Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Итоги фестиваля «Зодчество Восточной Сибири»

Итоги иркутского «Зодчества»

В начале июня в Иркутске прошел двенадцатый архитектурный фестиваль «Зодчество Восточной Сибири». Наш журнал ежегодно принимает участие в этом мероприятии, и этот год не стал исключением. Мы не просто побывали на всех мероприятиях, а участвовали в смотре-конкурсе в номинации «Пропаганда архитектуры» и получили поощрительный диплом.

Как ни странно, мне фестиваль понравился. Поскольку архитектурная деятельность в последнее время переживает непростые времена, казалось, что и фестиваль будет слабым. Но, тем не менее, несмотря на пессимистические прогнозы, фестиваль удался. Очень интересными и нетрадиционными были все три мастер-класса. Мы привыкли, что гости, а это обычно были москвичи или питерцы, показывают огромные многоэтажные объекты - конечно, шикарные, но возведенные в мно-гомиллионном городе, сделанные из стекла и камня. В этом же году мастера нам показали удивительную архитектуру, очень гармонично вписанную в природу.

Первым свой мастер-класс провел Петр Анисифоров - вице-президент САР, председатель правления Алтайской организации Союза архитекторов России. Петр Иванович свою презентацию начал с научной работы по историческому исследованию Змеино-горского рудника. Его история берет начало еще со II-I тысячелетия до нашей эры, когда жившие неподалеку племена добывали там медь и бронзу. Еще более громкая слава Змеева рудника приходится на XVIII-XIX столетия, когда там добывали серебро, которое составляло около 90% всей серебряной казны Российской империи. Благодаря разработкам там вырос настоящий подземный город. В советские времена все работы на руднике были заморожены.

Но как мастер Анисифоров известен проектами культовых со-оружений. На нашей встрече Петр Иванович показал нам несколько своих работ - это Храм Иверской иконы Божией Матери (Ижевск), Храм святой Троицы в селе Де-бесы республики Удмуртия, Православная Часовня на месте гибели губернатора Алтайского края М.С. Евдокимова и Церковь Казанской иконы Божьей Матери (Оренбург).

Но все же самый удивительный его объект - это Храм, возведенный в Антарктиде на российской станции «Беллинсгаузен». В тяжелейших климатических условиях(низкие температуры, постоянный шквальный ветер) удалось построить деревянную церковь,которая действует уже 8 лет, где идут регулярные службы, колокольным звоном привлекая пингвинов. Все слушали Петра Ивановича затаив дыхание, настолько интересным и необычным был его рассказ. Для устойчивости от шквального ветра был разработан монолитный фундамент с системой цепных тяг. Сама церковь построена из сибирского кедра, а верхние и нижние венцы - из лиственницы. Церковь срублена в Горном Алтае, в с. Кызыл-Озек, затем была доставлена в Антарктиду, где за два месяца и была собрана.

Вторым гостем фестиваля, презентовавшим свои работы, стал Алексей Мякота, член правления Красноярской организации Союза архитекторов России. Алексей Дмитриевич презентовал проект комплекса «Альплагерь». Авторы участвовали в формировании и разработке рекреационной туристической инфраструктуры, направленной на устойчивое развитие природного парка «Ергаки». Архитекторы стремились создать единый стилистический ансамбль, ориентированный на диалог с природой.

Экспрессивный рассказ Алексея не оставил никого равнодушным. Автор с болью рассказывал, сколько бюрократических препон ему пришлось преодолеть, доказывая чиновникам, что в таком удивительном, уникальном месте, как Ергак, любая попытка формирования какого-либо контраста в отношении природного ландшафта обречена на поражение, да и неуместна в природоохраннойсреде. И напротив, любое движение в сторону понимания стихийной страсти этого ландшафта откликается огромным формообразующим потенциалом.

Эти два мастер-класса состоялись в выходные дни, когда проходили праздничные мероприятия, посвященные Дню города. На улице стояла прекрасная погода, и понятно, что архитектурная молодежь, да и остальные архитекторы, предпочли погулять на карнавале или отдохнуть на природе, а не сидеть на лекции в Доме архитектора. Поэтому слушателей было достаточно мало. С одной стороны, нам, присутствующим на этих мероприятиях, было хорошо - все видно и слышно. Но мне кажется, что это все-таки была организационная ошибка: нельзя было проводить важные мероприятия в выходные дни.

