чтобы вести постоянную рубрику или раздел, где мы могли бы освещать наболевшие проблемы, чтобы люди могли о них прочесть и узнать. У нас есть страничка на сайте центрального отделения ВООПИиК, но я считаю, что этого очень мало. Мы, члены общества, занятые люди, и даже между собой переговорить не всегда можем. Но если мы не будем освещать нашу деятельность перед населением, то мы превратимся в закрытый и малопонятный широкой общественности клуб.
Недавно прошли празднования по поводу 350-летия Иркутска. Но даже на открытие памятника основателям города или Московских ворот (не знаю, как вас, прессу) нас не пригласили, хотя бы чтобы просто постоять или разрезать ленточку. Никто нас не делегировал. Мы, конечно, потом сходили и все посмотрели, но я же говорю про уважение к ВООПИиК. Можно было бы просто проявить к нам внимание, вспомнить покойного Евгения Ячменева, который столько сил отдал восстановлению Московских ворот. Это было некое официальное мероприятие, и ВООПИиК туда был не допущен.
Недавно я возил к Московским воротам гостей из Республики Польша, и они спросили, почему нет надписи, что это за ворота, кем они построены, и что будет внутри. Я подозреваю, что там что-то будет, но нас опять не пригласили, не посоветовались, то есть опять все будет решаться на уровне чиновных людей. Зачем мы, специалисты-общественники, здесь нужны?
Далее, Союз русских патриотов, или театр Народной драмы, определил, что на памятнике основателям города сзади надо дополнительно начертать, что сделал Якунька Похабов, но ведь они же не историки, хотя, может быть, и имеют какой-то собственный взгляд и опыт, я не спорю. Общество ведь тоже надо было проинформировать, что будет такая-то табличка. Мы, по крайней мере, этого не слышали и не обсуждали.
Далее - еще один новый памятник города (я имею в виду «Памятный знак (крипта и сень) в честь первых поселенцев Иркутска у храма во имя Спаса Нерукотворного образа»), на котором написано, что это памятник основателям города. Очевидно, он в честь людей, захороненных в некрополе возле Спасской церкви, но там ведь этого не указано, написано только, что это памятник основателям города, тогда как совсем рядом, наискосок, огромная фигура основателям города - официальный памятник, а здесь - церковный, и если верить надписи, то посвященный одним и тем же людям. Посетители сюда приезжают самые разные, и все недоумевают. Просто необходима какая-то расшифровка. Так не делается, и я, как специалист, это хорошо понимаю. Хотя задумка, может быть, и хорошая. Как это выглядит по церковным канонам - я не знаю, но выглядит странно.
Если смотреть дальше по юбилейным объектам, то хочется отметить Иркутскую слободу или 130-й квартал. Я не слышал ни от одного из представителей, прибывших на Съезд учреждений охраны памятников, чтобы они пришли от увиденного в восторг. Зато все СМИ расхваливали этот проект, ссылаясь на делегатов съезда.
Проект получился неоднозначным, тут есть о чем спорить. Хорошо, что вместо развалюх, практически руин, появилось что-то более благопристойное, но это так же далеко от исторического Иркутска, как панельная застройка 70-х годов. Может, она когда-то и станет памятником советской эпохи, но сейчас это обычная типовая застройка. Поэтому, говоря о 130-м квартале, непонятно, что мы получили. Получился своего рода макет города, которого никогда не было. Исторически, может быть, было и не так красиво, но, как минимум, между домами были обязательные заборы, причем с красивыми резными воротами, калитками, лавочками. Там и сейчас на это нет даже намека.
Т.А.: На самом деле, насколько я знаю, вопрос с заборами до конца так и не решен. Проектировщики, во всяком случае Е.И. Григорьева, до сих пор за это борются.
Б.Ш.: Я готов поддержать ее.
Т.А.: Квартал до конца еще не сдан, работы в нем продолжаются, и есть надежда, что вопрос о том, что усадьбы обнесут заборами, еще может решиться в положительную сторону.
