Иркутск: путешествие во времени
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Любящиесвойгородиркутяне любятеговыборочно. Наверное, потому, чтолюбитьИркутскцеликом, совсемиегонедостатками большинствугорожаннекогда: не хватаетвременивсматриватьсяи вдумываться.
Влюбленность, которую многие из нас испытывают к милым иркутским деревянным домикам или к его красивейшим каменным особнякам, как правило, не требует душевных сил: несложно любить открытку с видом на улицу Карла Маркса, сквер Кирова, бульвар Гагарина. Однако чтобы разглядеть истинную суть вещи: былое величие города с непростой историей, приметы которой можно обнаружить где угодно, даже в неприглядной промышленной зоне, заброшенном частном секторе или полуразрушенной церкви, - нужно иметь особый дар.
Таким даром обладает хрупкая на первый взгляд, но полная сил, прекрасная Галина Майорова, экскурсовод, член президиума Иркутского регионального отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры.
Ее недаром называют «хранительницей памяти Иркутска», «экскурсоводом, влюбленным в Иркутск»: она говорит о городе увлекательно и вместе с тем бережно, как будто о старом друге, о котором знает, кажется, больше, чем он сам.
Свой рассказ Галина Владимировна начинает с небольшой истории о Ленинском округе, том самом, любить который получается далеко не у всех. Мы едем по улице Мира, центральной улице поселка Иннокентьевский, как раньше назывался Иркутск-II, проезжаем мимо храма Рождества Христова, установленного в память о погибших 6 декабря 1997 года в авиакатастрофе самолета Ан-124 «Руслан». Автор проекта -архитектор А.В. Яковлев. Его комплекс сооружений, включающий церковь, надвратную звонницу, каменную ограду с коваными металлическими заполнениями, мемориальный камень с поименным списком фамилий всех погибших и 72 подсвечниками на нем, был отмечен Губернаторской премией. Красивое, но необыкновенно печальное получилось место на карте Второго Иркутска.
- Слева от нас располагался заводской поселок, строительство которого развернулось в 30-е года позапрошлого века, - говорит Галина Владимировна. - Названий у улиц не было, нумерация начиналась от железной дороги: первая улица, вторая, седьмая... В годы советской власти улицы получили имена Троцкого, Ленина, Зиновьева и тому подобное. В ноябре 1920 года, когда улицы переименовывались, поселок Иннокентьевский (позже я объясню, почему он так назывался) переименовали в поселок Ленина. Как ни странно, городская администрация считает именно 3 ноября 1920 года датой образования нашего района, между тем, я доказываю, что район существовал и прежде, просто носил другое имя. Здесь жили рабочие завода, телеграфа и, конечно, железной дороги - тот самый пролетариат, который стал в свое время опорой революции и поддержкой первого и второго установления советской власти в городе. Сегодня от тех домиков уже ничего не осталось.
- Меня все время спрашивают, какую историческую ценность может представлять этот район, -говорит Галина Владимировна, -мало кто знает его историю. А ведь Ленинский район - это самый старый, после центрального, район нашего города. Если в 1661 году был основан Иркутский острог, то буквально через шесть лет, в 1667 году, старец Герасим, который пришел сюда с казаками, на левом берегу Ангары, куда мы сейчас будем поворачивать, основал первую пустынь для монахов. Сначала их было шесть человек. Но со временем здесь появляется община, а через одиннадцать лет на этом месте возникает знаменитый Вознесенский мужской монастырь, вокруг которого формируется первая жилая зона Ленинского района. Второй жилой зоной является Ново-Ленино, или, как он назывался сначала, поселок Ново-Иннокентьевский. Жители этого места, которое принадлежало Вознесенскому монастырю, были заняты в строительстве железной дороги. И уже в 30-е годы начинается новый этап развития Ленинского округа: разворачивается строительство Иркутского авиационного завода.
