Байкальский гражданский форум ставит новые задачи в деле сохранения историко-ландшафтных памятников в Иркутской области
Категория: Иркутская область : Об области
Предыдущая статья | Следующая статья
В конце июня на площадке Восточно-Сибирской академии образования прошел III Байкальский гражданский форум, который собрал 312 участников - представителей различных уровней власти, бизнес-сообществ, общественных и некоммерческих организаций. Прибыли гости из 35 территорий Иркутской области, общественные деятели и представители Общественных палат из 11 субъектов Российской Федерации - Москвы, Новосибирской, Томской, Воронежской, Кемеровской, Смоленской, Амурской областей, Пермского, Забайкальского, Алтайского краев, республики Хакасия.
В рамках форума 30 июня состоялся круглый стол «Сохранение историко-ландшафтных и топонимических памятников региона: современное видение проблемы и пути решения».
Одним из основных вопросов, обсуждаемых на круглом столе, прозвучала тема создания в Иркутске «Байкальского национального центра изучения человека», используя тактико-географические возможности Глазковского некрополя в качестве системообразующей площадки. Глазковский некрополь - уникальный археологический памятник Иркутской области, единственный в мире сохранившийся в центре большого города - Иркутска. Здесь нашли захоронения и стоянки людей, живших более 7-8 тысяч лет назад (неолит), а также в поздний период древнего каменного века (верхний палеолит, более 30-35 тысяч лет). По возрасту глазковские захоронения старше египетских пирамид, и при хорошей организации этот памятник археологии мог бы стать объектом мирового наследия, который привлекал бы значительные потоки туристов.
Инициатива ученых была поддержана предыдущим губернатором Д.Ф. Мезенцевым, и хочется надеяться, что нынешние власти не оставят без внимания идею создания «Байкальского национального центра изучения человека». Хотя, по словам Германа Ивановича Медведева, ученые уже 120 лет занимаются исследованием этого могильника. Еще при советской власти планировали открыть музей археологии, но до сих пор проблема не решена.
Виталий Барышников, недавно назначенный министром культуры Иркутской области, отметил, что тема защиты объектов культурного наследия без тесной взаимосвязи общественных организаций, особенно регионального отделения Общества охраны памятников, государственных органов и бизнес-структур, невозможна. Это хорошо продемонстрировано на примере регенерации 130 квартала. Конечно, не все получилось, как хотелось бы, частично нарушена сама историческая среда, но все памятники в этом квартале отреставрированы, и не просто так, а по утвержденным проектам, со всеми согласованиями и экспертизой. Надо отметить, что все работы были сделаны за счет инвесторов. Этот проект пока не имеет аналогов в России.
В прошлом году Служба по охране культурного наследия подготовила доклад «О состоянии дел в сфере охраны объектов культурного наследия Иркутской области». Эта работа была проделана при активном участии регионального отделения ВООпИиК. Виталий Владимирович отметил, что Иркутская область подготовила доклад первой в России и получила широкое одобрение на X съезде Органов охраны памятников, который прошел в Иркутске осенью прошлого года. Сейчас эта норма записана в федеральном законе об охране памятников, начиная с этого года ежегодно будет готовиться государственный доклад о состоянии объектов культурного наследия, в котором каждый регион будет представлять свою часть.
Еще одна тема, которая была затронута и на пленарном заседании, и на круглом столе - это работа общественного совета при правительстве области по вопросам охраны объектов культурного наследия. Дело в том, что раньше существовал научно-методический совет при Службе по охране объектов культурного наследия, который, после внесения изменений в законодательство, должен был трансформироваться в совет при правительстве. Но этот совещательный орган так и не начал работать на территории нашей области, с ним происходит прямо- таки мистическая история. Стоит только губернатору принять решение о создании этого органа, как его тут же снимают (или он погибает, как это было с Есиповским). Так продолжается с 2008 года. Д.Ф. Мезенцев несколько лет откладывал подписание этого документа, и как только был создан общественный совет, сразу же подал в отставку. В. Барышников пообещал приложить все усилия, чтобы Совет все-таки начал свою работу. Губернатор С. Ерощенко также подтвердил, что не боится никакой мистики, и если такой орган нужен нашей области, то он будет действовать.
