Журнал «Строим вместе» - один из самых первых в Иркутске специализированных изданий об архитектуре, строительстве, недвижимости, строительных материалах и услугах

Материалы газеты

Иркутские архитекторы представили «Проект ре­культивации и реконструкции ландшафта памятника природы феде­рального значения Мыс Бурхан, остров Ольхон, озеро Байкал» на конкурсе «Ландшафтная архитектура-2010»

.

Андрей Ляпин

Схема расположения мыса Бурхан в структуре поселка Хужир

Интендантский сад

Александровский сад

У ландшафтных архитекторов России появилась национальная премия

В 2010 годунаXVIIIМеждународномфести­вале«Зодчество»вМосквевпервыечество­валиархитекторов, занимающихся ландшафтнымдизайном. Теперьиониполу­чиливозможностьдемонстрироватьобще­ственностисвоитворческиеотчетыв «Манеже». Квысшейархитектурнойнаграде - «ХрустальномуДедалу»добавиласьнацио­нальнаяпремияполандшафтнойархитектуре исадово-парковомуискусству. Вторже­ственнойатмосферелауреатыЛандшафтной премииполучилидипломыипамятныепо­дарки - бронзовыекубикислоготипамифе­стиваляиегоучредителей. Учредителями премиивыступилиСоюзархитекторовРос­сиииАссоциацияландшафтныхархитекто­ровРоссии. Стартроссийскойнациональной премииполандшафтнойархитектуреиса­дово-парковомуискусствуоказалсяуспеш­ным. Организаторыпланируютпревратить этособытиевежегодныйпрофессиональный праздникландшафтнойархитектуры.

Иркутская региональная организа­ция Союза архитекторов России на смотр-конкурс «Ландшафтная архитектура-2010» представляла «Проект ре­культивации и реконструкции ландшафта памятника природы феде­рального значения Мыс Бурхан, остров Ольхон, озеро Байкал». Эта работа от­мечена бронзовым дипломом, и сего­дня       мы       имеем       удовольствие встретиться с ее автором, доцентом кафедры архитектурного проектирования ИрГТУ, членом САР Андреем Александровичем Ляпиным, узнать подробности конкурса и мнение автора по другим вопросам, касающимся ландшафтной архитектуры.

-АндрейАлександрович, преждеуландшафтнойар­хитектурынебылосвоегоглавногосмотра-конкурсаина­градыимеющей  статуснациональнойпремии.   Чем вызваноеепоявлениесейчас?

- Американский ландшафтный архитектор Норман Ньютон так говорил о ландшафтной архитектуре: «Ландшафтная архи­тектура как искусство существует с тех времен, как существует человек. Как профессия ландшафтная архитектура насчитывает немногим более ста лет». То есть ландшафтных архитекторов начали готовить в самые последние годы XIX века. По существу, лишь в XX веке. Садовники, конечно, существовали, но это принципиально другая профессия. За рубежом сегодня ланд­шафтная архитектура обладает очень большими возможно­стями и   достигла такого значения, которого не было у нее никогда. В лучших образцах современных городов она является важнейшей составной частью городского развития. Посте­пенно и в нашей стране становится ясно, что ландшафтный ар­хитектор - специалист, который необходим современному поселению вне зависимости от его размеров. Он нужен в гра­достроительном планировании. Обязательно его присутствие и в туристической зоне. Профессионалы-архитекторы, дизай­неры, садоводы, дендрологи - все те, кто занимается ланд­шафтной  архитектурой  и ландшафтным  дизайном,  давно уверены, что без развития сферы ландшафтной архитектуры невозможно улучшение качества жизни в наших городах, селах. Чтобы жизнь людей была осмысленнее, каждый день они должны встречаться с прекрасным, видеть рядом с собой кра­соту природы, умело сохраненную и подчеркнутую профес­сионалами. Мастера ландшафтного искусства наполняют радостью повседневное существование людей.