- А мы с вами въезжаем в поселок Жилкино, названный так по имени одного из переселенцев, -замечает Галина Владимировна. -Это все были монастырские земли. Сюда приглашали крестьян, давали им подъемные деньги, а через три года крестьяне уже начинали отрабатывать десятину. Эта территория со временем была застроена полностью: появилось Жилкино, потом, в западной части, Боково. Савва Боков являлся вкладчиком монастыря, или, как принято говорить, инвестором: он вкладывал деньги в монастырь, помогал ему развиваться и, разумеется, получал прибыль. Сегодня эта территория заполнена организациями транспортного назначения: шиномонтажными предприятиями, дилерскими центрами, специализированными магазинами.
- Мы въезжаем на Иннокентьевский мост, - продолжает рассказывать экскурсовод. -Обратите внимание, слева находится Успенская церковь, которая сохранилась до наших дней и является последним фрагментом Вознесенского монастыря. Когда мы в прошлом году готовились к 350-летию Иркутска, было принято справедливое решение дать четырем иркутским мостам исторические названия. Этот мост получил название Иннокентьевский в честь первого самостоятельного епископа Иркутского и Нерчинского Иннокентия Кульчицкого, человека высоких нравственных качеств. Для монастыря же пребывание епископа имело большое значение: обитель в эти годы являлась центром епархиального управления, что выделяло ее в ряду других монастырей. Репутация ее была достаточно хорошей, чтобы продолжить развиваться и возвышаться даже тогда, когда преемники Иннокентия переселились в город. Спустя много лет после смерти Иннокентия имя епископа вновь связывается с историей монастыря. Указом Святейшего Синода тело архиерея, пробывшее нетленным многие годы, не тронутое огнем во время пожара 1783 года, признается за совершенные святые мощи, прославляется и открывается для всенародного чествования.9 февраля 1805 года мощи торжественно переносятся в соборную Вознесенскую церковь, в 1808 году помещаются в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра. Говорят, что стоит только помолиться Святому Иннокентию, как происходят чудеса.
- Я обещала рассказать, почему поселок стал называться Иннокентьевским, - возвращается Галина Владимировна к началу разговора. - Когда началось строительство железной дороги, городские власти договорились с монастырем, что монастырь безвозмездно передает городу 53 десятины земли, те самые, где сейчас находятся станция Сортировочная и Николо-Иннокентьевская церковь, за это город обещает дать поселку и станции имя святого Иннокентия. Так и получилось. Кстати, в Ново-Ленинском поселке можно встретить еще один интересный топоним -Порт-Артур. Когда закончилась война 1905 года, Порт-Артур и Сахалин были отданы японцам, русские стали возвращаться в Россию. Они ехали с востока и занимали свободные территории, где строили свои землянки вне всякого плана и без платы. Утром полиция приходила и ломала эти времянки. Но через некоторое время они возникали снова. В конце концов, городская дума приняла решение утвердить поселок, который вошел в состав Ново-Ленино и был назван в память об утраченном Порт-Артуре. - Мы выехали в Правобережный район, - сказала Галина Владимировна. - Территория, по которой мы едем, называется предместье Знаменское. В 1920 году это предместье было переименовано в предместье Марата. С какой стати? Я помню, во времена губернатора Говорина по просьбе монастыря этой территории было возвращено название предместья Знаменского. Улица Сурнова, названная в честь одного из революционеров, участвовавших в боях 19-го года, носила прежде другое, более красивое название - Адмиралтейская. Здесь, у слияния рек Ангары и Ушаковки, в 20-30-е годы 19-го века стояло здание адмиралтейства. Неслучайно на Ангаре любят праздновать морские праздники, неслучайно мы считаем Иркутск морским городом. Столица Восточной Сибири являлась основной базой промыслового освоения островов Тихого океана и Русской Америки. В Иркутске побывали практически все участники экспедиции Беринга. Поданным Иркутской городской Думы, во второй половине 18 века среди работников тихоокеанских промыслов было около 200 иркутян. Самую большую промысловую компанию возглавил русский исследователь, мореплаватель, промышленник Григорий Иванович Шелехов, родившийся в 1747 году в Рыльске. Компания называлась Русско-Американской и находилась в Иркутске.