С.У.: Я надеюсь, что после всех праздников мы снова можем вернуться к 130-му кварталу, к Амурским воротам, к заборам - ко всему, что там осталось
нерешенным.
Б.Ш.: Я как раз и призываю к тому, что нам нужна площадка, где мы можем собраться и решить наболевшие вопросы, потому что для большинства торжества прошли, награды вручили, и все довольны. А на самом деле ситуация совсем другая, Давайте поправлять сейчас хотя бы то, что можно еще поправить.
Т.А.: Я вам как раз и предлагаю в качестве площадки свой журнал, чтобы с его страниц донести до населения и до властей вашу озабоченность.
Б.Ш.: Я с вами согласен, но надо вести пропаганду разными путями, дискуссия должна быть продолжена. Хочу остановиться еще на одном моменте: когда шли обсуждения проекта регенерации 130-го квартала, было несколько совещаний. На одном из них Елена Ивановна Григорьева показывала проект перед нашим обществом, также шли обсуждения в мэрии и в областной администрации. Я помню выступления профессора А.В. Дулова. Мы не всегда с ним сходимся во мнении, но в данном случае я абсолютно с ним солидарен. Мы говорили о том, что в районе этого комплекса исторически находились Амурские ворота, и если идет разработка этой территории, то Амурским воротам необходимо было найти место, как-то их обозначить. Но все было пропущено мимо ушей, никто ничего не сказал и не услышал.
Второе, что уже сейчас можно было бы сделать, - это восстановить топонимическую среду в этом квартале. Ну какая там улица Кожова, когда эта улица исторически называлась Мастерская! Улица 3 июля - это просто нонсенс, это расстрел демонстрации в период временного правительства. Кого мы с этим поздравляем? А исторически были улицы Главная Амурская - нынешняя Ленина, дальше Нижняя, Средняя и Верхняя Амурские, они как бы веером расходились. И такие названия - это топонимы Иркутска, таких больше нигде нет. Сейчас же достаточно легко все переименовать, там никого не осталось, всех выселили, не надо тратить средства на прописку. Никто на это не обратил внимания, а ведь это тоже память. А тем же ученым-байкаловедам Кожовым, которых я очень уважаю, можно было бы посвятить другую улицу и назвать ее имени Михаила и Ольги Кожовых.
Т.А.: По вашему мнению, где должны стоять Амурские ворота?
Б.Ш.: Моя позиция очень простая: триумфальные ворота должны стоять в створе проезжей части. На возражение властей, что там автомобильная развязка, хочу ответить - значит надо построить подземный переход, как в Москве, или сделать объезд, как в Санкт-Петербурге. Дороговато, наверное, но при желании вполне возможно это сделать.
Еще один объект - Лютеранское кладбище, там захоронен первый генерал-губернатор Карл Львович фон Фрауендорф. Он захоронен в том месте, где стоит камень с надписью, что здесь будет памятник декабристам. Это кладбище, и мне кажется, что надо сделать там какую-нибудь памятную плиту, можно рядом указать какие-то другие имена, кто там тоже захоронен. Я этим вопросом специально не занимался, но информацию о том, что это будет осуществлено, пока еще нигде не слышал.
И последнее, что мне хотелось бы сказать. У нас в городе есть деревянные дома-памятники, горевшие уже не один раз, обнесенные строительными заборами, например на бульваре Гагарина. Мне кажется, чтобы их спасти, нужно сделать транспаранты и написать, что это исторические объекты конкретно такие-то и подлежат охране. Потому что большинству горожан эти дома ни о чем не говорят, руины да и только. И таких мыслей масса.
Что касается вопросов топонимики, может быть, нам надо провести какой-нибудь семинар, собрать людей, поговорить, а затем издать по итогам материал, написать статьи.
Т.А.: Светлана Андреевна, у меня сложилось ощущение, что вам не терпится что-то добавить.