Иркутские специалисты, занятые в сфере ландшафтного дизайна, также намерены расширять и улучшать всю сферу ландшафтной архитектуры в регионе. Союз архитекторов у нас в Иркутске начал активно поддерживать деятельность ланд­шафтных архитекторов. 25 января, в Татьянин день, нами была проведена встреча-совещание по проблемам развития ланд­шафтной архитектуры. Мы будем стремиться к тому, чтобы в Иркутске велась работа на уровне лучших мировых образцов ландшафтной архитектуры. Для этого нужны не только деньги, не менее важны профессионализм и понимание. С этой целью необходима организация секции ландшафтной архитектуры при Союзе архитекторов. Она нужна для пропаганды возмож­ностей современной ландшафтной архитектуры.

-Чтоизсебяпредставлялсмотр-конкурс«Ландшафт­наяархитектура-2010» ?

Фестиваль проходил с 28 сентября по 17 октября 2010 года на территории замечательного природного уголка в центре Москвы, популярного исторического паркового ланд­шафта - в филиале Ботанического сада МГУ «Аптекарский ого­род». Главная цель смотра-конкурса - продемонстрировать современные достижения России в области ландшафтного строительства, садово-паркового искусства и архитектуры. Свои работы представили более 75 авторов и авторских кол­лективов. Проекты и объекты распределились по следующим номинациям: «Реализованные объекты ландшафтного ди­зайна», «Реставрация и восстановление памятников садово-паркового искусства», «Концептуальные проекты».    Форма была принята по аналогии с тем, что проводит Союз архитек­торов. Участники состязания представляли свои работы на планшетах.

В составе жюри конкурса были ведущие российские ланд­шафтные архитекторы, учёные и специалисты, а также пред­ставители зарубежных стран. Возглавляла жюри Таисия Иосифовна Вольфтруб - президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России, сыгравшая большую роль в появлении этого конкурса и его организации. Жюри работало более не­дели и провело два тура голосования. На первом этапе были отсеяны слабые проекты и проекты, не соответствующие усло­виям конкурса. Затем авторам наиболее интересных работ была предоставлена возможность провести презентацию и более подробно рассказать членам жюри и всем желающим о своих объектах. Презентации продолжались несколько дней и были похожи на защиту дипломных проектов. После этого жюри провело второй тур голосования. Среди лауреатов моск­вичи уступили первенство Санкт-Петербургу, разделив призо­вые места с Волгоградом, Ростовом-на-Дону и другими городами.

-  Нестрашнобылоконкурироватьспроектамисто­личныхархитекторов, восстанавливающих  известные дворцовыепарки?

- Действительно, крупномасштабное восстановление ис­торических усадеб - генеральное направление ландшафтной архитектуры в России. Сегодня это очень востребованное на­правление ландшафтного дизайна, к тому же оно очень хорошо финансируется государством. И здесь российские архитекторы-ландшафтники демонстрируют достижения мирового уровня. Конечно, провинциальным ландшафтникам, и к тому же из Сибири, конкурировать с ними, мягко говоря, сложно. Поэтому после длительных размышлений мы пришли к вы­воду, что единственно правильным решением в этой ситуации будет выставить проект, отражающий специфику нашей земли и особенности работы на Байкале. В прошлом мы с Иваном Васильевичем Лисовым разработали проект по ре­культивации территории и восстановле­нию ландшафта возле знаменитого памятника природы на острове Ольхон - мыс Бурхан. Этот объект сам по себе замечателен и уникален, поэтому нашей целью было не создание чего-то нового, а подчеркивание красоты, своеобразия и уникальности места, созданного при­родой, восстановление ландшафта, разрушенного человеком. Когда мы на­чинали работу над нашим проектом, та­кого красивого вида на скалу Шаманку не было. Со стороны горы Шаманку за­гораживал склад топлива и горюче-сма­зочных материалов. Одной из первых наших рекомендаций была ликвидация или перенос склада. К нам прислуша­лись, и склад перенесли. Еще мы про­вели работы по предотвращению эрозии почвы и разборке различных строительных конструкций, трубопро­водов и сооружений транспортного на­значения. Высадили деревья.