Зато мастер-класс Тотана Кузембаева прошел с аншлагом. Один из известных в России и за рубежом архитекторов, член профессионально-творческого союза художников и графиков, член Союза архитекторов России, награжденный медалью имени В.И. Баженова «За высокое зодческое мастерство», с присущим ему чувством юмора рассказал, как совместно с заказчиками, или вопреки их воле, создавались невероятные деревянные домики с необычными названиями: «Дом Телескоп», «Дом Баян», «Дом Мост», «Дом Скат», «Дом Дракон», «Дом Скворечник», «Дом Пазл», «Дом Ъ», «Дом Макалун», «Дом Перископ», «Дом Веер», «Штаб строительства» и т.д. За два с небольшим часа Тотан показал и прокомментировал 52 уникальнейших объекта, каждый из которых был со своей историей, неповторимой пластикой и душой, с удивительной грацией вписанный в природный ландшафт. Мне кажется, что Союзу архитекторов необходимо организовать ряд лекций с показами этих работ, заручившись, конечно, поддержкой и разрешением Тотана Кузембаева.

В этом году организаторы предоставили участникам и площадку для общения. В рамках фестиваля прошел круглый стол по общественным пространствам. Мероприятие началось с доклада Е.И. Григорьевой «Модернизация городской среды и общественные пространства», где Елена Ивановна заострила внимание на больных местах нашего города. По воле бизнес-структур, заручившихся поддержкой чиновников, постепенно теряются пешеходные оси и перспективы, теряются общественные пространства. Так были застроены «ноги» у дома, расположенного на перекрестке улиц Ленина и Горького, прервана пешеходная ось на бульваре Гагарина, где вместо дорожки для пешеходов находится развлекательный центр «Акула», постепенно застраиваются парки и скверы.

Затем развернулась оживленная дискуссия, должно ли общество реагировать на данные проблемы или вопросы градостроительства должны решать профессионалы. А «общество» - это кто? Может ли оно вообще влиять на развитие города? А может быть, все зависит от конкретных личностей? Или все решается индивидуальными связями и договоренностями? Очень активны были красноярцы. И как ни странно, именно им очень понравился Иркутск. Наши кривые улочки, по мнению Алексея Мя-коты, как раз и подчеркивают нашу индивидуальность, сложный природный рельеф. Ему очень импонирует, что улицы повторяют контуры рек, огибают холмы. В Красноярске, которым так восхищаются иркутяне, наоборот, ровные параллельные улицы, которые, по мнению архитектора, не учитывают природные красоты города.

Круглый стол плавно перешел в экскурсию по городу, которая в этом году также была связана с общественными пространствами - нам показали новую набережную и 130-й квартал. Очень неоднозначное впечатление производит это наполненное новой жизнью место. С одной стороны, удалось создать новое общественное пространство, которое, несмотря на то, что еще идет строительство, притягивает население. Здесь в любую погоду гуляют люди: молодежь, дети, гости. Очевидно, что это место понравилось иркутянам, здесь проводятся праздники и назначаются встречи, ходят на свидания и просто приятно проводят свободное время. Все это показывает, как город нуждается в подобных местах. Также была предпринята попытка доказать, что в городской среде не только каменные многоэтажные здания обладают инвестиционной привлекательностью. Этот проект позволил другими глазами посмотреть на деревянные дома, увидеть их красоту и очарование.

С другой стороны, было заявлено, что этот проект - регенерация исторической среды. Но то, что получилось, очень далеко от того, как жили наши предки. Деревянные домики подняли на каменные постаменты, которые зачастую вызывают дисгармонию и непонимание. Даже те дома, которые являются объектами культурного наследия и стоят на государственной охране, отличаются от своего исторического облика. Появилась современная кирпичная кладка на цокольном этаже, хотя подклет исторически возводился из песчаника. Также удивление вызывают пластиковые окна. По заключению Елены Ла-дейщиковой, курирующей этот проект со стороны Службы по охране культурного наследия, серьезные нарекания вызывает и резьба. В проектах на реставрацию домов-памятников все детали были учтены, но реализация почему-то отличается от проектных решений. Может быть, это связано со спешкой, с которой возводился квартал, а может, с культурой подрядчиков или инвесторов. Что же касается остальных зданий, то они подняты на такую высоту, что порой, чтобы разглядеть среди современной облицовки где-то там наверху деревянный домик, надо очень постараться. Зато, как заметила наша журналистка Мария Носова, теперь наконец-то мы смотрим на деревянные домики снизу вверх. А ведь эти проекты в основном делали наши иркутские архитекторы, от которых в огромной степени зависит будущий облик дома! Но не будем о грустном, главное, что проект состоялся, иркутяне успели полюбить это место. Даже то, что гуляя по кварталу, хочется его фотографировать, говорит о том, что он не оставляет никого равнодушным. Хочется надеяться, что со временем там появится и зелень, что придаст кварталу еще больший уют и привлекательность.
Набережная, которую нам показывал Сергей Демков, также была заполнена народом. Это еще раз доказывает, что горожанам нужны такие места.