С.У.: Я хочу поговорить на тему, почему общество охраны памятников теряет свое влияние, которое ощущаем не только мы, работающие в ВООПИиК, но и общество в целом. Так произошло потому, что это была четко выраженная политика государства, когда нас юридически лишили прав, что повлекло за собой и отсутствие влияния. То есть в том законе о сохранении историко-культурного наследия, который был изначально принят, были четко прописанные статьи о роли Общества охраны памятников. Было буквально несколько статей, в которых было прописано, как ВООПИиК работает по отводу участков, согласованию охранных зон и имеет право рассматривать и проводить анализ объектов культурного наследия. Мы могли не просто рекомендовать объект к постановке на учет, мы имели право согласования, прямо писали: «Согласовано ВООПИиК». У нас в уставе написано: «Содействие государственным органам охраны памятников историко-культурного наследия». Это была одна из главных задач общества. Мы это содействие осуществили, предложили государству и создали государственные органы охраны памятников, потому что объективно их до середины 80-х годов не существовало. До этого в Управлении культуры был человек в должности инженера. Потом функции расширились, и появилась группа из трех специалистов. В то время это действительно было содействие общественности. Мы же понимали, что одними усилиями общественной организации и привлечением граждан ничего не сделать, это должна быть государственная политика по сохранению историко-культурного наследия. Я считаю, что мы много сделали и добились, чтобы появились государственные органы охраны памятников. Но, как всегда бывает, нас потихоньку стали оттеснять. Для кого-то это очень удобно.
Б.Ш.: Я помню, как мы доказывали, что не может одна общественность заниматься этим, надо создать какой-то орган.
С.У.: Вот об этом я и говорю. Вторая причина - никогда со дня создания Общества охраны памятников государство нас не финансировало, это надо четко понимать. На съезде мы даже не услышали слова «Государственно-общественная структура». Никогда никто нас не финансировал, никогда никто нам не платил зарплату. Это была общественная организация, в которой действительно была очень мощная организационная структура, которая «сеяла» доброе. И тогда на предприятиях были первичные ячейки общества, нам несли взносы, были добровольные пожертвования, люди откликались. Нам дано было право получать коллективные взносы, и это были большие средства. Их было достаточно, чтобы на паритетных началах с министерством культуры финансировать реставрацию объектов культурного наследия. Я делала отчеты по реставрации памятников, всегда раньше в Министерстве культуры РСФСР был такой список выделяемых средств по субъектам федерации. Там отдельной графой было выделено «центральный совет ВООПИиК» и иногда местные отделения. Если ежегодно выделялось Министерством культуры где-то 12 млн. рублей, то центральный совет ВООПИиК выделял 4-5 млн. Я считаю, что это паритетные суммы. Вот таким образом общественная организация это все делала. Постепенно нас лишили права принимать коллективные взносы предприятий, а это были немалые средства. Кроме того, Общество имело собственные предприятия - заводы и фабрики, свои реставрационные базы, в Иркутске был завод «Сибирский сувенир», отчислявший от прибыли средства на реставрацию. Затем вышло распоряжение о передаче этого завода в местную промышленность, так нас лишили и экономической поддержки. Тут много было причин, в результате которых мы начали постепенно терять свое влияние. Но за нами, мне кажется, осталось главное - мы не отступились от своих задач по сохранению культурного наследия. Да, нам очень трудно, но, тем не менее, мы сохранили свою организацию, потому что у нас была четкая цель: мы работаем на сохранение культурного наследия.
Меняются партии, меняются законы, и мы вынуждены работать в новых условиях, искать точки взаимодействия с властями. На федеральном уровне центральный совет ВООПИиК, участвуя в консультационном совете, смог «пробить» проект «Историческая память». Другой вопрос, что его надо довести до конца. Для нас это важно еще и потому, что там отдельной строкой прописан ледокол «Ангара».
Т.А.: Светлана Андреевна, расскажите подробнее про этот проект.
