Как должны развиваться территории, или Ликбез по градостроительной политике
Категория: Иркутская область : Об области
Предыдущая статья | Следующая статья
Меняется государство, меняется градостроительная политика, мы постоянно слышим из уст чиновников термин «градостроительная документация». Что это такое, какие бывают градостроительные документы, как с ними работать, для чего они вообще нужны? Это мы и попытались выяснить у руководителя Сужбы архитектуры Иркутской области, главного архитектора Иркутской области Распутина Владимира Викторовича.
- Владимир Викторович, скажите, пожалуйста, а что такое «градостроительная деятельность»?
- Одна из целей градостроительной деятельности - это пространственное развитие территории для создания такой системы расселения, которая бы обеспечивала возможность получения любого вида услуг для сельских или городских жителей.
Современная система расселения приводит к созданию крупных агломераций, что ведет к уплотнению транспортных, инфраструктурных и других связей. За счет этого становится доступным получение услуг разного уровня: и культуры, и досуга, и удовлетворения потребности в труде. При этом каждый человек должен иметь свободу выбора - где проживать и чем заниматься. И наша задача - обеспечить ему такую возможность.
Градостроительная политика претерпела значительные изменения: если раньше это было государственное управление, то сейчас - регулирование и контроль за развитием территории. Чтобы их обеспечить, нужны четкие правила игры, а отсюда и необходимость наличия нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности. И чем больше происходит отрыв от государственного управления к регулированию, тем сложнее взаимоотношения всех участников.
Контрольные функции за градостроительным развитием, скорее всего, переместятся, по мере развития публичной активности, от государства к обществу, которое, не являясь прямым обладателем объектов градостроительной деятельности, формирует более требовательное отношение к качеству создаваемой градостроительной среды.
- А что у нас с нормативно-правовой базой в градостроительной деятельности?
- Вы знаете, нормативно-правовая база не может быть идеальной ввиду того, что постоянно меняются условия: социальный состав общества, инвестиционные и инновационные требования, социально-экономическая политика. Поэтому нормативно-правовая база просто обязана меняться.
Принят Градостроительный кодекс, который определяет структуру всех взаимоотношений между субъектами градостроительной деятельности.
Если же говорить о пробелах в нормативно-правовой базе, то это отсутствие методик и стандартов по подготовке градостроительной документации.
Градостроительный кодекс - это закон, он не определяет все аспекты разработки градостроительной документации. Имея методики и стандарты, нам будут понятны критерии качества. Единственный документ, принятый в этой области, - это Приказ Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 г. № 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов».
Если говорить о том, каким образом должны развиваться отношения в муниципальных образованиях, то они прописаны законом о полномочиях органов местного самоуправления, это №131- ФЗ. В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть раздел, посвященный полномочиям по подготовке документации по территориальному планированию, планировке территории, правилам землепользования.
У нас на территории Иркутской области 474 муниципальных образования, из них 9 городских округов, 33 муниципальных района - это муниципальные образования 2 уровня, 67 городских поселений и 365 сельских поселений. И на каждое муниципальное образование, развитие которого определяется программой социально-экономического развития, должны быть разработаны документы территориального развития. На район - схема территориального планирования, на округ - генеральный план городского округа, на поселение - генеральный план поселения. Это все документы территориального планирования. Регламентация же самой деятельности отрабатывается таким документом, как Правила землепользования и застройки. Именно в Правилах землепользования и застройки говорится о градостроительном зонировании, видах разрешенного использования, определяются регламенты и параметры.
- Этот документ похож на проект планировки?
- Нет, хотя, по моему мнению, Правила землепользования и застройки должны быть сделаны на основе проектов планировок, а не генерального плана. Правила землепользования и застройки - это документ, который определяет назначение земельного участка, т.е. вид разрешенного использования и ее регламенты, ограничения.
- Так что же все-таки такое генеральный план?
- Генеральный план говорит об общей концепции развития, в этом документе учитываются все инфраструктурные объекты, элементы жизнедеятельности, включая транспорт и инженерию, рекреационные зоны, общественные пространства и т.д. В нем определяется функциональное зонирование.
- Вы говорите о функциональном зонировании. А что будет с промышленностью в городах?