В своем выступлении Виталий Владимирович подчеркнул необходимость тесного сотрудничества общественной организации по сохранению памятников и государственных органов. Так в результате совместных усилий удалось выиграть прецедентный для нашей страны процесс - старейший памятник деревянного зодчества Дом Шубиных был изъят у собственников. Решение это было принято совсем недавно и вступило в силу 10 июня этого года. Теперь министерство имущественных отношений должно подготовить документы по выставлению на торги этого объекта с условием полной его реставрации в кратчайшие сроки. Следующим на очереди будет решение вопроса об изъятии у собственников доходного дома Пророковой, расположенного по адресу бульвар Гагарина, 30. В январе 2011 года произошло возгорание объекта культурного наследия, и никаких действий по его восстановлению собственники не предпринимают, не реагируют ни на предупреждения, ни на предписания.
Продолжается судебный процесс и по Красным казармам, где собственники надеялись по-быстрому снести здание, а потом каким-то образом урегулировать этот процесс. Но благодаря действиям Службы по охране культурного наследия и ИРО ВООПИиК эта история получила широкий резонанс. Сегодня история не закончилась, процесс продолжается, и нельзя ослаблять общественный контроль этой ситуации.
Сдвинулась с мертвой точки работа по возвращению исторических названий некоторым иркутским улицам. По мнению специалистов, это придаст нашему городу некую самобытность, подчеркнет еще больше исторический статус Иркутска. Но все-таки не надо впадать в крайности, возвращены должны будут имена только историческим улицам, которых должно быть порядка двадцати.
Еще одна тема, которую затронули участники круглого стола - это подготовка реставрационных кадров. Регенерация 130 квартала, когда проводились масштабные работы, показала, что у нас катастрофически не хватает реставраторов. Та школа, которую создала Галина Геннадьевна Оранская, практически исчезла. Мало того, что у нас в регионе не готовят мастеров-реставраторов, но еще и под угрозой закрытия оказалась специальность в НИ ИрГТУ «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия».
Вице-мэр г. Иркутска Дмитрий Валерьевич Разумов осветил ситуацию с памятниками деревянного зодчества в нашем городе. Дело в том, что когда начался процесс приватизации, жители ветхих деревянных домов не захотели оформлять в собственность свое жилье, таким образом около 80% домов в центре города оказалось в муниципальной собственности. Несколько лет назад жителей из деревянных памятников начали расселять согласно №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Но как выяснилось, по этому закону после расселения здание должно быть обязательно снесено, а это положение вступает в противоречие с законом о сохранении культурного наследия, который запрещает сносить памятники. В таком юридическом коллапсе оказалось 49 деревянных домов-памятников.
После всевозможных юридических и судебных разбирательств руководство города создало ОАО «Агентство развития памятников Иркутска» со 100-процентным муниципальным капиталом, которое полностью подконтрольно и подотчетно властям.
Изюминка работы этого нового органа заключается в том, что изначально все права на памятник передаются Агентству, которое ищет инвестора и параллельно занимается подготовкой и сбором всех документов, необходимых для реставрации, что занимает порядка двух-трех лет. Инвестор на свои средства восстанавливает памятник, и только после выполнения всех работ объект передается ему в собственность со всеми обременениями по сохранению. Такая сложная процедура придумана для того, чтобы обезопасить памятник от привычной для Иркутска ситуации, когда деревянный дом оформляется в собственность, затем сжигается, и на его месте возводится новое строение. С другой стороны, инвестор будет освобожден от рутины по сбору всех подписей и согласованию проекта реставрации, что занимает уйму сил, времени и нервов. Специалисты надеются, что после того как инвестор восстановит памятник, уже не в его интересах будет уничтожение дома. На сегодняшний момент все 49 расселенных памятников муниципальной собственности переданы агентству, которое занимается оформлением на них всех документов и поиском инвесторов.
С докладом по Кругобайкальской железной дороге выступил А.К. Чертилов: «Этот удивительный природно-культурный объект расположен в Слюдянском районе Иркутской области, протянулся по южному берегу Байкала. Говоря сегодня о Кругобайкальской дороге, мы имеем в виду только ее западную часть, протянувшуюся почти на 100 километров - от истока реки Ангары, из-под мыса Баранчук, до Слюдянки, состоящей на государственной охране федерального значения как комплексный памятник истории, культуры и природы. Исторически же вся «Золотая пряжка» в начале прошлого столетия сомкнула «стальной пояс России» на отрезке в 244 версты (сегодня - 260 км) между станциями Байкал и Мысовая.