- Улица Рабочего штаба раньше называлась Якутской улицей и кончалась там, где начинался Якутский тракт, который вел на берега полярных морей, куда уходили все экспедиции, - продолжает рассказывать Галина Владимировна. - Это хорошо понимал Александр Васильевич Колчак, который относился к Иркутску очень неравнодушно. Когда Вячеслав Клыков планировал ставить памятник, он собирался ставить его в Томске, откуда начиналась деятельность верховного правителя. Но когда скульптор приехал в Иркутск, начал изучать документы, он решил - памятник Колчаку должен стоять в Иркутске. Когда это решение было озвучено, в Иркутске началась самая настоящая гражданская война. Ситуацию спас владыка Вадим. Он обратился к прихожанам со словами о том, что если у этого человека есть грехи и он в чем-то виноват перед своим народом, то монахини, которые несколько раз в день встают на молитву и по монастырскому обычаю молятся за грехи всего человечества, обязательно отмолят грехи этого человека. Это выступление прозвучало настолько убедительно, что городская дума согласилась поставить памятник именно здесь.
- Улица Шевцова, - объявляет экскурсовод. - Здесь находится школа номер 10, которую основал для бедной рабочей слободы купец 1-й гильдии, крупный чаеторговец, промышленник и меценат Павел Андреевич Пономарев. Это - семинария. Дальше - картографическая фабрика. Здание сейчас заброшено. Еще одно изумительное здание Ремесленного училища Трапезниковых 1908 года. А рядом, в переулке, стоял дом, где жила семья Трубецкого. В современном доме Трубецкие не жили, они построили его в приданое дочери.
- Скоро мы поедем по улице Декабрьских событий, где на одном из зданий давно висит чугунная доска, на которой написано, что улица названа в память о событиях декабря 1917 года, - забегая вперед, рассказывает Галина Владимировна. - Но события декабря 1917 года происходили на верхней набережной, там, где находится анатомический зал медицинского университета, в прошлом 3-я школа прапорщиков. Когда объявили, что в Иркутске, городе купцов, духовенства (44 храма, плюс домовые церкви, плюс церкви при всех учреждениях) и военных (юнкерское училище, кадетские корпуса, школы прапорщиков), устанавливается советская власть, военные, особенно молодежь, устроили мятеж. Конечно, юнкера имели преимущество, однако и в декабре 1905 года, и в декабре 1917 года красным помог начавшийся ледоход на Ангаре. Ангара шумела, пугала, на несколько дней прекращалось всякое сообщение. Когда ледоход прекратился, кавалерия из Красноярска, шахтеры из Черемхово, рабочие, сидевшие на вокзале, кинулись на помощь осажденным. Юнкера соглашаются на перемирие. Это любопытный момент в истории города. На носу - новый год. Юнкерам хочется домой, на каникулы. И этим воспользовались красные, мол, вы отправляйтесь на каникулы - вернетесь, будет ясно, как быть дальше. Но училища закрылись. Возвращаться было некуда. В городе непрочно, ровно на восемь месяцев, установилась советская власть. В Иркутске советская власть устанавливалась дважды. Этим Иркутск славится в истории гражданской войны.
- До революции в Иркутске действовало 44 храма, в 1939 году не осталось ни одного действующего: были снесены, преобразованы под общежития и транспортные базы. Территория Знаменского монастыря, одного из старейших монастырей Сибири, удобно расположена на берегу Ангары, и в 1924 году, когда монастырь окончательно закрылся, по решению правительства Советского Союза здесь началось строительство иркутского гидроаэропорта. Звонница превращается в парашютную вышку. Разбираются стены забора - открывается вид на Ангару. Идут испытания самолетов, модуляция, реконструкция. И, может быть, был бы в Иркутске гидроаэропорт, если бы не конфликт на КВЖД в 1929 году. Принимается решение укрепить восточные границы, начинается строительство трех авиазаводов - в Иркутске, Комсомольске-на-Амуре и в Улан-Удэ, параллельно идет строительство сухопутных крупных аэропортов. Денег не хватало, поэтому на месте гидроаэропорта открывают знаменитый в свое время гидроаэроклуб. Кто в те годы не мечтал стать летчиком? Так продолжалось до 1941 года, пока не началась война. Все ушли на фронт, территория осталась заброшенной.
