Кадры для стройкомпленса Приангарья
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
31 января прошло заседание президиума Союза строителей Иркутской области, на котором был единогласно принят план работы на первое полугодие 2012 года. Серьезной проблемой, по мнению президиума, на настоящий момент является снижение эффективности системы образования и воспитания, благодаря чему в строительной сфере наблюдается нехватка квалифицированных кадров.
По мнению Виктора Чупина, руководителя секции «Подготовка кадров» Союза строителей, директора Института архитектуры и строительства НИ ИрГТУ, корень проблемы заключается в переходе вузов на новую систему образования: «Мы все получили образование в эпоху развитого социализма и гордимся этим, потому что оно было достойным. Конечно, жизнь не стоит на месте и эта система нуждалась в значительном реформировании. Однако если в некоторых отраслях переход к рыночной экономике практически завершен,
то в системе образования реформирование, можно сказать, только начинается. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, благодаря чему нам в принудительном порядке пришлось перейти к двухуровневой системе образования - бакалавриату и магистратуре. Никто, а в особенности речь идет о технических специальностях, не был к этому готов, тем не менее в прошлом году мы набрали первых бакалавров».
Формально новая двухуровневая система образования набирает обороты, но работодатели в недоумении: за кого считать бакалавров, имеют ли они достаточную квалификацию для того, чтобы можно было брать их на работу? «Стандарт навязан сверху, теперь девизом преподавателей должен стать такой тезис: студенты знают все, но очень мало», - горько усмехается Виктор Чупин.
До перехода на уровневое высшее профессиональное образование в Институте архитектуры и строительства НИ ИрГТУ было 12 специальностей: 4архитектурных, 8 строительных. Старшим курсам повезло - они смогут доучиться по старой системе образования, для остальных понятие «специальность» исчезнет.
Так, в Институте архитектуры и строительства НИ ИрГТУ по профилю «Промышленное и гражданское строительство» теперь можно получить квалификацию бакалавр (срок обучения 4 года) и магистр (вторая ступень обучения, срок обучения 2 года). На качестве подготовки будущих специалистов, по мнению В. Чупина, отрицательно скажется то, что профилизация обучения предусмотрена только после 2-го курса, и то, что очень сжато преподаются специальные дисциплины: сопромат, строительная механика и др. Есть и такая проблема: в вузе всеми способами пытаются сохранить профиль «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», но у абитуриентов эта специальность не пользуется популярностью. А значит, необходимо возрождать престижность многих, жизненно необходимых для стройкомплекса, профессий.
Недостатки бакалавриата, считает правительство, с лихвой компенсируются вторым уровнем образования - магистратурой. Но магистр - товар штучный, он должен защищать диссертацию, близкую по содержанию к кандидатской. Следовательно, знания, которые вложат в него за несколько лет обучения, будут носить теоретический, научный характер. Практическая база из новой системы образования, можно сказать, полностью выпадает. Хорошим решением этой проблемы, считает Юрий Корнеев, директор Сибирского государственного межрегионального колледжа строительства и предпринимательства, является согласование большей части образовательных блоков с работодателями - в этой инициативе его поддержали остальные члены президиума.
На внедрении практической базы в образовательную систему настаивал и Сергей Брилка, председатель правления НП СРОСБР: «Сегодня не так просто набрать приличных профессионалов из Китая для реализации собствен ных производственных программ, а ведь этот порядок работал на протяжении 10-12 лет. То есть через некоторое время строительную отрасль ждет серьезная проблема существенной нехватки кадров, начиная от рабочих и заканчивая инженерно-техническим персоналом. Для того чтобы справиться с этой проблемой, нужно повышать количество преподавателей-практиков. Чтобы человек вышел из стен вуза и сразу смог прийти на строительную площадку и заняться свои делом, чтобы он знал, как пользоваться инструментом, как составить смету и отследить работу бригады. Вопрос разрыва между теорией и практикой, вопрос улучшения работы двухуровневой системы образования должен быть поставлен жестко и на уровне региональной власти. Мы должны идти в правительство Иркутской области, нас должен услышать губернатор».
Со своей стороны, члены президиума выразили готовность выступать перед студентами с лекциями,проводить занятия по ряду специальных дисциплин, например, по организации строительного производства. Это необходимо, чтобы «связать теорию с практикой» и повлиять на профориентацию молодежи.
Генеральный директор исполнительной дирекции Союза строителей Иркутской области С.С. Вахонин призвал усилить контроль за реализацией долгосрочной целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы». Подпрограмма «Кадровое обеспечение задач строительства Иркутской области на 2011-2015 годы» предусматривает до 2015 г. создание на базе строительных организаций пяти учебных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников строительной отрасли. Предполагаемый объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 79 млн рублей. Запланированные на 2011 год 7 млн рублей так и не были освоены. Подобного нельзя допустить в 2012 году.
Президиум Союза строителей Иркутской области постановил: официально обратить внимание губернатора Иркутской области Д.Ф. Мезенцева, председателя Законодательного собрания Иркутской области Л.М. Берлиной на неисполнение министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерством имущественных отношений Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области долгосрочной целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2011-2015 годы». Кроме того, на заседании президиума было решено:
- провести анализ системы подготовки и аттестации кадров рабочего, среднего и высшего профессионального образования; сформировать квалификационные требования
- организовать обсуждение новых образовательных стандартов с руководителями строительных организаций
- согласовать с работодателями названия и содержание профильных дисциплин по ГОС-3 среднего и высшего профессионального образования
- организовать плановую систему послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации
- провести мониторинг профессиональной значимости работников строительной сферы; сделать оценку кадрового потенциала и определить потребность в специалистах строительного профиля на перспективу
- осуществить проверку работников строительных организаций всех уровней на соответствие квалификационным требованиям; вовлечь в этот процесс контролирующие и надзорные органы в сфере строительства и ЖКХ
- включить в программу социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 гг. отдельной строкой поддержку и совершенствование кадровой политики в строительстве и ЖКХ
- организовать корпоративные центры по подготовке и переподготовке кадров для строительной сферы деятельности. Вовлечь в этот процесс опытных и квалифицированных специалистов с производства.
ДарьяФедорова
Журнал «Строим вместе» №2 (126), февраль 2012