- В последнее время этот вопрос становится все более важным, поскольку во многих городских образованиях исключаются функции, связанные с промышленностью, особенно такой, которая требует наличия больших санитарных зон. Это сейчас экономически нецелесообразно в связи с высокой стоимостью городских территорий, которая влияет на конечную стоимость. Вывод примышленных предприятий из города становится уже тенденцией, и в градостроительных документах эти процессы должны быть предусмотрены. И чем раньше мы начнем это учитывать, тем понятнее будет результат, который мы получим через несколько лет.
- То есть надо планово вывести все промышленные предприятия из города?
- Нет, я говорю о той промышленности, которая связана с вредным производством, которая требует наличия санитарных зон.
- Но если мы выносим промышленные предприятия за черту города, то должны быть специалисты, которые это производство должны обслуживать. Этим людям надо где- то жить. Значит, нам придется возле нового промышленного места строить новое жилье, социальную сферу, инфраструктуру и т.д., то есть у нас опять появляется новое поселение или даже город.
- Не факт, что должно быть так. Просто если мы будем организовывать вокруг промышленности жилые зоны, то тоже самое и получится. Мы должны систему расселения организовать так, чтобы была возможность у людей жить в экологически чистом районе, а все грязное производство: лесоперера- ботка, биотехнологии, производство цветных металлов и т.д. - не должно соседствовать с жильем. Также мы должны на этих территориях регламентировать уменьшение экологической нагрузки, т.е. производства должны быть более чистыми, для этого имеется множество технологий. Создание больших санитарных норм - самое простое, но не самое эффективное решение. И потому надо думать, какое производство развивать.
Вы же видите, что в Иркутске происходит: практически все грязные производства (завод радиоприемников, «Эталон», завод им. Куйбышева) уже давно не функционируют, но занимают территорию в центре города. Сейчас уже некоторые собственники предпринимают действия по изменению назначения этих участков.
- Давайте вернемся к Правилам землепользования и застройки.
- Правила землепользования и застройки - это документ, который должен регулировать взаимоотношения жителей, власти, бизнеса. Это важно и для инвестиционной политики. Допустим, инвестор, который заинтересовался земельным участком, посмотрев Правила землепользования и застройки, определит, что то, что заложено в этом документе, не совпадает с его видением развития данной территории. В данном случае возможно внесение изменений, но при обязательном исполнении процедуры публичных слушаний.
- Генеральный план города и Правила землепользования и застройки - как они связаны друг с другом?
- Они не должны противоречить друг другу. Генеральный план города - это программа развития территории, а вот документы, реализовывающие этот генеральный план, - это Правила землепользования и застройки, проекты планировок. То есть Правилами землепользования и застройки мы определяем назначение того или иного земельного участка и инструментарий для его развития.
- Каким образом инвесторы, застройщики и жители должны пользоваться градостроительными документами? На сайте городской администрации размещено несколько картинок: генеральный план, проекты планировок. Все они достаточно мелкие и практически не увеличиваются, в них сложно разглядеть что-то конкретное... А ведь надо еще и уметь разбираться в этих документах.
- Мне не хочется конкретизировать ситуацию на примере Иркутска, я говорю про современные требования предоставления информации по обеспечению градостроительной деятельности. Кроме информации, которая является объектом государственной тайны, вся остальная должна быть доступна. То есть все заинтересованные лица: застройщики, инвесторы и просто жители - должны иметь возможность ознакомиться с любым градостроительным документом.
- То есть если у жителя имеется земельный участок, то он является участником градостроительной деятельности и должен знать, что можно, а что нельзя делать на этой земле. Если же гражданин не согласен с теми ограничениями, которые наложены на его территорию, он должен знать, как ему поступить. И может оказаться, что на этом участке действительно нельзя ничего строить, иначе он вступит в конфликт с интересами других категорий граждан, других участников градостроительной деятельности.
- Да. Например, всем должно быть очевидно, что на площади Кирова нельзя ничего строить, иначе жители потеряют общественное пространство и любимое место отдыха.
- Я правильно вас поняла, что все документы, которые разрешены для общего доступа, должны находиться на каком-либо сайте, и любой гражданин, которому это интересно, может обратиться в администрацию, если он не умеет пользоваться интернетом, и ему должны либо выдать справку, либо все объяснить и разъяснить.