А в 1943 году, если вы помните, начинаются переговоры по открытию второго фронта. Я не стану утверждать, но как говорят историки, изучающие Великую Отечественную войну, негласным условием открытия фронта было введение погонов для личного состава и проведение мероприятий, обеспечивающих свободу религии не только на бумаге, но и на практике. 4 сентября 1943 года Сталин принял митрополитов Сергия, Алексия и Николая и дал согласие на избрание Патриарха, на создание Священного синода. Также было получено разрешение на открытие духовных учебных заведений (богословских курсов, духовных семинарий и академий), на издание «Журнала Московской патриархии», на увеличение числа православных приходов и открытие ранее закрытых православных храмов, на освобождение находившихся в заключении православных священнослужителей, на исполнение церковных служб священнослужителями, отбывшими срок своего заключения, и на открытие свечных заводов. Никто из истинно верующих не сомневается, что это послужило главной причиной победы. Я с большим уважением отношусь к религии, -признается Галина Владимировна. - То, что православие сыграло большую роль в становлении культуры, государства, нравственности, организации общества, отрицать никто из людей, кто хоть немного знает историю, не будет. Я хорошо помню урок «10 сталинских ударов». Речь идет о ряде крупнейших операций в Великой Отечественной войне, которые внесли решающий вклад в победу стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией во 2-й мировой войне. Все эти операции произошли после того, как в российских городах были открыты храмы и церкви, и в завершении всех молебнов стала произноситься молитва о победе. - В ноябре 1902 года в Иркутск приезжают Колчак и Матиссон, -возвращается Галина Владимировна к своей излюбленной теме, теме Гражданской войны. - До ушаковского мостика их довозят извозчики, которые ездят по линии тракта. Здесь, на бирже извозчиков, они пересаживаются на городского извозчика. Это место, где Колчак впервые ступил на Иркутскую землю. Это - первая трагичная линия в судьбе Колчака, связанная с Иркутском. Вторая линия проходит вдоль Знаменской улицы, ныне улицы Баррикад, где находится тюремный замок, в одиночной камере которого Колчак провел 15 дней. Его везут рано утром 7 февраля 20-го года, я убеждена, уже расстрелянного, нам навстречу по этой самой улице. Мы будем проезжать мимо замка, посмотрите - за ним расположена Знаменская гора, у ее подножия находилось арестантское кладбище. Террор был такой, что могил не хватало, а вырыть свежую могилу при температуре минус сорок невозможно. А ведь еще был заговор устроить побег! Работники тюремного замка были на стороне Колчака. Поэтому и было принято такое быстрое решение, с нарушением всех процессуальных протоколов: расстрелять и тело утопить. На расстрел выводили в нижнем белье. Поэтому никаких погонов на Колчаке быть не могло. Вот мы проезжаем тюремный замок. А там, где стоит деревянный крест, вероятно, находилась прорубь, где монахини брали воду и полоскали белье, и куда, собственно, опустили тело. Обстановка в городе была напряженная. Бабушка рассказывала, что иркутяне не выходили из подвалов. Иркутск был в страшной осаде. Третья линия ведет как раз от проруби, где утоплено тело, и сходится в одной точке, там, где стоит памятник, с другими двумя линиями. Поэтому, я считаю, лучшего места для памятника Колчаку нет. Памятник стоит на месте, где он ступил на иркутскую землю и где покинул ее.
