Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Кадры для стройкомпленса Приангарья

31 января прошло заседание пре­зидиума Союза строителей Ир­кутской области, на котором был единогласно принят план работы на первое полугодие 2012 года. Серьезной проблемой, по мне­нию президиума, на настоящий момент является снижение эф­фективности системы образова­ния и воспитания, благодаря чему в строительной сфере наблюда­ется нехватка квалифицирован­ных кадров.

По мнению Виктора Чупина, руководителя секции «Подготовка кадров» Союза строителей, дирек­тора Института архитектуры и строительства НИ ИрГТУ, корень проблемы заключается в переходе вузов на новую систему образова­ния: «Мы все получили образова­ние в эпоху развитого социализма и гордимся этим, потому что оно было достойным. Конечно, жизнь не стоит на месте и эта система нуждалась в значительном рефор­мировании. Однако если в некото­рых отраслях переход к рыночной экономике практически завершен,

то в системе образования рефор­мирование, можно сказать, только начинается. Россия присоедини­лась к Болонскому процессу в сен­тябре 2003 года, благодаря чему нам в принудительном порядке пришлось перейти к двухуровне­вой системе образования - бака­лавриату и магистратуре. Никто, а в особенности речь идет о техни­ческих специальностях, не был к этому готов, тем не менее в про­шлом году мы набрали первых ба­калавров».

Формально новая двухуровне­вая система образования наби­рает обороты, но работодатели в недоумении: за кого считать бака­лавров, имеют ли они достаточную квалификацию для того, чтобы можно было брать их на работу? «Стандарт навязан сверху, теперь девизом преподавателей должен стать такой тезис: студенты знают все, но очень мало», - горько усмехается Виктор Чупин.

До перехода на уровневое высшее профессиональное обра­зование в Институте архитектуры и строительства НИ ИрГТУ было 12 специальностей: 4архитектур­ных, 8 строительных. Старшим курсам повезло - они смогут до­учиться по старой системе обра­зования, для остальных понятие «специальность» исчезнет.

Так, в Институте архитектуры и строительства НИ ИрГТУ по про­филю «Промышленное и граждан­ское строительство» теперь можно получить квалификацию бакалавр (срок обучения 4 года) и магистр (вторая ступень обучения, срок обучения 2 года). На качестве подготовки будущих специали­стов, по мнению В. Чупина, отри­цательно скажется то, что профилизация обучения пред­усмотрена только после 2-го курса, и то, что очень сжато пре­подаются специальные дисцип­лины: сопромат, строительная механика и др. Есть и такая про­блема: в вузе всеми способами пытаются сохранить профиль «Производство строительных ма­териалов, изделий и конструк­ций», но у абитуриентов эта специальность не пользуется по­пулярностью. А значит, необхо­димо возрождать престижность многих, жизненно необходимых для стройкомплекса, профессий.

Недостатки бакалавриата, счи­тает правительство, с лихвой ком­пенсируются вторым уровнем образования - магистратурой. Но магистр - товар штучный, он дол­жен защищать диссертацию, близкую по содержанию к канди­датской. Следовательно, знания, которые вложат в него за не­сколько лет обучения, будут но­сить теоретический, научный характер. Практическая база из новой системы образования, можно сказать, полностью выпа­дает. Хорошим решением этой проблемы, считает Юрий Корнеев, директор Сибирского государст­венного межрегионального кол­леджа строительства и предпринимательства, является согласование большей части об­разовательных блоков с работода­телями - в этой инициативе его поддержали остальные члены пре­зидиума.

На внедрении практической базы в образовательную систему настаивал и Сергей Брилка, пред­седатель правления НП СРОСБР: «Сегодня не так просто набрать приличных профессионалов из Китая для реализации собствен ных производственных программ, а ведь этот порядок работал на протяжении 10-12 лет. То есть через некоторое время строитель­ную отрасль ждет серьезная про­блема существенной нехватки кадров, начиная от рабочих и за­канчивая инженерно-техническим персоналом. Для того чтобы спра­виться с этой проблемой, нужно повышать количество преподава­телей-практиков. Чтобы человек вышел из стен вуза и сразу смог прийти на строительную площадку и заняться свои делом, чтобы он знал, как пользоваться инструмен­том, как составить смету и отсле­дить работу бригады. Вопрос разрыва между теорией и практи­кой, вопрос улучшения работы двухуровневой системы образова­ния должен быть поставлен же­стко и на уровне региональной власти. Мы должны идти в прави­тельство Иркутской области, нас должен услышать губернатор».

Со своей стороны, члены пре­зидиума выразили готовность вы­ступать перед студентами с лекциями,проводить занятия по ряду специальных дисциплин, на­пример, по организации строи­тельного производства. Это необходимо, чтобы «связать тео­рию с практикой» и повлиять на профориентацию молодежи.

Генеральный директор испол­нительной дирекции Союза строи­телей Иркутской области С.С. Вахонин призвал усилить контроль за реализацией долгосрочной це­левой программы «Стимулирова­ние жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы». Подпрограмма «Кадровое обеспечение задач строительства Иркутской области на 2011-2015 годы» предусматривает до 2015 г. создание на базе строительных организаций пяти учебных цент­ров по подготовке, переподго­товке и повышению квалификации работников строительной от­расли. Предполагаемый объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 79 млн рублей. Запланированные на 2011 год 7 млн рублей так и не были освоены. Подобного нельзя допустить в 2012 году.

Президиум Союза строителей Иркутской области постановил: официально обратить внимание губернатора Иркутской области Д.Ф. Мезенцева, председателя Законодательного собрания Ир­кутской области Л.М. Берлиной на неисполнение министерством строительства, дорожного хозяй­ства Иркутской области, мини­стерством имущественных отношений Иркутской области, органами местного самоуправле­ния муниципальных образований Иркутской области долгосрочной целевой программы «Стимулиро­вание жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы». Кроме того, на заседании президиума было решено:

  • провести анализ системы подготовки и аттестации кадров рабочего, среднего и высшего профессионального образования; сформировать квалификационные требования
  • организовать обсуждение новых образовательных стандар­тов с руководителями строитель­ных организаций
  • согласовать с работодате­лями названия и содержание про­фильных дисциплин по ГОС-3 среднего и высшего профессио­нального образования
  • организовать плановую си­стему послевузовского образова­ния, переподготовки и повышения квалификации
  • провести мониторинг про­фессиональной значимости ра­ботников строительной сферы; сделать оценку кадрового потен­циала и определить потребность в специалистах строительного про­филя на перспективу
  • осуществить проверку ра­ботников строительных организа­ций всех уровней на соответствие квалификационным требованиям; вовлечь в этот процесс контроли­рующие и надзорные органы в сфере строительства и ЖКХ
  • включить в программу соци­ально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 гг. отдельной строкой поддержку и совершенствование кадровой по­литики в строительстве и ЖКХ
  • организовать корпоратив­ные центры по подготовке и пере­подготовке кадров для строительной сферы деятельно­сти. Вовлечь в этот процесс опыт­ных и квалифицированных специалистов с производства.

 

ДарьяФедорова

Журнал «Строим вместе» №2 (126), февраль 2012