Теория и практика саморегулирования в строительстве
Категория: Иркутская область : Справочная информация
Предыдущая статья | Следующая статья
ВконцепрошлогогодавГосударственной Думесостоялсякруглыйстолнатему«Переходксаморегулированию: опытстановления иперспективыразвития». ГлавнымпредметомобсуждениясталпроектдокладаминистраэкономическогоразвитияРоссийской ФедерацииПравительствуРоссийскойФедерации«ОбитогаханализапрактикиприменениязаконодательстваРоссийской Федерацииосаморегулируемыхорганизацияхвотдельныхсферахэкономическойдеятельности» . Средиключевыхтезисовдоклада прозвучалиследующие:
• на сегодняшний момент существует десять сфер «обязательного» саморегулирования и семь сфер «добровольного» саморегулирования;
• опыт развития саморегулирования в России можно считать положительным, несмотря на некоторые перегибы в отдельных отраслях;
• минэкономразвития ожидает от саморегулирования большей активности в области стандартизации, кроме того, важно, чтобы СРО стали площадками для досудебного урегулирования спорных ситуаций.
С точки зрения участников круглого стола, в отношении системы саморегулирования в строительстве доклад содержит ряд спорных утверждений. Основное противоречие заключается в попытке максимальной унификации законодательства о саморегулировании всего многообразия форм экономической деятельности с целью создать универсальный механизм, который будет применяться в независимости от сферы экономической деятельности. Это, по мнению специалистов, только усложнит развитие системы саморегулирования.
- Мы внимательно изучили доклад, заметил президент НОСТРОЙ Е. Басин. - Некоторые его позиции неверны. Авторы доклада выстроили критику Градостроительного кодекса РФ на моделировании лишь теоретически возможных конструкций, не имеющих практического подтверждения. Вместе с тем, - отмечает Е. Басин, - саморегулирование в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий представляет 400 СРО, объединяющих более 100 000 членов, что составляет около четырёх миллионов человек. Построение системы саморегулирования в строительстве по основным параметрам соответствует концепции Федерального закона «О саморегулируемых организациях»: сформирована внутренняя нормативная база, разработана и введена к добровольному применению система унифицированных документов, утверждены система стандартизации и добровольная система оценки соответствия. Для защиты потребителей строительной продукции в каждой СРО сформированы компенсационные фонды, которые в совокупности превысили 40 млрд руб.
Для более глубокого осмысления саморегулирования обратимся к терминологии. Российский ученый-экономист П.Крючкова в своей работе «Саморегулирование. Пособие для предпринимателей» дает следующее определение: «Саморегулирование - это институт, в рамках которого группой экономических агентов создаются, адаптируются и изменяются легитимные (не противоречащие установленным государством) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов, и объекты регулирования имеют возможность легитимно | управлять поведением регулятора (контролера)».
Подход П.Крючковой как бы противопоставляет государство и общество: государство главенствует - саморегулируемые организации выполняют все его требования. Такой подход нельзя назвать демократичным. Ведь и государство, и саморегулируемые организации являются равноправными партнерами в деле формирования саморегулирования. Нельзя противопоставлять субъекты саморегулирования между собой. Только совместными усилиями должны приниматься законы, направленные на развитие и совершенствование этой деятельности. В противном случае эффект может быть отрицательным.
Но, судя по всему, позицию П.Крючковой разделяют и государственные структуры, ответственные за переход от лицензирования к саморегулированию. Иными словами, государство пытается разработать законы, переводящие ту или иную отрасль на саморегулирование, а предприятия и организации выполняют эти законы. В случае перевода на саморегулирование строительной отрасли данный принцип не сработал. Строительные организации методично выступают против единоличного государственного вмешательства в дела отрасли. Основное их требование - сесть за стол переговоров и совместными усилиями разработать критерии и требования к СРО, допускам, страхованию, участию в аукционах и т.п.