С.У.: Это партийный проект партии «Единая Россия», разработанный в декабре 2006 года. Информация была закрытая, мы случайно об этом узнали. В то время председателем областного отделения был Александр Всеволодович Дулов, мы смогли добиться, чтобы нас услышали, и «Единая Россия» у себя на консультативном совете заслушала наш доклад о состоянии памятников истории и культуры. Это был 2007 год.
Т.А.: Уточните, пожалуйста, это восстановление каких то конкретных объектов?
С.У.: Это конкретный проект с конкретными объектами по всей России, которые должны будут восстановлены за партийные деньги.
Т.А.: В этот проект от Иркутска кто вошел?
В.К.: Ситуация такая: поскольку не было объявлено, какие это будут средства, то подразумевалось, что это будут деньги партии. Каждая из партий получает целевое финансирование из бюджета согласно численности, с учетом спонсорских средств и т.д. Предполагая, что имеется приличный объем средств, и надеясь, что эти средства будут задействованы, мы подготовили предложение по ледоколу «Ангара». Они ушли в Москву. Мы рассчитывали получить 9,57 млн, проект был подкреплен тремя сметами, подготовленными специализированными лицензионными организациями (в то время по закону требовался не допуск СРО, а лицензия). Договор с ними мы не подписывали, была устная договоренность, что при получении средств мы рассчитаемся. Расплатиться с этими организациями - теперь наш моральный долг. Сметы ушли, а это были сметы на общестроительные работы, электрику, пожарную безопасность и смета, связанная с сигнализацией.
Мы получили подтверждение, что наш проект одобрен и принят к рассмотрению. Затем выяснилось, что партия на эту
программу планирует выделить не собственные средства, а использовать бюджет. Но согласно Бюджетному кодексу, нельзя выделять средства на объекты, которые не являются федеральной собственностью, ат.к. ледокол «Ангара» - объект областной собственности, то сделать ничего нельзя.
Недавно в Бюджетный кодекс внесли изменения, что позволяет более гибко подходить к решению подобных вопросов, и мы надеемся, что после выборов что-то удастся решить в этом направлении.
Т.А.: Кроме ледокола «Ангара» в этом проекте есть еще иркутские объекты?
В.К.: Ничего другого не рассматривали, потому что не надеялись получить положительный ответ. Ледокол «Ангара» - памятник, который представляет интерес на международном уровне. Когда у нас в России внедряли спутниковую навигационную систему GLONASS, то для определения объектов показа, достопримечательных объектов в любой точке России, приобрели английское программное обеспечение. Но англичане, делая наполнение для этой системы, видели в Иркутске только 2 объекта, достойных внимания. Первый - это ледокол «Ангара». Заказ на его постройку был оформлен Российским правительством в конце 1898 года в Англии на фирме Sir VG Armstrong. Таких машин было всего 13, по некоторым данным 14, ледокол так и не достроили. Это была пробная первая серия. Ее особенность состояла в том, что эти суда стали первыми в мире ледоколами линейного типа: он лед не колол, а давил килевой балкой, наползая на лед. Но англичане, построив эту первую серию, ухитрились за 100 лет уничтожить все подобные корабли, кроме нашего ледокола. Поэтому к ледоколу «Ангара» у них особое трепетное отношение.
Я недавно был на совещании с участием Сергея Шойгу. Воспользовавшись случаем, рассказал об уникальности нашего ледокола и попросил посодействовать, чтобы ледокол «Ангара» остался в пользовании ИРО ВООПИиК. На мою просьбу губернатор Д.Ф. Мезенцев ответил уже второй раз (первый раз это было на Х съезде госорганов), что «Иркутское региональное отделение ВООПИиК пользуется ледоколом «Ангара» на основании договора бессрочного безвозмездного пользования. Я еще раз подтверждаю, что этот статус пользования кораблем у вас останется навсегда».
