Два взгляда на Иркутск
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Работаянадномером, посвященнымархитектуреиистории, мы немоглинепобеседоватьспредседателемИркутскогорегиональногоотделенияОбществаохраны памятников (ИРОВООПИиК) В.А. Китаевым.
-ВладимирАлександрович, давайтепоговоримобИркутске.
- Разговор об Иркутске как о городе историческом, административном, как о городе, удобном или неудобном для жизни, в той или иной степени родном для каждого из нас, можно вести в двух основных плоскостях. На самом деле этих плоскостей огромное количество, целый спектр, но мы сегодня будем говорить только о двух из них: об Иркутске «извне», и об Иркутске «изнутри», для нас, для иркутян.
Взгляд«извне». Что Иркутску дает соседство с Байкалом? Конечно, Иркутск, несмотря на богатую историю, Байкалу проигрывает. Туристы приезжают сюда прежде всего чтобы побывать на Байкале, об Иркутске знают только как о предполагаемой транзитной точке. Но ведь нам, иркутянам, хочется видеть свой город интересным для приезжих.
Последние 15 лет, а то и все 25, мы говорим о том, что туристический бизнес должен давать региону и городу значительные деньги, вносить существенный вклад в городскую копилку. Но тогда надо думать, что предложить человеку, прибывшему сюда, кроме гостиницы. А наши градоначальники, заявляя,что превратят Иркутск в туристический центр, тут же раз за разом предлагают снести весь деревянный город. Хотя понятно, что никогда при современном финансировании, при сложных природных, геологических условиях мы не создадим новые архитектурные шедевры, сравнимые по значимости со стремительно растущим Гонконгом или другими крупными городами.
Я помню времена, когда страны западной Европы, решая сложные межгосударственные, межэтнические проблемы, создавали так называемые «Дома Европы» в тех странах, которые входили в ЕС. Тогда же начались существенные общественные подвижки и в нашей стране. Волонтеры из будущей единой Европы появились в Питере, в Москве, в Киеве, Минске и т.д., то есть на территории нашего необъятного Советского Союза. Часть из них докатилась и до Иркутска. И произошла интересная вещь: Дом Европы, действительно работающий, был образован именно в Иркутске. Формально существовали Дома Европы и в других городах Советского Союза, но и в Москве, и в Санкт-Петербурге весь коллектив состоял из 3-4-х старушек-пенсионерок, которые, собираясь на кухне, обсуждали городские проблемы. Это даже близко не подходило к серьезному уровню.
У нас же образовалась вполне структурированная большая организация. Я написал ее устав и был председателем совета директоров. Появившиеся позже акционерные общества исказили понимание сочетания «совет директоров», потому что в коммерческой структуре под этими словами подразумевается совершенно другое формирование. У нас в то время на самом деле был СОВЕТ директоров общественных организаций из России и из-за рубежа, который собирался в Иркутске 2-3 раза в год. Страны Европы были представлены, прежде всего, Францией, Германией, Бельгией и Италией. Реально можно говорить об итальянцах, французах и немцах. Причем до сих пор с частью директоров мы дружим, поздравляем друг друга с различными праздниками. То есть дом Европы был реальный. И эти люди первыми рассказали руководству города и области, насколько значим Иркутск в архитектурном отношении, насколько он интересен приезжим своей уникальной пластикой фасадов, неповторимой резьбой. Они впервые заговорили о типах резьбы. Хотя российские исследователи, например, Галина Владимировна Оранская, давным-давно все изучила и описала в своих трудах, но для властей это оставалось чем-то академическим. А тут приехали люди и рассказали, что только резьбы в Иркутске имеется 20 типов, из них четко выявленных 11 типов сквозной пропильной резьбы и 9 типов барочной, которая абсолютно неповторима. Это не просто отдельные примеры, это целые ТИПЫ резьбы, которые интересны не только профессионалам, но и простым людям, которые могут полюбоваться всем этим. На средства, собранные зарубежными общественными организациями, был восстановлен Кружевной дом, который теперь так и остался в памяти, как Дом Европы. Но тогдашнее руководство города предпочло сделать две, на мой взгляд, бессовестных вещи. Во-первых, оно выдавило общественные организации Дома Европы из этого помещения, а во-вторых, создало «подменку, муниципальное учреждение, назвав его «Дом Европы» и посадив в этом здании.
Меня до сих пор Катерина Ляйхт время от времени спрашивает, когда же руководство Иркутска скажет о том, что это на наши общественные, собранные в Германии, Франции и Италии деньги, были осуществлены первые реставрационные работы.