- Я говорю о том, что документы должны быть в свободном доступе. Справка предоставляться только тогда, когда заявителю требуется официальный документ. Например, нужен градостроительный план земельного участка либо вы хотите его переоформить - тогда пишете заявление и получаете не просто информацию, а необходимые документы. Я же говорю о создании общедоступной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в которой будет заложена разработанная и используемая градостроительная документация. Тогда общество сможет контролировать и обеспечивать процесс развития территории, который станет прозрачным и понятным для всех участников градостроительной деятельности. В последующем можно говорить о создании геоинформационной системы с использованием элементов дистанционного зондирования.
Законодательно подкреплено создание информационных систем только на муниципальном и федеральном уровнях. Но без создания региональных систем наладить взаимосвязь между муниципальными и федеральными системами будет практически невозможно. Есть регионы, которые приняли решение о создании систем и уже сделали региональные информационные системы. Это Калининградская, Тверская области и другие регионы.
- Как на сегодняшний день обстоят дела по созданию градостроительной документации в Иркутской области?
- У нас серьезные проблемы в подготовке градостроительных документов. Во-первых, это отсутствие актуализированных картографических материалов, а в некоторых поселениях и полное их отсутствие. Существует сложность предоставления информационных ресурсов федерального уровня от территориальных управлений. Есть моменты, касающиеся границ в муниципальных образованиях.
Существует еще и такая проблема - низкий профессиональный уровень специалистов в органах местного самоуправления, именно управленцев от территорий, которые должны понимать, что из себя представляет градостроительная документация, ее цели и задачи, использование в хозяйственной деятельности.
- То есть, говоря простыми словами, каждая деревенька, которая теперь стала муниципальным образованием, должна создать свои градостроительные документы.
- Законодательно определено именно так, но вряд ли осуществимо на сегодняшнем этапе. Скорее всего, в качестве «локомотива» может выступать муниципальное образование на уровне района.
- А если в области не хватает квалифицированных специалистов, то, наверное, существуют и проблемы с формулированием задачи для проектировщиков.
- Да, такая проблема существует. Непрофессионально сформулированное техническое задание порой не позволяет разработчикам градостроительной документации понять проблемы и потенциал данной территории, что существенно сказывается на качестве продукта, который никому никогда не будет нужен, который сделан формально, чтобы только выполнить требования градостроительного кодекса.
Я не сказал, что такое положение у нас повсеместно. Но наша задача - добиваться от муниципальных образований, чтобы постановка и реализация всех задач развития территории была обдуманна, учитывала взаимодействие всех участников градостроительной деятельности.
Для того чтобы помочь нашим муниципальным образованиям, мы постоянно проводим технические семинары и совещания, где даем соответствующие разъяснения. Также мы сделали несколько базовых моделей технических заданий, смет, календарных графиков и критериев для подготовки конкурсных заявок: для схемы территориального планирования, генерального плана поселения, для правил землепользования и застройки. Обеспечили муниципальные образования этими материалами.
- На региональном уровне какие у нас должны быть приняты документы?
- Региональные нормативы градостроительного проектирования, которые должны увязать между собой различные территории. Наша область очень разноплановая, у нас имеются территории с разной степенью развития, разной плотностью населения, с разными климатическими условиями, транспортными схемами, уровнем культурного обслуживания и т.д. Нельзя же сравнивать Иркутский район и, например, Катангский.
Еще один документ - Схема территориального развития. По ней сейчас заканчивается процесс согласования в министерстве регионального развития, осталось два незначительных замечания.
- На данный момент уже все муниципальные образования приступили к созданию градостроительных документов?
- К сожалению, нет. Мы же все понимаем, что без финансовой помощи большинство муниципальных образований просто не смогут исполнить закон.
- А до какого срока должны быть готовы все документы?
- Документы территориального планирования должны быть приняты до 31 декабря 2012 года. И в этом направлении есть жесткие поручения федеральной комиссии по территориальному планированию. Там есть сроки и конкретные поручения: когда должны быть разработаны технические задания, оказана финансовая помощь муниципальным образованиям и т.д.
- Сроки, которые озвучены в этом поручении, реальны для Иркутской области?
- А вы думаете, что поручения можно не исполнять? Мы же все понимаем, что это необходимо.
Татьяна Анненкова
Журнал "Строим вместе" №18, 2011