За последние два-три десятка лет это достопримечательное место приобрело известность далеко за пределами Сибири как историческая, по сути - музейная железная дорога. Кругобайкалка - это не только любимое многими место отдыха с увлекательными и познавательными туристическими маршрутами, это также уникальная, не имеющая аналогов во многих отношениях и до конца еще не осмысленная естественная инженерно-архитектурная, природно-ландшафтная лаборатория, доступный и благодатный полигон не только для научных исследований, но и достойный пример для обучения будущих архитекторов, ландшафтников, дизайнеров, железнодорожников, строителей и пр.
Идея музеефикации «Золотой пряжки» давняя. Какой конкретно ей будет придан юридический статус - «музей-заповедник», «музейно-туристический комплекс» или другой подобный - отдельный вопрос. Сегодня же КБЖД остается действующим тупиковым звеном в составе Восточно-Сибирской железной дороги.
Из-за особо сложной геологической ситуации, чрезвычайно пересеченного характера местности, на предгорном участке Байкал - Култук в начале XX века появилось около 800 капитальных инженерных сооружений. Мысы, скальные прижимы пронизаны 39-ю тоннелями. Для защиты железнодорожного полотна от горных обвалов и камнепадов построено 16 отдельно стоящих и еще порядка 40 пристроенных к тоннелям галерей. Водотоки долин, распадков и ложбин - их здесь примерно 230 - пройдены водопропускными сооружениями мостами, виадуками, трубами. Всего около 470 единиц, которые, в свою очередь, в 15% случаев дополнены самостоятельными водорегулирующими конструкциями - различными искусственными руслами, лотками. Берега, полотно, скальные выемки укреплены и защищены более чем 200 капитальными (каменными на растворе) стенками различного назначения - подпорными, предохранительными, одевающими, камнеулавли- вающими,берегоукрепительными, волнобойными и пр. Кроме того, почти одна треть всей линии дороги имеет каменное мощение откосов полотна и нагорных склонов, выполненного методом сухой кладки.
Для обеспечения бесперебойного движения поездов на участке Байкал - Култук было организовано пять станций и столько же блокпостов, где расположены пассажирские и производственные здания, жилые дома и хозяйственные постройки железнодорожников. А на участках между ними, станциями и блокпостами установлены сторожевые дома, казармы и полуказармы. Практически все постройки были выполнены из дерева. На сегодня вдоль дороги сохранилось не более 200 таких зданий и сооружений, что составляет 30-40% от построенных в начале XX столетия.
Сами по себе интереснейшие инженерные и архитектурные объекты, пожалуй, не были бы столь значительными, не будь они встроены человеческим гением в береговой рельеф озера. Безупречное сочетание рукотворных объектов с живописными, разнообразными байкальскими ландшафтами делает Старую Дорогу неповторимой.
Ныне предгорный участок дороги Байкал - Култук составляет чуть больше 85 километров - от 71/72-километрового столба в начале станции Байкал до столба 157/158 км за речкой Безымянка, недалеко от станции Култук. С фрагментом же от Култука до Слюдянки - 97 км. Остался также незатопленным небольшой отрезок Иркутско-Байкальской ветки в истоке реки Ангары (3-4 км), стыкующийся с КБЖД. Вместе с ним дорога-памятник протянулась по берегу Священного моря на все 100 километров.
Территориально Кругобайкальская дорога входит в береговую зону уникального памятника природы - озера Байкал, внесенного ЮНЕСКО в 1996 году в Список всемирного наследия под номером 754. То есть, косвенно КБЖД входит в состав природного объекта высшей номинации. Но и без этого Старая Дорога достойна включения в качестве самостоятельного объекта в Список международных непреходящих ценностей.
На Западном участке Кругобайкальской дороги (Байкал - Култук) сохранился практически весь инженерный комплекс в первозданном виде. По колоссальной насыщенности только техническими сооружениями «Золотую пряжку» Транссиба можно смело номинировать в Книгу рекордов Гиннесса.