- Болеетого, сейчасэтот комплексзакрытдлясвободногопосещения, можнотолько полюбоватьсявнешнимифасадами. Дажеэкскурсоводыне могутпоказатьэтуусадьбуизнутрисвоимгруппам. Чтобыпопастьвнутрь, необходимо податьзаявкувмэрию, и тольковслучаеположительногоответагруппупропустят. Ноэтоженеправильно! Во-первых, невсегдазаранеезнаешь, когдабудетэкскурсия, аво-вторых, почемуэтоуникальное местозакрытоиотиркутян, и отгостейгорода ?
- Это как раз следствие той политики, которую ведет город по отношению к этому объекту. Здесь можно добавить только одно: сейчас в Германии ищут деньги для проведения в Иркутске международной конференции городских ландшафтников, то есть тех людей, которые занимаются городской пластикой, а также интересуются экстерьером зданий. Они даже не столько архитекторы, сколько художники, работающие на стыке архитектуры и дизайна. Эти люди добиваются того, чтобы был рассмотрен только один предмет - барочная архитектура Иркутска, которая для всего мира является единственным объектом, сохранившимся в такой полноте. Такого нет даже в старых деревянных городах России, а уж тем более Европы. Немцы это понимают, а у нас только-только проявились первые ростки понимания, потому что до сегодняшних дней все это искусство безжалостно вытаптывалось. Все попытки Общества охраны памятников говорить на эту тему встречали не то что косой взгляд, а прямое противодействие.
Взгляд«изнутри». Вторая плоскость, в которой мы сегодня поговорим об Иркутске, - внутренняя. Она не менее печальна, хотя, подводя итоги года, не хотелось бы говорить только о грустном. Город хорошеет, он становится более удобным, уютным. Силами горожан, особенно в 2012 году, Иркутск стал намного чище. Люди вдруг почувствовали, что жить в свинарнике не очень хорошо, и просто засучили рукава. Это здорово, это вселяет оптимизм, это нормально. Есть еще много проблем, но надеемся, что и они будут решаться.
Возьмем 130 квартал. Мы все, конечно же, понимаем, что когда вместо деревянных развалин на крутом глинистом грязном склоне появился новый квартал в нынешнем своем облике - это благо. И конечно, это хорошо, что он появился, и недаром населению он понравился. Но ведь это нравится как контраст для всех тех, кто еще помнит, что за безобразие совсем недавно было на этом месте.
Я помню и другую сторону, когда волонтеры из Питера, которых прежний губернатор пригласил решить эту важную городскую задачу, хотели снести все. Расчистить площадку и методом торцовки бревна наделать бревен-карандашей, по старым чертежам восстановить целый ряд сооружений. Рассматривалось даже строительство типовых усадьб из клееного бруса. А на этой территории 53 деревянных дома. Я беседовал на самом старте с этими людьми, и господин Перелыгин рассказал, что они вполне успешно преодолевают сопротивление ВООПИиКу себя в Питере, и найдут возможность это же сделать и в Иркутске. К счастью, им не удалось.
Но давайте посмотрим, что же в итоге получилось. По концепции развития 130 квартала, сделанной под руководством Е.И. Григорьевой, в центре должно было появиться огромное общественное пространство, с площадью и атриумом. Предполагалось ОБЩЕСТВЕННОЕ пространство - и по виду, и по функциям. Такого пространства в Иркутске до сих пор нет, и теперь уже, скорее всего, не будет. Если и появятся другие кварталы, которые так массированно и комплексно будут реставрироваться, подобных по масштабам площадей в них уже не выделишь. А что мы имеем взамен? Пятиэтажный торговый центр. И возникает вопрос: кто-нибудь из городских или областных властей знает, какое же количество торговой площади необходимо в центре города? Доколе мы будем строить торговые центры? Зачем их столько Иркутску?
Я предлагаю всем задуматься, что же мы, жители города Иркутска, предполагаем оставить своим детям, городу, соседствующему с Байкалом, этой природной мощью, которая смотрит как бы свысока на нашу с вами суету.
В завершение беседы хотелось бы воспользоваться случаем и поздравить иркутян, всех жителей Иркутской области с наступающим Новым 2013 годом, пожелать не терять себя в суете, сохранять здоровье семьи, ощущение любви к окружающему миру и понимание неповторимости каждого проживаемого мгновения.
ТатьянаАнненкова
Журнал «Строим вместе» № 16(140), декабрь 2012 года