Основная цель саморегулирования - предоставление населению более качественной продукции и услуг за счет более качественного взаимодействия между собой субъектов саморегулирования. Как известно, качество продукции и услуг достигается также за счет привлечения к производству квалифицированной рабочей силы. Следовательно, перед саморегулируемыми организациями в строительстве стоит задача оценить квалификацию инженерного состава при выдаче допуска и организовать процесс повышения квалификации специалистов строительных организаций. Эти требования прописаны в Градостроительном кодексе.
Исходя из требований системы менеджмента качества и сбалансированной системы показателей, системного и процессного подхода завершение какой-либо деятельности должно быть связано с анализом удовлетворенности потребителей. Следовательно, к основным функциям СРО относятся:
1) установление и/или изменение правил ведения ее членами хозяйственной деятельности;
2) установление санкций за нарушение установленных правил;
3) осуществление контроля над соблюдением правил организации;
4) применение санкций в случае обнаружения нарушения правил;
5) разработка и реализация процедуры внесудебного разрешения спорных вопросов между членами организации, а также между покупателями строительной продукции, дольщиками, субподрядчиками и членами саморегулируемой организации. К этому следует добавить такие функции, как организация повышения квалификации членов саморегулируемых организаций и организация взаимодействия с субъектами саморегулирования по вопросам совершенствования подходов к качеству продукции и услуг.
В рамках государства саморегулируемые организации в строительстве объединились в Национальное объединение (НОСТРОЙ), которое должно совместно с государством устанавливать и разрабатывать критерии членства в СРО и участвовать в разборе претензий потребителей продукции организаций, не состоящих в СРО. Сложность для Национального объединения будет состоять в том, чтобы найти общий язык с государством как субъектом саморегулирования и установить такие правила ведения деятельности в отрасли, которые максимально исключали бы наступление страховых случаев. Исходя из этого, Национальное объединение, вероятно, могло бы взять на себя ответственность за все нарушения в строительной отрасли, совершенные, в том числе, нечленами СРО. Компенсацию ущерба третьим лицам в этом случае также можно было бы осуществлять за счет Компенсационного фонда, при последующем взыскании в судебном порядке ущерба с нечленов СРО.
Очевидно, в сфере саморегулирования в строительстве еще остается много нерешенных вопросов. Так, например, в настоящее время идет спор относительно использования компенсационного фонда. Кроме того, до недавнего времени строителям не удавалось убедить Минэкономразвития и ФАС в необходимости установления предквалификационной оценки предприятий в случае их участия в аукционах, а также в необходимости установления нижнего предела стоимости контракта на аукционе. В отличие от проектных организаций, где повсеместно внедрена система менеджмента качества, строительные организации пока далеки от этого. Не отлажена до конца система проверок. С одной стороны, Ростехнадзор не справляется с плановыми проверками СРО, с другой - не все СРО занимаются проверками на должном уровне.
3 февраля 2011 г. на состоявшемся в Кирове совещании по вопросам жилищного строительства в регионах, Председатель Правительства В.Путин поддержал предложение Президента НОСТРОЙ Е.Басина изменить законодательство о госзакупках (ФЗ-94) и дал распоряжение Правительству подготовить изменения к апрелю 2011 года. Проблемы есть и в других сферах саморегулирования. Чтобы поделиться опытом и попытаться найти ответ на актуальные вопросы, на совещании было принято решение провести в марте-апреле 2011 года Всероссийский съезд саморегулируемых организаций.
В связи с этим кафедра экономики и управления инвестициями и недвижимостью (БГУЭП) 31 марта 2011 г. планирует проведение третьей конференции по вопросам совершенствования саморегулирования в различных сферах экономической деятельности. Организаторы мероприятия ставят перед собой задачу объединить научное и практическое сообщество в сфере саморегулирования для проведения ежегодных конференций, которые могли бы стать региональным аналогом Всероссийского съезда саморегулируемых организаций. К участию в конференции приглашаются руководители саморегулируемых организаций в различных сферах деятельности. - Более подробная информация опубликована на сайте кафедры ЭУИН www.invest.isea.ru. Зарегистрироваться на участие в конференции можно по адресу astafievsa@mail.ru.
СергейАстафьевк.э.н., доцентБайкальскогогосударственногоуниверситета экономикииправа
Журнал «Строим вместе» №2, 2011