Еще один проект, который нам показали, - это гостиница «Ма-риотт». Marriott International — международная компания на рынке гостиничных услуг, включающая в себя свыше 3700 гостиниц, расположенных в США и других странах мира. Иркутский отель - третий по счету в России после Санкт-Петербурга и Казани. Не могу выразить однозначно свое отношение к этому объекту. Красивое стильное здание, но мне кажется, что оно стоит не на своем месте. Вокруг предмостной площади идут постоянные споры. Еще в советские времена были попытки сделать достойный проект этой части города, открывающейся с моста через Ангару. Можно ли строить в этом месте многоэтажные здания, перекрывающие вид на реку? Должны ли появляться современные здания в исторической части города? Вопросов много. И мне кажется, что при постройке этого объекта снесли несколько объектов культурного наследия. Насколько это оправданно? Не знаю.

Гостиница международного класса, но из окон открывается ужасный вид: с одной стороны стройка (строительство перинатального центра), с другой - полуразрушенные деревянные домики. Ну и вид строящегося нового здания областного суда полностью перекрывает вид на набережную. Хотя архитектура мне нравится, все очень стильно и ненавязчиво. Не зря же этот объект на фестивале получил награды в двух номинациях «Общественные здания» и «Интерьер».

А теперь о смотре-конкурсе. Визуально экспонатов в этом году было мало. Уменьшилась география участников, не было работ от наших соседей - Читы, Бурятии, Тывы, которые ежегодно радовали своими произведениями. На фестивале было представлено всего четыре города: Иркутск, Ангарск, Братск и Красноярск. Проанализировав списки участников этого и прошлого года, удалось выяснить следующую статистику: оказывается, что в разделах «Постройки», «Пропаганда архитектуры», а также в номинации «Молодые архитекторы» работ в этом году было даже чуть больше, чем в 2011 году. Зато существенно уменьшилось количество проектов. В прошлом году их было 49, а в этом - всего 24.

Многие известные иркутские коллективы не представили свои проекты. По словам председателя правления ИРО САР Игоря Козака, это объясняется кризисом, который, несмотря на заверения правительства, принимает еще более затяжной характер. У архитекторов нет серьезных заказов, а иркутские специалисты привыкли представлять работы высокого уровня и не захотели выносить на суд зрителей посредственную архитектуру.

Больше всего в этом году выставил работ и, соответственно, получил наград ОАО «Иркутскги-продорнии». Этот проектный институт предоставил восемь работ и получил семь дипломов. Очень удачно выставился ООО «Габр», получив за все свои произведения, а их было пять, дипломы. Порадовал и ангарский ООО «Институт Горпроект», которого мы давно не видели на фестивале. Из трех выставленных работ - два диплома. Хочется отметить, что г. Братск не оставил без внимания фестиваль. Фирма ООО АПМ «Белый квадрат» выставила общественно-торговый центр по проспекту Ленина в г. Братске.

В этом году у членов жюри были серьезные замечания к качеству представления проектных материалов. Иркутская архитектурная школа всегда отличалась умением анализировать градостроительную ситуацию, удачно вписывая объекты в окружающую среду. В этом же году архитекторы почему-то в большинстве своем показали только сам проект, не продемонстрировав, как он гармонирует с соседними зданиями, окружающим ландшафтом, порой не показав даже ситуационную схему. Поэтому членам жюри, особенно по проектам, было очень сложно оценить качество архитектуры, и некоторые работы, может быть и незаслуженно, не получили высоких наград.

Жюри в этом году было довольно строгим и старалось оценить работы именно так, как они того заслуживают, поэтому не во всех номинациях были выданы золотые или серебряные дипломы, мало было и поощрительных грамот.

Зато как всегда порадовали детские работы. Эта часть конкурса всегда оставляет в душе тепло и восхищение юными талантами, дает чувство уверенности в будущем. На этой оптимистичной ноте мне хочется закончить свой обзор с надеждой на то, что благодаря усилиям архитекторов и молодежи наш любимый город станет лучше, уютнее и гармоничнее.

 

Татьяна Анненкова

Журнал "Строим вместе" №8, 2012