На какой момент необходимо обратить внимание? Отделение Общества оправданно, на мой взгляд, и настойчиво проводит мысль о необходимости и правомерности передачи корабля в полную собственность ИРО ВООПИиК. Что, за небольшим исключением, и было сделано в советское время. Продолжая мысль губернатора, С.К. Шойгу порассуждал о том, что он - президент Русского географического общества -не ставит вопрос о возвращении здания ВСОРГО и коллекций, в нем находящихся, географическому обществу. Почему же иркутское отделение ВООПИиК так вопрос ставит? Но проводивший встречу А.И. Федоров остановил меня предложением не вступать в дискуссию, поскольку время ограничено. После этих слов руководители поднялись и стали выходить из зала.
Между тем, отличие принципиальное: свои коллекции ВСОГРО собирало и здание построило еще в XIX веке. Был столетний период, когда Географического общества не существовало. А вот мы работаем в регионе без перерыва 46-й год, хорошо помним, как в 1974 году ВСУРП списало ледокол с баланса. Областному отделению ВООПИиК стоило огромных трудов, преодолевая сопротивление пароходства, поставить в 1980 году судно на государственную охрану. Никто кораблем не занимался, кроме нас, в том числе тогда, когда полузатонувший ледокол почти два года мотало течением у плотины Иркутской ГЭС. Власти исходили из того юридического факта, что нет такой областной собственности - ледокол «Ангара», давно списан корабль с баланса!
Т.А.: Владимир Александрович, если ледокол у вас находится в бессрочном безвозмездном пользовании, то чего же вы опасаетесь?
В.К.: У меня есть письмо министра имущественных отношений М.Н. Карасева, в котором он настаивает, что мы на общих основаниях должны заключить арендный договор, и только выплачивая арендную плату, можем продолжать свою деятельность. Но мы опасаемся, что эта плата будет установлена такой, что мы будем вынуждены сами покинуть ледокол. Министр делает вид, что не знает, как в 80-х годах ледокол был затоплен, и только силами ИРО ВООПИиК был восстановлен, после чего передан нам в безвозмездное и бессрочное пользование.
С.У.: Ледокол «Ангара» - это то место, где мы работаем, и очень важно, чтобы он остался за нами. Когда в декабре 2000 года власти новой государственной формации передали нам ледокол в безвозмездное бессрочное пользование, встал вопрос - чем же мы его наполним. В то время у администрации Иркутской области было большое желание сделать на ледоколе еще один филиал Краеведческого музея. Но тут встал вопрос, что статья расходов на содержание ледокола не заложена в бюджете музея, а ИРО ВООПИиК свою деятельность всегда осуществляло за свои средства. К тому же музей планировался только по теме «История судоходства», а для нас было важно, чтобы помимо истории судоходства была отражена история, связанная с Кругобай-кальской железной дорогой, с русско-японской войной и ледоколом «Ангара» как объектом культурного наследия. Мы отстояли ледокол и предложили в рамках нашего проекта создавать подростковые молодежные клубы, которые успешно реализовали. Также мы подготовили программу «Наследие -наследникам», чтобы молодежь больше узнала о своем крае, был создан Клуб любителей истории отечества. Мы приглашаем школьников и читаем им лекции, пытаемся выигрывать гранты на эту деятельность и стараемся активно заниматься просветительской работой. А в декабре у нас будет свой сайт, сейчас мы его регистрируем.