Все это сделано довольно давно, и теперь уже очевидно, что мы пошли по правильному пути. Поэтому, взяв ста­рый проект за основу, мы продолжили в конкурсном  проекте  восстановление ландшафта и рекультивацию террито­рии мыса Бурхан на острове Ольхон. Мы существенно расширили террито­рию проведения работ, учли факторы, связанные с развитием туризма на Ольхоне. Если сейчас этот проект будет реализован, то улучшится состояние па­мятника природы, всех компонентов природной среды - деревьев, кустарни­ков, и это будет содействовать разви­тию экологического туризма. В новом проекте мы значительно усилили меро­приятия по контролю за состоянием природной среды, разместили объ­екты , которые возьмут на себя большую часть нагрузки от экологического ту­ризма. Таким образом, уровень благо­устройства повысится, несмотря на рост количества туристов. Также мы предусмотрели большой информацион­ный центр и музей археологии. В ре­зультате проект стал значительнее, придал территории еще большую устойчивость, как в природном отноше­нии, так и социальном. Новый проект сделан специально для конкурса и пока не реализован.

- Выупомянули, чтововремя реализациипервогопроектапро­велипосадкудеревьев. НонаОльхонеоченьсложныйклимат: ветра,почваизпескаикамней. Каквообще растительностьтамможетвыжить?

-   Старожилы  Ольхона рассказы­вают, что большая гора, которая нахо­дится рядом с мысом Бурхан, раньше была сплошь покрыта лиственницами. Местные жители, шаманисты, считали это место святым, домом для Бурхана и берегли его. Здесь не рубили де­ревьев, так продолжалось до 30-х годов, пока рядом не разместили    поселок Хужир. Сейчас от былых рощ остались единичные деревья. То, что сегодня там нет деревьев, это стихийная деградация природных территорий, следствие вме­шательства человека. Считалось, что природа все стерпит и выдержит. И в итоге - деревьев нет. Слой почвы на Ольхоне тонкий, и он гораздо быстрее подвергается эрозионным процессам, к тому же там еще и ветрено. Задача вос­становления лесного покрова - это одна из важнейших задач на территориях, прилегающих к мысу Бурхан. Когда де­сять лет назад мы проводили рекульти­вацию,     то     высадили     около     70 лиственниц. К сожалению, из всех ча­стей реализованного проекта лесопо­садки оказались наименее успешными. Большая часть саженцев была уничто­жена.

-   Практическина  всемпобе­режьеМалогоМорянетдеревьев. На базахотдыхаихактивностараются высаживать, причемихполивают, за ними  ухаживают,   но  практически ничегонеприживается. Естьлихоть какая-товозможностьприживления деревьеввэтихусловиях?

-   Конечно. Это вопрос добросо­вестности в отношении исполнения тех­нологических условий.   Если  дерево максимально  хорошо   подготовить  к специфическим условиям, организо­вать правильный уход за саженцами в течение того периода, пока они будут приживаться, то дерево будет расти. Если саженец обломить, если его объест корова - то дерево расти не будет. К сожалению, у нас не было воз­можностей ухаживать за посаженными лиственницами необходимое время, а местные жители отнеслись к ним равно­душно.

- Естьопределенныесложности приработескультовымиместами. Вашпроектучитывалэтуспеци­фику? Былолиувасобщениесша­манами?