Кругобайкальская железная дорога, западная ее часть, в конце прошлого столетия совершенно заслуженно взята под государственную охрану, притом - трижды. Первый раз, в 1980 году, Западный участок от станции Байкал до Култука стал памятником истории, науки и техники местного (областного) значения с формулировкой- обоснованием «...является памятником технических достижений России того времени». Второй раз - в 1982 году- тот же отрезок Байкал - Култук был объявлен историко-архитектурной и ландшафтной заповедной территорией (заповедным местом) также регионального значения. И в третий раз, в 1995 году, комплекс КБЖД объявляется памятником федеральной категории охраны - участок от станции Байкал, теперь уже до станции Слюдянка включительно, внесен в Перечень объектов исторического и культурного наследия, в раздел «Памятники архитектуры и градостроительства».
В 1996 году сотрудниками Центра по сохранению историко- культурного наследия Иркутской области в рамках правительственной программы по уточнению состава памятников федерального значения был составлен Список объектов, входящих в ансамбль Кругобайкальской железной дороги, охватывающий ее Западный участок от станции Байкал до станции Слюдянка. Всего в Список включены 804 позиции, в которых отражены отдельные объекты и комплексы. В действительности же только инженерные сооружения в структуре КБЖД представлены, как уже отмечалось, порядка 800 объектами. В Списке некоторые из них сгруппированы в локальные инженерно-технические комплексы. То же и с архитектурными постройками. Поэтому позиций в Списке меньше, чем общее количество исторически ценных зданий и сооружений. Фактически сохранившиеся отдельные кругобайкальские историко-культурные объекты (инженерные, архитектурные) вместе составляют более 1000 единиц.
Кроме того, природно-ландшафтные объекты учитываются природоохранными организациями в отдельных, постоянно обновляемых списках, так как ежегодные экспедиции приносят новые открытия. В официальных списках природных и природно- ландшафтных памятников Иркутской области, озера Байкал числится несколько десятков объектов, расположенных в зоне КБЖД. Ряд из них - Шаман-камень, «Ворота Байкала - исток Ангары», Белая Выемка, Слюдянские озера, мыс Шаманский и некоторые другие - в те же 1980-е годы взят под государственную охрану в качестве самостоятельных памятников природы областного (регионального) значения. Здесь встречаются типичные, редкие и эндемичные представители растительного и животного мира, в том числе исчезающие и внесенные в различные Красные книги - России, Иркутской области, Республики Бурятия, Монголии, других регионов.
Несмотря на досадные утраты и искажения в архитектурном комплексе Старой Дороги, она продолжает оставаться неповторимым историко-культурным, природно-ландшафтным ансамблем. Кругобайкалка стоит особняком в ряду культурного наследия не только железнодорожного, не только российского, но и мирового.
Сегодня по КБЖД практически не осуществляются грузовые и пассажирские перевозки (за исключением незначительного объема туристических). Изъятие дороги из производственно- транзитного оборота сказалось и на местных жителях: из-за безработицы они оставляют обжитые места. Поселки пустеют, здания, в том числе памятники деревянной архитектуры, продолжают незаконно разбираться. Это одна сторона. Есть и другая, более оптимистичная.
Снятие военизированной охраны с тупикового участка КБЖД в конце 1950-х годов дало возможность для его свободного посещения. В 1960-х дорогу открывают первые путешественники, в 1970-1980-е ее пропагандируют как культурную и национальную достопримечательность, начинается ее туристическое освоение, поначалу стихийное, потом организованное. С начала 1990-х здесь появилось более десятка стационарных ведомственных и частных баз отдыха и турбаз, сегодня эта тенденция продолжает развиваться. Кроме того, «Золотая пряжка» входит в международные маршруты «на колесах» по Транссибу, сюда постоянно «заглядывают» на день-два российские и зарубежные турпоезда.