- Сейчас мы находимся в Рабочей слободе возле церкви Казанской иконы Божией Матери. Территорию Ремесленной слободы можно уверенно назвать благодетельно-спонсорской. Здесь жили люди, обслуживающие центр Иркутска, ремесленники, зарабатывающие на жизнь своим трудом. Интересно, что первые ремесла появились в этом районе благодаря тюремному замку. Однажды городским властям надоело поить-кормить заключенных, и было принято решение устроить ремесленный дом. Начался осмотр заключенных. Были выявлены востребованные профессии. В «Губернских новостях» появляется сообщение об оказании целого ряда услуг, цены на которые были ниже обыкновенных. Сначала люди шли осторожно, потом тюремный замок оказался завален заказами. Потому что было много хороших специалистов. Особенно востребованы в деревянном городе были трубочисты. В конце концов, количество заказов стало таким, что тюремная администрация открыла в банке счет для арестантов, куда поступали отчисления, достаточные для того, чтобы построить дома и завести семью. Огромная часть улицы Баррикад - первые постройки бывших арестантов тюремного замка.
- В 1872 году на средства, собранные потомственным почетным гражданином Иркутска А. Сибиряковым, начинается строительство этого храма Казанской иконы Божией Матери. Александр Михайлович Сибиряков, который построил здание, где сегодня расположен музей истории Иркутска, решает разукрасить бедную рабочую слободу. Получился образец не обычной православной архитектуры, а псевдовизантийской. Композиция храма значительно отличается от всех предшествующих ему культовых зданий города. К сожалению, реставраторам не удалось восстановить былую роспись стен - не осталось никаких документов. Но художник Николай Мятиганов сотворил нечто необыкновенное. Эта церковь расписана в духе синодальной живописи.
- Улица Октябрьской революции сначала называлась Институтской, потому что здесь располагался первый институт благородных девиц, построенный на средства графини Лаваль, матери Екатерины Ивановны Трубецкой. Когда у графини появились внучки, она очень хотела дать им воспитание, какое получали в Петербурге. Поэтому она договаривается с властью и выделяет средства на строительство. Первой директрисой этого института была вдова одного из сыновей генерала Дорохова. Графиня Лаваль уговорила ее приехать в Иркутск. Расскажу интересную деталь. Когда у декабриста Муханова в Симферополе умерла любимая невеста Варенька Щаховская, которая прожила в Иркутске три года, думая, что Муханова переведут из Братска сюда, Муханов, конечно, очень грустил. Но ему разрешают покинуть Братск, он переезжает в Усть-Куду, и из Усть-Куды по праздникам приезжает в Иркутск. Здесь на одном из бомондов его знакомят с мадам Дороховой, они влюбляются друг в друга, назначается помолвка. Он строит дом по адресу Дзержинского, 45, но буквально накануне рано утром его находят мертвым в постели. Врачи диагностируют разрыв сердца.
- Проезжаем музей истории Иркутска. Этот великолепный дворец построил Александр Сибиряков на деньги, которые он получил после смерти своей родной сестры. Его сестра выходит замуж за чиновника Кладищева, ей выделяется большое приданое на каких-то определенных условиях. Когда через три года, не оставив наследников, сестра неожиданно умирает, часть приданого возвращается обратно в семью Сибиряковых. Не желая пользоваться этими деньгами, Алексей Михайлович полностью направляет их на строительство Кладищевского училища для детей бедной Преображенской слободы, где мы сейчас находимся. Здесь учились и девчонки, и мальчишки.
После того, как институт переезжает, улица получает название Шелашниковской в честь генерал-губернатора Шелашникова. Здесь, прямо за зданием автовокзала, расположен дом генерал-губернатора М.М. Сперанского (бывший флигель усадьбы Е.А. Кузнецова).