Хочу вернуться к истории нашего общества. Все здания, в которых временно располагалось ИРО ВООПИиК, мы отреставрировали. Сначала мы находились в здании Спасской церкви, тогда еще не переданной епархии, реставрация и содержание здания финансировались из средств Всероссийского общества охраны памятников. Когда началась реставрация северного придела, мы собрали архив, книги и переехали на Халтурина, 2. Горисполком нам выделил это помещение - неблагоустроенный дом в очень плохом состоянии. И его мы восстановили. Затем Николай Францевич Салацкий, будучи председателем горисполкома, совершенно осознанно дал распоряжение разместить Иркутское отделение ВООПИиК по адресу: ул. 5-й Армии, 2. Вторым пунктом в этом распоряжении было то, что мы должны отремонтировать это здание. В 1984 году мы туда переехали, а здание на Халтурина, 2 передали музею. Помещение на 5-й Армии было просторным и давало возможность расширить круг нашей деятельности. Мы, как только туда заехали, открыли на втором этаже ежегодный публичный лекторий, который пользовался большой популярностью среди населения. На первом этаже располагалась реставрационная мастерская облисполкома. Когда при нашем активном содействии были созданы государственные органы охраны культурного наследия, их было решено разместить с нами в одном здании, поскольку мы делали одно общее дело. Сначала работали три человека: Надежда Красная, Михаил Скляревский и вчерашний студент Алексей Чертилов. Это была Производственная группа по охране и использованию памятников истории и культуры. В 1989 году Производственная группа реорганизовалась в областное государственное учреждение «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» (ЦСН). Постепенно государственные органы расширялись, выдавливая нас из очередных помещений, и в конце концов мы вынуждены были уйти из этого здания и разместиться со всем своим архивом на ледоколе. Мы договорились с комитетом по связям с общественностью, открыли в Доме дружбы публичный лекторий, который там проработал 4 года. Затем Дом дружбы поменял свое назначение. Мы недавно написали письмо с просьбой вернуть этому зданию те функции, которые были заложены раньше. И мы хотели бы восстановить в нем городской публичный лекторий, который, по нашему мнению, очень нужен для просвещения населения. Тем не менее, как бы нам ни было трудно, мы всегда понимали, что только рука об руку с государственными органами мы сможем
чего-нибудь достигнуть. Поэтому с нашей стороны было много предложений по форме взаимодействия, об этом мы и на X съезде государственных органов говорили. Мы хотим, чтобы были цивилизованные формы взаимодействия, чтобы можно было бы помогать и сотрудничать друг с другом. Почему бы представителей общества охраны памятников не включать в проверки, которые проводят государственные органы. Это разве им помешает? Нет. Почему нас не включить в совет по охране объектов культурного наследия при губернаторе? Почему этот совет сейчас не работает? Поэтому механизм участия общественности надо восстанавливать. Была конференция о взаимодействии властей и общественности. А на практике что? Имея бюджетные средства, государственные органы могут непосредственно заниматься сохранением, а через нас осуществлять популяризацию культурного наследия. И у них высвободится время для своей непосредственной работы, и мы сможем выполнять свои функции. Мы можем привлекать для этой работы профессионалов.
В.К.: Несмотря на все сказанное, хотелось бы закончить беседу на оптимистической ноте. Анализируя происходящее вокруг, видишь, что чиновничий корпус вплотную приблизился к опасному рубежу. Я за свою продолжительную жизнь понаблюдал подобное состояние государства и общества, речь веду о периоде конца 80-х - начала 90-х прошлого века. Анализировал материалы состояния общества начала века, когда власть предержащие в России не смогли сделать здравых выводов. Считаю, что сейчас имеются на всех властных уровнях люди, в Иркутской области в том числе, которые уберегут нас всех от печального повторения, не позволят наступить уже в который раз на знакомые грабли.
Поэтому-то, невзирая на непонимание, мы, общество в широком смысле, областное отделение нашего Общества - настойчиво расширяем диалог, привлекаем к взаимодействию всех радеющих за Отечество. Ставим на обсуждение самые болезненные и затрагивающие сердца вопросы. На октябрьском заседании президиума начали рассмотрение судьбы мемориала жертвам политических репрессий. И как бы власти не отмахивались, уверен, что мы добьемся решения давно назревшей проблемы. Коротко скажу так: работаем без перерывов в регионе 46-й год, и края не видно проблемам, которые надо было решить еще вчера!
Журнал "Строим вместе" №18, 2011