Еще до начала проекта, в 1997 году по инициативе Все­российского общества охраны памятников истории и культуры и американской организации «Устойчивое развитие» меня при­гласили провести исследование ландшафтов Ольхона. Была создана рабочая группа, я был ее руководителем, и мы про­ехали весь остров, просмотрели все ландшафты. В составе группы был историк, и мы, обработав весь материал, собран­ный по истории и культуре Ольхона, по святым местам и т.д., подготовили доклад. Тогда мы встречались с местным шама­ном - Валентином Хагдаевым, обсуждали в том числе и буду­щий проект и предусмотрели в нем места для проведения ритуальных церемоний и встреч шаманистов. В новой версии проекта и даже на генплане можно увидеть, что все эти места существуют. Конечно, мы учитывали специфичность этого места, общались с местными жителями. Обязательно нужно, чтобы природный памятник, каким является мыс Бурхан, был включен в жизнь людей. При правильном, бережном отноше­нии к ландшафту воздействие на природу ритуальных встреч не так велико. Если предусмотреть благоустройство, можно даже пожарить барана, не ломая деревья в радиусе километра.

- ЕстьливИркутскепредпосылки, желаниеначатьвос­становлениестарыхусадеб, садов, популярноевЦент­ральнойРоссии?

В отношении ландшафтной архитектуры у нас ситуация принципиально отличается от европейской части России, где существует множество великолепных образцов садово-парко­вого искусства XVIII, XIX и частично XX веков. В Сибири этого никогда не было. Я не имею в виду придомовые плодовые сады. Такие сады были обязательной частью жилой усадьбы во всех городах России. Речь идет об общественных, публичных садах и парках. Традиция публичных садов в Иркутске появилась сравнительно недавно, приблизительно сто лет. Первые обще­ственные сады, увеселительные, как любили тогда говорить, были разбиты в Иркутске в двадцатых годах XIX века вблизи того места, где раньше стоял острог. Инициаторами этих начинаний стали архитекторы Алексеев и Лосев. Их идеи поддер­живал живший тогда в Иркутске российский реформатор Ми­хаил Сперанский. Затем появились сады частного назначения, которые сочетали природный ландшафт с аттракционами - Портнягинский и Синельниковский. В первом случае инициа­тором был купец Портнягин, в другом - губернатор Синельни­ков. Впоследствии Синельниковский сад стали называть Интендантским. Оба находились в долине Ушаковки. Это были места, любимые горожанами.

В 1880-х годах главой Иркутска стал Владимир Платонович Сукачев, и благодаря ему принципиально изменилась пла­нировка общественных садов и парков, она поднялась на новый уровень. Отдельно существующие сады для публики и благоустраиваемые пустыри соединялись в единую систему, образуя зеленое кольцо вокруг жилых кварталов Иркутска. Благодаря усилиям Сукачева появился сад, сначала носивший имя Владимира Платоновича, затем получивший название Детский.

Следующий этап работ по озеленению связан с формиро­ванием набережной. Именно в начале XX века, когда до Иркут­ска была проложена железная дорога, городские архитекторы озаботились более крупномасштабным городским благо­устройством. Когда решено было поставить памятник Алек­сандру III, всю близлежащую территорию существенно расширили и разбили Александровский сад. Он был завершен перед Первой мировой войной. Автором проекта стал один из ведущих садоводов России начала XX века, немец по про­исхождению, Регель. Это был самый модный петербургский, как мы бы сегодня сказали, ландшафтный архитектор. Тогда он был определен как проектировщик садов, предназначенных для увеселения и познания. Он был привлечен для планировки Александровского сада, впоследствии проект доработал ир­кутский архитектор Владимир Рассушин.

Но при всей моей любви к Иркутску и уважению работавших в нем архитек­торов, наши общественные сады не со­поставимы с такими объектами, как Архангельское, Кусково, Останкино в Москве, под Петербургом - Петродворец, Пушкин, Ораниенбаум, Гатчина. Это совершенно другой уровень исто­рических садов и парков. В Сибири этого нет, у нас другая ситуация.

-Икакиежепервоочередныеза­дачиследуетрешитьландшафтным архитекторамидизайнерамсибир­скихгородовсегодня, чтобыдостичь улучшениявсфереобустройстваго­родовиландшафтнойархитектуры?