- Удивление и даже возмущение вызывает у меня памятник женам декабристов. В том, что это Мария Николаевна, нет никакого сомнения. Но это не Мария Николаевна Волконская - это Машенька Раевская, молодая, воздушная, в бальном платье. Когда мне приходится проводить экскурсии для молодежи, я, рассказывая им эту историю, понимаю, что они не знают, кто такая Машенька Раевская. Я говорю - это дочь генерала Раевского, которая влюбила в себя нашего прекрасного поэта. -Какого? - Пушкина, разумеется! За оду «Вольность» он молодым юношей был отправлен в ссылку в Одессу. Хохот: «В Одессу в ссылку?!» Начинаю смеяться вместе с ними. Пушкин влюбился в нее, посвятил ей огромное количество стихов. Вспомните, в «Полтаве» - Мария, в «Бахчисарайском фонтане» -
Мария, в «Кавказском пленнике» - Мария. Мария его не покидала никогда. Когда она, будучи замужем за Волконским, собиралась в Иркутск и прощалась в салоне Зинаиды Волконской на Тверской, Пушкин пришел проводить ее, и именно тогда у него родилась идея стихотворения «Во глубине сибирских руд...», которое он передал своим товарищам с Александрин Муравьевой.
- Жены декабристов были измученные, больные, несчастные женщины. Екатерина Трубецкая из-за болезни позвоночника не могла ходить. Мария Волконская в 41 год выглядит как старуха. Поставить им в Сибири памятник в виде фигуры женщины в бальном платье - это немыслимо. Возможно, я не права.
- Мы проезжаем 106-й квартал, который является подобием настоящей реставрации памятников деревянного зодчества. Здесь, конечно, переборщили. Но кружевная резьба очень красивая. И я читала в статье Марка Мееровича, что наши мастера сумели перенести каменный барочный стиль на дерево, и это была привилегия именно иркутских древо-резов. Но скажите мне, что это такое? Как попасть внутрь? Можем мы сделать этот кусочек Иркутска открытым для иркутян?
- Вот, наконец, улица Декабрьских событий, названная в память о событиях, которые случились в декабре 1919 года, - рассказывает экскурсовод. - Колчаковцы находятся в центре Иркутска с левой стороны улицы, ушаковский фронт, подпольный большевистский штаб которого располагался на улице Якутской - с правой стороны. На улице Декабрьских событий были сосредоточены силы белых и красных. Это была жестокая битва. Они дрались за эту улицу. Поэтому она и получила название Декабрьских Событий, но событий 1919 года. И, обратите внимание, белая сторона осталась нетронутой, ее потихоньку перенесут в 106-й квартал, а на красной стороне все сломали, строят новое, современное. Как уйти от этих сравнений,судьбоносных для нашего Иркутска?
- Мы завершаем нашу экскурсию на улице Карла Маркса, улице Большой. Это главная улица города, красивая, каменная, где нет усадеб и переулочек. Она возникла после июньского пожара 1879 года, когда правительство
принимает решение на центральных улицах в семи саженях по обеим сторонам строить только каменные дома. Погорельцы покупают места в 130-м квартале и быстро строят маленькие деревянные избушки. А эта улица начинает застраиваться купеческими особняками. Посмотрите, какая красота! Наши купцы немедленно приглашают архитекторов из Петербурга. Но откуда взялась эта замечательная эклектика? Потому что требование купцов было таково - делай как хочешь и что хочешь, но мой дом должен быть лучше дома моего соседа. Однако сами купцы здесь нежили, они сдавали эти роскошные здания в аренду, и здесь располагались ювелирные лавки, иллюзионы, магазины, банки, гостиницы, асами хозяева уходили наТрапезниковскую и Медведниковскую улицы, где жили в деревянных усадьбах, с баней, гостевым домиком, палисадником и огородом.
Надо сказать спасибо нашим бизнесменам зато, что они сохраняют улицу Большую, ее парадный вид, благодаря чему она остается действительно главной улицей нашего города.
Прогулка по городу в компании Галины Майоровой - это как путешествие во времени: открываются неизвестные страницы прошлого, неожиданные взаимосвязи и хитросплетения человеческих судеб, встают из небытия безвозвратно утраченные здания... Мы надеемся, что в новом году мы повторим нашу экскурсию и узнаем еще много увлекательных историй из жизни города, который мы любим.
МарияНосова
Журнал «Строим вместе» № 16(140), декабрь 2012 года