В российской и зарубежной практике наработан достаточный пакет законодательной, нормативной и методической документации в отношении исторических и природных заповедных территорий, объектов градостроительного наследия, что позволяет принимать в отдельных случаях взвешенные проектные решения. В основной набор таких инструментов входят:
- комплекс предпроектных научных исследований
- определение предметов охраны объекта наследия
- историко-архитектурные и историко-градостроительные опорные планы
- установление зон охраны объектов наследия, исторических ландшафтов и зон регулирования
- хозяйственной деятельности
- функциональное и ландшафтное зонирование территорий
- правила землепользования (зонирования)
- специальные градостроительные регламенты
- разработка научных обоснований для принятия проектных решений, определение проектного метода
- выполнение специальных разделов по охране и сохранению культурного наследия при разработке градостроительной и другой проектной документации
- и наконец, историко-культурная экспертиза нормативной, проектной, землеустроительной документации.
Ни один из этих нормативно- правовых, проектных документов для КБЖД не разработан.
Только на основании перечисленных предпроектных, обосновывающих научных, экологических и градорегулирующих материалов, документов должны выполняться проекты генеральных планов, проекты планировки, проекты реставрации-реконструкции, музейно-экспозиционные планы, схемы туристического и хозяйственного использования, освоения исторически ценных, природоохранных территорий и прилегающих к ним земель.
Если рассматривать Кругобайкальскую железную дорогу в качестве уникального достопримечательного места, не имеющего аналогов в России, как ансамблевый памятник природы и культуры, а не только лишь как производственно-технический или коммерческий объект, становится очевидным, что дальнейшая судьба «Золотой пряжки» Транссиба должна быть не утилитарно- хозяйственной, однобоко туристической, но музейно-рекреационной, музейно-туристической.
По большому счету, Кругобайкальская дорога с конца 1950-х годов, после превращения ее в тупиковую ветку, сама по себе стала своеобразным «естественным» музеем под открытым небом. Сегодня территория КБЖД, вместе с ее природным окружением, имеет огромный музейный, рекреационный и туристический потенциал. Беда в том, что при этом отсутствуют необходимые для подобных территорий, специально разработанные для нее нормативные, градорегулирующие и проектно-градостроительные документы. Сложности добавляет то, что юридически территория КБЖД с природным окружением одновременно относится по факту или потенциально к разным категориям земель, целевое назначение которых противоречит друг другу (как тут не вспомнить пословицу: «У семи нянек дитя...»). Во- первых, к землям целевого (хозяйственного)назначения - транспорта и поселений. Во-вторых, к землям особо охраняемых территорий и объектов - природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения. В-третьих, к землям лесного фонда. Кроме того, не надо забывать, что зона КБЖД входит в береговую водоохранную зону самого чистого и самого глубокого водоема в мире - озера Байкал - памятника природы всемирного наследия.
За свой «тупиковый» период Кругобайкалка оказалась в крайне сложном положении с точки зрения возникших противостояний: Природа и Человек; Памятник-заповедник и действующая железная дорога; Потенциальный музей под открытым небом и технократический подход при первых попытках ее освоения; в большинстве безработные и социально незащищенные местные жители и возрастающие туристические потоки, в том числе транзитные.
Наиболее действенным шагом, радикальной мерой сохранения и развития этой уникальной во всех отношениях территории может стать выделение ее в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с созданием на ее базе музея, то есть учреждения культуры, притом учитывая юридический охранный статус и особую историко-культурную значимость федерального подчинения. Не просто железнодорожного музея или музея железнодорожного транспорта, но комплексного, грандиозного железнодорожного, историко-культурного, природно-ландшафтного музея-заповедника под открытым небом «Кругобайкальская железная дорога» с разными режимами пользования внутри территории. И, что очень важно, в исторических границах - от истока Ангары до Слюдянки, включая памятники природы вдоль дороги между реками Култучной и Слюдянкой, то есть на протяжении порядка ста километров.
Для более полного осмысления методики проектирования территории Кругобайкальской железной дороги необходимо выработать индивидуальный метод, комплексный подход к пред- проектным научным исследованиям, к проектированию этого неординарного объекта, этого «золотого фонда» великой железнодорожной державы, коей была и остается Россия. Эти методы исследования, проектирования, освоения должны основываться на принципах градостроительного регулирования и музейного строительства, накопленном отечественном и мировом опыте проектирования подобных ценных и сложных культурно-природных территориальных образований».
Татьяна Анненкова
Журнал "Строим вместе" №9, 2012