В Сибири, по моему мнению, не­обходимо сосредоточить внимание на возможностях благоустройства, кото­рые предлагает ландшафтная архитек­тура для  городов.   Нужно  создавать общественные   пространства  -   пло­щади, бульвары, аллеи, тематические сады, наполнить города красотой ан­самблей природы и искусства. Аза пре­делами    городов    нужно    осознанно стремиться к сохранению природных ландшафтов, особенно уникальных. В этом отношении для нас особенно по­лезен американский опыт, их умение широко смотреть на региональное раз­витие,    сохраняя    природные   ланд­шафты,  максимально включать их в жизнь людей.

- Норазвиваягород, былобыло­гичновосстановитьито, чтомыутра­тили.

Конечно, надо это сделать, тем более, что восстановление утраченного возможно. Реставрацию старого делать нужно и в Сибири, но генеральным на­правлением все же должно стать круп­номасштабное ландшафтное планирование   вокруг   городов.   Нам нужно смотреть широко на территории, окружающие города и планировать раз­витие городов так, чтобы сохранить имеющиеся природные ландшафты. А потом уже, когда сформирована куль­тура отношения к природе и ландшафту, можно будет выбирать, как преобразо­вывать стихию строительства, которая, как мне кажется, у нас в городе не очень-то управляема.

- Начинаяс 2005 годавИркутске былвыполненрядпроектовпоре­конструкцииосновныхнашихскве­ров. Мыуженачалиприближатьсяк европейскомууровню?

Согласен, подвижки в отношении ландшафтного искусства у нас есть. На мой взгляд, самым важным из них было преобразование   Центрального парка культуры  и  отдыха в  мемориальный парк. Это решение вернуло нас не только к здравому смыслу, но и к сове­сти. Такой поступок вселяет надежду, что мы можем исправить допущенные в прошлом ошибки. По поводу же каче­ства самих проектов и их реализации можно сказать следующее: если срав­нить их с ландшафтным дизайном в ев­ропейских городах, то становится заметно, что мы не используем лучшего из мирового опыта и нам многое при­дется переделывать! Думаю, что нам давно пора уйти от приемов, использо­ванных сто лет назад, и начать приме­нять современные методики ландшафтного планирования. Если сравнить, какие типы озелененных территорий используются в городах Рос­сии и какие разрабатывают планировщики, и сравнить их с евро­пейскими аналогами, мы увидим, что попросту не имеем в профессиональ­ном наборе средств таких типов терри­торий, которые могли бы применить к нашему городу. Например, на сегодня одним из самых передовых методов восстановления устойчивости ланд­шафта, создания гармоничной здоро­вой среды для жителей с одновременным сохранением природы, является такой тип озелененной терри­тории как гринвэй - «зеленый путь». В России нет ни одного примера гринвэя. Мы еще даже не озадачены тем, чтобы хотя бы его представить. В наших горо­дах мы мыслим категориями ландшафт­ной архитектуры приблизительно столетней давности. Когда выезжаешь за рубеж, это отставание особенно за­метно. Поэтому в первую очередь нам необходимо просвещение, знакомство с лучшими образцами ландшафтного планирования. Нам необходимо лучше узнавать и использовать современные подходы с широким диапазоном воз­можностей. Было бы здорово сделать к юбилею города какие-то красивые, хо­рошо выполненные и долговечные ра­боты, на которые потом мы смогли бы ориентироваться в дальнейшем обу­стройстве нашего города.

- Естьлиужеконкретныепред­ложенияуландшафтныхархитекто­ровкюбилеюгорода?

- К сожалению, я не знаю ни одного конкретного проекта. У архитектурного факультета мало опыта в крупномас­штабном обустройстве площадей, улиц. Но мы думаем об этом и готовы поста­раться, чтобы к юбилею города были созданы хотя бы какие-то уголки с ис­пользованием достижений ландшафт­ного искусства.

 

СветланаТимохова

Журнал «Строим вместе» №2, 2011